kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методико-дидактический материал по нравственно-патриотическому и художественно-эстетическому развитию "Культура и традиции народов мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный сборник включает в себя материалы для изучения культуры и традиций народов Российской Федерации в сравнении с британской культурой.

Также, представлены планы-конспекты для 3 занятий по знакомству и закреплению материала путем сравнения русской и британской культур.

Данный сборник может использоваться как педагогом в детском саду, так и родителями дома.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методико-дидактический материал по нравственно-патриотическому и художественно-эстетическому развитию "Культура и традиции народов мира"»

Методико-дидактический материал по нравственно-патриотическому и художественно-эстетическому развитию детей на тему:

«Культура и традиции народов мира»



Для занятий с детьми старшего дошкольного возраста подготовительной группы



2021 г.

Оглавление

Введение 3

1. Промыслы Нижегородского края 4

2. Национальные музыкальные инструменты 8

3. Национальные костюмы 10

Раскраска Национальные костюмы 18

План-конспекты занятий. 22





Ведение

Данный сборник включает в себя материалы для изучения культуры и традиций народов Российской Федерации в сравнении с британской культурой. Отражены такие аспекты, как

  • промыслы Нижегородского края (Гжель, Хохлома, Городецкая роспись): краткая информация, схемы узоров, стихи и загадки по данной теме;

  • национальные костюмы народов России, народов Великобритании: краткое описание, раскраски;

  • национальные музыкальные инструменты России и Великобритании (краткая информация и изображения инструментов).

Также, представлены планы-конспекты для 3 занятий по знакомству и закреплению материала путем сравнения русской и британской культур.

Данный сборник может использоваться как педагогом в детском саду, так и родителями дома.


«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми»

Оскар Уайльд



  1. Промыслы Нижегородского края

Нижегородский край издавна славится своими промыслами. Именно здесь, зародились и развивались более 200 народных промыслов и ремесел. Многие из них получили широкое признание в России и стали визитной карточкой за рубежом. По богатству народно-художественных промыслов Нижегородский край занимает ведущее место в России.

  1. Гжельская роспись.

Гжельские изделия легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато - синими широкими масками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. А делают посуду в селе Гжель. Гжельские квасницы, кружки, тарелки, кувшины, цветочные горшки пользуются большим спросом во многих российских городах.

Варианты занятий

  • Схема рисования узора.









  • Стихи про Гжель

Чудо бело-синее

В Гжели мы видали

Лучшую посуду,

Там мы покупали

Чашки, чайники, масленки,

Сувениры и часы

Удивительной красы!


Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь:

Известно всем в народе ее названье – Гжель.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой!

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый,

И в каждом отражается сторонушка родимая.

Ее трава шелковая, ее цветы весенние –

И мастерство волшебное достойны восхищения.

  • Загадки

Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка ты откуда?
Видно, с севера пришла
И цветами расцвела
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
(Гжель)

Керамика, майолика, фаянс

Сверкают белизной –

Не оторвать глаз.

Узор небесной синевы украсил вас.

(Из Гжели)

  1. Городецкая роспись

Городецкая роспись отличается своей особой праздничностью и красочностью. Орнамент с пышными бутонами, соцветиями, листьями создаёт светлое настроение. Узоры светятся разными оттенками голубого и розового, фиолетового и оранжевого цветов. Важная часть Городецкой росписи – это оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками и ушками.

Варианты занятий




  • Схема рисования узора.


  • Стихи про городецкую роспись

"Веселый Городец"

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славиться по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

  • Загадки

Коль на досточке девица

Иль удалый молодец,

Чудо – конь и чудо – птица-

Это значит…(Городец)


Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки

цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

жар-птицы ввысь летят.

И точки черно-белые

На солнышке блестят.







  1. Хохлома

Всё вокруг стремится украсить русский умелец! Если деревянная посуда, то с золотой росписью! Так появилась хохломская роспись! Хохломская роспись – это чудо, созданное руками человека! Здесь затейливо переплетаются золотые и красные ягоды, цветы, листочки. Посмотрите, какая красота! Давайте рассмотрим хохломские изделия на нашей выставке.

Варианты занятий:

  • Схема рисования узора.




  • Стихи про Хохломскую роспись

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша ХОХЛОМА!


Хохломская роспись –

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы,

Рощи – перелески,

Шелковые всплески.

Солнечно – медовый

Золотой листвы.

У красы точеной

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд…

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий.

Всех чудес чудесней

Наша хохлома!


