- воспитывать умение дожидаться своей очереди играть на музыкальном инструменте, воспитывать терпеливость.
Занятие построено на основе аудиопрограммы Екатерины и Сергея Железновых
Методы и приёмы: сказкотерапия, музыкотерапия, пальчиковая гимнастика, подвижная игра.
Предварительная работа: знакомство с музыкальными инструментами, необходимыми для сказки-шумели «Трусливый заяц».
Демонстрационный материал:
кукла-перчатка заяц
магнитофон, аудиозапись с пальчиковыми играми, сказкой-шумелкой «Трусливый заяц»;
обруч;
«волшебный платок» с инструментами;
маска волка
Раздаточный материал:
маски зайцев
кастаньеты на ручке;
пакет;
деревянные ложки;
металлофон;
трещотка
Категория возраста: 3-4 года
Ход занятия:
Этап I. Организационный
Приветствие «Как живешь?»
На каждый вопрос дети отвечают хором: «Вот так!» – и жестом показывают нужное движение (действие).
Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.)
Как идешь? – Вот так! («Шагают» двумя пальцами по ладони.)
А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге.)
Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)
Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)
А даешь? – Вот так! (Делают руками движения. Как будто дают что-то.)
Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)
А грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком своему соседу.)
Этап II. Мотивационный
Психолог: Ребята, я пришла к вам вместе со своим другом – зайцем-трусишкой.Чтобы он нас не боялся, давайте расскажем про него стихотворение с помощью наших ручек.
Пальчиковая гимнастика
«Жил-был зайчик»
Жил-был зайчик - (хлопают в ладоши)
Длинные ушки - (три пальца в кулак, указательный и средний - ушки).
Отморозил зайчик - (сжимают и разжимают пальцы обеих рук)
Носик на опушке - (трут нос).
Отморозил носик - (сжимают и разжимают пальцы обеих рук),
Отморозил щечки - (гладят щеки)
И поехал греться - (крутят руль)
К ребятишкам в гости.
Там тепло и тихо - (разжимают кулаки обеих рук),
Волка нет - (хлопают в ладоши),
И дают морковку на обед - (поглаживают живот ладонью ведущей руки по часовой стрелке).
«Заинька» Раз, два, три, четыре, пять! (поочередно загибаем пальчики) Негде заиньке скакать (поднимаем указательный и средний пальцы правой руки, изображая заячьи ушки) Всюду ходит волк, волк (поднимаем вверх большой палец левой руки и ритмично опускаем мизинец, изображая волка) Он зубами – щёлк, щёлк. Прячься, заинька, в кусты! А ты, волчище, уходи! (грозят пальчиком) Психолог: ребята, кого испугался заяц? (заяц испугался волка). Кто помог спрятаться зайчику? (мы помогли спрятаться зайчику). Этап III. Практический
Психолог: А теперь мы с вами превратимся в зайчиков, я буду волком (психолог надевает детям маски зайцев – ушки, себе - маску волка). Играем в игру «Зайцы и волк»
Описание игры:
Дети – «зайцы» прячутся за кустами и деревьями. В стороне, за кустом, находится «волк». «Зайцы» выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу психолога: «Волк идёт!» - «зайцы» убегают и прячутся за кусты, деревья. «Волк» пытается их догнать. В игре можно использовать стихотворный текст:
Зайки скачут: скок, скок, скок –
На зелёный на лужок.
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают,
Не идёт ли волк?
Дети выполняют движения по тексту. С окончанием текста появляется «волк» и начинает ловить «зайцев»
Психолог: Молодцы, ловкие зайчата, все убежали от волка. Пора нам отдохнуть и послушать сказку про нашего зайца-трусишку.
Ребята садятся на стульчики, психолог включает аудиозапись сказки-шумелки «Трусливый заяц».
Беседа по сказке:
- Кого встретил заяц в лесу? (ёжика, дятла, сову, лягушек)
- Почему испугался заяц ёжика, дятла, сову? (потому что они шумели)
- Кто помог зайцу стать смелым? (лягушки)
- Почему? (потому что они сами испугались зайца)
Психолог достает «волшебный платок» с инструментами.
Ребята, давайте оживим нашу сказку с помощью музыкальных инструментов, а зайчик послушает.
Психолог: нам понадобятся вот такие инструменты: кастаньеты на ручке, пакет, деревянные ложки, металлофон, трещотка.
Каждому ребенку психолог дает инструмент. В процессе повторного прослушивания аудиозаписи сказки, дети музыкально оформляют сюжет.
Сказка-шумелка «Трусливый заяц»
Жил-был в лесу заяц-трусишка. Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит! (1). Испугался заяц – и бежать (2). Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А дятел на сосне как застучит!(3)
Бросился заяц бежать (4). Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает (5). Побежал заяц из леса к речке (6). А на берегу речки лягушки сидели (7). Увидели они зайца – и прыг в воду (8).
Обрадовался заяц, что лягушки его испугались, и смело поскакал обратно в лес (9).
1 – шуршим пакетом
2, 4,6 - быстро встряхиваем кастаньетами («заяц бежит»)
3 – стучим ложками
5 – шлепаем руками по ногам
7 – проводим палочкой по трещотке
8 - проводим палочкой по металлофону
9 – медленно ударяем кастаньетами по ладони («смелый заяц») или используем барабан.
Этап IV. Поведение итогов
Обсуждение сказки:
Какой заяц вам понравился больше, трусливый или смелый?
Как вы думаете, кого он больше испугался?
На каком инструменте вам понравилось играть?
Понравилась вам сказка?
Какая сказка больше понравилось, когда вы слушали или когда слушали и играли на инструментах?
Заключительное упражнение «Я – хороший!»
Дети с психологом встают в круг. Делают шаг в центр круга, говорят шепотом: «Я хороший!», еще один шаг – громче говорят: «Я хороший!», третий шаг – громко говорят: «Мы – хорошие!»