Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 «Ляйсан» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан.
«Мой родной край»
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию
(ознакомление с окружающим миром) в средней группе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП).
Воспитатель:
Мяделец Н.С.
2014г.
Цель:
1. Воспитывать у детей любовь к родным местам, желание видеть их всегда красивыми, вызвать патриотические и дружеские чувства, взаимопонимание.
2. Расширять представления о достопримечательностях родного города.
Программное содержание:
Формировать представления детей о республике Татарстан, о нашем городе Бугульма, в котором мы живем, о его достопримечательностях;
Учить различать татарский и русский народный костюм и головные уборы, выделяя его характерные элементы;
Развивать интерес к культуре народов своего края;
Воспитывать патриотические чувства, любовь и чувство гордости за свой родной край, желание лучше узнать его;
Воспитывать интерес к татарскому народному орнаментальному искусству;
воспитывать любознательность.
Методы и приемы: сюрпризный момент (куклы разных национальностей), показ, объяснение, поощрение, напоминание, оценка.
Словарная работа: флаг, достопримечательность, калфак, кокошник, ичиги, лапти, сарафан, трафарет, орнамент.
Предварительная работа: беседы на тему «Моя малая Родина», «Улицы нашего города», о символике республики Татарстан и России, рассматривание фотографий и слайдов о родном городе и достопримечательностях, чтение русских и татарских народных сказок и легенд, слушание русской и татарской народной музыки, дидактические игры «Собери картинку», «Найди головной убор», «Чей орнамент?».
Материалы и оборудование: проектор, экран, ноутбук, на экране фотографии достопримечательностей г. Бугульмы, флаги Республики Татарстан и России, и фотографии русского народного и татарского национального костюмов; 2 куклы в русском костюме и татарском костюме, мяч, калфак, ичиги; мольберт, образцы рисунков, листы бумаги, трафареты татарских орнаментов, цветные карандаши, татарские медленные мелодии.
Дети вместе проходят в группу, здороваются с воспитателем на русском и татарском языке.
Воспитатель: Ребята, я вас приглашаю на экскурсию по нашему городу.
Воспитатель: Как называется наш город?
Дети: Бугульма
Воспитатель: Как называют жителей нашего города?
Дети: Бугульминцы.
Воспитатель: В какой республике находится наш город?
Дети: В Республике Татарстан.
Воспитатель: Подумайте, и скажите, на каком транспорте можно передвигаться по нашему городу ?
Дети: На автобусе, на машине, такси, велосипеде.
Воспитатель: Ребята, а вы любите свой город?
Дети: Да.
Воспитатель: А что надо делать, чтобы город всегда оставался чистым и красивым?
Дети: Беречь его, не ломать деревья, не сорить, не бросать мусор, не засорять водоемы, не ломать скамейки в парках.
Воспитатель: А как вы думаете, много ли домов и зданий в нашем городе?
Дети: Да.
Воспитатель: А давайте мы сейчас посмотрим на экран внимательно. На экране будут появляться фотографии с достопримечательностями, а вы будете угадывать, какое здание изображено на экране.
Дети: Да.
Воспитатель: Какое это здание? (1 слайд)
Дети: Драматический театр.
Воспитатель: Что это за здание? (2 слайд )
Дети: (Дом техники)
Воспитатель: Что это за здание? (3 слайд )
Дети: Дворец Молодежи.
Воспитатель: Что это за здание? (4 слайд )
Дети: Ледовый дворец.
Воспитатель: Что это за здание? (5 слайд)
Дети: Вокзал.
Воспитатель: Что это за здание? (6 слайд)
Дети: Музей Гашека.
Воспитатель: Что это за здание? (7 слайд)
Дети: Наш детский сад «Ляйсан».
Воспитатель: 8 слайд.
Дети: Флаг России.
Воспитатель: 9 слайд.
Дети: Флаг Республики Татарстан.
Воспитатель: Молодцы, хорошо вы знаете достопримечательности нашего города.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, много ли людей живут в нашем городе?
Дети: А какой национальности люди есть в нашем городе Бугульма?
Дети: Русские, татары, чуваши и др.
Воспитатель: А давайте с вами рассмотрим русскую народную одежду и татарскую национальную одежду. Вспомним названия деталей одежды.
Воспитатель: Какой национальности костюм здесь изображен?
Дети: Татарский национальный женский костюм.
Воспитатель: Давайте с вами его рассмотрим. Из каких частей состоит костюм? (платье – күлмәк, жилетка, а на голове – калфак – женский татарский головной убор). Костюм украшен красивым татарским национальным узором.(10 слайд); (11 слайд); (12 слайд)
Воспитатель: Какой костюм?
Дети: Красивый, яркий, нарядный.
Воспитатель: Это какой национальности костюм?
Дети: Татарский национальный женский костюм. (13 слайд)
Воспитатель: Из каких частей состоит этот костюм?
Дети: Сарафан, кокошник, лапти. (14 слайд); (15 слайд)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все верно ответили.
Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем. Встанем в круг и поиграем в татарскую игру, которая называется «Скажи и переведи». Я вам буду кидать мяч и говорить слово на русском языке, например: кукла. А вы мне в ответ говорите это же слово на татарском языке и кидаете мяч обратно, например: курчак.
Слова: бабушка – әби, дедушка – бабай, мама – әни, папа – әти, мальчик – малай, девочка – кыз, хлеб – ипи, молоко – сөт, чай – чәй, яблоко – алма, заяц – куян, медведь – аю, мяч – туп, цифры: 1,2,3,4,5 – бер, ике, өч, дурт, биш; здравствуйте – исәнмесез, собака – эт, кошка – песи, спасибо – рәхмет, красивый – матур, грязный – пычрак, чистый – чиста.
Воспитатель: А теперь, ребятки, давайте сядем за столы.
Воспитатель: Посмотрите, к нам в гости пришли две куклы: две девочки Алсу и Маша. Как вы думаете, кто эти куклы по национальности?
Дети: Татары и русские.
Воспитатель: А почему?
Дети: Они одеты в татарские и русские костюмы.
Воспитатель: Ребята, а чего же не хватает у всех кукол?
Дети: Головных уборов.
Воспитатель: Чего же не хватает у девочки Алсу?
Дети: Калфака.
Воспитатель: А у Маши?
Дети: Кокошника.
Воспитатель: Вот они на столе, но куклы их перепутали. Давайте мы поможем куклам найти и одеть свой головной убор (дети подбирают головные уборы в соответствии с костюмом и говорят его название).
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно нашли.
Воспитатель: А сейчас мы с вами нарисуем для татарской девочки Алсу много разных калфаков, чтоб она была модная и красивая.
Воспитатель: Рассмотрим головной убор, которые лежит на столе. Как он называется?
Дети: Калфак
Воспитатель: Сегодня мы будем рисовать узоры на калфаке. Посмотрите, какой он красивый. Наверху у него есть узор: цветочек-тюльпан и листочки, и внизу на ободке маленький тюльпан с листочками.
Воспитатель: Посмотрите, как я нарисовала узоры на своем калфаке. Наверху большой цветочек и большие листочки, а внизу - маленькие цветочек и листочки.
Сейчас вы тоже будете составлять узор на своих калфаках.
Воспитатель: У вас на столах в тарелочках лежат трафареты татарских орнаментов: тюльпаны, листочки, и др. цветы. Сперва выложите узор на калфаке из трафаретов, затем возьмите карандаш того цвета, какой будет цветочек и начинайте обводить, затем получившийся цветочек раскрасьте тем же цветом.
То же самое с листочками и узором на ободке. (во время работы детей играет татарская медленная музыка)
(Индивидуальная помощь воспитателя)
Воспитатель: Давайте посмотрим какие красивые калфаки вы нарисовали. (выставка рисунков),они очень понравились нашей кукле Алсу.
А теперь давайте мы ей споем ей народная татарскую песню « И туган тел, и матур тел»
Воспитатель: Давайте попрощаемся на татарском языке. (Сау булыгыз!).