Просмотр содержимого документа
«НОД. Пересказ рассказа Якова Тайца «Поезд». «Путешествие в весенний лес». »
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному и художественному развитию для детей старшей группы.
Пересказ рассказа Якова Тайца «Поезд». «Путешествие в весенний лес».
Воспитатель МДОУ №9 «Ласточка г.Ртищево Калашникова Анна Сергеевна
Тема: плохо быть одному.
Цель: учить пересказу.
Задачи:
- донести до сознания детей содержание рассказа «Поезд» (плохо быть одному);
- развивать умение самостоятельно пересказывать рассказ;
-развивать у детей интерес к различным видам игр, побуждать к активной деятельности;
-формировать знания детей о характерных признаках весны;
- обогащать словарный запас детей через участие в словесно – речевых играх и упражнениях;
- воспитывать у детей интерес и любовь к природе.
Материал к занятию:
1.Рассказ «Поезд»
2. Иллюстрации к рассказу.
3. Иллюстрации на тему «Весна».
4.Музыкальные записи.
Ход занятия:
1.Речевая разминка.
Воспитатель: Ребята давайте я вам задам интересную загадку
Загадка:
Если б не было его
Мы не сказали б ничего (Язык)
-Зачем же нам нужен язык? (ответы детей)
- Мы будем учиться говорить правильно и красиво, будем учиться пересказу и играть в словесные игры.
Наша первая игра :
Чики - чики-чики-чок,
Не стесняйся, язычок.
Не пугайся, не ленись,повтори не ошибись!
Где - то собаки рычали (р-р-р)
На лугу коровы мычали (му-му-му)
На улице мухи жужжали (ж – ж- ж)
Мимо машины бежали ( з-з-з )
Листья от ветра шумели (с-с-с)
Змеи шуршали, шипели (ш-ш-ш-)
2.Чтение рассказа.
Воспитатель :
- Ну вот, мы немного поиграли , а сейчас я вам прочитаю интересный рассказ.
- Ребята, а что такое рассказ? (рассказ сочиняет писатель, в рассказе о чем-то сообщается, в рассказе говорится о том, что может быть в жизни на самом деле). Молодцы.
Рассказ, который я вам прочитаю , называется «Поезд», автор рассказа Яков Тайц ( портрет писателя).
Внимательно послушайте рассказ.
Чтение рассказа «Поезд» Я .Тайца
Поезд
Везде снег .У Маши санки. У Миши санки У Толи санки. У Гали санки. Один папа без санок.
Он взял Галины санки, прицепил к Толиным .Толины –к Мишиным, Мишины к Машиным Получился поезд.
Миша кричит: -Ту-ту! Он машинист.
Маша кричит: - Ваши билеты! Она кондуктор.
А папа тянет веревку и приговаривает: -Чух- чух….Чух- чух…. Значит, он паровоз .
Воспитатель:
- Скажите ребята, произведение, которое я вам прочитала, можно назвать рассказом? Почему?
-О каком событии говорится в рассказе? ( о том, что у всех детей были санки, а у папы санок не было)
3.Рассматривание иллюстрации к рассказу.
Воспитатель:
Ребята, давайте рассмотрим иллюстрацию к рассказу, кого вы видите на ней?
4.Беседа по содержанию рассказа.
- назовите имена детей, кто катается на санках
- у кого нет санок?
- как у папы получился поезд из санок?
- кто был машинистом? что он кричал?
- кто был кондуктором? что она кричала?
- кем был папа? что он кричал?
- что же придумал папа, что бы все дети могли играть вместе? (папа придумал игру)
- почему детям было весело? ( они играли все вместе, дружно)
Воспитатель:
Правильно, и детям сразу стало весело, никто не грустил один. Вот и мы сегодня не будем грустить, ведь плохо быть одному. Предлагаю вам игру «Ищу друга»
(пока звучит музыка, дети свободно передвигаются по залу и выбирают себе друга, по окончании музыки, встают парами , держась за руки) игра повторяется 3-4 раза.
Славно мы повеселились, потому что играли все вместе, как в рассказе про поезд.
5.Пересказ рассказа.
Воспитатель:
А сейчас мы будем учиться пересказывать рассказ, я буду начинать предложение, а вы все вместе его заканчивать.
Везде … снег. У Маши… санки. У Миши… санки. У Толи… санки. У Гали… санки. Один папа… без санок. Он взял Галины санки и …прицепил их к Толиным. Толины …прицепил к Мишиным. А Мишины …прицепил к Машиным. Получился… поезд. Миша кричит: ту- ту-ту,… он машинист. Маша кричит: ваши билеты, …она кондуктор. А папа тянет веревку и приговаривает: чух- чух- чух,…значит он паровоз.
Воспитатель:
У нас получился коллективный пересказ .Получился потому, что вы все вместе старались, работали дружно .А кто хочет самостоятельно пересказать рассказ? (дети по желанию пересказывают рассказ 2-3 раза) Молодцы!
6.Обощающая беседа по рассказу.
- о каких профессиях железнодорожника вы узнали из рассказа?
- у кого из вас родители работают на железной дороге? какие у них профессии? (можно показать рисунки или загадать загадки)
- ребята, когда вы станете взрослыми, некоторые из вас возможно тоже будут работать на железной дороге, как ваши родители, профессий железнодорожника много, все они трудные, важные, ответственные и необходимые для всей страны.
7. «Путешествие в лес».
-А сейчас произойдет маленькое превращение. ( звучит волшебная музыка, воспитатель переодевается в проводницу)
- Догадались, кто я?
- Ребята, я хочу предложить вам увлекательное путешествие на поезде. Вы согласны? А куда вам хочется отправиться в путешествие? ( предложения детей)
- Ребята, вы слушали и пересказывали рассказ «Поезд» Якова Тайца, а в какое время года происходит событие в этом рассказе? А какое время года наступает за зимой? Какие весенние месяцы вы знаете? А какие изменения в природе происходят с наступлением весны? (ответы детей)
-Ребята, а вы хотите побывать в весеннем лесу и понаблюдать за весенними изменениями леса? Ну тогда в путь! Садитесь удобнее в вагоны и во время путешествия будьте внимательны, я буду вашей проводницей, а машинистом нашего поезда будет мальчик, который первый отгадает загадку:
Загадка:
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились.
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок. (Вагоны поезда)
Итак, в путь! (гудок поезда)
Хоровое чтение:
По горам и по долинам
Едет, едет поезд длинный.
Через речку по мосту
Загудел: ту-ту, ту -ту!
Воспитатель:
Вот мы и оказались в весеннем лесу! Как здесь красиво! (можно показать рисунки детей или иллюстрации)
-Ребята, какой весенний лес? (красивый, загадочный и т.д.)
-Какое весеннее небо? (голубое, высокое и т.д.)
-Какое солнышко над лесом? ( яркое, лучистое и т. д.)
- Какой лесной ручеек?( звонкий, чистый и т.д.)
Молодцы! Какие вы внимательные!
Выходите на лесную полянку поиграть.
Игра «Веснянка»
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко. ( идут по кругу, взявшись за руки)
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло! (стоят по кругу, поднимают руки вверх)
Побежал в лесу ручей. ( бегут по кругу)
Прилетели сто грачей. ( машут руками)
И сугробы тают, тают. (приседают)
А цветочки подрастают. (тянутся вверх)
Воспитатель:
Ой, ребята, послушайте,к нам на лесную полянку кто- то бежит (рисунки зверей )
Угадайте-ка, кто они?
- хитрая лиса
-трусливый заяц
- злой … волк
- неуклюжий … медведь
- ловкая … белка
- колючий … еж
Воспитатель:
С приходом весны жизнь зверей меняется. Как же?
Игра «Придумываем рифмы»
Зимой был зайчик беленький,… а теперь стал серенький.
Вышел ежик погулять, … свои лапки поразмять.
Мишка вылез из берлоги, … уносите, дети, ноги!
Белка прыгает по веткам, … носит свои запасы деткам.
Наши дети в лес пришли … хорошо себя вели.
Воспитатель:
Как нужно вести себя в лесу? ( ответы детей)
Нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь удобнее в вагоны.(гудок поезда)
Хоровое чтение:
По горам и по долинам
Едет, едет поезд длинный.
Через речку по мосту
Загудел: ту-ту, ту -ту!
Наше путешествие закончилось.
8. Рефлексия.
Давайте подведем итог нашей работы.
С каким рассказом вы сегодня познакомились?
Кто автор рассказа?
Чему научил вас рассказ?
О каких профессиях железнодорожника вы узнали?
Чему же учился ваш язычок? ( пересказывать рассказ, придумывать рифмы, составлять предложения, разгадывать загадки, рассказывать стихи)
Зачем же нам нужен язык? ( говорить правильно и красиво)
Что нового вы узнали про весенний лес?
Как нужно вести себя в природе?
Ребята, почему вам интересно и весело было во время путешествия?
(потому что вы были не одни, а все вместе, как в рассказе «Поезд»)
В начале нашего занятия я вам предлагала игру «Ищу друга», я хочу, чтобы вы все стали дружными, настоящими друзьями, как в прочитанном рассказе. Ведь, когда вы не одни, когда вы с друзьями, то вам легко и весело, как поется в песне «Если с другом вышел в путь!»
Давайте все встанем в один дружный круг и закончим наше занятие с веселой песней.
Если с другом вышел в путь,
Если с другом вышел в путь!
Веселей дорога! (идут, взявшись за руки, по кругу)
Без друзей меня чуть- чуть,
Без друзей меня чуть- чуть, (приседают)
А с друзьями – много! (стоят по кругу, поднимают руки вверх)