Закрепить у детей навык ориентировки в тетради по клеточкам;
Продолжать учить детей сравнивать и решать простые математические задачи на наглядной основе, «записывать» решение с помощью карточек с цифрами и знаками;
Упражнять в соотнесении цифры к определенному количеству предметов расположенных по-разному;
Закрепить знание геометрических фигур и умение составлять из них простые изображения предметов;
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Колобок на новый ладок"»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы»
Методическая разработка учебного занятия.
Тема: «Колобок на новый ладок!»
Обучающие задачи:
Закрепить у детей навык ориентировки в тетради по клеточкам;
Продолжать учить детей сравнивать и решать простые математические задачи на наглядной основе, «записывать» решение с помощью карточек с цифрами и знаками;
Упражнять в соотнесении цифры к определенному количеству предметов расположенных по-разному;
Закрепить знание геометрических фигур и умение составлять из них простые изображения предметов;
Воспитывать чувство коллективизма, стремление оказывать помощь тем, кто в ней нуждается;
Воспитывать умение выслушивать педагога, другого учащегося.
Воспитывать интерес к математике.
Занятие проводится с детьми шестилетнего возраста.
Основные достижения детей 5-6 лет связаны с развитием игровой деятельности: появлением ролевых и реальных взаимодействий; совершенствованием восприятия; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; образного мышления, которое возникает в процессе наглядного моделирования.
В этом возрасте ребенок может классифицировать предметы по определенным признакам: сравнивать два предмета между собой, называть, чем они похожи и чем отличаются; самостоятельно находить соответствия в работах и объяснять их; подбирать две половинки одного предмета и объяснять свой выбор.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенок может выполнять задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут; удерживать в поле зрения 6-7 предметов; выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.
Возрастает объем памяти. Ребенок может запомнить не менее 6 предложенных предметов или названных слов; запомнить и повторить небольшие фразы; помнить и рассказывать события, которые произошли накануне.
В 5-6 лет ребенок может аккуратно раскрашивать картинки, не выходя за контуры рисунка; копировать простейшие рисунки; обводить рисунок по точкам и линиям.
В общении 5-6 летних детей преобладают личностные и познавательные мотивы. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной, трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У ребенка возникает потребность в признании и поддержке, взаимопонимании и сопереживании.
Пособия и материалы: ширма, магнитная доска, магниты, наборное полотно, картонный дом, ноутбук.
Оборудование: карточки с цифрами: 0,1,4,5,7,9,10 (с обратной стороны буквы КОЛОБОК); игрушки: колобок, заяц, волк, медведь, лиса; схема с изображением группы предметов для счета; цифры 1-10; схема-образец (лиса); плоскостные изображения зайцев 7 штук; тетради в клетку, простые карандаши.
Ход занятия.
Педагог: Ребята, вы любите сказки?
Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по одной из них. Название этой сказки зашифровано. Вы сможете прочитать её название, если правильно распределите числа в ряд по возрастанию.
(Дети расставляют цифры в ряд. Педагог переворачивает карточки обратной стороной.)
Педагог: Прочитайте название сказки. Главный герой, пришёл к нам на занятие (берёт в руки Колобка). Испекла бабка Колобок и на окошке оставила студить.
Веселый, доверчивый Колобок! Помните, сколько опасностей было на его пути? Но сегодня мы постараемся ему помочь избежать неожиданных неприятностей. Для этого надо быть внимательными и быстро находить правильные решения.
Сколько пальцев на одной руке?
Сколько углов у квадрата?
Сколько хвостов у пяти коров?
Сколько лап у двух гусей?
Сколько дней в неделе?
Назови выходные дни?
Назови число, следующее за числом 5?
Сколько тебе лет?
Сколько сторон у треугольника?
Как называются все фигуры с четырьмя углами?
Педагог: Молодцы, все справились с этим заданием.
Педагог: Надоело нашему Колобку лежать, пора в путь дорогу. Катиться Колобок, катиться, а навстречу ему Заяц.
Колобок: Здравствуй, Заяц! А почему ты такой грустный?
Заяц: Здравствуйте! Я попал в капкан, помогите мне освободиться.
Педагог: А что мы должны сделать?
Заяц: Вот записка, в ней написано, как можно открывать капкан, только читать я не умею.
Педагог: (берет записку): Не волнуйся Зайчик, мы поможем тебе. Ребята, нам нужно не простое задание, для этого вам нужно точно выполнять мои указания, вы готовы? Давайте для начала разомнем пальчики:
Пальчики уснули Правая рука зажата в кулак
В кулачок свернулись
Один-2-3-4-5 Разжимаем по одному пальцу
Захотели поиграть.
(то же повторяем с левой рукой)
Педагог: Откройте тетради, возьмите карандаш. Давайте вспомним наше правило, которое мы выполняем перед работой в тетради.
Дети:
Я тетрадочку открою,
И как надо положу,
Я от вас, друзья, не скрою,
Карандаш вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь,
За работу я берусь.
Графический диктант «Ключ».
Педагог:
От точки 3 клеточки вправо, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1клетка вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 6 клеток вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вверх.
Педагог: Что получилось? (ключ). Вы догадались, для чего он нам нужен? (Чтобы открыть капкан).
Заяц: Спасибо вам, друзья, вы верно выполняли задание. Капкан открылся и я снова могу прыгать и веселиться. До свидания!
Педагог: а Колобок покатился дальше. Навстречу ему Волк.
Колобок: От чего грустишь, зубастый?
Волк: Как же мне не грустить.
Хоть ты смейся,
Хоть ты плач,
Не могу решить задач!
Помогите мне ребята
Все расставить по местам.
Научусь решать задачи –
Буду благодарен вам!
Педагог: Дети, давайте научим Волка составлять и решать задачи.
Составление и решение математических задач на наглядной основе.
Педагог: Посмотрите, сколько зайцев сидят под елкой? (4).
Сколько зайцев к ним прибежало? (добавить еще 2).
Давайте составим про них задачу.
Педагог: О ком задача? Что говориться о зайцах? Сколько их было
сначала? Сколько их прибежало потом?
Зайцев меньше и больше стало?
Если больше, что нужно сделать: сложить или вычесть?
Составим задачу.
Ребенок: Под елкой сидели 4 зайца, к ним прибежали еще 2.
Сколько зайцев стало под елкой?
Педагог: Давайте обозначим решение задачи цифрами и знаками.
(дети подбирают по очереди нужные карточки с цифрами и
знаками, выставляют их на наборном полотне).
Волк: Спасибо Колобок тебе и твоим друзьям за то, что научили меня решать задачи. До свидания!
Педагог: Ребята, вам нравится путешествовать с Колобком?
Давайте покажем Колобку, что мы умеем не только решать задачи, но и знаем много игр.
Физкультминутка «Большая стирка».
Педагог: Покатился Колобок дальше.
Навстречу ему Медведь,
Да как начал реветь!
Погодите, Медведь, не ревите,
Объясните, чего вы хотите?
Медведь: В лесной школе мне дали задание посчитать предметы и подобрать соответствующую цифру. Я все сделал, но мне поставили двойку. Пожалуйста, научите меня правильно считать.
Дидактическое упражнение «Подбери цифру»
На картине изображены группы предметов разного количества и разного расположения. Дети считают и подбирают соответствующую цифру.
Медведь: Большое спасибо, я наконец-то понял, как правильно надо считать. Мне теперь можно пойти в лесную школу. До свидания!
Педагог: Покатился колобок дальше, а навстречу ему Лиса.
Лиса: Здравствуй, Колобок! Здравствуйте, ребята! Как хорошо, сто вы пришли. Помогите мне, пожалуйста! Я пообещала подругам подарить свою фотографию, а у меня только одна осталась (на фланелеграфе фотография). Мои лисята играли и нечаянно порезали фотографии на кусочки. Вы не смогли бы их сложить.
Дидактическая игра «Сложи картинку»
(дети на столах выкладывают силуэт лисы)
( по окончанию работы педагог задает вопросы).
Педагог: Из каких геометрических фигур состоит изображение лисы?
(уточнить размер).
Итог занятия:
Педагог: Ребята, вам понравилось путешествовать по сказке вместе с Колобком? Давайте вспомним, с кем мы встречались? Что делали? Что понравилось? Какое задание было самым трудным?
Педагог: Молодцы, ребята! Вы были внимательными, активными, а главное добрыми и отзывчивыми, никого не оставили в беде, всем помогли. Колобку пора возвращаться к дедушке и бабушке.
Колобок:
Ну что же, милые друзья,
Я рад, что вы не подвели меня.
Каждый просто молодец!
Путешествию конец.
С математикой дружите,
Знания свои копите.
Пусть помогут вам старанье,
Память, логика, вниманье,
Вам в подарок от меня
Вот эта интересная игра!
Методические рекомендации.
Для активации познавательной и мыслительной деятельности в начале занятия используется занимательная проблемная ситуация сказочного характера. Веселому, доверчивому Колобку на пути встретилось огромное количество опасностей.
Ребята с удовольствием соглашаются ему помочь, сразу включаются в работу.
Список использованной литературы.
Волина В. Праздник числа: Книга для учителей и родителей. –
М.: «Знание», 2003
2. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников: Книга для
воспитателей детского сада. – М.: «Просвещение», 2005
Соколова Е. И. Веселая математика для самых маленьких: Практическое приложение. – М.: «РОСМЭН – ПРЕСС», 2009
Фалькович Т. А. Формирование математических представлений: занятия для дошкольников в учреждениях «ВАКО», 2005