Просмотр содержимого документа
«НОД а старшей логопедической группе по теме "Животные Севера". Звуки с-сь.»
НОД в старшей группе по теме: "Животные Севера". Звуки «С», «Сь».
Подготовила учитель-логопед Бязрова Л.Ю.
Цели: Коррекционно-образовательные. Развивать словарь. Уточнить с детьми название животных Севера, знание их внешних признаков, их строения, чем питаются. Совершенствовать грамматический строй речи (обучение составлению предложений по вопросам, по картине и согласованию слов в предложении, образование существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов). Закрепить дифференцированное произношение звуков с-сь. Практическое усвоение составления предложений из данных слов.
Коррекционно-развивающие. Развивать фонематическое представление, зрительное и слуховое внимание, тонкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные. Формировать интерес к живой природе, доброжелательность, ответственность, инициативность, навыки сотрудничества.
Оборудование: картинки по теме "Животные Севера", цветные квадратики, мяч, мнемотаблица о животных, картинки со звуком «С», «Сь»
Ход занятия
Организационный момент (вступительное слово логопеда).
Начнем мы сегодня занятие с «Гимнастики для ума». Ответьте мне на вопросы:
Самая болтливая птица (сорока).
Ночная птица (сова).
Число, следующее за числом шесть (семь)
Птица с желтой грудкой (синица)
Усатая рыба (сом)
Что видим, когда спим (сон)
Цвет моря (синий)
Насекомое, напоминающее вертолет (стрекоза)
– Какие звуки часто повторялись в словах? (Звук [с] и [с’]).
– Сегодня на занятии мы будем произносить звуки [с] и [с’] и искать слова, в которых эти звуки встречаются. А чтобы правильно произносить эти звуки надо сделать упражнения для губ и язычка.
– В чем сходство между звуками [с] и [с’]? (оба звука согласных, глухих, свистящих)
– А в чем разница между ними? (Звук [с] – твердый, а звук [с’]- мягкий).
Игра «Угостим гостей».
– Наши гости проголодались, я для них приготовила угощения. Давайте угостим их.
– Соню угостим угощениями со звуком [с].
– Чем угостим Соню? (Соню угостим мясом, салом, маслом, соком).
– А Сему угостим угощениями со звуком [с’].
– Чем угостим Сему? (семечками, селедкой, персиком, апельсином).
– А чем еще можно угостить Соню и Сему? (сливой, сливками, киселем).
Гости наши теперь сыты.
Игра с картинками: « Найди место звука «С» в словах».
Звуко-слоговой анализ: сам, сами, сом.
Пальчиковая гимнастика. "Накорми зверей" Смотрите, милые друзья, (Развести руки в стороны) Да тут их целая семья: У медведя - медвежонок, (Загибать пальчики, начиная с У тюленя - телененок, с большого) У пингвина - пингвинёнок, У оленя - олененок. А теперь кормить их будем. Травку дам оленю, Пингвину и тюленю рыбы дам, Мишке белому - медку, А моржу дам молоко.
Логопед: отгадайте загадку:
Там очень – очень холодно,
Там всегда зима.
Там лежат холодные
Вечные снега.
Там медведи белые
Бродят круглый год.
Морж усатый медленно
В полынье плывет.
Отгадайте-ка ребятки
Где находится загадка? (на севере)
Логопед: Какие еще животные обитают на севере?
Выставляются картинки с животными Севера, дети называют их.
Логопед: А что такое Север? Север – это часть Света, где снег лежит почти круглый год, дуют сильные ветры, метут метели, моря покрыты толстым льдом. Люди на Севере не живут постоянно, только работают, изучают погоду и жизнь животных.
Рассматривание и обсуждение изображений животных (обогащение словарного запаса, развитие диалогической речи).
"Белый медведь".
Логопед. Среди хищных зверей Севера самым крупным является Белый медведь.
– Какой Белый медведь?
Дети. Белый медведь крупный, большой.
Логопед. Тело медведя покрыто длинной, густой шерстью.
– Какой белый медведь?
Дети. Лохматый.
Логопед. Толстый слой подкожного жира и густая шерсть защищают от холода, и позволяют медведю долго находиться в воде. Про медведя можно сказать – ТОЛСТЫЙ.
Логопед. Медведь – белый. Белый цвет делает его незаметным на фоне снега, это облегчает ему охоту за тюленями.
– Какая шерсть у медведя?
Дети. Шерсть у медведя белая.
Логопед. Питается белый медведь тюленями, рыбой. В начале зимы у медведицы рождаются медвежата.
Изображения моржа.
Логопед рассказывает. У моржа есть туловище, голова, клыки, ласты. Ласты помогают плавать и нырять. Моржи, как и медведи, не боятся холода. Их предохраняет толстый слой подкожного жира. Моржи – знамениты своими усами. С помощью усов моржи ищут себе пищу: моллюсков, улиток, морских червей. Во время долгой полярной зимы моржи кормятся в полной темноте у дна закованного в лёд океана. Клыки необходимы для защиты от врагов, а ещё моржи цепляются ими за льдины для того, чтобы вылезти из воды. Моржиха рожает одного детеныша – моржонка.
Логопед. Для чего моржу ласты?
Дети. Ласты нужны моржу чтобы плавать.
Логопед. Что делает клыками морж?
Дети: Защищается от врагов и цепляется за льдины.
Логопед: У моржей есть усы. Как можно сказать про моржа? Он какой?
Дети: Морж усатый.
"Тюлень".
Логопед рассказывает: – Это тюлень. Большую часть жизни тюлени проводят в воде. Они очень быстро плавают, ловко ныряют. Для этого у тюленей есть ласты. Питаются тюлени рыбой и мелкими морскими животными. У тюленихи рождается белый детеныш – тюленёнок.
Логопед. Почему детеныша тюленя называют белячек?
Дети. Он белый.
Изображения Северного оленя.
Логопед рассказывает. Это дикий Северный олень. На голове длинные рога, тело покрыто шерстью. Шерсть защищает оленя от стужи и сильного ветра. Олень живет на суше. В морозную погоду олени сбиваются в плотные стада. Животные в стаде находятся близко друг к другу – так теплее. Оленуха рожает одного оленёнка. Питаются они сухой травой, добытой из-под снега.
Логопед. Почему олени сбиваются в стадо?
Дети. В стаде оленям теплее.
Логопед. Как олени добывают траву?
Дети: Они разгребают снег.
Логопед. Север – это часть Света, где снег лежит почти круглый год. И у нас сейчас зима, кругом лежит снег. Ребята, хотите поиграть?
Физ. минутка:
Дует ветер северный (качают руками над головой)
Поднялась метель (кружатся)
Засыпает улицу, засыпает ель (приседают).
Всё равно на улицу мы пойдём гулять (шагают на месте.)
А ты, ветер северный, попробуй нас догнать (бегут по кругу).
Логопед: На Севере все животные перепутались, давайте поможем расставить всё по своим местам. Исправьте предложения.
Морж был ежонком, а ёж был моржонком.
Медведь был пингвинёнком, а пингвин был медвежонком.
Олень был медвежонком, а медведь был оленёнком.
Д: исправляют и говорят правильный вариант.
Составление рассказа по мнемотаблице.
Логопед: Сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ по схеме.
Пример: Я расскажу вам про тюленя. Он живёт на Севере. Он большого размера. Питаются тюлени рыбами и водными организмами. У тюленя большое туловище, короткая шея, есть голова, передние и задние ласты. Большую часть времени они проводят в воде.
Логопед даёт инструкцию. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину.
Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга.Ладони на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме.
Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время включить можно спокойную музыку.
Дидактическая игра с мячом "Назови семью" (образование сущ. с помощью уменьшительно-ласкательных суфф.)
Логопед. Назови семью медведя. 1-ый ребёнок. Медведица и медвежонок.
Логопед. Кто живет с моржом? 2-ый ребёнок. Моржиха и моржонок. И т. д.
Игра " Кто лишний?" (Развитие зрительного внимания, закрепление знаний по теме)
Логопед. Кого вы видите?
Дети. Белого медведя, моржа, слона и тюленя.
Логопед. Кто лишний?
Дети. Слон.
Логопед. Почему вы так думаете? И т.д.
Логопед. Верно! Это было очень трудное задание. Молодцы! И т.д.
Упражнение "Нелепицы" (закрепление знаний по теме, развитие слухового внимания и связной речи)
Логопед. Послушайте предложения, расскажите, чего не бывает. А как должно быть на самом деле? Белый медведь живёт в жарких странах.