Просмотр содержимого документа
«НОД по познавательному развитию "В школе фокусников"»
БДОУ г. Омска «Детский сад №358 комбинированного вида»
Открытый показ НОД
по познавательному развитию
в подготовительной группе №5 «Смешарики»
на тему «В школе фокусников»
подготовила воспитатель
Огородникова
Светлана Владимировна
Омск 2020
Конспект НОД по познавательному развитиюв подготовительной группе на тему «В школе фокусников»
Образовательная область:
-Познавательное развитие
Цель: формирование у детей представлений о бумаге, её свойствах.
Задачи:
- Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.
- Расширять представления детей о бумаге и ее свойствах
- Формировать у детей умение самостоятельно делать выводы на основе эксперимента.
- Воспитывать необходимость бережного использования бумаги
- Развивать словесно-логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение делать умозаключение.
Оборудование: Камни, мел, глиняная дощечка, береста, бумага, карандаш, острая палочка, чудо - дерево с бумажными листьями – схемами, игра «Из чего сделано», образцы бумаги, ножницы, миска с водой, цветы из бумаги, картонная бабочка, скотч, монетки
Предварительная работа: рассматривание альбома «Разные виды бумаги», проведение беседы на тему “Как бумага в наш дом приходит», игра «Из чего сделано», изготовление бумажных цветов и бабочек
Ход НОД:
- Ребята посмотрите, сколько гостей сегодня пришло к нам. Давайте поздороваемся.
Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам.
«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.
А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.
- Наши гости хотят посмотреть, какими вы стали, как вы выросли и повзрослели.
- Ребята, а кем бы вы хотели стать, когда станете совсем взрослыми?
- Ребята, а как вы думаете какая профессия самая загадочная и волшебная на свете? (фокусник)
- Давайте вспомним, кто такой фокусник? (Человек, который показывает фокусы) Фокус – это чудо, это сказка, это превращение
- А вы умеете показывать фокусы? (нет)
- Как вы думаете, а где можно научиться фокусам? (учимся писать и читать в школе, танцевать – в танцевальной школе, петь и играть на музыкальных инструментах- в музыкальной школе, фокусам – в школе фокусников)
- Хотите научиться некоторым фокусам, чтобы удивить и порадовать родных и близких?
- Что для этого нам нужно сделать? (отправиться в путешествие в школу фокусников)
- Тогда я предлагаю вам посетить «Школу фокусников». Все согласны отправиться в дорогу?
На месте дважды покружись!
В волшебной школе фокусников окажись!
- Ребята мы очутились в школе, где происходят различные чудеса, и фокусники изучают свойства какого-либо материала, с помощью которого будут показывать фокус. Ведь не зная свойств материала – фокус не получится.
- А какой сейчас изучают материал в «Школе фокусников» вам поможет загадка:
Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями,
Альбомом, книгой
И даже деньгами.
Что это? Догадайтесь сами! (БУМАГА)
- Давайте пройдем в волшебную лабораторию и поближе познакомимся с этим материалом. Работать будем в парах, помогайте друг другу при необходимости.
- Посмотрите, что это? Почему на столе лежат эти предметы, ведь мы будем говорить сегодня о бумаге? Что их связывает вместе?
В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Но им тоже нужно было общаться. Они оставляли друг другу послания на скалах, на стенах пещер, на камнях, на глиняных дощечках. Некоторые писали на пальмовых листьях. Ещё писали на коже животных. Её очищали от шерсти, растягивали, высушивали и писали. Такую кожу называли пергамент. А на Руси писали на берёзовой коре – бересте.
Попробуйте нарисовать линии на камне мелом, процарапать буквы на глиняных дощечках и бересте.
- Впервые бумага была изобретена в древнем Китае две тысячи лет назад. Они делали бумагу так: в большой каменный сосуд клали кору деревьев, щепки, наливали воду и долго растирали, пока не получалась каша без комков. Потом эту кашу выливали на рамку с сеточкой из шёлковых ниток и трясли, пока каша не разольётся по всей сетке ровным тонким слоем. Вода стекала, и на сетке оставался тонкий лист бумаги. Его снимали, сушили.
В наше время бумагу делают приблизительно так же.
2. Расскажите, пожалуйста, зачем нам нужна бумага? (для изготовления многих предметов используют бумагу)
Игра «Из чего сделано»
Распределить картинки по виду материала (бумага, стекло, металл, дерево, пластик, ткань)
- Предметы из стекла какие? (стеклянные) Из глины? Из металла?
- Какая группа предметов самая большая? (из дерева)
- Про что говорят «деревянный» или «деревянная»? (дом, посуда)
- Верно, эти предметы делают из цельного куска дерева.
- Про что можно сказать «бумажная» (салфетка, открытка, книга)
- Почему, как вы думаете? ( потому что эти предметы делают из переработанного дерева, из бумаги)
3. Ребята, посмотрите, какое необычное дерево растёт в лаборатории! Чем оно необычно? (Листья не настоящие, а бумажные)
- Это дерево поможет нам многое узнать о бумаге. На листьях написаны цифры.
Найдите лист с цифрой 1 (Снимаем лист с дерева)
1. изучи бумагу с помощью рук и глаз (схема рука и глаз)
- Посмотрите внимательно на образцы бумаги. Что вы можете о них сказать? (они разные)
Найдите образец, о котором можно сказать «гладкая» бумага, шершавая, толстая, тонкая, мягкая
- Как называется образец бумаги (картон, альбомная, бархатная, гофрированная, салфеточная, обойная, газетная, оберточная, тетрадная, туалетная, цветная)
- Какой можно сделать вывод? Вся ли бумага одинаковая? (бумага разная)
2. бумага мнется (схема волнистые линии)
возьмите по одному листу бумаги разной плотности (альбомная, картон, газетная, салфеточная) и сомните ее.
Пальчиковая гимнастика
Мы бумагу мяли, мяли,
Так, что пальчики устали.
Мы немножко отдохнем,
И опять ее помнем.
У всех бумага смялась? А всем легко ее было смять? Как вы думаете , почему у одна бумага легко смялась, а другая нет?
- Какой делаем вывод: бумага мнется, чем толще бумага тем она труднее мнется, а теперь попробуйте разгладить лист бумаги - нельзя мять книги и тетради
3.Бумага рвется (схема рваная бумага)
- Возьмите бумагу и начните рвать (картон, альбомная, газетная, салфеточная). Какую бумагу легче рвать, плотную или тонкую?
- Какой сделаем вывод: картон толще, чем бумага. Бумага рвется в зависимости от толщины: чем тоньше бумага, (дети договаривают) тем легче она рвётся
4. Бумага пластична (схема можно сгибать)
- Попробуйте согнуть бумагу и картон (цветная бумага, картон).
- Какой сделаем вывод: картон толще, чем бумага, бумага рвется и сгибается по легкости в зависимости от толщины.
5. Бумага режется (схема ножницы)
- Попробуйте разрезать ножницами сначала бумагу (цветная бумага, картон). Бумага разрезалась быстро и легко.
- Легко ли было разрезать картон? (возникли затруднения)
- Какой сделаем вывод: картон толще, чем бумага. Бумага режется в зависимости от толщины: тонкая бумага режется легче, картон - труднее.
6. Бумага намокает (схема капля)
-Этот значок нам показывает, что для следующего опыта нам понадобится вода. (салфетка, альбомная, картон, оберточная)
-Опустите в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее? (Ответы детей)
Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Дети: бумага боится воды, бумага материал непрочный.
7. Может бумага гореть (схема спички перечекнуты)
-Как вы думаете , что означают эти знаки? Опасно, нельзя делать самим.
