Методическая разработка по ознакомлению дошкольников с окружающим миром «Хлеб- всему голова».
Методическая разработка по ознакомлению дошкольников с окружающим миром «Хлеб- всему голова».
В настоящее время утрачивается значение хлеба в жизни человека, дети мало знают о труде хлеборобов, цель данной разработки прививать детям интерес к труду хлеборобов, воспитыывать уважение к хлебу и русским обычаям. Познакомить с традициями празднования на Руси весеннего праздника "Жаворонки".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по ознакомлению дошкольников с окружающим миром «Хлеб- всему голова».»
Методическая разработка по ознакомлению дошкольников с окружающим миром «Хлеб- всему голова».
Цель : Познакомить детей с весенним праздником «Жаворонок»Систематизация знаний детей о выращивании хлеба, о труде хлеборобов. Воспитание бережного отношения к хлебу.
Задачи.
Уточнить и закрепить знания детей о выращивании хлеба.
Обогатить представления о труде хлеборобов, о русских традициях, способствовать ранней профориентации детей.
Развивать навыки исследовательской деятельности.
Способствовать развитию творчества при составлении рассказов о выращивании хлеба, используя приём моделирования.
Воспитание бережного отношения к хлебу.
Предварительная работа: Заучивание загадок и пословиц о хлебе, чтение произведений М.Пришвин «Лисичкин хлеб», Г.Снегирёв «Хлеб растёт», С.Михалков «Булка», М.Алимбетов «Солнце на ладони», «Три ржаных колоска» , рассматривание альбомов «Как хлеб на стол приходит», «Кто работает с хлебом?» , заучивание заклички «Жаворонки».
Оборудование и материалы: Сюжетные картинки «От зернышка к булочке», облака с пословицами, мяч, тесто и начинка, фартуки и косынки для детей.
Ход занятия: (Входит девушка хозяйка).
Хозяйка: Добрый день гости добрые, гости желанные, 22 марта по русскому обычаю считается Днём Равноденствия, этот день ещё называют праздником «Жаворонка», принято считать что в этот день весна сменяет зиму, наступает Весна красна, а это значит пора приступать к работе. Начинать полевые и сельскохозяйственные работы. С первым потеплением начинают прилетать птицы. Одной из первых прилетает эта птица…
Раньше всех из птиц встаёт,
Солнцу песенку поёт,
Всё живое поднимает,
Как ту птичку называют?
(Жаворонок)
Хозяйка: У русского народа есть поверье, что настоящую весну приносят жаворонки. Их больше всего ждали люди, так как от их переливов, от звонкого пения просыпается природа, а это значит пора начинать работу в поле. Работа в поле это самое важное дело для русского народа, ведь без хлеба никуда. Хлеб называют маленьким солнцем на ладони. Ребята, а кто знает, как хлеб приходит к нам на стол?
Дидактическая игра «От зернышка к булочке»
Цель: уточнить представления детей о выращивании хлеба.
(Из числа детей выбираются 6 человек , им раздаются карточки, дети должны построить путь движения хлеба от зернышка к булочке, описать словами).
Хозяйка: Русский народ сложил много пословиц и поговорок о хлебе.
Есть такая мудрая пословица: «Хлеб в рот- ум в голову», а какие пословицы вы знаете ребята, у меня есть интересное задание, на облаках расположены пословицы, но весенний ветер их разбросал в разные стороны и они рассыпались, поможете их собрать.
Дидактическая игра «Собери пословицу».
Цель: Продолжить знакомить детей с народным творчеством, развивать логическое мышление.
(Дети разбиваются в группы, им предлагается собрать пословицы).
1 Хочешь есть калачи – не сиди на печи!
2 Вода мать- хлеб батюшка.
3 Хлеб да вода богатырская еда.
4 Без золота проживёшь- без хлеба нет.
6 Много снега- больше хлеба!
Хлеб сердце человека укрепляет!
Ребята , а вы знаете сколько людей участвует в том , чтобы хлебу попасть на стол?
Дидактическая игра «Кто помогает хлебу попасть к нам на стол?»
Цель: Обобщить знания детей о труде хлеборобов, о том кто помогает хлебу попасть на стол, расширять и обогащать словарный запас детей.
Хозяйка: Вставайте в круг я буду называть профессию, а вы должны передать мяч и назвать чем этот человек занимается? Например тракторист- пашет землю, агроном- отбирает зерна, сеяльщик-…..сеет зерно, комбайнер- собирает урожай, машинист- везет зерно, мукомол- мелет муку, тестомес- заводит тесто, пекарь- печет хлеб, кондитер- печет торты, хлебовоз- везет в магазин хлеб, продавец- продает хлеб.
Это ещё не все профессии, ещё много профессий связанных с хлебом.
Хозяйка: На праздник «Жаворонка» на Руси русские люди пекли угощения, жаворонков из теста. Так они встречали весну. В булочки, пироги клали колечки, горошины, семечки, которые приносили счастье и удачу. Затем дети выбегали с такими жаворонками на улицу и зазывали весну. Мы сегодня тоже будем печь пироги, в которые спрячем изюм, кому попадёт пирог с изюмом того ждет большая радость. Проходите , гости дорогие за столы, будем с вами стряпать пироги.
(Дети совместно с педагогами изготавливают пироги, после обеда с пирогами дети выходят на улицу).
Заклички.
1 Ау! Ау! Аукиваем! Весну приаукиваем!
Жаворонки, прилетите! Студену зиму прогоните! Теплу весну принесите! Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела!
2 Жаворонки, жаворонки
Прилетите к нам
Принесите к нам
Лето теплое,
Унесите от нас,
Зиму холодную,
Нам зима холодная,
Надоскучила,
Руки ноги отморозила!
3 Жавороночки, перепелочки,
Прилетите к нам
Принесите нам!
Весну – красну
Тепло – летечко
Зелен покос
Уйди сухой мороз!
(Дети угощаются пирогами).
Хозяйка: Чтобы весна быстрее пришла, давайте позовем к нам на землю солнышко и поиграем с ним.
Подвижная игра «Солнышко»
(По считалке выбирается солнышко, оно стоит в большом кругу, у него 4-5 обручей в руках, или на поясе одето, вокруг него ходят дети и поют слова).
Солнышко, солнышко,
Погуляй у речки,
Солнышко, солнышко,
Раскидай колечки!
(После слов солнышко раскладывает в разные стороны обручи, дети весело двигаются по площадке, проговаривают слова).
Мы колечки соберем,
Золоченые возьмем.
Покатаем, поиграем
И тебе назад вернем!
( Дети делятся по 5 человек берут обручи в руки, двигаются по кругу, на последние слова дети бегут к солнышку одевают на него обручи и строят большой круг).