Глаголы: блестит, переливается. шипит, не шипит, рисует.
Вводная часть:Дети становятся в круг
Игра «Пожелаем друг другу Доброе утро».
Воспитатель получает СМС о том, что «Музей удивительных камней»
приглашает ребят в гости.
Восп.: Ребята, что вы об этом думаете? (ответы детей: «хотим пойти!»)
Восп.: Но что бы пойти в музей нам надо вспомнить « Правила посещения музея»
(ответы детей, воспитатель выделяет самое главное из сказанного).
Дети попадают в Музей.
Восп.: Сегодня здесь выставлены экспонаты драгоценных камней (педагог показывает и называет камни, дети рассматривают их).
Восп.: Зачем человеку нужны драгоценные камни? (ответы детей: «из них делают украшения»)
Восп.: Драгоценные камни обладают удивительными свойствами: блестеть на свету, переливаться и поэтому человек делает из них ювелирные украшения. Ученые достаточно хорошо изучили свойства драгоценных камней, и знают как их обрабатывать, чтобы камушки проявили себя во всей своей красе!
Восп.: Понравилось вам в музее? А теперь пора возвращаться обратно в детский сад.
(идут по дороге и вдруг натыкаются на разбросанные камушки, поднимают и рассматривают их).
Восп.: Что это? (ответы детей : « тоже камни!») Как вы думаете они драгоценные? ( «нет они другие – простые»).
Восп.: Интересно, а какими свойствами они обладают?! Хотите проверим? (ответы детей)
Восп.: Тогда приглашаю вас в «лабораторию изучения камней».
Дети попадают в Лабораторию
Восп.: Проходите, пожалуйста, господа учёные! Наденьте на себя спецодежду и займите свои места! (подходят к столам, одевают халаты и превращаются в «учёных»).
Восп.: Напомните мне, господа учёные, порядок проведения опыта? (показывает схему)
Основная часть: Опытно – исследовательская деятельность.
Педагог показывает памятку, где изображен порядок выполнения работы:
глаза – внимательно рассматриваем,
рука – ощупываем, включаем тактильные ощущения,
карандаш - записываем результат в таблицу.
Исследуют камни с помощью лупы и разных материалов. Результаты исследования заносят в специальную таблицу.
Опыт 1.- Рассмотрите камни через лупу и отметьте в таблице, какого цвета ваш камень. (Дети делают зарисовки цветными карандашами).
Вывод: У каждого камня имеется свой цвет.
Опыт 2.- Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.
Потрогайте камень. Какой он на ощупь гладкий или шероховатый? Если гладкий поставьте букву «Г», если шероховатый, то букву «Ш». (Дети обследуют камень и заносят в таблицу нужную букву).
Вывод: Каждый камень имеет свою поверхность (гладкую или шероховатую).
Опыт 3 - Прислоните камешек к щеке. Он теплый или холодный?
Если теплый поставьте знак «+», если холодный, то знак «-» (Дети заносят данные ).
Вывод: Камни могут быть холодными или теплыми.
После окончания экспериментирования дети с помощью таблицы рассказывают о свойствах своего камня.
- Молодцы! Вы все сделали правильно! Вы работали очень быстро и дружно.
- Вы хорошо потрудились, а после большого труда полагается перерыв - пусть наши глазки и пальчики немного отдохнут.
Физкультминутка ( звучит музыка…дети танцуют).
Воспит.: Хотите ещё узнать секреты камней? - «Да» (садятся за столы, берут в руки мел).
Восп.: какой интересный камень, как же он называется? (ответы детей: «мел»)
Восп.: А научное название у него – ИЗВЕСТНЯК!
Опыт 4. Воспитатель берёт камень – известняк и нечаянно проводит им по листу бумаги.
Восп.: Ой камушек оставил след! (ребята тоже пробуют нарисовать мелом)
Вывод.: Камни могут рисовать.
Опыт 5 Что будет, если мы выдавим сок лимона на камень. Известняк начинает «шипеть», на этой поверхности появляются мелкие пузырьки. Оказываются, некоторые камни «шипят» на лимонный сок (результат заносят в таблицу).
Вывод: Камни могут шипеть.
Молодцы! Вы очень хорошо изучили свойства камней, и сумели правильно всё записать - это очень поможет нашим ученым сделать большой и важный доклад!
Итоговая часть: Время работы в лаборатории подошло к концу,
и нам снова пора возвращаться в свой детский сад! (подходят к доске где нарисована лесенка)
Восп.: Где мы сегодня были? (дети называют, а педагог рисует схематично: где были и что делали, затем предлагает ребятам прикрепить свои карточки-камушки напротив того рисунка-схемы, где ему больше всего понравилось. Воспитатель подводит итог.