Просмотр содержимого документа
«НОД в старшей логопедической группе по теме "Животные жаркиз стран"»
НОД в старшей логопедической группе по теме: «Животные жарких стран»
Подготовила учитель-логопед Бязрова Л.Ю.
Коррекционно-образовательные цели: Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Зоопарк.Животные жарких стран и Севера» (животное,хищник,джунгли,север,льдина, метель,тундра,тигр,лев,зебра,
бегемот,носорг,крокодил,антилопа,обезьяна, белый медведь, северный олень,песец,морж,тюлень;хобот, клык,хобот,шерсть,добыча,охота;охотиться, бросаться, настигать, питаться; сильный, хищный, травоядный, мощный, крупный, быстрый, стремительный).
Обогащение экспрессивного словаря словами-антонимами. Совершенствование грамматического строя строя речи(образование и использование притяжательных прилагатальных, согласование слов в предложении).
Коррекционно-развивающие цели: Развитие связной речи, фонематического восприятия, навыков слогового анализа, координации речи с движением.
Оборудование: цветные квадратики, игра «собери картинки», мяч, предметные картинки по теме, мнемотаблица о животных, аудио запись: «голоса животных жарких стран».
Ход занятия
Организационный момент.
У нас сегодня 2 темы занятия: звуки и животные. А какие- вы угадаете сами.
Начнем мы сегодня занятие с «Гимнастики для ума». Ответьте мне на вопросы:
Самая болтливая птица (сорока).
Ночная птица (сова).
Число, следующее за числом шесть (семь)
Птица с желтой грудкой (синица)
Усатая рыба (сом)
Что видим, когда спим (сон)
Цвет моря (синий)
Насекомое, напоминающее вертолет (стрекоза)
– Какие звуки часто повторялись в словах? (Звук [с] и [с’]). Вот и первая тема-звуки С-Сь.
– Сегодня на занятии мы будем произносить звуки [с] и [с’] и искать слова, в которых эти звуки встречаются. А чтобы правильно произносить эти звуки надо сделать упражнения для губ и язычка.
Логопед даёт инструкцию. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину.
Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Ладони на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме.
Пальчиковая гимнастика: «Пальчики здороваются»
Чтение стихотворения. В джунглях звон везде летит, А по пустыне поутру
Если слон во всю трубит. Легко скакала кенгуру.
А у жирафа шея длинная, От солнца все в глазах искрится.
И все видать ему вокруг. С тигрятами лежит тигрица.
У зебры грива лошадиная, В далекой Африке за всех
Она для всех хороший друг. Отвечает храбрый лев.
Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (О животных жарких стран).
-Правильно. Это и вторвя тема нашего занятия
А как вы думаете, где они живут? (В Африке.)
Закройте глаза и представьте себе Африку. Пустыня... Вокруг - то желтые, мелкие, нежные как пудра, пески, то серые, выветренные камни. Знойное небо дышит жарой. Ни воды, ни кустика зелени. Это Африка. А рядом сплошная стена тропического леса: деревья, кусты, лианы. Листья на них толстые и сочные. Летают птицы, похожие на волшебные цветы. Здесь всегда сумрачно и влажно. Слышится рев хищников и визг обезьян. Это тоже Африка. Кроме Африки есть и другие жаркие страны — Австралия, Индия, Южная Америка, где живут эти животные.
Аудио запись: «голоса животных жарких стран»
1. Беседа о животных жарких стран. Отгадывание загадок.
Существует два вида слонов: африканские - самые крупные животные. Индийские — меньше. Слон - громадное животное. Шкура у него морщинистая, голая, без шерсти. Хобот длинный и упругий. Его слоны используют для того, чтобы срывать растения, подносить их ко рту. Из хобота слоны поливают себя водой или осыпают пылью. Если приучить слона, он будет хорошим помощником: деревья в лесу клыками выкорчевывать, большие камни с места на место перетаскивать. Слон - очень умное животное.
Логопед загадывает загадку:
- Кто имеет большой рог?
Отгадайте... (Носорог.) (Выставляется картинка.)
Почему он так называется?
А это кто? (Бегемот.)
Дети сравнивают двух животных. (Различия: носорог большую часть времени проводит на суше, а бегемот в воде. Окрас у носорога черный и белый, а у бегемота коричневый. У носорога есть рога, а у бегемота - нет. Сходство: они травоядные животные. Кормятся листвой, травой, корнями. Кормятся ночью.)
Выставляется картинка Кенгуру.
- Кенгуру животное Австралии. Передвигается прыжками. У него мощные сильные задние лапы и хвост, с помощью которого оно удерживает равновесие. На животе у кенгуру сумка, с находящимся таммаленьким детенышами. Кенгуру - это травоядное животное.
От копыт до головы. (Зебра.) (Выставляется картинка.)
Дети сравнивают двух животных.
Выставляется картинка «Верблюд»,
- Верблюды бывают двух видов: одно- и двугорбые. Они живут в жарких сыпучих песках. Верблюды дольше всех могут терпеть голод и жажду. На спине у них горбы, наполнены жиром. Неделю могут прожить они без еды и питья жир их прокормит. Питаются верблюды сухими травами и листьями пустынных растений.
Каких еще животных жарких стран вы знаете?
Что можете о них рассказать?
Дидактическая игра с мячом «Кто у кого?» У львицы - львенок, львята.
Ны-ны-ны - водой брызгают слоны. (Надувают щеки, как бы набирая воду, затем брызгают)
Яны-япы-яны - по веткам скачут обезьяны. (Дети изображают скачущих обезьян)
Психогимнастика Чистяковой М.А. «Вот так позы!» (развитие моторно-слуховой памяти и наблюдательности).
Играющие принимают позы различных животных, водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернуться в исходное положение.
Составление рассказа по мнемотаблице.
Логопед: Сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ по схеме.
Дидактическая игра «Добавь словечко» В Африке живут ловкие, хвостатые ... (Обезьяны)
В Африке живут большие, толстокожие ... (Бегемоты) В Африке живут сильные, гривастые ... (Львы)
В Африке живут пугливые, быстрые, волосатые ... (Зебры) В Африке живут пятнистые, длинношеие ... (Жирафы)