  • Загадки

Ветка плавно изогнулась 
И колечком завернулась 
Рядом с листиком трехпалым 
Земляника цветом алым 

Засияла, поднялась 
Сладким соком налилась 

А трава, как бахрома 
Золотая…  (Хохлома)

Листочки, ягодки, цветочки, 
Стебелечек, завиток, 
Здесь хозяева три цвета: 
Черный, красный, золотой. 
Кто привез товар такой? (Хохлома)



2. Национальные музыкальные инструменты России:
  1. Балалайка

Балалайка — один из инструментов, ставших (наряду с гармонью) музыкальным символом русского народа. Балалайка, такая, как она существует сейчас, состоит из трех главных частей:

1 – корпус (или как он называется по-старому – кузов), состоящий из деки (передней части) и задней части, склеенной из отдельных деревянных сегментов. Обыкновенно этих сегментов семь или шесть.

2 – гриф, на котором располагаются лады.

3 – головка – верхняя часть балалайки, где находятся механика и колки, служащие для настраивания балалайки.




  1. Гармонь

Гармонь, или гармошка – это духовой язычковый музыкальный инструмент с клавишно-пневматическим механизмом. По бокам инструмента расположены две клавиатуры: на правой играется мелодия, левая предназначена для аккомпанемента. Под гармоникой понимают целый ряд музыкальных инструментов, как ручных, так и губных. Звучание в этих инструментах достигается путем колебания язычка (металлической планки) под действием потока воздуха. В ручных моделях, как в гармони, воздух нагнетается при помощи специального резервуара – меха. Название гармонь присуще инструменту именно в России. По сравнению с аккордеоном и баяном, гармонь имеет меньшие размеры, меньшее количество октав, в гармонях может быть только одна тональность – мажорная или минорная гаммы.





Национальные музыкальные инструменты Великобритании:

  1. Волынка

Звучание волынки напоминает народные духовые инструменты, но устроена она так, что может одновременно играть и мелодию, и аккомпанемент. Она представляет собой довольно большой мешок из кожи или пузыря животного, надутый воздухом. В этот мешок вделаны несколько трубок.

Одна трубка похожа на дудочку, которую исполнитель держит не поперёк, а вдоль корпуса, вниз. В ней есть игровые отверстия, как у свирелей или других духовых инструментов. На этой трубке, зажимая поочерёдно отверстия, играют мелодию. Другие трубочки предназначены для исполнения сопровождения к мелодии. Получается маленький духовой оркестрик или ансамбль: звучит и мелодия, и аккомпанемент. На волынке играют обычно на открытом воздухе, так как звук её сильный, пронзительный. Ею сопровождают исполнение народных танцев.



3. Национальные костюмы

Будучи многонациональной страной, Россия может похвастаться богатством и разнообразием культур. На просторах, раскинувшихся от гор Северного Кавказа до северной вечной мерзлоты, проживают десятки народов со своим особенным бытом, своей культурой, своими традициями. Эти различия между ними обусловлены географическими и историческими особенностями, религией, климатом региона и многими другими факторами. Они проявляются во всем, в том числе в национальных костюмах народов России.

  • Загадки про элементы национального костюма


Каждый день поутру

Надеваю я трубу.

Ну не догадаться вам?

Она зовётся…(Сарафан)

Я скажу вам без обмана

Лучше нету…(Сарафана)

Мне сказала тётя Настя:

(Сарафан) приносит счастье.

Рукав длинный и короткий,

Планка иль косоворотка,

На груди - кармашки.

Что это?...(Рубашка)

Что же это за одежда:

С четырьмя отверстиями.

В одно входишь,

А в три выходишь. (Рубаха)

У бедного - толсто,

У богатого - тонко,

Всегда при себе. (Рубашка)

Днём обручем,

Ночью змеёй. (Пояс)

Тепла не даёт,

А без него холодно. (Пояс)

Он украшает голову,

На цветок похож.

Весь расшит узорами,

Уж очень он хорош. (Кокошник)

Головной убор крестьянки

Выбирали себе сами:

И работать, и гулять -

Что же нужно повязать?

Собирали в узелок

Из материи...  (Платок)

Что за головной убор

Мужчины носят с давних пор?

С курткой, пиджаком, рубашкой

Любят надевать... (Фуражку)

Сижу верхом,

Не знаю на ком.

Знакомца встречу –

Соскочу, привечу. (Шапка)

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них ходили раньше люди,

И плели из лыка,

А чтоб с ножки не спадали,

Их верёвкой привязали(Лапти)

Из липы свито

Дырявое корыто,

По дороге идёт,

Клетки кладёт. (Лапти)

Привяжешь - пойдут.

