Музыкальный сюжетно-игровой комплекс (МСИК) «Раз, два, три, четыре, пять – Будем в сказку мы играть!»
Музыкальный сюжетно-игровой комплекс (МСИК) «Раз, два, три, четыре, пять – Будем в сказку мы играть!»
Цель: Вызвать у детей интерес к слушанию музыки в исполнении оркестра белорусских народных инструментов. Заинтересовать дошкольников деятельностью, направленной на выделение в музыке одного из средств выразительности – ритма, передаче его на музыкальных инструментах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Музыкальный сюжетно-игровой комплекс (МСИК) «Раз, два, три, четыре, пять – Будем в сказку мы играть!»»
Музыкальный сюжетно-игровой комплекс (МСИК) «Раз, два, три, четыре, пять – Будем в сказку мы играть!»
Цель: Вызвать у детей интерес к слушанию музыки в исполнении оркестра белорусских народных инструментов. Заинтересовать дошкольников деятельностью, направленной на выделение в музыке одного из средств выразительности – ритма, передаче его на музыкальных инструментах.
Задачи:
Вызвать у детей положительные эмоции; побуждать к активному восприятию музыки; стимулировать познавательный интерес.
Учить правильно называть музыкальные белорусские народные инструменты, различать их по тембру и изображениям на карточках; различать характерные ритмические особенности разных музыкальных произведений.
Развивать способности целостного и дифференцированного восприятия музыки, чувство ритма, музыкальную память, музыкальное мышление, музыкальный вкус; способности исполнения знакомой мелодии и импровизации на муз. инструментах небольшими группами и оркестром.
Воспитывать у дошкольников интерес к белорусской народной музыке, способствовать пробуждению чувства любви к Родине.
Репертуар
Программное содержание
Источники
Г.Свиридов, «Военный марш»
П.Чайковский, Марш из балета «Щелкунчик»
Создание игровой мотивации, развитие передачи эмоционального состояния, положительных эмоций, воображения.
Кассеты №10, №6 «Музыкальная коллекция»
Игра «Составь оркестр»
Учить различать по тембру муз. инструменты духового и симфонического оркестра, называть их.
Игра «Тополь и ива»
Закрепить восприятие высоты звука по слуху.
Л.Ходонович, игра «Чудо-молоточек»
Развивать чувство ритма, вокальные навыки. Побуждать к индивидуальному пропеванию и воспроизведению ритма попевок и песен.
Ходонович Л. С. – Ребенок. Игра. Творчество: в 2ч. Ч.I Теоретические основы/ Акад. последип. Образования. – 2-е изд. — Мн., 2004 Ходонович Л. С. – Ребенок. Игра. Творчество: в 2ч. Ч.I Теоретические основы/ Акад. последип. Образования. – 2-е изд. — Мн., 2004 Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина е. Н.. Музыка и движение (упражнения)
бел. нар. мел. «Перапелачка»
Вовлекать детей в эмоциональное сопереживание музыке.
Аудиозапись
Л.Ходонович, игра «Улицы-песенки»
Вовлечь детей в осознанное восприятие песен и самостоятельное, активное их допевание.Развивать способность к чистому интонированию, точной дикции в индивидуальном и хоровом исполнении песен a capella, музыкальную память, быструю ориентировку в новых заданиях.
Ходонович Л. С. – Ребенок. Игра. Творчество: в 2ч. Ч.2 Педагогический инструментарий / Акад. последип. образования. – 2-е изд. — Мн., 2004.— 110 с. – стр.80
Игра «Ножки-ладошки» (по методике К.Орфа)
Учить различать и осмысленно воспроизводить длинные и короткие музыкальные звуки хлопками и притопами. Приобщать к коллективному и индивидуальному исполнению ритмических рисунков попевок.
Е.Ремизовская, песня «Музыканты»
Заинтересовать детей исполнением песни хором, группами, вызвать эмоциональный подъем.
Ремизовская Е.Р., Мы любим петь — Мн., “Народная асвета”, 1975
Я. Зарыцкая, песня «Цымбалісты»
Вовлекать в пение с одновременной игрой на детских цимбалах.
Развивать способность различения и воспроизведения длительностей нот.
Бел. нар. песня «Зайграй жа мне, дударочку»
Побуждать к самовыражению в танцевальных импровизациях.
Игра «Эхо»
Формировать представление о сочетании длительностей нот и способах передачи их на разных инструментах.
Танец с ложками – рус. нар. мелодия, обр. Е.Туманян
Вызвать у дошкольников интерес к ритмической стороне мелодии танца, в движении передавать ритмический рисунок.
Музыка движений.\ Сост.Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н.)– М.:Просвещение1989
Игра с бубнами — польск. нар. мел., обработка Т.Ломовой
Увлечь музыкально-игровой деятельностью. Побуждать к передаче ритма мелодии. Приучать детей различать малоконтрастные части музыки и их динамические изменения.
Музыка и движение: (упражнения, игры и пляски для детей 5—6 лет) – М., «Просвещение», 1988. –стр.83
Творческое задание «Сочини песенку»
Побуждать детей к песенным импровизациям, к песенному творчеству.
Т.Киреева, хоровод «Веснавое сонейка»
Учить прислушиваться к музыке, передавать в движениях чувства, настроения.
«Приглашаю всех на праздник»,Т.Киреева
Игра «Сыграй ритм»
Развивать способности исполнения знакомой мелодии и импровизации на муз. инструментах небольшими группами и оркестром.
Ход занятия
Дети входят в зал под «Военный марш» Г.Свиридова
Добрый день, ребята! Вы музыку узнали,
Которая встречает вас сегодня в нашем зале?
(Ответы детей)
Торжественно и строго Военный марш звучал:
И гостей, и ребят радостно встречал.
Поприветствуем и мы
Всех гостей детсада:
Добрый день!
Дети – Добрый день!
Гостям мы очень рады!
А кто исполнитель «Военного марша»?
Надеюсь, ответят ребята наши?
(Ответы детей)
Какие инструменты в пьесе прозвучали?
Какие инструменты вы в музыке узнали?
(Ответы детей)
С другим характером марши есть?
(Ответы детей)
Какие? Прошу вас их перечесть.
(Ответы детей)
Вы «Марш из балета «Щелкунчик» назвали.
А кто исполнял его, не сказали.
(Ответы детей)
К сожалению, ребята,
Вот что я хочу сказать:
Симфонический оркестр
Пока не может прозвучать.
Кто-то в зале тут шалил
И в одну минуту
Группы все объединил,
Инструменты перепутал.
Их надо правильно собрать,
Чтобы мог оркестр звучать.
В симфоническом оркестре
Сколько групп, скажите?
(Ответы детей)
А теперь инструменты в каждой назовите.
Игра «Составь оркестр»
Инструменты за порядок
Вас благодарят.
Симфонический оркестр
Приветствует ребят.
В принцесс и принцев превращает,
На бал волшебный приглашает.
Звучит «Марш из балета «Щелкунчик» П.Чайковского
Духовой оркестр сегодня
Нас торжественно встречал?
Симфонический оркестр
На балу сопровождал?
Спасибо им. А вот билет
На замечательный концерт.
Оркестр народных инструментов
Зовет нас на свои концерты.
Дорога будет непростой:
Танцевальной, плясовой.
Если ждет нас страшный зверь,
Звуки нас спасут, поверь:
Низкий — станем ивой,
Высокий – тополем красивым.
Игра «Тополь и ива»
Вперед! Весело, поскоком. — выполняют движение «поскоки»
А теперь галопом, боком! — выполняют движение «боковой галоп»
Осторожно, река!
Мы «веревочкой» пройдем. — выполняют движение «веревочка вперед»
Впереди опасно! Стоп!
«Веревочкой назад» пойдем. — выполняют движение «веревочка назад»
Не устали вы нисколько?
Тогда пройдемся шагом польки.
А теперь, ребята, стоп!
Впереди болото, топь.
Пойдем шагом непростым,
Осторожным, приставным. — выполняют движение «приставной шаг»
Звучит музыка в исполнении оркестра народных инструментов (прислушиваются)
Звуки музыки слышны?
Значит, правильно пришли.
«Топотушками» пройдем,
Точно к цели попадем.
Подходят к закрытой шторе с надписью «Оркестр народных инструментов»
Минуточку! Один момент!
Читаю: Оркестр народных инструментов.
Но, смотрите: вход закрыт,
И красивый ключ висит.
Ключ тот не совсем обычный:
Музыкальный ключ, скрипичный.
На нем — чудо-молоточек.
Чтоб открыть в страну замочек,
Не стоять, не молчать,
А ритм песни отстучать.
Что скажем?
Дети: 1,2,3,4,5!
Заданье будем выполнять.
Игра «Чудо-молоточек» Л.Ходонович
Поддается ключ! Ура!
Нам давно войти пора.
(открывается штора, за которой на местах народных инструментов стоят карточки с их изображением)
Вот оркестровая страна.
Не слышно звуков. Тишина.
Инструментов нет как нет,
От них остался только след.
Тут был (показать карточку с изображением инструмента, который должны назвать дети), бубен, барабан,
Тут скрипка, а вот здесь баян.
Тут лежали, видно, ложки,
Здесь – веселая гармошка,
Тут – свистульки, тут – цимбалы,
Дудки…. Что же с ними стало?
Оркестром управляла
Красавицы Весна
Дирижерской палочкой
Веточка была.
Но дирижера тоже нет.
Кто откроет нам секрет?
Давайте сядем, посидим
И музыку попросим:
— Открой нам, музыка, секрет!
Тебя мы очень просим!
Оркестр народных инструментов звучит.
Слушайте и думайте,
О чем он говорит?
(звучитбел. нар. мел. «Перапелачка», дети определяют ее характер, рассуждают, что могло случиться)
Ребята, вот как дело было:
Инструменты расхвалились,
Каждый сам себя хвалил,
А других не слышал.
Потому сегодня спор
Совсем не музыкальный вышел.
Красавица Весна
Сначала удивилась,
А потом, конечно,
Очень рассердилась.
Инструменты наказала:
Приказала им молчать.
И теперь они в оркестре
Никак не могут нам сыграть.
Давайте присядем
И будем рассуждать:
Как там народным инструментам?
И надо ли их выручать?
(еще раззвучитбел. нар. мел. «Перапелачка»)
Тогда задания Весны
Нужно срочно выполнять!
Отправляемся в страну «Белорусских песен».
А вы хоть их знаете, мне интересно?
Игру «Улицы-песенки»
Будем начинать.
Пока буду я считать,
Вам надо улицами стать.
Дети: 1,2,3,4,5!
Заданье будем выполнять.
Заданье будем выполнять.
Инструменты выручать.
(Дети выстраивают «улицы-песенки»)
Ну, кто смелый?
Выходи!
В страну песен проведи.
Может, там оркестр найдем,
На свои места вернем?
Игра «Улицы-песенки»
По улицам весело прошагали
И в стране песен оказались.
Пора поздороваться с песенкой!
Сделаем это весело!
Игра «Ножки-ладошки» (по методике К.Орфа)
Попели, пошутили,
Зачем пришли, вы не забыли?
Теперь нам надо точно знать,
Кого же мы идем спасать?
Заданье: в этой песенке
Инструменты отыскать,
В оркестр народных инструментов
На места вернуть опять.
Песня «Музыканты» Е.Ремизовской
Давайте послушаем,
Чтобы понять:
Будут ли снова
Они звучать?
(слышны звуки музыки, из окошка появляются инструменты)
Окошко открывается,
Инструменты появляются.
В оркестр народных инструментов
Вернем мы дудку и баян.
Вот счастливые моменты!
Рядом скрипка, барабан.
Еще инструменты нам нужно найти,
Вернуть в оркестр, от молчанья спасти.
Барабан зовет вперед:
Он нас к цели приведет.
(идут за воспитателем, который играет на барабане)
Барабан замолчал —
Инструменты отыскал.
Загадку новую Весны вы готовы разгадать?
Дети: 1,2,3,4,5!
Заданье будем выполнять.
Заданье будем выполнять.
Инструменты выручать.
Вам надо песенку узнать,
Ее исполнить и назвать.
(По вступлению дети узнают и исполняют песню «Цимбалы»)
Благодарны нам цимбалы,
Они б запели, заиграли, но…
Среди нас есть музыканты?
Пора открыть свои таланты.
(выходят музыканты)
Дети: 1,2,3,4,5!
Заданье будем выполнять.
Заданье будем выполнять.
Инструменты выручать.
Если справитесь с заданьем,
От весны вам обещанье:
Настоящие цимбалы
Зазвучат сегодня в зале.
(исполняют песню «Цимбалы» с игрой на инструменте)
В оркестр народных инструментов
Вернули дудочку, баян.
Вернули скрипку и цимбалы,
В оркестр вернули барабан.
Барабан играть устал,
В оркестр вернулся – замолчал.
У кого же нам спросить,
Где свистульки нам найти?
(Слышатся голоса птиц и голос Весны)
Голос Весны – Я, Весна-красна , согласна
В оркестр свистульки вам вернуть.
А кто сыграет на свистульках?
Важно правильно в них дуть.
И не просто дуть, по нотам.
Ну, кому сыграть охота?
Есть тут веселушки,
Весны-красны подружки?
Сундук белорусский в зале найдите,
Свистульки и дудку там заберите.
(выходят желающие девочки)
Дети: 1,2,3,4,5!
Заданье будем выполнять.
Заданье будем выполнять.
Инструменты выручать.
Игра «Сыграй ритм»(на передачу ритмического рисунка по карточкам)
Свистульки возвращаются,
А дудка упирается.
Девочка — Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду:
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.
Возьми дудочку свою.
Ты сыграй, а я спою.
Позови на помощь песенку,
Тогда тебе сыграет весело!
(Драматизация бел. нар. песни «Зайграй жа мне, дударочку»)
Веселее с инструментами
Нам и петь, и танцевать?
Нужны нам, дети, инструменты?
Уже пора им заиграть.
Оркестру народных инструментов
Не пора ли зазвучать?
В оркестр народных инструментов
Вернули дудочку, баян.
Вернули скрипку и цимбалы,
Свистульки есть, есть барабан.
Не все ударные на месте:
Не вернулись бубны, ложки,
Погремушки, треугольник.
Потрудимся еще немножко?
Дети: 1,2,3,4,5!
Заданье будем выполнять.
Заданье будем выполнять.
Инструменты выручать.
Вот конверт,
А в нем – заданье.
И Весны-красны признанье:
За особо громкий голос
И характер озорной
Выселила в лес далекий,
В лес далекий и густой.
Чтобы справиться с успехом,
Слушайте, ребята, эхо.
Туда пойдете вы искать.
Где будет эхо отвечать.
(дети называют ударные инструменты, эхо отвечает)
На звук тихонечко пойдем,
Подальше станем, отойдем.
(раздвинуть ширму, за которой стоят елки с инструментами на ветках)
Мы попали в дивный лес,
Полный звуков и чудес.
На зеленых елках, прямо на иголках,
Веселые игрушки – бубны, погремушки.
Вот стоит лукошко,
А лукошке – ложки.
Надо эхо поблагодарить.
С ним поиграть, его развеселить.
Игра «Эхо»
Возвращаем треугольник,
Возвращаем погремушки,
Не спешат, ребята, ложки,
Бьют в деревянные ладошки.
Просят с вами поплясать.
Разрешим им выступать?
Танец с ложками
Не только в оркестре умеют играть!
Как замечательно могут плясать.
Возвращаем теперь ложки,
Теперь бубны не спешат,
Просят поиграть немножко.
Делаем быстро четыре кружочка,
В каждом – по музыканту дружочку.
Игра с бубнами
Разместились инструменты
В оркестре на местах своих.
Кто на месте? Называйте.
Поприветствуем мы их.
Здравствуй, скрипка, бубен,
Привет, цимбалы, барабан,
Привет, гармошка,и вы, ложки,
Свистульки, дудочки баян,
Треугольник, погремушки,
Веселые подружки.
(дети называют инструменты, на которые показывает взрослый)