НОД: «Одежда коми – пермяков».
Цель: знакомство детей с характерными особенностями национальной одежды коми-пермяцкого народа.
Задачи:
Познакомить детей с национальной одеждой коми - пермяцкого народа;
Вызывать эмоциональный отклик на красоту и необычность коми - пермяцкого костюма;
Активизировать мыслительную деятельность детей;
Обогащать словарный запас детей, приобщать к коми - пермяцкому языку;
Оборудование: презентация, изображение мужчины и женщины в национальных костюмах, слова по теме «Одежда» на коми – пермяцком языке, карточки для закрепления.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Югыт юра, перыт кок!
Пуктö киэз парта вылö.
Велöтöмсö повторитны,
Знаннеэз öтлаö йитны,
Сюльзьыны-сернитны,
«Пяттез» получитны –
Сэтшöм талун миян мог.
2.Объявление темы и цели занятия.
Воспитатель заходит в группу в коми-пермяцком национальном костюме.
- Здравствуйте, дети! Бур лун дона ёрттэз!
- Я пришла к вам, чтобы показать и рассказать что-то очень важное и интересное. Хотите?
- Скажите, дети, как называется наше село?
- А край?
- Люди, какой национальности живут в нашем крае?
- Наше село – частичка Пермского края. До недавнего времени у нас был Коми-Пермяцкий автономный округ. Значит больше людей, какой национальности живут в нашем селе?
- Кто догадался, какой на мне костюм?
-Правильно, коми-пермяцкий и я коми-пермячка.
-Значит, тема сегодняшнего занятия….?(Коми – пермяцкий костюм)
-Сегодня на занятии мы узнаем…
Выясним…
Научимся…
Вспомним…
3.Основной этап.
-Я предлагаю сегодня отправиться в далекое прошлое нашего коми-пермяцкого народа, но нам надо сосчитать до 10 по коми – пермяцки. Кто умеет считать?
-Давайте я вам помогу (отiк, кык, куим, нель, вит, квать, сизим, кыкямыс, окмыс, дас) лопается шарик.
- Что вы увидели? (На слайде люди в коми – пермяцкой одежде)
-Обратите внимание, какие цвета преобладают в костюме? (Черный, красный, синий, белый)
-Из чего предки изготавливали ткань? (Лен) Лён это растение. Сеяли на полях, вручную убирали и обрабатывали: мяли, выбивали, пряли, а потом ткали. Получали холст, он серого цвета. Холст красили настоем трав, коры деревьев. Из полученных материалов сами женщины кроили и шили одежду.
(На доске изображения мужчины и женщины в коми – пермяцких костюмах. У детей и на доске карточки со словами одежды на коми – пермяцком языке)
- И мужчины и женщины носили рубахи. Обязательно вышитая у мужчин и женщин: ворот, грудь, спинка, рукава. По народному поверью считалось, что узоры – это обереги.
- Как на коми – пермяцком будет слово рубаха? (Йӧрнӧс)
- На верх рубахи женщины одевали сарафан. Как на коми – пермяцком будет слово сарафан?(Дубас)
- На сарафан - спереди передник. Как на коми – пермяцком будет слово передник? (Запон)
- Старинные женские головные уборы были 2-х видов: одни носили девушки, другие – женщины. До замужества девушка заплетала волосы в одну косу. Когда девушка выходила замуж, она должна была заплетать 2 косы и всегда ходить с покрытой головой. Считалось ходить без головного убора постыдным и опасным, на неё могли воздействовать нечистые силы.
-Как назывался женский головной убор? (Шамшура)
-Мужчины носили штаны в белую и синюю плоски. Как на коми – пермяцком будет слово штаны? (Вешян)
-Неотъемлемой частью одежды был пояс. Как назывался женский пояс? (Пӧкрӧм)
-Как назывался мужской пояс? (Кушак)
- Как вы думаете, зачем он был нужен, например, кушак мужчинам? (носили топор, всегда на нем висел мешочек с огнивом, потому что коми-пермяки в основном занимались охотой, брусок для точки косы). (А женщины носили ключи от сундуков).
Главное предназначение пояса – оберег. Люди верили в нечистую силу, знахарей и считали, что пояс оберегает от этого.
-На ногах наши предки носили лапти? Как на коми – пермяцком будет слово лапти? (Нинкӧммез)
В холодную зимнюю пору и женщины, и мужчины надевали пальто. Как на коми – пермяцком будет слово пальто? (Зипун)
4.Закрепление.
Дидактическая игра. (Воспитатель раздает карточки с одежной коми- пермяков, а дети подписывают на коми – пермяцком)
-Итак, мы с вами заглянули в прошлое, давайте возвращаться домой. Закроем глаза, сосчитаем до 10 по коми – пермяцки, повернемся вокруг себя. Откроем глаза, вот мы с вами снова очутились в школе.
5.Рефлексия.
Сегодня на занятии я узнал…
Было интересно.
Было трудно.
Из предложенных слов выберите те, которые подходят для вас.
Ощущал себя: хорошо, уверенно, смело, комфортно, неуверенно, испуганно, сердито, грустно.
НОД: «Одежда коми – пермяков».
Цель: знакомство детей с характерными особенностями национальной одежды коми-пермяцкого народа.
Задачи:
Познакомить детей с национальной одеждой коми - пермяцкого народа;
Вызывать эмоциональный отклик на красоту и необычность коми - пермяцкого костюма;
Активизировать мыслительную деятельность детей;
Обогащать словарный запас детей, приобщать к коми - пермяцкому языку;
Оборудование: презентация, изображение мужчины и женщины в национальных костюмах, слова по теме «Одежда» на коми – пермяцком языке, карточки для закрепления.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Югыт юра, перыт кок!
Пуктö киэз парта вылö.
Велöтöмсö повторитны,
Знаннеэз öтлаö йитны,
Сюльзьыны-сернитны,
«Пяттез» получитны –
Сэтшöм талун миян мог.
2.Объявление темы и цели занятия.
Воспитатель заходит в группу в коми-пермяцком национальном костюме.
- Здравствуйте, дети! Бур лун дона ёрттэз!
- Я пришла к вам, чтобы показать и рассказать что-то очень важное и интересное. Хотите?
- Скажите, дети, как называется наше село?
- А край?
- Люди, какой национальности живут в нашем крае?
- Наше село – частичка Пермского края. До недавнего времени у нас был Коми-Пермяцкий автономный округ. Значит больше людей, какой национальности живут в нашем селе?
- Кто догадался, какой на мне костюм?
-Правильно, коми-пермяцкий и я коми-пермячка.
-Значит, тема сегодняшнего занятия….?(Коми – пермяцкий костюм)
-Сегодня на занятии мы узнаем…
Выясним…
Научимся…
Вспомним…
3.Основной этап.
-Я предлагаю сегодня отправиться в далекое прошлое нашего коми-пермяцкого народа, но нам надо сосчитать до 10 по коми – пермяцки. Кто умеет считать?
-Давайте я вам помогу (отiк, кык, куим, нель, вит, квать, сизим, кыкямыс, окмыс, дас) лопается шарик.
- Что вы увидели? (На слайде люди в коми – пермяцкой одежде)
-Обратите внимание, какие цвета преобладают в костюме? (Черный, красный, синий, белый)
-Из чего предки изготавливали ткань? (Лен) Лён это растение. Сеяли на полях, вручную убирали и обрабатывали: мяли, выбивали, пряли, а потом ткали. Получали холст, он серого цвета. Холст красили настоем трав, коры деревьев. Из полученных материалов сами женщины кроили и шили одежду.
(На доске изображения мужчины и женщины в коми – пермяцких костюмах. У детей и на доске карточки со словами одежды на коми – пермяцком языке)
- И мужчины и женщины носили рубахи. Обязательно вышитая у мужчин и женщин: ворот, грудь, спинка, рукава. По народному поверью считалось, что узоры – это обереги.
- Как на коми – пермяцком будет слово рубаха? (Йӧрнӧс)
- На верх рубахи женщины одевали сарафан. Как на коми – пермяцком будет слово сарафан?(Дубас)
- На сарафан - спереди передник. Как на коми – пермяцком будет слово передник? (Запон)
- Старинные женские головные уборы были 2-х видов: одни носили девушки, другие – женщины. До замужества девушка заплетала волосы в одну косу. Когда девушка выходила замуж, она должна была заплетать 2 косы и всегда ходить с покрытой головой. Считалось ходить без головного убора постыдным и опасным, на неё могли воздействовать нечистые силы.
-Как назывался женский головной убор? (Шамшура)
-Мужчины носили штаны в белую и синюю плоски. Как на коми – пермяцком будет слово штаны? (Вешян)
-Неотъемлемой частью одежды был пояс. Как назывался женский пояс? (Пӧкрӧм)
-Как назывался мужской пояс? (Кушак)
- Как вы думаете, зачем он был нужен, например, кушак мужчинам? (носили топор, всегда на нем висел мешочек с огнивом, потому что коми-пермяки в основном занимались охотой, брусок для точки косы). (А женщины носили ключи от сундуков).
Главное предназначение пояса – оберег. Люди верили в нечистую силу, знахарей и считали, что пояс оберегает от этого.
-На ногах наши предки носили лапти? Как на коми – пермяцком будет слово лапти? (Нинкӧммез)
В холодную зимнюю пору и женщины, и мужчины надевали пальто. Как на коми – пермяцком будет слово пальто? (Зипун)
4.Закрепление.
Дидактическая игра. (Воспитатель раздает карточки с одежной коми- пермяков, а дети подписывают на коми – пермяцком)
-Итак, мы с вами заглянули в прошлое, давайте возвращаться домой. Закроем глаза, сосчитаем до 10 по коми – пермяцки, повернемся вокруг себя. Откроем глаза, вот мы с вами снова очутились в школе.
5.Рефлексия.
Сегодня на занятии я узнал…
Было интересно.
Было трудно.
Из предложенных слов выберите те, которые подходят для вас.
Ощущал себя: хорошо, уверенно, смело, комфортно, неуверенно, испуганно, сердито, грустно.