Отвяжешь - останутся. (Лапти)

Два арапа, родные брата,

Ростом по колено,

Везде с нами гуляют

И нас защищают. (Сапоги)

Все в шерсти, а кожи нет. (Валенки)

Треплют, катают,

А зиму таскают. (Валенки)


































Русский национальный костюм

Исторически основой гардероба русского мужчины или женщины являлась рубаха, на которую сверху надевались, в зависимости от пола, кафтан или сарафан. Отделка и материал одежды отличался, так, праздничный наряд характеризовало обилие вышивки. Ее основным мотивом являлись народные узоры, однако каких‑либо ограничений не было: благодаря этому вышивка становилась своеобразной «визитной карточкой» владельца, рассказывающей его историю. Русская национальная одежда сочетала в себе красоту и функциональность. Она должна быть свободной.


  1. Татарский национальный костюм

Татарский национальный костюм представляет собой интересное сочетание двух веяний: на него оказали влияние общие традиции восточных народов и ислам. Основой одежды являлась рубаха‑платье, которая называется «кулмэк», и шаровары.







  1. Якутский национальный костюм

Якуты исторически проживают на севере российской территории, поэтому их национальный костюм был призван не только украшать, но и защищать от воздействия крайне низких температур. Уникальность якутского национального костюма в том, что он жив и продолжает исторические традиции и сегодня, среди современного населения региона. Верхняя одежда такого костюма очень плотная, выполненная из меха, кожи, сукна и других материалов. Традиционно гардероб украшается бисерной вышивкой, орнаментами, металлом, подвесками.








Национальные костюмы Великобритании

  1. Шотландский национальный костюм

Отличительной особенностью любого шотландского костюма является клетчатая ткань, из которой он изготовлен. Этот шерстяной материал, так называемый тартан, представляет собой переплетение полос различного цвета, размера и наклона. Причем, поскольку в Шотландии до сих пор сохранилась клановость, рисунок определяет принадлежность к клану, т.е. каждый род создавал вручную свой собственный тартан, по нему можно определить, к какому региону относится человек. Шотландский национальный костюм — традиционный мужской костюм, главной отличительной особенностью которого является килт — мужская с крупными складками юбка до колен, сшитая из шерстяной клетчатой ткани - тартана. Современные шотландцы также носят килт, но по особым событиям.





  1. Ирландский национальный костюм

В Северной Ирландии издавна появилась традиция празднования Дня Святого Патрика встречать в зелёной одежде и прикреплять к ней листок трилистника, символизирующий крест и ирландский флаг. В наше время жители надевают рыжие парики и зелёные кепки, разрисовывают лица в цвета флага, а вечером обязательно пускают салюты.




  1. Национальный костюм английского солдата

В настоящее время особый вид национальной одежды можно встретить в столице объединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии. Как правило возле гос. учреждений стоят военные в ярко-красных мундирах, черных штанах, ботинках и высоком головном уборе черного цвета.




Раскраска Национальные костюмы





План-конспекты занятий.

1 занятие

- Здравствуйте, ребята.

- Давайте поговорим с вами сегодня о нашей стране, ее культуре, традициях. Вы знаете, как называется наша страна? А какое ее официальное название? Какой город является столицей нашей страны? В каком городе живем мы с вами? Какой мы с вами национальности? Как называют людей, которые живут в России? Как называют людей, которые проживают в Нижнем Новгороде? (привести примеры)

-Ребята, вы большие молодцы. Представляете, когда я шла сюда, мне навстречу попался почтальон, он просил передать вам письмо, вы хотите узнать, что там?

Ребята, кажется это письмо из музея. Очень интересно узнать, что же там внутри.

- «Дорогие ребята, мы узнали, что в вашем детском саду недавно проходило празднование широкой масленицы. Поэтому мы решили познакомить вас с народными промыслами, обычаями и культурой нашей страны. Желаем удачи в получении и освоении новых знаний. Директор музея.»

- Ребята, тут еще что-то, как же интересно (достаются картинки, прикрепляем на доске). Какие красивые костюмы представлены на картинках.

- Ребята, давайте повторим, как называется страна, в которой мы живем?

(Россия) Верно, так вот Россия, очень большая страна и она многонациональна.

-(включается видео). Посмотрите, она большая. А здесь живем мы с вами (Приближение к Нижнему Новгороду).

Каждая страна, каждая национальность, отличается от других своей культурой и промыслами, видами деятельности.

Наша Нижегородская область знаменита такими видами промыслов как городецкая роспись, хохломская роспись, Гжель, дымковская игрушка. Элементы промыслов отражались в предметах жизнедеятельности народа как: посуде, музыкальных инструментах, мебели, игрушках и национальных костюмах.

Давайте рассмотрим узоры. Какие основные цвета используются в хохломской росписи? В гжельской? Какие основные элементы отражаются в городецкой росписи? кого на них мы можем увидеть?

-Молодцы, вернемся к национальным костюмам. Вы можете видеть их на доске. Так вот, На Руси национальный костюм имел свои отличия в зависимости от места жительства и делился на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, чем он занимается.

Посмотрите, какие картинки прислал нам музей, давайте получше их рассмотрим.

- Чем отличалась мужская одежда от женской?

Характеристика одежды. Основными атрибутами русского женского костюма были: рубаха, сарафан, передник, лапти. Рубаха – главная часть русского народного костюма. Эта длинная, ниже колен, одежда. Рубаху красиво украшали вышивкой. Поверх рубахи надевали сарафан и передник. На голову платок или кокошник. Самой распространенной обувью были плетеные лапти.

Основой мужского костюма тоже была рубаха. Она доходила до колен и имела разрез посередине или сбоку. Рубаху носили на выпуск и подпоясывали кушаком или пояском. Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны – порты. Порты заправляли в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх одевали лапти.

Вы заметили, сколько узоров на одежде? (Показывать на виды росписи и называть ее на рубашке, сарафане). Как называется роспись с такими узорами?

- Как вы думаете, ребята, каким национальным музыкальным инструментом знаменита Россия? на котором до сих пор играют?

-Балалайка, правильно. (включается музыка, на одной из картинок указывается балалайка, показывается если есть в наличии). Даже на балалайке люди рисовали узоры.

- Ребята, а давайте теперь встанем со своих мест. Потянемся к солнышку, помашем ему, теперь сделаем наклон в право помашем другу справа, теперь наклон влево, помашем другу слева, теперь наклонимся вниз дотронемся до земли. Молодцы, садитесь на места.

- Давайте повторим, какие виды промыслов есть в нашей области? (Помогать и показывать картинки). Какие основные атрибуты мужской национальной одежды вы узнали? А женской?

-Молодцы. Как вы думаете, когда в наше время мы наряжаемся в национальные костюмы? Правильно, на праздники и гуляния. И одно из таких было совсем недавно, какое вы помните?

-Конечно же масленица. Давайте посмотрим, как же проводят такие гуляния.




2 занятие

Здравствуйте, ребята! Скажите мне пожалуйста, а вы знаете какая самая большая страна в мире? Правильно, Россия. Давайте вспомним, с какими народными промыслами вы познакомились на прошлом занятии?

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в маленькое, но очень значимое государство, которое располагается на острове и называется оно объединённое королевство Великобритании и Северной Ирландии. Ребята, а как мы можем попасть на остров?

Объединённое королевство Великобритании и Северной Ирландии – это сказочная страна, в которой до сих пор страной управляют короли и королевы. А кто помнит, как зовут королеву?

Великобритания разделяется на 4 основных административные части - Англия, Северная Ирландия, Шотландия и Уэльс. Каждая из этих частей имеет свою культуру, традиции и национальные костюмы. Костюмы обычно приурочены к какому-либо празднику. Давайте отправимся в каждую из этих частей и узнаем, чем же интересна каждая культура.

В Северной Ирландии издавна появилась традиция празднования Дня Святого Патрика встречать в зелёной одежде и прикреплять к ней листок трилистника, символизирующий крест и ирландский флаг. В наше время жители надевают рыжие парики и зелёные кепки, разрисовывают лица в цвета флага, а вечером обязательно пускают салюты. А как принято у нас в России праздновать народные праздники?

Отравляемся с вами в следующую часть. В Шотландии костюм изготавливается из тартана- это клетчатая шерстяная ткань. Мужской костюм состоит из клетчатой юбки килт, которая подпоясывается широким кожаным поясом, поверх одевается сумка кожаная споран. Главным символом шотландской музыки является волынка. Представляет собой мешок сверху трубкой для наполнения меха воздухом, с прикреплёнными снизу одной, двумя или тремя игральными язычковыми трубками, служащими для создания многоголосия. Издавна это инструмент был военным, созданный для того, чтобы воины без страха рвались в бой. В настоящее время парад волынщиков проходит в дни международных фестивалей Королевского Эдинбургского парада военных оркестров. Давайте с вами посмотрим один из таких парадов. Обратите внимание на экран. Ребята, в какой одежде ходят наши офицеры?

А теперь мы с вами отправляемся в следующую часть королевства. Жители Уэльса одевают национальные костюмы на день святого Дэвида. Жители одеваются в валлийские костюмы, или прикрепляют к одежде лук-порей и нарцисс, которые являются символами Уэльса. Давайте с вами обратим внимание на костюмы жителей Уэльса и Северной Ирландии. Чем отличаются эти костюмы? Какие основные атрибуты есть на костюме Уэльса?

И наконец, отправимся с вами в центр, сердце Великобритании – в Англию. В этой части первый понедельник мая считается официальным праздником весны, который ассоциируется с Робин Гудом. Этот праздник проводится в виде костюмированных шествий и народных гуляний. В настоящее время особый вид национальные одежды, которые можно встретить в столице объединённое королевство Великобритании и Северной Ирландии. Как правило возле гос. учреждений стоят военные в ярко-красных мундирах, черных штанах, ботинках и высоком головном уборе черного цвета. А сейчас давайте представим, что мы оказались в рядах военной армии. Но для этого нам нужно иметь хорошую физическую подготовку. Поэтому давайте встанем так, чтобы не мешать своему соседу и не стукнуться об парту. Повторяем за мной. Молодцы, садитесь.

А вы знаете, в Англии есть традиция пить чай, поэтому англичане устраивают чайные церемонии. Давайте мы сейчас повернемся к своему соседу и представим, что мы англичане, которые пьют чай. Один из вас хозяин, который будет принимать к себе гостя. Распределите между собой кто будет гость, а кто хозяин.

- Hello, welcome.

- Hello, tkanks.

- How are you?

- I’m OK, thank you and you?

- I’m OK, thank you. Would you like a cup of tea?

- Oh, of course, thank you .

- Would you like a cake?

- Yes, thank you. It’s delicious!.

- Goodbye.

- Goodbye.

Мы с вами побывали настоящими англичанами. Вам понравилось?

Давай те вспомним, как называется столица Великобритании? какие особенности костюма у Ирландии? Из чего состоит мужской костюм Шотландцев? На каком музыкальном инструменте играют шотландцы? Кто прилепляет к одежде лук-порей и нарцисс? С каким персонажем ассоциируется первый день весны у Англичан? Какая традиция есть в Англии? Как здороваются англичане? Как они благодарят? Как прощаются? Что вам больше всего запомнилось? Какой костюм? Какие главные различия между Россией и Великобритании? На каком языке разговаривают в России? А на каком в Великобритании? В какой части Великобритании надевают этот костюм? Вы все большие молодцы. Какая у вас хорошая память.



3 занятие

Здравствуйте, ребята. Я хочу рассказать вам одну историю, которая приключилась с мальчиком Васей. Слушайте внимательно. Однажды он очень опаздывал на занятие. По пути мальчик сильно размахивал портфелем, что даже не заметил, как листочки с его домашним заданием перемешались. Вася очень сильно расстроился. Ему нужна наша помощь. Ребята, вы поможете собрать все листочки, чтобы Вася не получил плохой оценки?

Хорошо, вот первое задание. Вам необходимо правильно собрать национальные костюмы уже известных вам стран. Я покажу вам на своем примере.

Как вы думаете, какие у меня костюмы? Правильно, костюмы военных. (Обсуждение как правильно сопоставить, что к чему присоединить). Ребята, всем все понятно? У вас есть какие-нибудь вопросы? Тогда приступайте.

Молодцы, вы все хорошо справились. Переходим к следующему заданию. Перед вами листок с кармашками. Васе нужно было правильно определить под каким номером играли эти три музыкальных инструмента, но все инструменты перепутались. Давайте поможем Васе правильно распределить музыкальные инструменты по карманам. Сейчас по очереди будет звучать музыка и вам нужно определить, какой музыкальный инструмент звучит и поместить его в нужный кармашек.

Вы большие молодцы. Ребята, а теперь давайте с вами немного подвигаемся.

Зарядка.

Итак, ребята нам предстоит последнее, но не менее важное задание. Вы готовы?

Перед вами лежат различные картинки. Посмотрите на них. Как вы думаете, что это? Правильно. Вам необходимо сопоставить картинку с флагом той страны, в которой создан этот узор. У кого есть вопросы? Тогда приступайте.

Ребята, мы с вами хорошо постарались и помогли Васе. Спасибо вам большое. Вам понравилось? Что вам больше всего запомнилось? Какое задание далось вам сложнее всего? Как Вы думаете, вам удастся отличить русские костюмы от английских?

Молодцы. В качестве подарка Вася прислал вам мультфильм, но он не обычный, а про наш русский народ. Вы хотите посмотреть? Хорошо. (Показ мультфильма, вопросы по нему).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шабашова Анна Сергеевна

Дата: 08.12.2021

Номер свидетельства: 593945


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства