НОД коммуникативная деятельность (развитие речи) Тема «Снежный колобок»
НОД коммуникативная деятельность (развитие речи) Тема «Снежный колобок»
Цель: Обучение связному, последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем.
Задачи:
Образовательные: учить детей передавать содержание рассказа «Снежный колобок» близко к тексту с наглядной опорой (схемы), без помощи вопросов воспитателя. Выделять в рассказе начало, середину, конец. Продолжать учить образовывать близкие по смыслу слова и подводить детей к пониманию однокоренные слова.
Развивающие: развивать монологическую речь детей, умение использовать в речи предложения разной грамматической структуры, развивать речевое внимание.
Воспитательные: вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, внимательно слушать речь окружающих.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: Обучение связному, последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем.
Задачи:
Образовательные: учить детей передавать содержание рассказа «Снежный колобок» близко к тексту с наглядной опорой (схемы), без помощи вопросов воспитателя. Выделять в рассказе начало, середину, конец. Продолжать учить образовывать близкие по смыслу слова и подводить детей к пониманию однокоренные слова.
Развивающие: развивать монологическую речь детей, умение использовать в речи предложения разной грамматической структуры, развивать речевое внимание.
Воспитательные: вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, внимательно слушать речь окружающих.
Демонстрационный материал: видеообращение от Деда Мороза, разнос , снежок, маркеры, доска, 3 ватмана А3, 3 круга (красный, желтый, зеленый).
Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе во время прогулок, работа со схемами, разучивание физкультминутки «ушки», рассматривание картины «Зимние забавы».
Ход :
Орг. момент (дети стоят полукругом).
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (зима)
В.-А в какие игры вы любите играть зимой на улице? (катаемся на санках, лепим снеговиков, кидаем снежки)
В.-Я для вас приготовила сюрприз, отгадайте, что это.
В руках он лепится легко.
Детишкам – развлечение. Холодный кругленький комок. Как же зовут его? (Снежок)
Воспитатель открывает накрытый разнос, в котором лежит снежок: «Мы сегодня поиграем в словесные снежки. Я бросаю снежок – задаю вопрос, а вы бросаете назад и быстро отвечаете».
В.- Как называется снежное одеяло, которое зимой всю землю укрывает? (снег)
В. - Как называется звездочка из снега? (снежинка)
В. - Как называется цветок, вырастающий из под снега? (подснежник)
В.- Как называется сани, бегущие на моторе по снегу? (снегоход)
В.- Как зовут внучку Деда Мороза? (Снегурочка)
В.- Как называется сказочный человечек, слепленный зимой из трех снежных шаров? (снеговик)
В.- Как называется природное явление, когда подает снег большими хлопьями? (снегопад)
В.- Как называется зимующая птица с красной грудкой, которая не боится морозов (снегирь)
В.- Теперь я перечисляю слова: подснежник, снеговик, Снегурочка, снегопад…
В.- Во всех названных словах спряталось короткое слово какое? (снег).
Видеозвонок от Деда Мороза. Дети подходит к экрану телевизора.
Д.М..-Здравствуйте ребята! (дети здороваются). Я звоню из далекого Великого Устюга. Сейчас у меня каникулы и я читаю книги. Хотите и вам расскажу одну увлекательную историю, которую написала Наталья Калинина «Про снежного колобка». Хотите?(да). Тогда слушайте внимательно.
«Гуляли ребята во дворе. Лепили из снега бабу. Алеша слепил снежный колобок. Нашел угольки – сделал глаза, нашел палочки - сделал нос и рот. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алеше оставлять на дворе колобок. Взял он его и положил в карман.
Пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Пообедали ребята, после обеда спать легли. А когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колобок.
Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика – лужа. Что такое? Открыли дверку, посмотрели, а из кармана – кап-кап-кап – вода капает. Поглядел Алеша в карман, а там нет колобка. Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки. А колобок где?» Помехи, связь теряется.
В.- Ребята, из-за технических помех связь прервалась и я не запомнила историю, а вы запомнили? (да).
В.- Присядем и вы поможете мне вспомнить, а я запишу… Дети присаживаются на коврик, педагог берет блокнот и ручку, «пишет».
В. – Ребята, я запомнила, что рассказ написала Наталья Калинина.
В. - А кто помнит, как назывался рассказ? (про снежного колобка)
Ответы на вопросы по тексту:
В.- Ребята, с чего начиналась история? (гуляли ребята во дворе)
В- Что делали дети во дворе? (дети лепили из снега бабу)
В. – Что слепил Алеша? (Алеша слепил снежный колобок). А из чего сделал нос, рот? (нашел угольки – сделал глаза, нашел палочки - сделал нос и глаз)
В. - А что было дальше? (поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад)
В.- А что Леша положил в карман? (снежный колобок положил в карман)
В.- Почему Алеша положил колобок в карман? (жалко Алеше оставлять на дворе колобок, взял он его и положил в карман)
В.- А что Леша сделал дальше, когда пришел в детский сад? (пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок)
В.- Да, да я вспоминаю. Пообедали ребята, после обеда спать легли.
В.- Когда Алеша вспомнил про колобка? ( а когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колобок)
В.- Что дети увидели в шкафчике? (около шкафчика –лужа. Что такое? Открыли дверку, посмотрели, а из кармана – кап-кап-кап – вода капает)
В.- Что случилось со снежным колобком? (поглядел Алеша в карман, а там нет колобка. Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки. А колобок где?)
В.- А нашел Леша свой снежный колобок? (нет). А что он нашел? (лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки)
В.- А как вы думаете, где колобок? (рассуждения детей)
В.- Ребята я записала все, что вы говорили, послушайте, что у нас получилось. Воспитатель читает по записям текст, как Алеша слепил колобка.
В. – Дети, как можно отразить эту часть рассказа в рисунке? (предложения детей). Воспитатель приглашает одного ребенка нарисовать рисунок №1, начало.
Далее, пересказ воспитателя о том, что было, когда Леша пришел в детский сад.
В. – Дети, как можно отразить эту часть рассказа в рисунке? (предложения детей). Воспитатель приглашает двух ребят нарисовать рисунок №2, середина.
Далее слушаем с детьми, что же случилось, когда Алеша проснулся после тихого часа.
В. – Дети, как можно отразить эту часть рассказа в рисунке? (предложения детей). Воспитатель приглашает одного ребенка нарисовать рисунок №3, конец.
В. - У нас получились схемы к нашей истории.
Физкультминутка.
В.- Ребята, дети в нашем рассказе, играли на улице, а там мороз. Давайте вспомним, как можно согреться.
Ушки вы свои найдите, Галине Владимировне покажите (дети тянут уши),
Ушко, кажется замерзло, растереть его так можно (трем уши ладошками),
Ловко с ними мы играем, вот так хлопаем ушами (оттопыриваем уши тыльной стороной ладошек).
А теперь мы тянем вниз, ушко, ты не оторвись (тянем за мочки ушей).
Раз-два, раз-два вот и кончилась игра (хлопка в ладоши),
А раз кончилась игра, наступает тишина (подносят указательный палец к губам).
Дети садятся на стульчики
В.- Скажите из каких частей состоит рассказ « Про снежного колобка » (начало, середина, конец). По ходу беседы с детьми к рисункам №1,№2,№3 приклеиваются на магнитах круги красный –начало истории, желтый – середина, зеленый - окончание истории.
В.- Ребята, кто сможет рассказать начало истории о снежном колобке? Расскажите про снежный колобок, используя схемы на доске (заслушать рассказ ребенка, начало).
В.- Кто хочет рассказать, что было дальше? (выслушать второго ребенка).
В.- Чем вся история закончилась? (выслушать одного желающего ребенка)
В.- Кто хочет рассказать всю историю с начала до конца (Выслушать 2 ребенка желающих?)
В.- Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо запомнили и пересказали историю деда Мороза.
Воспитатель убирает рисунок №3.
В.- Ребята, а что было бы, если какой-то части не было в рассказе, например конца? (надо было бы самим придумать, чем же история закончится). Например, начало истории? (непонятно, как в шкафу появился колобок). Воспитатель убирает рисунок №1.
В. - Ребята, вам понравилась история Деде Мороза? (ответы детей)
В. - Вам было трудно порассказать историю? (ответы детей)
В. - А что вам помогло при пересказе? (ответы детей)
В. – Скажите, что еще вам понравилось? (ответы детей)
В. – Ребята! А знаете, как не удобно получилось! Дед Мороз для нас историю рассказал? (рассказал). А как он узнает, понравилась ли она нам? Дома вы еще раз расскажите вашим родителям историю «про снежного колобка» и ее сами нарисуете. А мы ваши рисунки отправим почтой деду Морозу в Великий Устюг. Согласны? (Да)
В.-У нас с вами все получилось, давайте похлопаем себе.
КОНЕЦ.
Наталья Калинина «Про снежного колобка» Хотите….(да). Тогда слушайте внимательно
«Гуляли ребята во дворе. Лепили из снега бабу. Алеша слепил снежный колобок. Нашел угольки – сделал глаза, нашел палочки - сделал нос и глаз. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алеше оставлять на дворе колобок. Взял он его и положил в карман.
В.- Давайте вспоминать, ребята с чего начиналась история? (Гуляли ребята во дворе.)
В- Что делали дети во дворе (дети лепили из снега бабу)
В. – Что слепил Алеша (Алеша слепил снежный колобок.), а из чего сделал нос, рот снежному колобку? (Нашел угольки – сделал глаза, нашел палочки - сделал нос и глаз)
Пришел Алеша в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Пообедали ребята, после обеда спать легли. А когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колобок.
В. – А когда дети погуляли, что было дальше? (Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад.)
В.- А снежный колобок остался на улице?
В.- А что Леша положил в карман? (снежный колобок положил в карман) –Почему? Алеша положил колобок в карман (.Жалко Алеше оставлять на дворе колобок. Взял он его и положил в карман.)
В.- А что Леша сделал дальше, когда пришел в детский сад? (Пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок)
В.- Да. да я вспоминаю Пообедали ребята, после обеда спать легли А что вы делаете когда приходите с прогулки?
В.—А когда Алеша вспомнил про колобка?.( А когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику,)
В. - И что дети сделали?
Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика –лужа. Что такое? Открыли дверку, посмотрели, а из кармана – кап-кап-кап – вода капает. Поглядел Алеша в карман, а там нет колобка. Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки. А колобок где?» Помехи и связь теряется…
В.- Что дети увидели в шкафчике?. (около шкафчика –лужа. Что такое? Открыли дверку, посмотрели, а из кармана – кап-кап-кап – вода капает)
В.- что случилось со снежным колобком? (Поглядел Алеша в карман, а там нет колобка. Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки. А колобок где?»)
В.- А нашел Леша свой снежный колобок? (нет) а что он нашел? (Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки. А колобок где?») В.- «А как вы думаете где колобок?»
Почему Леша не нашел снежный колобок? (Рассуждения детей)
(читаю по своим ), В.- Ребята я записала все, что вы говорили, слушайте внимательно ведь вам придётся самим пересказывать и рисовать,...я вам зачитаю рассказ про снежного колобка