НОД художественно-эстетическое развитие «ЗИМУШКА-ЗИМА, ЗИМА СНЕЖНАЯ БЫЛА» ПЕТРИКОВСКАЯ РОСПИСЬ
НОД художественно-эстетическое развитие «ЗИМУШКА-ЗИМА, ЗИМА СНЕЖНАЯ БЫЛА» ПЕТРИКОВСКАЯ РОСПИСЬ
художественной литературы, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Цели: учить сравнивать содержание картин «Зима» И. Шишкина и «Сказка инея» И. Грабаря; вызывать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации, связанные с собственным опытом восприятия зимней природы; формировать эстетический вкус; учить правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы; создавать декоративную композицию в определенной цветовой гамме; совершенствовать умение производить звуковой анализ слова, называть слова с заданным ударным звуком; развивать композиционные умения: в центре помещать самые крупные цветы, к краям – помельче, умение рисовать всем ворсом кисти и ее концом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«НОД художественно-эстетическое развитие «ЗИМУШКА-ЗИМА, ЗИМА СНЕЖНАЯ БЫЛА» ПЕТРИКОВСКАЯ РОСПИСЬ»
НОД художественно-эстетическое развитие «ЗИМУШКА-ЗИМА, ЗИМА СНЕЖНАЯ БЫЛА» ПЕТРИКОВСКАЯ РОСПИСЬ
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество».
Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Цели: учить сравнивать содержание картин «Зима» И. Шишкина и «Сказка инея» И. Грабаря; вызывать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации, связанные с собственным опытом восприятия зимней природы; формировать эстетический вкус; учить правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы; создавать декоративную композицию в определенной цветовой гамме; совершенствовать умение производить звуковой анализ слова, называть слова с заданным ударным звуком; развивать композиционные умения: в центре помещать самые крупные цветы, к краям – помельче, умение рисовать всем ворсом кисти и ее концом.
Планируемые результаты: составляет небольшой рассказ о снеге и снежинках, употребляя в речи сравнительные прилагательные, синонимы и однокоренные слова; знает названия прочитанных стихотворений и фамилии авторов; определяет жанр прослушанного музыкального произведения, его характер и настроение; имеет представление об истории возникновения петриковской росписи, особенностях техники выполнения; выполняет рисунок узора в стиле петриковской росписи разными способами; эмоционально реагирует на красоту изделий народных промыслов.
Материалы и оборудование: таблицы «Петриковская роспись»;бумага белая или светло-желтого, бледно-оранжевого оттенка размером в альбомный лист, акварельные краски.
Содержание организованной деятельности детей
1. Вводное слово воспитателя.
– Снежная королева превратила букет цветов в белые снежинки. Давайте расколдуем красочные цветы.
2. Беседа о зиме.
– Каждый год приходит зимняя пора. Зима помогает нам снеговиков катать, по ночам каток для нас мостит, посыпает дорожки снежком, чтоб на санках веселее кататься было. Какие зимние месяцы вы знаете? Послушайте стихотворение Н. Некрасова «Снежок порхает, кружится». (Читает произведение.) Скажите, о чем в нем говорится? Кто видел, как шел первый снег? Расскажите об этом. Первому снегу рады все – и животные, и дети. Иногда люди говорят: «Как снег на голову свалился». Как вы понимаете это высказывание? (Это значит, что произошло неожиданно, внезапно.)
– Послушайте стихотворение И. Сурикова «Зима». (Читает произведение.) Какой снег? (Пушистый; белый, как вата, сахар; обильный; хрустящий; колючий; мелкий; сухой; мягкий; сверкающий и блестящий.) Составьте предложение о снеге. Из чего состоит снег? Расскажите, какие вы видели снежинки? (Ажурные, серебристые, нежные, пушистые, кружевные, легкие, узорчатые, холодные, сверкающие, хрустальные и другие.) С чем бы вы могли сравнить снежинки? (Белые, как сахар, молоко. Легкие, будто пух, пушинки. Ажурные, словно кружево, звездочки.) Что же делают эти снежинки? (Они летят, падают, кружатся, ложатся.) А можно ли сказать, что они шепчутся, танцуют, грустят, плачут? Когда мы так говорим? (В сказках, когда хотим наделить снежинки свойствами живых существ.) Давайте отправимся на зимнюю полянку и поиграем. Повторяйте за мной движения.
Мы на лыжах в лес идем,
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Вдруг поднялся сильный ветер,
Он деревья крутит, вертит
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.
По опушке зайка скачет,
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок –
Вот и скрылся наш дружок.
Хоть приятно здесь кататься,
Надо снова заниматься.
Звучит запись произведения П. И. Чайковского «Времена года. Декабрь».
– Зима всегда приходит как светлый, долгожданный праздник. Украшена каждая веточка, каждый сучок. Светел лес, застыл в белом покое, кажется, жизнь здесь замерла, а все живое куда-то скрылось. Послушайте стихотворение Ф. И. Тютчева «Чародейкою Зимою околдован, лес стоит…». Что вы чувствовали, слушая это стихотворение? С каким настроением оно написано? Что вы увидели в лесу? Что услышали? Каким вы увидели лес? (Неподвижный, белый, сквозной, загадочный, прозрачный, кружевной, сонный.) Составьте предложение о зимнем лесе. А кто хозяйка этого загадочного леса? (Зима.) Какая зима? Как можно ее назвать? (Кружевница, морозная, снежная, волшебница.)
3. Петриковская роспись. Букет цветов.
– Село Петриковка в Днепропетровской области – одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. В этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами. Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья. Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли «чепурушками». Какова же техника выполнения петриковской росписи? Мастера петриковской росписи используют разнообразные материалы и приспособления – самодельные кисти, пипетки, соски, ватные палочки, зубочистки, беличьи кисти и свои пальцы. Кисть держится как обыкновенный карандаш, рука при этом должна опираться на стол, чтобы мазки получались ровные и точные. Основу, на которой вы рисуете, можно поворачивать в разные стороны, – так удобнее вести кисточку и выполнять правильные мазки. Перед тем, как рисовать цветок, намечаем карандашом его контур (круг) и центр. Потом кистью делаем мазки, не заходя за контур. Ведем мазки от контура к центру. Для листьев тоже намечаем контур и центр, мазки также ведем от контура к центру. Ведем мазок сразу с сильного нажима на кисть, а затем, ослабляя давление, плавно сводим мазок к тонкой линии. Из таких мазков получаются лепестки ромашки и листья. Начав мазок с тонкой линии, нажимаем на кисть с плавным поворотом и, ослабляя нажим, опять переходим к тонкому кончику. Повторяем мазок, поворачивая кисть в другую сторону. Такие полукруглые мазки называются «цибульки» (в переводе с украинского – «луковички»),ими можно нарисовать листья и их отдельные элементы.
Далее выполняем работу с пипеткой. Резиновую часть пипетки натягиваем на стеклянный кончик до такого уровня, чтобы она слегка пружинила, но не изгибалась. Макаем резиновую часть пипетки в красную краску и вертикальным движением делаем отпечаток на бумаге. Получается круглая ягодка. Многократным повтором этой операции создаём группу ягодок и таким образом изображаем гроздь калины или рябины.
Макаем пипетку резиновой частью в краску, делаем отпечаток и протягиваем пипетку на себя – получается лепесток цветка. Переходный мазок выполняется двумя красками. На палитре разводим две краски – например, красную и желтую (зеленую и желтую, рубиновую и желтую). На кисть набираем желтую краску, затем макаем кончик в красный цвет и выполняем мазок. При этом, чем сильнее мы макаем кисточку в красную краску, тем меньше в мазке останется жёлтого цвета, и больше красного.
Меняем на кисточке краску – набираем на кисть сначала зелёную краску, а кончик макаем в желтый цвет. При этом, чем сильнее мы макаем кисть в желтую краску, тем, соответственно, мазок получится светлее (желтее). Таким способом изображаются зелёные листья с жёлтыми кончиками.
Получившиеся цветы и листья оформляются тоненькой кисточкой более темной краской, а маленькие желтые точки, изображающие тычинки, делаются обратной стороной кисточки.
В композициях петриковской росписи кроме больших, крупных цветов и листьев изображаются также и мелкие элементы – это маленькие цветочки, ромашки, бутончики, ягоды. В основном для мелких элементов используют тонкую кисть.
– Нарисуйте букет цветов по мотивам украинской росписи.
4. Итог занятия.
– Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. Объясните свой выбор.