kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

НОД "Одежда коми-пермяков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

НОД: «Одежда коми – пермяков».

Цель: знакомство детей с характерными особенностями национальной одежды коми-пермяцкого  народа.

Задачи:

Познакомить детей с национальной одеждой коми - пермяцкого народа;

Вызывать эмоциональный отклик на красоту и необычность коми - пермяцкого костюма;

Активизировать мыслительную деятельность детей;

Обогащать словарный запас детей, приобщать к коми - пермяцкому языку;

Оборудование: презентация, изображение мужчины и женщины в национальных костюмах, слова по теме «Одежда» на коми – пермяцком языке, карточки для закрепления.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Югыт юра, перыт кок!

Пуктö киэз парта вылö.

Велöтöмсö повторитны,

Знаннеэз öтлаö йитны,

Сюльзьыны-сернитны,

«Пяттез» получитны –

Сэтшöм талун миян мог.

2.Объявление темы и цели занятия.

Воспитатель заходит в группу в коми-пермяцком национальном костюме.

- Здравствуйте, дети! Бур лун дона ёрттэз!

- Я пришла к вам, чтобы показать и рассказать что-то очень важное и интересное. Хотите?

- Скажите, дети, как называется наше село?

- А край?

- Люди, какой национальности живут в нашем крае?

- Наше село – частичка Пермского края. До недавнего времени у нас был Коми-Пермяцкий автономный округ. Значит больше людей, какой национальности живут в нашем селе?

- Кто догадался, какой на мне костюм?

-Правильно, коми-пермяцкий и я коми-пермячка.

-Значит, тема сегодняшнего занятия….?(Коми – пермяцкий костюм)

-Сегодня на занятии мы узнаем…

Выясним…

Научимся…

Вспомним…

3.Основной этап.

-Я предлагаю сегодня отправиться в далекое прошлое нашего коми-пермяцкого народа, но нам надо сосчитать до 10 по коми – пермяцки. Кто умеет считать?

-Давайте я вам помогу (отiк, кык, куим, нель, вит, квать, сизим, кыкямыс, окмыс, дас) лопается шарик.

- Что вы увидели? (На слайде люди в коми – пермяцкой одежде)

-Обратите внимание, какие цвета преобладают в костюме? (Черный, красный, синий, белый)

-Из чего предки изготавливали ткань? (Лен)  Лён это растение. Сеяли на полях, вручную убирали и обрабатывали: мяли, выбивали, пряли, а потом ткали. Получали холст, он серого цвета. Холст красили настоем трав, коры деревьев. Из полученных материалов сами женщины кроили и шили одежду.

(На доске изображения мужчины и женщины в коми – пермяцких костюмах. У детей и на доске карточки со словами одежды на коми – пермяцком языке)

- И мужчины и женщины носили рубахи.  Обязательно вышитая у мужчин и женщин: ворот, грудь, спинка, рукава. По народному поверью считалось, что узоры – это обереги.

- Как на коми – пермяцком будет слово рубаха? (Йӧрнӧс)

- На верх рубахи женщины одевали сарафан. Как на коми – пермяцком будет слово сарафан?(Дубас)

- На сарафан - спереди передник. Как на коми – пермяцком будет слово передник? (Запон)

- Старинные женские головные уборы были 2-х видов: одни носили девушки, другие – женщины. До замужества девушка заплетала волосы в одну косу. Когда девушка выходила замуж, она должна была заплетать 2 косы и всегда ходить с покрытой головой. Считалось ходить без головного убора постыдным и опасным, на неё могли воздействовать нечистые силы.

-Как назывался женский головной убор? (Шамшура)

-Мужчины носили штаны в белую и синюю плоски. Как на коми – пермяцком будет слово штаны? (Вешян)

-Неотъемлемой частью одежды был пояс. Как назывался женский пояс? (Пӧкрӧм)

-Как назывался мужской пояс? (Кушак)

- Как вы думаете, зачем он был нужен, например, кушак мужчинам? (носили топор, всегда на нем висел мешочек с огнивом, потому что коми-пермяки в основном занимались охотой, брусок для точки косы). (А женщины носили ключи от сундуков).

Главное предназначение пояса – оберег. Люди верили в нечистую силу, знахарей и считали, что пояс оберегает от этого.

-На ногах наши предки носили лапти? Как на коми – пермяцком будет слово лапти? (Нинкӧммез)

В холодную зимнюю пору и женщины, и мужчины надевали пальто. Как на коми – пермяцком будет слово пальто? (Зипун)

4.Закрепление.

Дидактическая игра. (Воспитатель раздает карточки с одежной коми- пермяков, а дети подписывают на коми – пермяцком)

-Итак, мы с вами заглянули в прошлое, давайте возвращаться домой. Закроем глаза, сосчитаем до 10 по коми – пермяцки, повернемся вокруг себя. Откроем глаза, вот мы с вами снова очутились в школе.

5.Рефлексия.

Сегодня на занятии я узнал…

Было интересно.

Было трудно.

Из предложенных слов выберите те, которые подходят для вас.

Ощущал себя: хорошо, уверенно, смело, комфортно,   неуверенно, испуганно, сердито, грустно.

НОД: «Одежда коми – пермяков».

Цель: знакомство детей с характерными особенностями национальной одежды коми-пермяцкого  народа.

Задачи:

Познакомить детей с национальной одеждой коми - пермяцкого народа;

Вызывать эмоциональный отклик на красоту и необычность коми - пермяцкого костюма;

Активизировать мыслительную деятельность детей;

Обогащать словарный запас детей, приобщать к коми - пермяцкому языку;

Оборудование: презентация, изображение мужчины и женщины в национальных костюмах, слова по теме «Одежда» на коми – пермяцком языке, карточки для закрепления.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Югыт юра, перыт кок!

Пуктö киэз парта вылö.

Велöтöмсö повторитны,

Знаннеэз öтлаö йитны,

Сюльзьыны-сернитны,

«Пяттез» получитны –

Сэтшöм талун миян мог.

2.Объявление темы и цели занятия.

Воспитатель заходит в группу в коми-пермяцком национальном костюме.

- Здравствуйте, дети! Бур лун дона ёрттэз!

- Я пришла к вам, чтобы показать и рассказать что-то очень важное и интересное. Хотите?

- Скажите, дети, как называется наше село?

- А край?

- Люди, какой национальности живут в нашем крае?

- Наше село – частичка Пермского края. До недавнего времени у нас был Коми-Пермяцкий автономный округ. Значит больше людей, какой национальности живут в нашем селе?

- Кто догадался, какой на мне костюм?

-Правильно, коми-пермяцкий и я коми-пермячка.

-Значит, тема сегодняшнего занятия….?(Коми – пермяцкий костюм)

-Сегодня на занятии мы узнаем…

Выясним…

Научимся…

Вспомним…

3.Основной этап.

-Я предлагаю сегодня отправиться в далекое прошлое нашего коми-пермяцкого народа, но нам надо сосчитать до 10 по коми – пермяцки. Кто умеет считать?

-Давайте я вам помогу (отiк, кык, куим, нель, вит, квать, сизим, кыкямыс, окмыс, дас) лопается шарик.

- Что вы увидели? (На слайде люди в коми – пермяцкой одежде)

-Обратите внимание, какие цвета преобладают в костюме? (Черный, красный, синий, белый)

-Из чего предки изготавливали ткань? (Лен)  Лён это растение. Сеяли на полях, вручную убирали и обрабатывали: мяли, выбивали, пряли, а потом ткали. Получали холст, он серого цвета. Холст красили настоем трав, коры деревьев. Из полученных материалов сами женщины кроили и шили одежду.

(На доске изображения мужчины и женщины в коми – пермяцких костюмах. У детей и на доске карточки со словами одежды на коми – пермяцком языке)

- И мужчины и женщины носили рубахи.  Обязательно вышитая у мужчин и женщин: ворот, грудь, спинка, рукава. По народному поверью считалось, что узоры – это обереги.

- Как на коми – пермяцком будет слово рубаха? (Йӧрнӧс)

- На верх рубахи женщины одевали сарафан. Как на коми – пермяцком будет слово сарафан?(Дубас)

- На сарафан - спереди передник. Как на коми – пермяцком будет слово передник? (Запон)

- Старинные женские головные уборы были 2-х видов: одни носили девушки, другие – женщины. До замужества девушка заплетала волосы в одну косу. Когда девушка выходила замуж, она должна была заплетать 2 косы и всегда ходить с покрытой головой. Считалось ходить без головного убора постыдным и опасным, на неё могли воздействовать нечистые силы.

-Как назывался женский головной убор? (Шамшура)

-Мужчины носили штаны в белую и синюю плоски. Как на коми – пермяцком будет слово штаны? (Вешян)

-Неотъемлемой частью одежды был пояс. Как назывался женский пояс? (Пӧкрӧм)

-Как назывался мужской пояс? (Кушак)

- Как вы думаете, зачем он был нужен, например, кушак мужчинам? (носили топор, всегда на нем висел мешочек с огнивом, потому что коми-пермяки в основном занимались охотой, брусок для точки косы). (А женщины носили ключи от сундуков).

Главное предназначение пояса – оберег. Люди верили в нечистую силу, знахарей и считали, что пояс оберегает от этого.

-На ногах наши предки носили лапти? Как на коми – пермяцком будет слово лапти? (Нинкӧммез)

В холодную зимнюю пору и женщины, и мужчины надевали пальто. Как на коми – пермяцком будет слово пальто? (Зипун)

4.Закрепление.

Дидактическая игра. (Воспитатель раздает карточки с одежной коми- пермяков, а дети подписывают на коми – пермяцком)

-Итак, мы с вами заглянули в прошлое, давайте возвращаться домой. Закроем глаза, сосчитаем до 10 по коми – пермяцки, повернемся вокруг себя. Откроем глаза, вот мы с вами снова очутились в школе.

5.Рефлексия.

Сегодня на занятии я узнал…

Было интересно.

Было трудно.

Из предложенных слов выберите те, которые подходят для вас.

Ощущал себя: хорошо, уверенно, смело, комфортно,   неуверенно, испуганно, сердито, грустно.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«НОД "Одежда коми-пермяков"»

НОД: «Одежда коми – пермяков».

Цель: знакомство детей с характерными особенностями национальной одежды коми-пермяцкого народа.

Задачи:

Познакомить детей с национальной одеждой коми - пермяцкого народа;

Вызывать эмоциональный отклик на красоту и необычность коми - пермяцкого костюма;

Активизировать мыслительную деятельность детей;

Обогащать словарный запас детей, приобщать к коми - пермяцкому языку;

Оборудование: презентация, изображение мужчины и женщины в национальных костюмах, слова по теме «Одежда» на коми – пермяцком языке, карточки для закрепления.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Югыт юра, перыт кок!

Пуктö киэз парта вылö.

Велöтöмсö повторитны,

Знаннеэз öтлаö йитны,

Сюльзьыны-сернитны,

«Пяттез» получитны –

Сэтшöм талун миян мог.

2.Объявление темы и цели занятия.

Воспитатель заходит в группу в коми-пермяцком национальном костюме.

- Здравствуйте, дети! Бур лун дона ёрттэз!

- Я пришла к вам, чтобы показать и рассказать что-то очень важное и интересное. Хотите?

- Скажите, дети, как называется наше село?

- А край?

- Люди, какой национальности живут в нашем крае?

- Наше село – частичка Пермского края. До недавнего времени у нас был Коми-Пермяцкий автономный округ. Значит больше людей, какой национальности живут в нашем селе?

- Кто догадался, какой на мне костюм?

-Правильно, коми-пермяцкий и я коми-пермячка.

-Значит, тема сегодняшнего занятия….?(Коми – пермяцкий костюм)

-Сегодня на занятии мы узнаем…

Выясним…

Научимся…

Вспомним…

3.Основной этап.

-Я предлагаю сегодня отправиться в далекое прошлое нашего коми-пермяцкого народа, но нам надо сосчитать до 10 по коми – пермяцки. Кто умеет считать?

-Давайте я вам помогу (отiк, кык, куим, нель, вит, квать, сизим, кыкямыс, окмыс, дас) лопается шарик.

- Что вы увидели? (На слайде люди в коми – пермяцкой одежде)

-Обратите внимание, какие цвета преобладают в костюме? (Черный, красный, синий, белый)

-Из чего предки изготавливали ткань? (Лен) Лён это растение. Сеяли на полях, вручную убирали и обрабатывали: мяли, выбивали, пряли, а потом ткали. Получали холст, он серого цвета. Холст красили настоем трав, коры деревьев. Из полученных материалов сами женщины кроили и шили одежду.

(На доске изображения мужчины и женщины в коми – пермяцких костюмах. У детей и на доске карточки со словами одежды на коми – пермяцком языке)

- И мужчины и женщины носили рубахи. Обязательно вышитая у мужчин и женщин: ворот, грудь, спинка, рукава. По народному поверью считалось, что узоры – это обереги.

- Как на коми – пермяцком будет слово рубаха? (Йӧрнӧс)

- На верх рубахи женщины одевали сарафан. Как на коми – пермяцком будет слово сарафан?(Дубас)

- На сарафан - спереди передник. Как на коми – пермяцком будет слово передник? (Запон)

- Старинные женские головные уборы были 2-х видов: одни носили девушки, другие – женщины. До замужества девушка заплетала волосы в одну косу. Когда девушка выходила замуж, она должна была заплетать 2 косы и всегда ходить с покрытой головой. Считалось ходить без головного убора постыдным и опасным, на неё могли воздействовать нечистые силы.

-Как назывался женский головной убор? (Шамшура)

-Мужчины носили штаны в белую и синюю плоски. Как на коми – пермяцком будет слово штаны? (Вешян)

-Неотъемлемой частью одежды был пояс. Как назывался женский пояс? (Пӧкрӧм)

-Как назывался мужской пояс? (Кушак)

- Как вы думаете, зачем он был нужен, например, кушак мужчинам? (носили топор, всегда на нем висел мешочек с огнивом, потому что коми-пермяки в основном занимались охотой, брусок для точки косы). (А женщины носили ключи от сундуков).

Главное предназначение пояса – оберег. Люди верили в нечистую силу, знахарей и считали, что пояс оберегает от этого.

-На ногах наши предки носили лапти? Как на коми – пермяцком будет слово лапти? (Нинкӧммез)

В холодную зимнюю пору и женщины, и мужчины надевали пальто. Как на коми – пермяцком будет слово пальто? (Зипун)

4.Закрепление.

Дидактическая игра. (Воспитатель раздает карточки с одежной коми- пермяков, а дети подписывают на коми – пермяцком)

-Итак, мы с вами заглянули в прошлое, давайте возвращаться домой. Закроем глаза, сосчитаем до 10 по коми – пермяцки, повернемся вокруг себя. Откроем глаза, вот мы с вами снова очутились в школе.

5.Рефлексия.

Сегодня на занятии я узнал…

Было интересно..

Было трудно..

Из предложенных слов выберите те, которые подходят для вас.

Ощущал себя: хорошо, уверенно, смело, комфортно, неуверенно, испуганно, сердито, грустно.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
НОД "Одежда коми-пермяков"

Автор: Ведерникова Марина Леонидовна

Дата: 29.11.2021

Номер свидетельства: 593036


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства