kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

НОД художественно-эстетическое развитие «ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная.

Цели: закрепить знания об отношении целого и его частей, приемы деления на две равные части; ввести понятие «одна вторая часть»; упражнять в делении и составлении целой фигуры, работая с листом бумаги, квадратом, кругом; закреплять умение лепить из целого куска, правильно передавать пропорции фигуры, придавать линиям плавность, изящность

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«НОД художественно-эстетическое развитие «ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА»»

НОД художественно-эстетическое развитие «ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная.

Цели: закрепить знания об отношении целого и его частей, приемы деления на две равные части; ввести понятие «одна вторая часть»; упражнять в делении и составлении целой фигуры, работая с листом бумаги, квадратом, кругом; закреплять умение лепить из целого куска, правильно передавать пропорции фигуры, придавать линиям плавность, изящность.

Планируемые результаты: умеет находить взаимосвязь между целым множеством и различными его частями; называет числа в прямом и обратном порядке; имеет представление об особенностях изготовления филимоновских игрушек и истории их создания; пересказывает содержание беседы об игрушках по вопросам педагога; эмоционально реагирует на красоту изделий народных промыслов.

Материалы и оборудование: карточки, геометрический материал и предметы для счета; филимоновские игрушки; глина, стеки, вода или смоченная в воде губка для сглаживания поверхности изделия.

Содержание
организованной деятельности детей

1. Вводное слово воспитателя.

– Послушайте стихотворение и рассмотрите филимоновкие игрушки.

Филимоновская деревушка!

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушки

И расписывают до сих пор.

Да, из красной обычной глины

Появляются вдруг на свет

Зайцы, коники, павлины

И солдатики – войска цвет.

В. Василенко

2. Количество и счет.

– Найдите закономерность и поставьте точки в пустые квадраты.

– Ответьте на вопрос в стихотворении-шутке.

Кот Базилио с лисой

Торговали пастилой.

Кот сказал: «Один плюс пять

Будет восемь». – Лжет опять?

Сколько будет – напиши

И незнайкам подскажи.

1 + 5 = 8?

1 + 5 =

В каждой полоске выберите и отметьте крестиками две фигуры, из которых можно составить прямоугольник.

3. Рассказ воспитателя о филимоновских игрушках.

– В самом сердце России есть деревня Филимоново. Давным-давно прибыл в те места гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Гончарили здесь всегда мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их «свистулечницами», потому что игрушки делались со свистками (демонстрация свистульки). Свистулька – ее еще называют в разных местах сопелкой, гудухой, улюткой, соловьем – древняя и до сих пор популярная игрушка на Руси. Игрушки продавали на ярмарках и базарах в Туле и ближайших уездных городах. Игрушки или «забавки» стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Вот и работали женщины не покладая рук, днем – хозяйство, а как только наступали сумерки, приступали к любимому делу. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен. Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне большого оврага, что разделял две деревни – Филимоново и Карасинки, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием – итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий. И это чудо возникало перед их восхищенным взором: местная глина после обжига приобретала белый цвет, и ее можно расписывать без предварительной побелки. После обжига игрушки группировали по сюжетам для росписи. Сюжеты Филимонова – это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных – коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц – курицы и петухи. В отличие от дымковских, все филимоновские игрушки являются свистульками, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией. Это потому, что природные свойства местной глины, жирной и пластичной, отразились в облике игрушек.

Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, «подтягивают», выравнивая ее поверхность. «Подтягивать» и подглаживать ее приходится дней пять. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях. Но красота и оригинальность игрушки не только в особых качествах местной глины, а также в форме и росписи. Народная игрушка представляет собой явление народного искусства. Рассматривая работы народных мастеров, можно только удивляться устойчивости традиций в выборе тем и сюжетов игрушек. Часто фантазия мастеров настолько изменяет образ животного, что игрушка не имеет прототипа, получаются сказочные звери неведомой породы. Мастера не стремятся к простому правдоподобию, жизненные впечатления у них – основа для вымысла, сказки.

4. Лепка филимоновской игрушки.

– Изображение людей примитивны в филимоновском промысле. Неширокая юбка-колокол, узкая талия, узкие плечи, руки, голова, составляют одно целое с шеей, переходящей в шляпку с козырьком. Вытянутые плоские фигурки с небольшой головой на непомерно длинной шее, тонкие длинные руки – таков характерный облик филимоновской женской фигуры. Лепится игрушка в такой последовательности:

1. Скатаем между ладонями шар, наденем его на указательный палец.

2. Затем шар вытягиваем и начинаем расширять углубление, сделанное указательным пальцем.

3. Сплющивая между большим и указательными пальцами стенки юбки-колокола, постепенно добиваемся того, чтобы толщина их у края была примерно 5–6 мм.

4. Теперь заготовку ставим на дощечку и приступаем к лепке туловища и головы, которые первоначально намечают лишь в общих чертах.

5. Вслед за этим намечаем головной убор и приступаем к лепке рук. Их «вытягивают» из кома глины, находящегося в средней части фигуры.

6. Поле шляпки слегка прижимаем с двух сторон, а сверху прикрепляем так называемую тулью – цилиндрическую часть шляпки.

Расписывать фигурки мы будем тогда, когда они высохнут. Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Гамма цветового решения почти не меняется. Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным.

– В раскраске человеческих фигурок – барынь или толстоногих кавалеров – меньше всего уделяется внимание лицам: зеленые, черные или синие мазки и точки, изображающие брови и глаза. Малиновые штрихи – рот.

Главное – наряд: яркая малиновая кофта, длинная шляпка, две-три цветные каемки на тулье шляпки и вороте платья и пестрая, вся покрытая небрежно, лихо написанными узорами, юбка – в глазах рябит, как солнышко. Мы видим, в орнаменте нет строгой геометричности дымковской росписи: штрихи, веточки, звездочки, розетки, овальные листики, пятна, иногда разделенные полосами, иногда в веселом беспорядке разбросаны по фону. Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы: елочки, кружочки, солнышки.

5. Итог занятия.

– Где возник промысел филимоновской игрушки?

– Почему игрушка называется филимоновской?

– Назовите особенности филимоновской игрушки.

– Какие цвета традиционны при росписи игрушки?

– Как ласково филимоновцы называют свои цвета?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
НОД художественно-эстетическое развитие «ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА»

Автор: Амелина Ирина Валерьевна

Дата: 23.01.2022

Номер свидетельства: 598615


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства