КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО РИСОВАНИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ АППЛИКАЦИИ.
Воспитатель: Русмиленко А.Н.
Тема: «Белая береза под моим окном…»(старшая подготовительная группа).
Задачи:
Учить детей создавать выразительный образ заснеженной березы по мотивам стихотворения С. Есенина «Белая береза».
Продолжать учить детей сочетать в рисунке разные художественные материалы для передачи образа заснеженной березы.
Совершенствовать технические умения (умело пользоваться кистью: рисовать широкие линии всем ворсом кисти и тонкие линии – концом).
Формировать эстетический вкус. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
Наблюдение за деревьями на прогулке. Рассматривание изображений зимних деревьев на иллюстрациях в детских книгах. Знакомство с репродукциями картин И. И. Шишкина, И. И. Левитана, Ф. А. Васильева, И. Э. Грабаря, Ю.Ю. Клевера.
Материалы, оборудование:
Демонстрационный:
репродукции картин с изображением зимних пейзажей, образец воспитателя, мольберт, музыкальный центр.
Раздаточный: Тонированные листы бумаги, гуашевые краски, кисти разных размеров, баночки с водой, матерчатые салфетки, манная крупа, клей – карандаш, клеенки.
Ход НОД:
В групповой комнате воспитатель сообщает детям:
- Сегодня в нашей группе открылась выставка картин, и я предлагаю вам посетить эту выставку.
Дети под музыку входят в изостудию и встают около мольберта.
Воспитатель: -Дети, скажите, что художники изображали на пейзажных картинах?
Ответы детей: природу, лес, реки, море, поля, луга, рощи…
Воспитатель: - Правильно, они выбирали очень красивые или чем-то необычные виды природы (таинственный лес, глубоководная река, стремительный водопад, бушующее море, цветущий луг, золотая роща и пр.), любовались этими видами сами и с нами поделились своей радостью, нарисовав красивые картины.
Воспитатель: - И поэты тоже сочинили много красивых стихов о природе.
-Послушайте стихотворение С. Есенина «Белая береза»:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Воспитатель: -Ребята, скажите, какими словами поэт описывает красоту русской березки-красавицы? (пушистая, на ветках белая бахрома, горят снежинки в золотом огне, ветки в серебре).
Воспитатель: -Художники и поэты воспевают красоту природы разными средствами и способами.
Художники рисуют картины природы … (красками) на бумаге и на холсте. Картины художников мы можем увидеть глазами.
А поэты создают картины природы…(словами).
«Картины» поэтов мы не видим, а слышим и … (представляем) себе.
А еще мы можем поэтическую картину услышать, представить и нарисовать, как это делают художники.
Воспитатель: -Дети, а я уже нарисовала такую картину по услышанному стихотворению.
Посмотрите, какая красивая она получилась!
-Какие части можно выделить у дерева? (Ствол и ветви.)
-На что по форме похож ствол? (На столбик, палочку.)
-Какого цвета ствол?
-Посмотрите: в нижней части ствола крапинок больше, ствол почти черный, чем выше ствол, тем крапинок меньше.
-На что похожи веточки? (На прутики, ниточки.)
-Посмотрите: веточки у березы идут сначала вверх, затем повисают вниз вдоль ствола, береза как будто плачет, грустит о чем-то.
-Посмотрите: на веточках березы серебрится белый иней.
-Сейчас у нас зима, и поэтому я под березкой из манной крупы я сделала пушистый снег, а на небе над березкой так же из манки белые пушистые облака.
-Вам понравилась картинка?
-А сейчас я покажу вам, как можно ее сделать.
Воспитатель: - Но перед тем как мы приступим к рисованию, проведем физкультминутку.
Показ сопровождаю объяснением:
Воспитатель: - Передо мною лист тонированной бумаги, ствол в виде столбика вы умеете рисовать, поэтому он у меня уже нарисован. Я покажу вам, как надо рисовать ветки: черной краской концом кисти сначала с левой стороны сначала ведем линию вверх, затем закругляем ее и ведем вниз вдоль ствола. Теперь рисуем такую же веточку справа.
А теперь на каждой длинной веточке рисуем короткие веточки, которые смотрят вниз.
Я нарисовала только одну пару веток, а вы нарисуете еще две: одну, отступив немного от первой, и еще одну, отступив от второй.
- Пока сохнет ствол и ветви, я из манной крупы посыплю пушистые сугробы (показ): сначала клеем смажу место для сугробов и потом присыплю манной крупой. Облака буду делать таким же прием, наклею их вверху картины.
Воспитатель: -Пока, я делала сугробы и облака, краска на стволе высохла. Сейчас я нарисую крапинки на стволе: я окунаю кончик мягкой кисточки для рисования в черную краску, лишнюю снимаю о край баночки и начинаю рисовать крапинки-точечки на стволе: внизу ствола почаще, чем выше, тем меньше крапинок я рисую.
Воспитатель: -И теперь я беру жесткую клеевую кисточку, опускаю кончик ее в белую краску. Лишнюю краску убираю о край баночки и тычком кисти наношу снег на веточки (показ).
-Вот и получилась береза, которая принакрылась снегом, точно серебром.
-Давайте вспомним, с чего мы начнем создание работы? (Со ствола)
- Что нарисуем потом? (Ветви)
-Почему мы затем сделаем сугробы манной крыпы? (Чтобы высохла краска на стволе и ветках)
-Чем закончим работу? (Нарисуем крапинки на стволе и иней на ветках березы)
-Дети, можете приступать к работе.
Работа детей.
Общие указания:
-Рисуйте березу крупно, в середине листа одной прямой линией.
-После того, как нарисуете ствол и веточки, клеем смазываем то место для снега, посыпаем. Сделайте облака.
-В последнюю очередь нарисуйте крапинки на стволе и снег на ветках.
Индивидуальные указания:
На своем листе показать, как рисовать ствол, иней, сделать сугробы, облака.
Анализ детских работ:
Работы разложить.
Воспитатель: -Посмотрите, какая березовая роща у нас получилась.
-Мне очень понравилась работа … (называю имя ребенка).
На ней береза нарисована крупно, в середине листа. Веточки у березки тонкие, нарисованы кончиком кисти. Работа выполнена аккуратно.
Воспитатель: -А сейчас я предлагаю вам рассказать о работе вашего лучшего друга. Вы должны сказать, нравится ли вам картина, как размещена береза на листе бумаги, правильно ли окрашен ствол, нарисованы ветки. Аккуратна ли сама работа.
Воспитатель: -У вас получились замечательные рисунки. Сегодня на занятии мы еще раз убедились, как поэзия помогает лучше понять образ и передать его в рисунке.
Воспитатель: -Занятие окончено. Молодцы! У всех получилось!