-Что произойдёт, если бумагу поднести к огню? - ответы.- Правильно, бумага загорится.
-А это- очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму. Поэтому какой вывод мы можем сделать? - Надо быть осторожным с огнём, нельзя подходить к нему с бумагой.
«Помни правило – ты бумагу и огонь никогда один не тронь»
8.Из бумаги можно делать поделки и фокусы (схема шляпа фокусника)
А сейчас пришло время научиться некоторым фокусам.
- В школе фокусников ученики после занятий оставляют порядок. Давайте и мы уберем все со столов. (дети убирают образцы бумаги в корзину)
- Посмотрите, сколько мы сегодня бумаги использовали, как жалко ее выбрасывать! Ведь бумагу делают из деревьев, если мы каждый день будем использовать много бумаги, представляете, сколько деревьев пострадает!
- Ребята, есть ли какой-то способ спасти деревья?
-Что нужно делать с газетами и ненужной бумагой? (Их необходимо собирать в мусорные контейнеры с надписью «Для бумаги» или сдавать в специальный приёмный пункт. Оттуда их потом увезут на бумажную фабрику для переработки, и из старых газет получится новая бумага)
- Ребята, сегодня мы познакомились с процессом изготовления бумаги на фабрике, а завтра мы научимся самостоятельно изготавливать бумагу из макулатуры, из использованной сегодня бумаги. Поэтому мы бумагу не выбрасываем, а поставим пока в сторонку.
- Вы помните, зачем мы пришли в школу фокусников? (чтобы научиться делать фокусы и удивить близких)
- Надевайте невидимые шляпы фокусников и повторяйте за мной волшебные слова «Крибли, крабли, бумс!» Запомнили?
Фокус №1: «Живые цветы»
- Сейчас мы превратим бумажные комочки в цветы.
- Возьмите по комочки аккуратно положите на поверхность воды. Давайте скажем все вместе: «Вы комочки просыпайтесь, лепесточки открывайтесь! Крибли, крабли, бумс!»
Дети наблюдают за раскрытием лепестков.
Наши чудные цветки распускают лепестки.
- Как вы думаете, а в чем секрет этого фокуса?
- Почему лепестки стали раскрываться? (бумага впитывает в себя воду и лепесточки под тяжестью воды раскрываются, и ложатся на поверхность воды)
Фокус №2 «Приручаем бабочку»
Вырезать бабочек из бумаги и попробовать удержать их на указательном пальце.
Затем приклеить на кончики крыльев с обратной стороны по монетке и вновь попробовать приручить бабочку.
- Вам понравились фокусы?
Занятия в школе фокусников подходят к концу и нам пора возвращаться.
На месте дважды покружись!
В детском саду окажись!
- Что вы расскажите о нашем приключении родителям?
- С каким материалом мы работали в школе фокусников?
-Ребята, что вы нового узнали о бумаге? (ответы с опорой на листочки волшебного дерева)
Бумага бывает тонкая и толстая.
Бумага мнется.
Бумага рвется.
Бумага можно резать.
Бумага пластична, сгибается.
Бумага намокает.
Бумага горит.
Из бумаги можно делать поделки.
- Какое задание вам понравилось больше всего?
- Важно ли то, о чем мы сегодня говорили? (Поняли, что очень большим количеством бумаги пользуемся в жизни, что без бумаги очень трудно обходится человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относится к бумаге. Экономнее использовать ее в нашем быту: прочитанные книги и журналы не выкидывайте, а просите родителей сдавать их в макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь.)
- Молодцы, вы отлично сегодня поработали. Отвечали полными ответами…, не нарушали дисциплину…, помогали друг другу….
- Посмотрите, ребята на тарелочке лежат смайлики. Если вам понравилось изучать свойства бумаги, делать фокусы, и все получалось легко и просто, возьмите желтый смайлик
- Если не понравилось выполнять задания, было трудно, возьмите синий смайлик