Просмотр содержимого документа
«НОД "Математическая шкатулка"»
Конспект занятия по ФЭМП
« Математическая шкатулка».
Образовательные задачи:
Расширять представления детей об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях.
Обогащение и активизация словаря детей, формирование навыков словообразования.
Развивающие задачи:
Формирование интереса к самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности.
Развитие творческой активности, любознательности.
Развитие конструктивного праксиса.
Воспитательные задачи:
1.Совершенствовать стиль партнёрских отношений.
2.Учить взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
3. Воспитывать самостоятельность и инициативу.
4. Воспитывать интерес к окружающему миру.
5. Вызвать интерес к получению новых знаний.
Коррекционные задачи:
Коррекция мелкой моторики.
Профилактика нарушения зрения.
Координация речи с движениями.
Логопедизация:
1.Формирование навыков словообразования и словоизменения.
Предварительная работа:
Знакомство с термометрами , сантиметровой лентой, рулеткой, линейкой.
Измерение различных предметов( длину, ширину, высоту).
Сюжетно – ролевые игры: « Ателье», « Мастерская плотника», « Мастерская портного», « Больница» и т. д.
Дидактические игры: « Кому что надо для работы», « Что лишнее»и т. д.
Практическая работа – определяли температуру воздуха на улице, ведём календарь погоды - отмечаем каждый день температуру воздуха на улице утром и вечером; измеряли температуру воздуха в помещении; измеряли температуру тела человека, измеряли температуру воды.
Изготовление термометров.
Изготовление различных поделок из бумаги – оригами.
Разучивание танца « Весёлые гномики».
Чтение художественной литературы.
Оборудование:
Сантиметровая лента, рулетка, линейки по количеству детей, красные квадраты 10 на 10 по количеству детей, термометры (комнатный, водный, медицинский), самодельные уличные термометры по количеству детей, таз с водой, карандаши цветные, мультимедиа.
Ход занятия:
Организационный момент
В: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте поздороваемся. Проходите за стол.
Сюрпризный момент.
В:( На столе лежат измерительные приборы сантиметровая лента, рулетка, линейка, термометры). Ребята, посмотрите, вам знакомы эти предметы?
Д: Это измерительные приборы.
В: Да, это измерительные приборы, ими измеряют. Сегодня мы с вами будем разговаривать об измерительных приборах. Проходите за стол.
Беседа.
В: ( на подносе лежат : рулетка, сантиметровая лента, линейка).
Назовите эти измерительные приборы. ( Д: Сантиметровая лента, линейка, рулетка).
В:Этими измерительными приборами измеряют что? (Д: измерительными приборами измеряют длину, ширину, высоту различных предметов)
В: Рулеткой пользуются люди какой профессии? ( Д: Рулеткой пользуются строители и плотники).
В: Рулеткой они измеряют что? (Д: Они рулеткой измеряют длину, ширину, высоту зданий, комнат, окон, мебели и т.д.)
В. Чтобы построить дом или сделать мебель, строителям и плотникам нужно знать длину, ширину, высоту.
В: Сантиметровой лентой пользуются люди, какой профессии? (Д: Сантиметровой лентой пользуется портной и швея).
В: Сантиметровой лентой они измеряют что? ( Они измеряют длину и ширину ткани, снимают мерки с человека).
В: Чаще всего пользуются линейкой кто ? (Д: Чаще всего линейкой пользуются школьники).
В: У вас на столе лежит геометрическая фигура, как она называется? ( Д: Эта фигура называется квадрат).Что вы об этой геометрической фигуре можете рассказать?
Д: У квадрата 4 угла, 4 стороны, все стороны одинаковые, равные.
В: Мы сегодня будем измерять стороны квадрата. У квадрата обязательно измерять все стороны? ( Д: У квадрата можно измерить только одну сторону, потому что у него все стороны равные).
В: Чтобы правильно измерить стороны квадрата, надо совместить цифру «0» и край стороны квадрата. Линейка должна совпадать со стороной квадрата. Приступайте к измерению сторон квадрата.(Дети измеряют стороны квадрата).
В: Ульяна, какая длина сторон у твоего квадрата?( У: Стороны моего квадрата по 10 см.) Спросить 2-3 человека.
Конструктивный праксис:
В. А теперь из квадрата сделаем гнома. Каждый ход складывания будете выполнять вместе со мной.
Возьмите квадрат и перегните его по диагонали.
Опустите сверху боковые стороны к перегибу.
Переверните изделие.
Перегните уголок по линии вверх и разогните обратно.
Согните маленький уголок вверх.
По намеченной линии согните большой уголок.
Боковые углы отогните назад.
Получился гном!
В: Если у всех были квадраты одинаковые, значит и гномы у всех получились какие?( Д: Одинаковые)
В: Нарисуйте гномам глаза, рот и нос.
В. Теперь каждый гномик не похож на другого, и все они веселые, как и вы. Весёлых гномиков мы подарим малышам.
Динамическая пауза:
А вам я предлагаю станцевать танец «Весёлые гномики» (дети выходят в круг на танец).
В: Молодцы, хорошо станцевали, проходите за столы.
(После исполнения танца дети проходят за столы.)
Беседа о термометрах.
( На столе лежат термометры).
В: Ребята, как называются вот эти измерительные приборы? ( термометры)
В: Этими приборами измеряют что ? (Д: Этими приборами измеряют температуру). В: Медицинским термометром измеряют что ? (Д: Медицинским термометром измеряют температуру тела человека). В:Водным термометром измеряют что ? (Д: Водным термометром измеряют температуру воды в ванной, бассейне, в море и т. д.)
Познавательно-исследовательская деятельность.
В: Ребята , давайте измерим температуру воды. Я специально налила воду в таз. ( опускаем термометр в воду). Посмотрите внимательно, какая температура воды? (Д: Температура воды 10 градусов.)
В. Как вы думаете, чтобы вода была холоднее, что нужно сделать?
Как вы думаете, чтобы вода стала теплее, что нужно сделать? В: (дети продолжают стоять около воспитателя) Ребята, что измеряют комнатным термометром? (Д: Комнатным термометром измеряют температуру воздуха в комнате).
В: Давайте, определим температуру воздуха в зале. Посмотрите внимательно на красный столбик. Какая температура воздуха в зале? ( Д: Температура воздуха в зале 23градуса). Молодцы, правильно определили температуру воздуха.
В: Уличным термометром измеряют что? ( Д: Уличным термометром измеряют температуру воздуха на улице).
На всех термометрах есть деления, они обозначают градусы. Поэтому часто термометры называют как? ( градусники)
В: Мы сами делали термометры, значит они какие? (Д: Термометры самодельные).
В:На самодельных термометрах мальчики должны отметить температуру воздуха, которая бывает холодной зимой, а девочки - тёплой весной. Молодцы правильно справились с заданием.
В: С термометрами надо обращаться аккуратно, они стеклянные , могут разбиться и вы можете пораниться. Их нужно хранить в футляре.
Гимнастика для глаз:
Закрываем мы глаза , вот какие чудеса.
Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют.
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
Нарисуем букву «О», получается легко.
Вверх поднимем, глянем вниз.
Вправо, влево повернём, заниматься вновь начнём.
Рассказ воспитателя о весах.
В: Ребята садитесь. Я вас познакомлю ещё с одним измерительным прибором - весами. (Слайд №1). Весы придумали очень-очень давно. Изобрели их древние торговцы. Торговцы обменивались товаром; чтобы обмен был честным, они создали коромысловые весы.(Слайд №2).На одну чашу весов клали товар, на другую деньги.(Слайд №3)
Позднее появилисьвесы с передвижной гирей( Слайд №4).
Время шло и появилисьвесы с двумя чашами и гирями.(Слайд №5).
Люди придумывали всё новые и новые весы- медицинские, безмены, промышленные, весы со стрелкой.( Слайд № 6)
Сейчас в наше время люди пользуются электроннымивесами(Слайд №7)
Гимнастика для глаз:
В: Ребята, закройте ладошками глаза и посчитайте до 8.
Беседа по вопросам:
Вопросы: Давайте вспомним, весы придумали недавно или давно?
Кто придумал весы? На весах взвешивали что? На старинных весах была какая гиря?
В дальнейшем мы будем знакомиться с весами, работать с ними, взвешивать, сравнивать предметы по весу.
Итог занятия:
В: Я надеюсь, вам понравилось пользоваться измерительными приборами. Что бы вы хотели рассказать дома своим родителям ?
В: Ребята возьмите своих гномов, мы их подарим малышам. А нашим гостям мы скажем что?