kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

НОД в старшей группе по ознакомлению детей с окружающим миром «Мы исследователи».

Нажмите, чтобы узнать подробности

НОД в старшей группе  по ознакомлению детей  с окружающим миром «Мы исследователи».

Воспитатель: Бехтерева И.В.

Цель:  Формирование представления о воздухе, как газообразном веществе.

Задачи:

          - дать представление о воздухе как газообразном веществе;

           - познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения;

           - активизировать словарь;

           - развивать интерес к опытническо-исследовательской деятельности;

           - воспитывать бережное отношение к окружающей природе. 

Оборудование: камни, стакан воды, пакет, резиновая груша, кусочек мела, таз с водой, пустой стакан, пробирки (воронки), воздушные шарики, весы, минеральная вода, пластилин, соломинка, зеркало.

                                                      Ход занятия: 

Воспитатель: Отгадайте загадку: Такой большой,

                                                         Что занимаю мир,

                                                         Такой маленький,

                                                         Что в любую щель пролезаю (воздух).

    - Правильно, а почему вы так решили? (воздух везде: вокруг нас, и под землёй, и на земле, и высоко в небе. Он может принимать любую форму, может заполнить любое пространство).

     Предлагаю вам стать учёными и заняться исследованием воздуха. Вы знаете, кто такие учёные-исследователи? (ответы детей).

   Нам предстоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает.

                                (одеваем халаты, прикрепляем визитки).

  Вы готовы? Пройдёмте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.

     Возьмём в руки камешек, сожмём его в руке. Какой он на ощупь? (твёрдый, жёсткий, крепкий).

     Камень – это твёрдое тело. Какие ещё твёрдые тела вы можете назвать? (ответы детей)

     А можно ли взять в руку воздух и сжать его? (нет)

     Делаем вывод: воздух – не твёрдое тело.

    Возьмём стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте, какая она? (прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса). Что такое вода?

Вода – это жидкость, её можно переливать из одного сосуда в другой, её можно пить.

     Назовите другие жидкости (сок, кефир, молоко …)

     Можно ли пить и переливать воздух? (нет)

     Значит воздух – не жидкость, он не течёт.

  Итак, мы узнали, что воздух нельзя сжать в руке. Значит, он – не твёрдое тело. Воздух не течёт, его нельзя пить. Значит он – не жидкость. А что же такое воздух. Воздух – это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха. Вот наше открытие.

     Продолжим исследования.

     Воздух невидим: как нам его обнаружить?

Опыт 1: Возьмём полиэтиленовый пакет и начнём скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему?

Вывод: он наполнен воздухом, но мы его не видим. (рисунок  №1)

Опыт 2: Помашем ладонью около лица, подуем на ладонь. Что мы чувствуем? (ветерок, воздух движется).( рисунок № 2)

Вывод: движения воздуха мы можем ощущать.   

  Физкультминутка: Ветер тихо клён качает

                                         Вправо, влево наклоняет.

                                         Раз – наклон, и два – наклон,

                                         Зашумел листвою клён

Воздух есть везде: проверим это

Опыт 3: Возьмём резиновую грушу, сожмём её в руке. Что вы услышали? (свист, воздух с шумом выходит из груши). (рисунок № 3)

Опыт 4: Закроем пальцем отверстие резиновой груши и попытаемся сжать её. Она не сжимается? Что этому мешает? (ответы детей).

Вывод: воздух, находящийся в груше мешает сжать её.  

Опыт 5: Бросим в стакан с водой кусочек мела. Что происходит? (видно, что из мела выходят пузырьки воздуха). (рисунок № 5)

Мы провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух, к какому выводу пришли?

Воздух есть везде – в пакете, в груше, в меле.

 А теперь предлагаю вам продолжить исследования и выяснить, какими свойствами обладает воздух.

    Занимает ли воздух место?

Опыт 6: Опустим перевёрнутый стакан в банку с водой. Что наблюдаете? (вода в стакан не вливается, т.к. там воздух). Теперь осторожно наклоним стакан, что произошло и почему? (вода влилась в стакан, воздух из него вышел в виде пузырей).

Опыт 7: Закроем воронку трубочки пальцем и опустим его в воду. Что произошло? (вода не поступает в воронку). Откройте отверстие воронки. Почему вода вошла в воронку? (воздух вышел из воронки, и туда влилась вода). (рисунок № 7)

Делаем вывод: воздух занимает место.

   Имеет ли воздух вес?

Опыт 8: Возьмём 2 воздушных шарика. Кладём на весах. Что наблюдаем? (чаши весов неподвижны).  Надуем 1 шарик. Чаша весов перевесила. Почему?

Вывод: чаша весов перевесила, значит, воздух имеет вес.

Если разрезать нитку на шарике, что произойдёт? (выйдет воздух)

 Упражнение на дыхание «Шар лопнул» (резкие выдохи с шумом).

   Имеет ли воздух силу?

Опыт 9: Наливаем в стакан минеральной воды и бросаем в неё пластилин. Почему пластилин падает на дно? (Он тяжелее воды).

     Что происходит на дне? (он всплывает, т.к. на дне есть пузырьки воздуха, которые поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжёлый пластилин снова опускается на дно).

Вывод: Пластилин поднимается, значит, воздух имеет силу. (рисунок № 9)

   А для чего нам нужен воздух? (для дыхания).

Мы провели опыты и узнали, как и где можно обнаружить воздух, какими свойствами он обладает. Знаем главное значение воздуха. Теперь я предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом.

Опыт 10: Возьмём стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и тихонько в неё подуем. Что вы наблюдаете? (пузырьки воздуха). Да это доказывает, что мы выдыхаем воздух. (рисунок № 10)

    Опыт 11: Подышим на зеркало. Оно запотело. Почему? (предложения детей).

Поверхность зеркала стала влажной, т.к. вместе с воздухом мы выдыхаем мельчайшие капельки воды.

   Положите руки на грудную клетку, вдохните. При дыхании она поднимается (расширяется) и опускается при выдохе (сжимается). Что происходит с лёгкими при дыхании? (ответы детей).

Вывод: при вдохе лёгкие расширяются при выдохе – сжимаются.

Опыт12: Возьмём воздушный шарик. Если его надуть, он наполняется воздухом (лёгкие при вдохе расширяются). Выпускаем воздух – сжимается (при выдохе).

    Проделав ряд опытов, мы узнали, как воздух поступает в наше тело.

А можем мы не дышать? Нет!

Вывод: без воздуха нет жизни.

   Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и каким воздухом?

     Что приводит к загрязнению воздуха? (ответы детей)

     Мы должны заботиться о своём здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым? (сажать деревья, не ломать и спиливать деревья, не топтать цветы).

Практическая работа: Посадка комнатного цветка. (рисунок № 11)

   В группе наш воздух очищают комнатные цветы, и что бы наш воздух был ещё чище, давайте посадим цветок «Хлорофитум» в группе.

Итог занятия: в ходе занятия дети получили представление о воздухе, как о газообразном веществе, научились способам его обнаружения и узнали, что воздух есть в предметах и вокруг нас  (опыт 1;2;3;4;5). Познакомились со свойствами воздуха: воздух занимает место (опыт 6;7), имеет вес (опыт 8) и

силу (опыт 9). Убедились, что мы дышим воздухом и, как воздух поступает в наше тело (опыт10;11;12). Выполнили практическую работу, посадив комнатный цветок для очищения воздуха в группе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«НОД в старшей группе по ознакомлению детей с окружающим миром «Мы исследователи».»

НОД в старшей группе по ознакомлению детей с окружающим миром «Мы исследователи».


Воспитатель: Бехтерева И.В.


Цель: Формирование представления о воздухе, как газообразном веществе.

Задачи:

- дать представление о воздухе как газообразном веществе;

- познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения;

- активизировать словарь;

- развивать интерес к опытническо-исследовательской деятельности;

- воспитывать бережное отношение к окружающей природе.


Оборудование: камни, стакан воды, пакет, резиновая груша, кусочек мела, таз с водой, пустой стакан, пробирки (воронки), воздушные шарики, весы, минеральная вода, пластилин, соломинка, зеркало.


Ход занятия:


Воспитатель: Отгадайте загадку: Такой большой,

Что занимаю мир,

Такой маленький,

Что в любую щель пролезаю (воздух).


- Правильно, а почему вы так решили? (воздух везде: вокруг нас, и под землёй, и на земле, и высоко в небе. Он может принимать любую форму, может заполнить любое пространство).


Предлагаю вам стать учёными и заняться исследованием воздуха. Вы знаете, кто такие учёные-исследователи? (ответы детей).

Нам предстоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает.

(одеваем халаты, прикрепляем визитки).


Вы готовы? Пройдёмте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.

Возьмём в руки камешек, сожмём его в руке. Какой он на ощупь? (твёрдый, жёсткий, крепкий).

Камень – это твёрдое тело. Какие ещё твёрдые тела вы можете назвать? (ответы детей)

А можно ли взять в руку воздух и сжать его? (нет)

Делаем вывод: воздух – не твёрдое тело.


Возьмём стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте, какая она? (прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса). Что такое вода?

Вода – это жидкость, её можно переливать из одного сосуда в другой, её можно пить.

Назовите другие жидкости (сок, кефир, молоко …)

Можно ли пить и переливать воздух? (нет)

Значит воздух – не жидкость, он не течёт.


Итак, мы узнали, что воздух нельзя сжать в руке. Значит, он – не твёрдое тело. Воздух не течёт, его нельзя пить. Значит он – не жидкость. А что же такое воздух. Воздух – это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха. Вот наше открытие.

Продолжим исследования.

Воздух невидим: как нам его обнаружить?


Опыт 1: Возьмём полиэтиленовый пакет и начнём скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему?

Вывод: он наполнен воздухом, но мы его не видим. (рисунок №1)


Опыт 2: Помашем ладонью около лица, подуем на ладонь. Что мы чувствуем? (ветерок, воздух движется).( рисунок № 2)

Вывод: движения воздуха мы можем ощущать.


Физкультминутка: Ветер тихо клён качает

Вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон, и два – наклон,

Зашумел листвою клён.


Воздух есть везде: проверим это?


Опыт 3: Возьмём резиновую грушу, сожмём её в руке. Что вы услышали? (свист, воздух с шумом выходит из груши). (рисунок № 3)


Опыт 4: Закроем пальцем отверстие резиновой груши и попытаемся сжать её. Она не сжимается? Что этому мешает? (ответы детей).

Вывод: воздух, находящийся в груше мешает сжать её.


Опыт 5: Бросим в стакан с водой кусочек мела. Что происходит? (видно, что из мела выходят пузырьки воздуха). (рисунок № 5)

Мы провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух, к какому выводу пришли?

Воздух есть везде – в пакете, в груше, в меле.


А теперь предлагаю вам продолжить исследования и выяснить, какими свойствами обладает воздух.

Занимает ли воздух место?


Опыт 6: Опустим перевёрнутый стакан в банку с водой. Что наблюдаете? (вода в стакан не вливается, т.к. там воздух). Теперь осторожно наклоним стакан, что произошло и почему? (вода влилась в стакан, воздух из него вышел в виде пузырей).

Опыт 7: Закроем воронку трубочки пальцем и опустим его в воду. Что произошло? (вода не поступает в воронку). Откройте отверстие воронки. Почему вода вошла в воронку? (воздух вышел из воронки, и туда влилась вода). (рисунок № 7)

Делаем вывод: воздух занимает место.


Имеет ли воздух вес?


Опыт 8: Возьмём 2 воздушных шарика. Кладём на весах. Что наблюдаем? (чаши весов неподвижны). Надуем 1 шарик. Чаша весов перевесила. Почему?

Вывод: чаша весов перевесила, значит, воздух имеет вес.


Если разрезать нитку на шарике, что произойдёт? (выйдет воздух)


Упражнение на дыхание «Шар лопнул» (резкие выдохи с шумом).


Имеет ли воздух силу?


Опыт 9: Наливаем в стакан минеральной воды и бросаем в неё пластилин. Почему пластилин падает на дно? (Он тяжелее воды).

Что происходит на дне? (он всплывает, т.к. на дне есть пузырьки воздуха, которые поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжёлый пластилин снова опускается на дно).

Вывод: Пластилин поднимается, значит, воздух имеет силу. (рисунок № 9)

А для чего нам нужен воздух? (для дыхания).

Мы провели опыты и узнали, как и где можно обнаружить воздух, какими свойствами он обладает. Знаем главное значение воздуха. Теперь я предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом.


Опыт 10: Возьмём стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и тихонько в неё подуем. Что вы наблюдаете? (пузырьки воздуха). Да это доказывает, что мы выдыхаем воздух. (рисунок № 10)


Опыт 11: Подышим на зеркало. Оно запотело. Почему? (предложения детей).

Поверхность зеркала стала влажной, т.к. вместе с воздухом мы выдыхаем мельчайшие капельки воды.


Положите руки на грудную клетку, вдохните. При дыхании она поднимается (расширяется) и опускается при выдохе (сжимается). Что происходит с лёгкими при дыхании? (ответы детей).


Вывод: при вдохе лёгкие расширяются при выдохе – сжимаются.


Опыт12: Возьмём воздушный шарик. Если его надуть, он наполняется воздухом (лёгкие при вдохе расширяются). Выпускаем воздух – сжимается (при выдохе).


Проделав ряд опытов, мы узнали, как воздух поступает в наше тело.

А можем мы не дышать? Нет!


Вывод: без воздуха нет жизни.


Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и каким воздухом?

Что приводит к загрязнению воздуха? (ответы детей)

Мы должны заботиться о своём здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым? (сажать деревья, не ломать и спиливать деревья, не топтать цветы).


Практическая работа: Посадка комнатного цветка. (рисунок № 11)

В группе наш воздух очищают комнатные цветы, и что бы наш воздух был ещё чище, давайте посадим цветок «Хлорофитум» в группе.




Итог занятия: в ходе занятия дети получили представление о воздухе, как о газообразном веществе, научились способам его обнаружения и узнали, что воздух есть в предметах и вокруг нас (опыт 1;2;3;4;5). Познакомились со свойствами воздуха: воздух занимает место (опыт 6;7), имеет вес (опыт 8) и

силу (опыт 9). Убедились, что мы дышим воздухом и, как воздух поступает в наше тело (опыт10;11;12). Выполнили практическую работу, посадив комнатный цветок для очищения воздуха в группе.
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
НОД в старшей группе по ознакомлению детей с окружающим миром «Мы исследователи».

Автор: Бехтерева Ирина Владимировна

Дата: 31.03.2016

Номер свидетельства: 313064

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект НОД для детей старшей группы Тема: «Что мы знаем о рыбах?»"
    ["seo_title"] => string(67) "konspekt_nod_dlia_detei_starshei_gruppy_tema_chto_my_znaem_o_rybakh"
    ["file_id"] => string(6) "546068"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1586535692"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства