Тема. «Волшебная сказка зимней природы».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: обобщить представления детей о зиме, как времени года; закрепить их знания о названии зимних месяцев, их характерных признаках; учить замечать волшебство зимы (морозные узоры на окнах, изморозь на ветвях деревьев, летящие снежинки, ледяные скульптуры и т.д.) учить устанавливать связи и закономерности в природе; развивать речь как средство общения; формировать словарь (изморозь, снежный покров, ледяные скульптуры); расширять знания о способах изображения зимней природы (проявляющийся рисунок), совершенствовать навыки коллективной работы; воспитывать любовь к природе
Ход занятия.
1)Организационный момент
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе
(берутся за руки)
«Доброе утро!» — маме и папе
«Доброе утро!» — останется с нами.
2. Основная часть
- Сейчас я загадаю вам загадку, отгадав ее вы узнаете кто я?
Тройка,тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы
А в санях сидит царица
Белокожа, светлолица
Как махнула рукавом
Все покрыла серебром
Ребят а как вы думаете а какой царице идет речь в этой загадке?
Дети: о Зиме.
Воспитатель: правильно ребят о зиме.
Воспитатель: а на какой тройке прилетела зима ? что за скакуны в этой тройке?
Дети: зимние месяца ( декабрь, январь, февраль)
Про первый месяц говорят: «Год заканчивает и зиму начинает». Догадались какой это месяц?
Д:-это месяц декабрь
В:-да, это месяц декабрь. Но у него еще два братца есть. Давайте вспомним их.
В:-Про второго братца в народе говорят : «Начало года и зимы середина»
Д:- Это месяц январь
В:-третий братец –самый короткий в году. Его дни –солнечные, светлые, но холодные и морозные. Какой это месяц?
Д:-февраль
В:-Зима длится три месяца
А вы хотели бы побывать в волшебном в лесу ?
Дети: Да, да.
Воспитатель: А попадем мы туда с помощью волшебного колокольчика , закрываем глаза и произносим волшебные слова громко и четко,чтобы волшебный колокольчик сработал(Колокольчик зазвени в сказку нас перенеси). Воспитатель: ребят мы попали в зимний лес. Зимой лес выглядит сказочно. Да ребят, а как?
.Посмотрите пожалуйста на экран и скажите какие изменения произошедшие в природе зимой, вы видите.
(Показ презентации.)
Дети: Стало холодно. Снегом покрыта земля, крыши домов, деревья. (Слайд 1)
Дети: Реки и озера покрылись льдом. Солнце светит, но не греет. (Слайд 2)
Дети:-Люди одели теплые шубы, куртки, шапки, варежки, сапоги. (Слайд 3)
Дети: дети катаются на лыжах, на санках, на коньках, лепят снеговика, играют в снежинки, строят крепости из снега и льда.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете откуда берутся снежинки? (Ответы детей).
- Высоко-высоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились легкими, нежными снежинками. Маленькие льдинки в высоком небе – это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой – в снежинки.
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды превращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики – крупу.
Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья. Есть примета: «Снежные хлопья стали крупными – жди оттепели».
ребят какие вы у меня молодцы, а загадку сможете отгадать
С неба звезды С неба звёзды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Чёрная земля.
Много-много звёздочек
Тонких, как стекло;
Звёздочки холодные,
А земле тепло!
В. Да ребят правильно это снежинка, а теперь давайте немного отдохнём.
Физминутка «Снежок»
(дети встают в круг, берут по снежку)
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.
Раз -подбросим,
Два -поймаем,
Три- подбросим
И. поймаем.
В: ребят посмотрите какая красивая полянка, ой пенек а на пеньке ларец стоит. Ребят давайте посмотрим что в ларце лежит. Ой ребят не открываться ларец что же делать ? кажется я знаю нужно произнести волшебное заклинание,только вот я не все слова помню может быть вы мне поможете, ребята. Дети : да.
Я буду говорить заклинания а вы будете добавлять слова, которые я забыла.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю…….(снег)
С неба все скользят пушинки,
Серебристые ……….(снежинки)
На поселки, на лужок,
Выпал беленький…….(снежок)
Вот веселье для ребят,
Все сильнее ………….(снегопад)
Словно в белый пуховик
Нарядился ………….(снеговик)
Рядом снежная фигурка,
Это девочка …………(снегурка)
На снегу то посмотри,
С красной грудкой …….(снегири )
Молодцы ребят ларец открылся а посмотрите что же там лежит
Дети: снежинка.
Воспитатель: Ребят а вы знаете что-нибудь о снежинке
-что можно сказать про снежинку, какая она?
Дети: -холодная, прозрачная, пушистая, красивая, снежинки укутывают деревья.
Воспитатель: Ой ребят посмотрите наша елочка кажется, замерзла давайте мы ее согреем.
( дети кладут снежинки на елку под. Музыку)
В. Ребята а _Давайте с вами поиграем в игру
Дидактическая игра: "Признаки зимы"
Ход игры
На столе в разброс лежат картинки с признаками всех времен года. Ребята, посмотрите, что вы видите на столе? (ответы детей). Наша с вами задача найти картинки с признаками зимы и прикрепить их на фланелеграф. Дети поочередно выходят и прикрепляют картинки с признаками зимы на фланелеграф
(музыкальное сопровождение).
Воспитатель: Ребята а вы знаете что такое оттепель?
(Предполагаемый ответ детей).
Дети: Оттепель это когда греет солнышко и снежный покров начинает таить, снег становится мокрый и липкий и тогда с него легко лепить снежки, а еще зимой из льда делают ледяные скульптуры. А после оттепели ударит мороз и на снегу сразу же образуется твердая корочка-лед. На деревьях и проводах образуется пушистая снежная бахрома-изморозь, все становится красивым. Чем тише морозная погода, тогда снежинки падают медленно и красиво. А если погода ветреная, то снежинки смешиваются и образуются хлопья.
( показ слайдов)
Воспитатель : ой ребят посмотрите что с моим замком случилось он начал таять а как вы думаете почему он начал таять.
Дети: от оттепели.
Воспитать: ребят давайте вы мне поможете построить замок, а из чего строить мы с вами будем, узнаете отгадайте загадку
Он появляется тогда,
Когда замёрзнет пруд, река.
На нём так трудно удержаться,
Но любим по нему кататься!
Воспитатель: правильно ребят это лед. Значит мы будем строить( ледяной замок).
Воспитатель: Сегодня мы много говорили о зиме, снежинках, о ледяной крепости. О иней и изморози.
Воспитатель: Сегодня мы с вами попробуем сотворить волшебство — снежинки. Но делать мы её будем не из бумаги, не будем рисовать красками. А для изображения снежинки мы будем использовать клей и соль. На ваших столах уже всё готово для работы (предлагаю детям сесть за столы). Давайте вспомним правила работы с солью.
Воспитатель: Молодцы! Всё помните! Как вы уже сказали: клей наносим аккуратно, точно по контуру, кончиком кисти, но толстым слоем. Затем насыпаем соль на клей, тремя пальчиками. Потом нужно немножко подождать, чтобы клей и манка «подружились». И стряхнуть лишнюю крупу. А теперь приступайте к работе. (под музыку)
Воспитатель: Ну а теперь посмотрите на свои снежинки, какие они у нас красивые.