НОД в старшей группе по ознакомлению детей с окружающим миром «Мы исследователи».
Воспитатель: Бехтерева И.В.
Цель: Формирование представления о воздухе, как газообразном веществе.
Задачи:
- дать представление о воздухе как газообразном веществе;
- познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- активизировать словарь;
- развивать интерес к опытническо-исследовательской деятельности;
- воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Оборудование: камни, стакан воды, пакет, резиновая груша, кусочек мела, таз с водой, пустой стакан, пробирки (воронки), воздушные шарики, весы, минеральная вода, пластилин, соломинка, зеркало.
Ход занятия:
Воспитатель: Отгадайте загадку: Такой большой,
Что занимаю мир,
Такой маленький,
Что в любую щель пролезаю (воздух).
- Правильно, а почему вы так решили? (воздух везде: вокруг нас, и под землёй, и на земле, и высоко в небе. Он может принимать любую форму, может заполнить любое пространство).
Предлагаю вам стать учёными и заняться исследованием воздуха. Вы знаете, кто такие учёные-исследователи? (ответы детей).
Нам предстоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает.
(одеваем халаты, прикрепляем визитки).
Вы готовы? Пройдёмте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.
Возьмём в руки камешек, сожмём его в руке. Какой он на ощупь? (твёрдый, жёсткий, крепкий).
Камень – это твёрдое тело. Какие ещё твёрдые тела вы можете назвать? (ответы детей)
А можно ли взять в руку воздух и сжать его? (нет)
Делаем вывод: воздух – не твёрдое тело.
Возьмём стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте, какая она? (прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса). Что такое вода?
Вода – это жидкость, её можно переливать из одного сосуда в другой, её можно пить.
Назовите другие жидкости (сок, кефир, молоко …)
Можно ли пить и переливать воздух? (нет)
Значит воздух – не жидкость, он не течёт.
Итак, мы узнали, что воздух нельзя сжать в руке. Значит, он – не твёрдое тело. Воздух не течёт, его нельзя пить. Значит он – не жидкость. А что же такое воздух. Воздух – это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха. Вот наше открытие.
Продолжим исследования.
Воздух невидим: как нам его обнаружить?
Опыт 1: Возьмём полиэтиленовый пакет и начнём скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему?
Вывод: он наполнен воздухом, но мы его не видим. (рисунок №1)
Опыт 2: Помашем ладонью около лица, подуем на ладонь. Что мы чувствуем? (ветерок, воздух движется).( рисунок № 2)
Вывод: движения воздуха мы можем ощущать.
Физкультминутка: Ветер тихо клён качает
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон, и два – наклон,
Зашумел листвою клён
Воздух есть везде: проверим это
Опыт 3: Возьмём резиновую грушу, сожмём её в руке. Что вы услышали? (свист, воздух с шумом выходит из груши). (рисунок № 3)
Опыт 4: Закроем пальцем отверстие резиновой груши и попытаемся сжать её. Она не сжимается? Что этому мешает? (ответы детей).
Вывод: воздух, находящийся в груше мешает сжать её.
Опыт 5: Бросим в стакан с водой кусочек мела. Что происходит? (видно, что из мела выходят пузырьки воздуха). (рисунок № 5)
Мы провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух, к какому выводу пришли?
Воздух есть везде – в пакете, в груше, в меле.
А теперь предлагаю вам продолжить исследования и выяснить, какими свойствами обладает воздух.
Занимает ли воздух место?
Опыт 6: Опустим перевёрнутый стакан в банку с водой. Что наблюдаете? (вода в стакан не вливается, т.к. там воздух). Теперь осторожно наклоним стакан, что произошло и почему? (вода влилась в стакан, воздух из него вышел в виде пузырей).
Опыт 7: Закроем воронку трубочки пальцем и опустим его в воду. Что произошло? (вода не поступает в воронку). Откройте отверстие воронки. Почему вода вошла в воронку? (воздух вышел из воронки, и туда влилась вода). (рисунок № 7)
Делаем вывод: воздух занимает место.
Имеет ли воздух вес?
Опыт 8: Возьмём 2 воздушных шарика. Кладём на весах. Что наблюдаем? (чаши весов неподвижны). Надуем 1 шарик. Чаша весов перевесила. Почему?
Вывод: чаша весов перевесила, значит, воздух имеет вес.
Если разрезать нитку на шарике, что произойдёт? (выйдет воздух)
Упражнение на дыхание «Шар лопнул» (резкие выдохи с шумом).
Имеет ли воздух силу?
Опыт 9: Наливаем в стакан минеральной воды и бросаем в неё пластилин. Почему пластилин падает на дно? (Он тяжелее воды).
Что происходит на дне? (он всплывает, т.к. на дне есть пузырьки воздуха, которые поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжёлый пластилин снова опускается на дно).
Вывод: Пластилин поднимается, значит, воздух имеет силу. (рисунок № 9)
А для чего нам нужен воздух? (для дыхания).
Мы провели опыты и узнали, как и где можно обнаружить воздух, какими свойствами он обладает. Знаем главное значение воздуха. Теперь я предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом.
Опыт 10: Возьмём стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и тихонько в неё подуем. Что вы наблюдаете? (пузырьки воздуха). Да это доказывает, что мы выдыхаем воздух. (рисунок № 10)
Опыт 11: Подышим на зеркало. Оно запотело. Почему? (предложения детей).
Поверхность зеркала стала влажной, т.к. вместе с воздухом мы выдыхаем мельчайшие капельки воды.
Положите руки на грудную клетку, вдохните. При дыхании она поднимается (расширяется) и опускается при выдохе (сжимается). Что происходит с лёгкими при дыхании? (ответы детей).
Вывод: при вдохе лёгкие расширяются при выдохе – сжимаются.
Опыт12: Возьмём воздушный шарик. Если его надуть, он наполняется воздухом (лёгкие при вдохе расширяются). Выпускаем воздух – сжимается (при выдохе).
Проделав ряд опытов, мы узнали, как воздух поступает в наше тело.
А можем мы не дышать? Нет!
Вывод: без воздуха нет жизни.
Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и каким воздухом?
Что приводит к загрязнению воздуха? (ответы детей)
Мы должны заботиться о своём здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым? (сажать деревья, не ломать и спиливать деревья, не топтать цветы).
Практическая работа: Посадка комнатного цветка. (рисунок № 11)
В группе наш воздух очищают комнатные цветы, и что бы наш воздух был ещё чище, давайте посадим цветок «Хлорофитум» в группе.
Итог занятия: в ходе занятия дети получили представление о воздухе, как о газообразном веществе, научились способам его обнаружения и узнали, что воздух есть в предметах и вокруг нас (опыт 1;2;3;4;5). Познакомились со свойствами воздуха: воздух занимает место (опыт 6;7), имеет вес (опыт 8) и
силу (опыт 9). Убедились, что мы дышим воздухом и, как воздух поступает в наше тело (опыт10;11;12). Выполнили практическую работу, посадив комнатный цветок для очищения воздуха в группе.