(Разогретыми ладошками проводят по лицу сверху вниз).
Пальчики сгребают
(Граблеобразными движениями проводят пальцами
Все плохие мысли,
от середины лба к вискам.)
Ушки растираем
(Растирают пальцами рук ушные раковины по краю
Сверху вниз мы быстро,
сверху вниз)
Их вперед сгибаем,
(Сгибают ушные раковины вперед)
Тянем вниз за мочки,
(Оттягивают уши вниз за мочки)
А потом руками
(Легко похлопывают щеки ладошками)
Трогаем мы щечки.
(Сибагатулина А.М.)
Знакомство с темой.
Ребята, к нам в гости пришел Ёжик из Волшебного леса и что-то принес. Что же это? Посмотрим. Письмо.
Письмо Котенка. Здравствуйте ребята! Этим летом я отдыхал у своей бабушки. И вот теперь возвращаюсь домой к маме. Моя дорога проходит через осенний волшебный лес. Здесь, в лесу, со мной произошла неприятная история. Я встретил Звукоеда. Вы знаете, какой он коварный. Звукоед заколдовал лесную тропинку. И теперь нужно ответить на все его вопросы о гласных звуках, об осенних деревьях, чтобы попасть домой. Иначе я больше никогда не увижу свою маму. Помогите мне, пожалуйста, ребята! - Ну что, ребята, поможем? (Да!) - Давайте вспомним, где проходит дорога Котенка? (Дорога проходит в осеннем волшебном лесу.) - Так как лес волшебный, значит и загадки будут не простые.
Совершенствование словаря.
- Давайте посмотрим, какие деревья растут в волшебном лесу? (Рябина, дуб, клен, осина, липа, береза, ива.) - У каждого дерева есть свои листочки. У каждого листочка есть свое имя. Вспомним, как они называются.
Лист рябины - …
Лист осины - …
Лист дуба - …
Лист березы -…
Лист клена - …
Лист липы - …
- Молодцы! Вы вспомнили название каждого листочка. Кто сможет ответить на такой вопрос: если у всех этих деревьев есть листья, то, как их можно назвать одним словом? (Лиственные)
Развитие дыхания и голоса.
Отгадайте загадку. Летом вырастают, а осенью опадают? (Листья)
- Давайте вспомним, что происходит с листьями до того как они начнут опадать? (Желтеют, краснеют, вянут) - Подует холодный осенний ветер и листья начнут опадать. Как называется это явление природы? (Листопад.) - Слово «листопад» простое или сложное? Из каких слов оно состоит? - Давайте покажем, как же дует ветер на волшебные осенние листочки.
Вдох носом. Плечи не поднимаются. Плавный выдох ртом, губы трубочкой. Следить, чтобы щёки не надувались.
Развитие кинестетической основы движения рук и артикуляторных движений.
Разозлился Звукоед и украл все листья с деревьев, чтобы наши гости не увидели волшебного листопада. Но, мы покажем Звукоеду, как наши волшебные «пальчики-листики» ложатся на волшебную полянку и поют свои песенки.
Листики волшебные на полянку сели, Листики волшебные песенку нам спели:
А
О
У
И
Ы
Э
Большой Указат Средний Безымянный Мизинец Ладонь Палец
Тихо – нормально – громко Громко-нормально-тихо
-Как, одним словом можно назвать все эти звуки? (Гласные) -Почему их назвали гласными? (Можно петь, не встречают во рту преграды) А вот и сам Звукоед. (Звукоед выставляется на доску.) Удивился он, рассердился, да призадумался. А мы пока с вами поиграем.
Преобразование слов. (существительные среднего рода мн. числа. в ед. число)
Закрепление нового понятия «ударный звук».
Так мы обрадовались, что решили поиграть. А поможет нам в игре звук «О», «ударный звук «О».
Будем изменять слово. Я вам даю много предметов, а вы мне – один.
Постарайтесь чётко и громко произносить звук «О» в своём слове; Выделить его голосом. Послушайте, как это сделаю я.
Игра с мячом «Много – один»:
окна – … (окно) перья – … (перо)
кольца – … (кольцо) стёкла – … (стекло)
брёвна – … (бревно) озёра – … (озеро)
сёла – … (село) вёдра – … (ведро)
гнёзда – … (гнездо) облака – … (облако)
окуни – … (окунь)
острова – … (остров) шила – … (шило), дела – … (дело), пальто – … (пальто), мыло – … (мыло);
Выделение ударного звука в слове (с опорой на картинки). Утрированное произнесение звука «О» в словах.
Закрепление нового понятия «ударный звук»..
«Волшебный дождь».
А теперь посмотрите на столы. Что это за капельки? Не знаете? А я знаю.
Посмотрите, какое облако заплыло к нам в комнату необычное, волшебное!
А ваши капельки – это волшебный дождик, который пролился из него.У меня есть ведёрко, в которое я хочу собрать волшебные капельки. Но ваша капелька упадёт в ведёрко только тогда, когда вы внимательно послушаете словечко которое принесла вам ваша капелька и найдёте в нём наш главный звук. Нужно так сказать это слово, чтобы мы тоже услышали в нём звук «О».
Звуковой синтез и анализ слова «сом».
Пока мы играли я услышала всплеск, и увидела такую крупную рыбу! Хотите узнать как она называется? Тогда ловите звуки, соедините их, может догадаетесь, какую я видела рыбу. «С» – «О» – «М»
Давайте обозначим каждый звук, который вы поймали фишками.
Индивидуальная работа с раздаточным материалом. (Разноцветные квадратики)
Физкультурная минутка:
Не под окном, а около
Катилось «О» и охала
«О» охала, «О» охала
Не под окном, а около.
Организация мини – диалога. Уточнение понятия предлога «около» Составление предложения с предлогом «около» по образцу.
Ребята, вы догадались, кто охал около окна? (буква «О») Правильно.
Буква «О» была около окна. А ты Егорка около кого сидишь?
Подразумевается ответ: «- Я сижу около Яны. А ты около кого сидишь?».
Дети задают однотипные вопросы друг другу и отвечают на них по цепочке.
Работа с буквой.
А я стою около нашего волшебного облака. Посмотрите, на какую букву оно похоже? (На букву «О».)
Построение буква с помощью пальцев рук (одной рукой, двумя руками вместе, двумя руками отдельно).
Демонстрация буквы.
Посмотрите на настоящую букву. Что я в руке держу? (Букву «О»).
Она черная, какая – то грустная, а мы можем сделать весёлые буквы.
У меня в руках простые шнурочки, но если вы постараетесь они превратятся в букву «О».
Выкладывание из шнурков буквы «О».
Обведение контура буквы пальцем.
Составление слогов с буквой «О».
У вас буква «О», а у меня другие буквы … Возьмите по одной.
Положите свою букву около буквы «О» или «рядом» с буквой «О» Кто-то положит спереди, кто-то сзади.
Теперь у вас две буквы. Получился слог. Прочитайте свой слог.
Динамическая пауза.
Листья осенние тихо кружатся
Кружатся на цыпочках. Руки в стороны.
Листья нам под ноги тихо ложатся
Приседают.
И под ногами шуршат, шелестят
Движения руками вправо - влево.
Будто опять закружиться хотят.
Поднимаются и кружатся.
(Нищева Н.В.)
Слоговый анализ слова.
Думал-думал Звукоед и решил загадать нам такую загадку: «Все слова состоят из слогов. Посчитайте, сколько слогов в названиях деревьев, которые вы видите». Составление слоговой схемы.
Звуковой анализ.
А тем временем Звукоед загадал нам с вами свою последнюю и самую трудную загадку. Надо отгадать загадку и составить звуковую схему слова – отгадки.
Кудри в речку опустила И о чем – то загрустила, А о чем грустит, никому не говорит. (Ива)
- Составьте звуковую схему слова ива. Разбор звуковой схемы и составление на доске. Вдруг Звукоед взял да и спрятал последний звук из схемы и говорит: «Вот вы и попались! Отгадайте, какой звук я спрятал? Какие звуки остались?» Затем Звукоед прячет первый, а потом второй звук. Закрепление: почему звуки называют гласными и согласными.
Итог занятия. Анализ работы детей.
Сегодня мы с вами помогли Котенку ответить на следующие загадки: - Что происходит с деревьями осенью? Что такое листопад? - Звуковую схему какого слова мы составляли? Выставляется Котенок.
Список литературы:
1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М.: Айрис-пресс, 2005. 2. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008. 3. Сибагатулина А.М. Конспект совместного занятия «Виды работ при коррекции речевых нарушений.» - М.; журнал Логопед, 23.07.2006.