Материалы и оборудование: стрелки, картинка-загадка, дерево с картинками, разрезные картинки, предметы чайной посуды, самовар.
Ход НОД
– Дети, я отправляюсь в путешествие. Хотите вместе со мной? Здорово. Тогда посмотрите на эту картинку-загадку. Если вы назовете предметы, которые спрятались на картинке, вы узнаете, куда мы с вами отправимся. (На картинке-загадке изображения нескольких наложенных друг на друга предметов, например: кастрюля, чайник, чашка, блюдце.) – А как можно назвать эти предметы одним словом? (Посуда). Правильно, мы отправляемся в страну Посуды, к Самовар Самоварычу. Дети, для чего нужен самовар? (кипятить воду для чая). Раньше, в старину, любили пить чай из самовара. Люди садились за стол, пили чай и беседовали. Вода в самоваре долго не остывала, чай был вкусный, ароматный… – Итак, мы отправляемся в страну Посуды, которой нет ни на одной карте, но дорога будет интересной. По пути мы будем с вами выполнять интересные задания, играть и отгадывать загадки. – Я ребяток собираю, в путь-дорожку приглашаю. Не заблудиться нам в нашем путешествии помогут стрелочки, которые вы видите на полу. Они укажут нам направление, куда путь держать. Будьте внимательны, не отставайте, но и не бегите вперед. В незнакомом месте, лучше держаться всем вместе. (Делаем несколько шагов по направлению стрелок до «поляны). – Но что это? (Обращаю внимание на разбросанные конверты с загадками). А вот и первое задание… Нужно отгадать загадки. – Сама не ем, а людей кормлю (Ложка) – Сделаны они из стекла, предназначены для чая, сока, молоко. (Стакан) – на огне стою, еду вкусную варю. (Кастрюля) – Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник) – Правильно отгадали, молодцы! А как эти предметы можно назвать одним словом? (Посуда) – Давайте возьмём эти картинки с собой, вдруг в пути они пригодятся… – Посмотрим, что в другом конверте. Тут тоже карточки с картинками. Мы будем называть то, что изображено на картинках и говорить , для чего нужны эти предметы. Я начну говорить, а вы закончите предложения. – Это что? Кружка нужна для того, чтобы из нее … (пить чай) – Сковорода нужна для того, чтобы на ней … (жарить котлеты) – Нож нужен для того, чтобы им … (намазывать масло, отрезать …) – Банка нужна для того, чтобы в неё … (наливать воду, компот..., делают консервы…). – Действительно, ребята, посуда нам необходима…
Если б не было посуды, Нам пришлось бы очень худо. Мы бы тут же из людей Превратились в дикарей: Брали мясо бы руками, Разрывали бы зубами, Пили воду бы в реке Или в грязном ручейке. К счастью, помогает всюду Нам различная посуда: На неё еду кладут, Из неё едят и пьют. Сохраняют в ней продукты: Сыр и масло, хлеб и фрукты В ней готовят сотни блюд – Варят, жарят и пекут!
– Отправляемся дальше в путь по стрелочкам…
(Делаем несколько шагов по направлению стрелок до «дерева», на ветках которого вместо плодов висят картинки с изображением посуды).
Чудо-дерево растет, Чудо-чудо, чудное Расчудесное! Не листочки на нем, Не цветочки на нем, А блюдца да чашки, Миска на нем.
– Дети, а что ещё вы видите на этом чудесном дереве? – Ребята, как вы думаете, картинки с полянки можно повесить на это дерево? Почему? – Посмотрите внимательно на дерево, найдите предметы, где есть желтый цвет? Какие предметы посуды имеют круглую форму? – А теперь давайте назовём предметы посуды ласково.
Все готовы, ребятишки? И девчонки, и мальчишки? Игру мы дружно начинаем, Посуду ласково называем.
– Молодцы, ребята! Быстро и дружно справились вы с этим заданием! А теперь закрывайте глазки и давайте посчитаем до пяти. (За это время повесить на дерево картинку с изображением груши). – Дети открывайте глаза и внимательно посмотрите на дерево. Что нового появилось? А что лишнее на этом дереве?
Игра «Что лишнее?»
Ребенок называет лишний предмет и объясняет свой выбор, например: «яблоко лишнее, это фрукт, а все остальное посуда.». Ребята, скажите, как надо ухаживать за посудой? (посуду надо мыть, чистить, вытирать, не бить, беречь, сушить)
– Давайте покажем, как нужно ухаживать за ней. (Дети имитируют мытьё посуды).
Мы почистим тебя песочком, Окатим тебя кипяточком, Вытрем тебя полотенчиком. И ты будешь опять Словно солнышко сиять!
– Двигаемся дальше. Стрелочки привели нас к столам.
Игра «Разбитые чашки»
– Посмотрите, какие красивые чашки здесь на этих картинках, а на тарелочках – такие же чашки, но разбитые. Помогите их «склеить», сложите части правильно. Вот спасибо, молодцы! Сделали доброе дело, можно двигаться дальше.
(Подходим к столу, в центре которого стоит самовар, накрытый салфеткой.)
– Смотрите ребята, стол покрытый скатертью. Садитесь вокруг стола. Нас, похоже, ждали тут. И сюрприз какой-то приготовлен наверно. (Беру конверт с загадкой).
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела, Пейте чай, вода, вскипела!
– Ну конечно, это загадка про самовар! Вот и пришли мы с вами к Самовар Самоварычу!
В кухне самовар стоит Он, как зеркало, блестит, Словно паровоз, пыхтит, И как будто говорит: «Если хочешь чай, дружок, Поверни мой рычажок, Чтоб из крана кипяток В чашку весело потёк! Я недаром так пыхчу – Людям воду кипячу, Всех от мала до велика Чаем напоить хочу!».
– Он в середине стола стоит, стол скатертью накрыт. Но чего- то не хватает для чаепития… Правильно, не хватает чайной посуды. – Накроем стол для чаепития. Какая посуда потребуется? Блюдца, чашки, чайные ложки, сахарница, конфетница. Давайте каждый приготовит набор посуды для чая. Что в начале? Блюдце, на него чашку. На блюдце чайную ложку. А конфетницу в середину стола.
(Звучит фонограмма)
– Ну вот, стол для чаепития накрыт, самовар кипит, можно погостить немного у Самовар Самоварыча… Согласны? – А в какой стране живёт Самовар Самоварыч? Вам понравилось путешествовать по этой стране? Что понравилось больше? – Мне тоже понравилось с вами путешествовать. Вы отгадали все загадки на полянке, нашли лишние предметы среди посуды, рассказали, как нужно за ней ухаживать, правильно и красиво накрыли стол для чаепития. Вы справились с заданиями, потому что были внимательные и дружные. И Самовар Самоварыч угощает вас вкусными конфетами.