«Телевизор сломался». Узнавание гласных по беззвучной артику-
ложительного
ляции.
Рамка «экрана».
эмоционально-
Педагог меняет положение губ, дети включают голос. Какие это
го настроя
звуки? (гласные).
Зеркала.
Докажите!
0-1 мин
Артикуляционная гимнастика.
«Толстушки» – «Худышки».
«Улыбка» – «Трубочка».
II. Актуализа-
«Блинчик» – «Иголочка».
«Покусаем язычок».
ция жизненно-
«Вкусное варенье».
го опыта. Це-
Что такое библиотека? Библиотека – это учреждение культуры,
леполагание
где собираются и хранятся книги для общественного пользова-
Детские книги с
2-5 мин
ния. Туда приходят люди, чтобы почитать книгу или взять ее для
иллюстрациями.
прочтения домой. Когда книги собираются и хранятся дома – это
Произведение
домашняя библиотека.
Мы с вами тоже собираем библиотеку. Посмотрите, сколько в ней
Б. Заходера
уже книг.
«Кит и Кот» с
У Куаныша и Айсулу в домашней библиотеке много книг, по вече-
иллюстрациями.
рам они читают их вместе с родителями.
Сегодня они принесли в нашу библиотеку одну интересную книгу.
Называется она «Кит и Кот», написал ее Б. Заходер. Куаныш не
может понять, что за загадка в ней таится. Почитаем вместе?
Копилка слов.
Сегодня мы поговорим о книгах в домашней библиотеке и узнаем
новые секретики звуков.
Положите слова кітапхана – библиотека – library в копилочку слов.
III. Работа по
Чтение отрывка из сказки.
теме занятия
А начинается она так:
«В этой сказке нет порядка-
Середина заня-
Что ни слово – то загадка…»
тия
Кажется Айсулу догадалась, что за «секрет» в этой сказке…
6-25 мин
Но я хочу, чтобы вы сами навели в ней порядок.
Педагог читает сказку, а дети помогают.
«Вот что сказка говорит:
Жили-были кот и …(кит)
Кот – огромный, просто страшный!
… был маленький, домашний.
Кит мяукал.
Кот пыхтел.
Кит купаться не хотел.
Как огня воды боялся.
Кот всегда над ним смеялся!»
В чем же секрет? (автор перепутал кита с котом)
В этой сказке нет порядка… кто-то, против всяких правил,
Взял и звуки переставил.
«Кит» на «Кот», «Кот» на «Кит», наоборот!
Работа в азбуке-тетради.
Педагог предлагает рассмотреть рисунок к сказке, и описать кита
Азбука-тетрадь.
и кота.
Слова «огромный» и «маленький» близки по значению или про-
тивоположны?
79
Подбор синонимов.
(Г) Подберите слова,близкие по значению к слову«огромный»(очень большой, большущий, крупный, громадный, гигантский, здоровенный); к слову «маленький» (крохотный, малюсенький, крошечный, махонький).
Звуко-слоговой анализ слов «кит» и «кот».
Одинаково ли звучат эти слова? Прислушайтесь к их звучанию. Сколько в них звуков? Одинаково ли звучат первые звуки в сло-вах?
Звук [к] – твердый согласный, а звук [к’] – мягкий.
Поочередное произнесение звуков (показать, что при произнесе-нии звука [к’] спинка языка немного приподнимается. (дети на-блюдают за артикуляцией в зеркале).
Мягкие согласные на схеме мы будем обозначать зеленой фишкой.
Выложить схемы слов, прочитать их.
Обобщение: звуки делятся на гласные и согласные. Согласные звуки бывают твердые и мягкие.
Игра «Зажги фонарик».
На твердые звуки – синий, на мягкие – зеленый (звуки произно-сятся изолированно, в слогах, в словах).
(К) Динамическая пауза «Киска».
То прогнет,
То выгнет спинку,
Ножку вытянет вперед -
Это делает зарядку
Наш Маркиз -
Пушистый кот.
Чешет он себя за ушком,
Жмурит глазки и урчит.
Маркиза все в порядке: Когти, шерсть и аппетит.
Куаныша и Айсулу есть любимые игрушки – гномики. А зовут их Гот и Гит.
Сравните слова Кот-Гот и Кит-Гит. Чем они различаются? (пер-выми звуками).
(Э) Прикройте ушки и произнесите поочередно звуки[к]- [г]и[к’]-[г’].
Теперь положите тыльную сторону ладошки на горлышко (там наш голос) и также произнесите эти звуки. Что вы заметили? (при произнесении звуков [г] и [г’] горлышко дрожит, мы слышим го-лос).
Если при произношении согласного мы слышим только шум