НОД в старшей группе по социальному развитию. Тема: «На что и клад, коли в семье лад»
НОД в старшей группе по социальному развитию. Тема: «На что и клад, коли в семье лад»
В НОД расширяются представления детей о семье, распределении семейных обязанностей, о семейных ценностях. НОД способствовует развитию социально-нравственных ценностей (любовь к своей семье, детскому саду)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«НОД в старшей группе по социальному развитию. Тема: «На что и клад, коли в семье лад»»
НОД в старшей группе по социальному развитию.
Тема: «На что и клад, коли в семье лад»
Цель: Уточнение и расширение знаний о семье. Задачи: • Расширять представления детей о семье, распределении семейных обязанностей, о семейных ценностях. • Способствовать развитию социально-нравственных ценностей (любовь к своей семье, детскому саду) • Развивать эмоциональную отзывчивость, умение правильно понимать эмоциональные состояния других людей и активно выражать готовность помочь. • Обогатить представления детей о возрастном развитии человека. Предварительная работа: составление рассказов о своей семье, знакомство и разучивание пословиц о семье, разучивание стихотворений, игр-разминок, беседа с детьми о семье, разучивание песен о семье, о маме, составление семейных гербов, генеалогического древа, рассматривание семейных альбомов, рисование на тему «Моя семья», рисование портретов членов семьи. Оборудование: информационно-коммуникационные средства: магнитофон, ноутбук, проектор, экран ; фотографии сотрудников детского сада, детей, личные фотографии; коробка с шариками, поднос, стаканчики на которых наклеены картинки с изображением членов семьи.
Ход непосредственно – образовательной деятельности Воспитатель: Придумано кем-то Просто и мудро, При встрече здороваться: "Доброе утро!" - Доброе утро и солнцу и птицам! - Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым, Пусть доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам внимательно послушать стихотворение, а потом ответить на вопрос: о чём сейчас мы будем говорить? Самые дорогие и близкие люди для меня, Без которых мне прожить никак нельзя. Друг о друге мы заботимся всегда. Это моя дружная семья. За столом нас очень много- Папа, дедушка и я, Мама, бабушка, сестренка. Это вся моя семья. Воспитатель: Кто догадался, о чём мы сейчас будем говорить? (ответы детей: о семье) Воспитатель: Правильно, мы с вами поговорим о разных семьях. Воспитатель: Как вы думаете, можно ли нашу группу назвать семьей? Почему? Воспитатель: Воспитателей называют вторыми мамами. Почему? (Предполагаемые ответы детей: Они нас любят и заботятся, так же, как и мамы заботятся о нас ). Воспитатель: А хорошо ли вы знаете других сотрудников детского сада? Давайте пройдём в наш видеосалон и займём места. (Предлагаю занять места в видеосалоне, садимся около экрана) Воспитатель: Я покажу вам фотографии тех людей, которые заботятся о вас в детском саду. И вы расскажите об этом человеке: кто это? Как его зовут? И как он заботится о вас? (рассказы детей) Воспитатель: Вот это и есть вся большая дружная семья нашего детского сада. Воспитатель: Но кроме семьи нашего детского сада, у каждого из вас есть семья близких родственников. В нашей группе много ребят. У каждого из вас есть своя семья. Как вы думаете, семьи все одинаковые? Или, может быть, они разные? Чем они отличаются? (Предполагаемые ответы детей: Семьи все разные – бывают большие и маленькие. Люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, внешностью, они живут в разных домах, в разных квартирах). Ребята, вы хорошо знаете голоса своих близких. Сможете их узнать? Тогда давайте поиграем в игру «Узнай по голосу». Я предлагаю вам перейти в комнату отдыха. Родители оставили сообщение каждому из вас. Я предлагаю вам послушать запись и узнать голоса своих родителей. Кто узнает, поднимет руку. (Предлагаю послушать запись и узнать голоса своих родителей).
Дидактическая игра «Распределим обязанности» - Все члены семьи выполняют разную работу по дому. Перед вами стаканчики, на которых наклеены картинки с членами семьи и коробка с шариками. Вы должны, назвать какую работу они выполняют по дому, и положить шарик в соответствующий стаканчик. Выставляю перед детьми стаканчики, на которых наклеены картинки с членами семьи и коробку с шариками. Дети называют по одному виду работ и кладут один шарик в стаканчик. В конце игры подводится итог, кто из членов семьи выполняет больше всего обязанностей. (Предполагаемые ответы детей: Мама – стирает, гладит бельё, варит обед, моет пол, пылесосит; Папа – зарабатывает деньги, ремонтирует бытовую технику, чинит мебель, делает ремонт; Бабушка – готовит еду, шьёт, вяжет, стирает, стряпает пирожки; Дедушка – помогает бабушке, чинит мебель, выносит мусор, ходит в магазин). Воспитатель: А сейчас мы с вами отдохнём, и дружно маме поможем. Физминутка "Дружно маме помогаем" Дружно маме помогаем – Пыль повсюду вытираем. Мы белье теперь стираем, Полоскаем, отжимаем. Подметаем все кругом, И бегом за молоком. Маму вечером встречаем, Двери настежь открываем, Маму крепко обнимаем.
Психогимнастика «Мамино настроение» Воспитатель:- Ребята, я знаю, что все вы очень любите своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. Но, несмотря на это, иногда их огорчаете. Сейчас я буду вам называть поступки детей. Если вы считаете, что это хороший поступок то улыбнитесь, а если это плохой поступок – сделайте грустное лицо. - Сын полил комнатные цветы. -Дочка съела всю кашу. -Мальчик порвал книжку. - Ребята, а как надо поступить, если вы порвали книжку? - Дети убрали игрушки на место. - Девочка разбила чашку. - Если вы нечаянно разобьёте посуду, то что надо сделать? (извиниться) -Сын подрался во дворе. - А как надо играть? (дружно) А если вам, что то не нравится? (надо договариваться или обратиться за помощью к взрослому) - Дочка помыла посуду. -Мальчик вытер пыль.
Упражнение «Пожелание своей семье» Воспитатель: - А сейчас давайте, каждый из вас скажет пожелание своей семье. Какой бы вы хотели, чтобы была ваша семья. (Предполагаемые ответы детей: Я хочу, чтобы моя семья была дружная весёлая, здоровая, никогда не ссорились, больше времени проводили вместе). Воспитатель: Давайте перейдём в наш видеосалон. Ребята, вы у меня молодцы: дружно помогаете близким людям, отгадали все голоса своих родителей, хорошо знаете сотрудников детского сада. Я сейчас хочу вам показать ещё одну фотографию. (Предлагаю детям еще одну фотографию, на которой изображена я в раннем возрасте и предлагает детям узнать, кто изображен на фотографии.) - Как вы думаете кто на этой фотографии. (Дети угадывают.) (Показываю ещё несколько моих фотографий в хронологическом порядке.)
Игра: « Составление «поезда» из фотографий в хронологическом порядке “Я расту!”» Предлагаю каждому ребёнку найти свои фото и разложить последовательно и доказать, почему так разложили. (Варианты ответов детей: новорожденная, младенец, ходила в ясли и т. д. зависят от фотографий). Вопросы к детям. -Почему вы так разложили? - Что с вами происходило за это время? (ответы детей: росли) - Что будет дальше? (ответы детей: будем расти, станем взрослыми). Воспитатель: Вернёмся в наш видеосалон Читаю стихотворение: Волшебный символ жизни – семья, В нём капелька Отчизны, в нём – я. В нём папа, мама, братик, сестра, В нём маленький квадратик двора. В нём солнце, и берёзка, и дом, В нём всё согрето теплом. Воспитатель:- Посмотрите на экран. Кто умеет - прочитайте, пожалуйста. Что вы прочитали? (пословицу). Смысл данной пословицы вы обсуждали дома с родителями. Как вы понимаете эту пословицу? - В гостях хорошо, а дома лучше. (Как бы хорошо не было гостить у кого-либо, а дома все-таки лучше. И стены в доме помогают). Воспитатель:- Я предлагаю вам поиграть в «Строителей». Строить мы будем дом. Для этого нужно распределиться на 3 группы. - Задание для 1 группы: подобрать слова, которые можно связать со словом «Дом».- «Дом» – это… - Задание для 2 группы: найти слова, которые можно связать со словом «Семья». «Семья – это… - для 3 группы: придумать слова, которые вы можете предложить для крепости семейных отношений. «Что можно»…, «Что нельзя»… (Детям даётся время для обсуждения. Использую песочные часы длительностью 1 мин.) Воспитатель: Все группы готовы, осталось только построить дом. 1 группа готова? - Строительство дома начинается с фундамента. Слова 1 группы будут использованы для строительства фундамента. Предполагаемые ответы детей. Дом – это крепость, очаг, начало начал, кров, причал… Воспитатель:- Молодцы, фундамент дома готов. Начинаем строительство стен дома. (1 слайд) 2 группа: (Предполагаемые ответы детей: Семья – это мама, папа, я, бабушка, дедушка, сестра, брат, тётя, дядя, другие родственники). Воспитатель: Молодцы, строительство стен в доме завершено.(2 слайд) Воспитатель:- Осталось покрыть дом крышей. — Что нужно для крепости семейных отношений? Об этом нам расскажет 3 группа. Предполагаемые ответы детей: - Понимание, уважение, любовь, доверие, верность, терпимость, доброта, сочувствие). - Надо быть: быть внимательным, заботливым; помогать, ласковым, добрым, уверенным в себе, любить свою семью. - Нельзя: огорчать; ругаться; предавать; грубить; повышать голос; быть агрессивным; выплёскивать на других свой гнев, обиду; бездельничать, когда взрослые трудятся.
Воспитатель:- Наш дом построен. Молодцы ребята! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал частичку души. Дом согревает не печь, а любовь и согласие. Тогда дом будет красивым ухоженным, теплым, светлым, радостным (Слайд) Я желаю, чтобы в ваших семьях всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Предлагаю встать в большой круг. Воспитатель: Возьмемся за руки, друзья, Любите и храните счастье, Оно рождается в семье. Что может быть его дороже На нашей сказочной земле!