Методическая разработка занятия по правилам дорожного движения «Путешествие в «Страна светофория» для дошкольников
Методическая разработка занятия по правилам дорожного движения «Путешествие в «Страна светофория» для дошкольников
v
Данное занятие ориентировано на детей дошкольного возраста. Учащиеся знакомятся с основными правилами дорожного движения, через игровые проблемные ситуации и приходят к выводу, что знание правил необходимо в жизни каждого человека. Работа организована таким образом, чтобы каждый ребёнок хотел участвовать в заданиях, проявляя инициативу.
Данный материал может быть полезен для воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками, а также родителям, для ознакомления детей с правилами дорожного движения и профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма.
Данное занятие ориентировано на детей дошкольного возраста. Учащиеся знакомятся с основными правилами дорожного движения, через игровые проблемные ситуации и приходят к выводу, что знание правил необходимо в жизни каждого человека. Работа организована таким образом, чтобы каждый ребёнок хотел участвовать в заданиях, проявляя инициативу.
Данный материал может быть полезен для воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками, а также родителям, для ознакомления детей с правилами дорожного движения и профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма.
Данное занятие ориентировано на детей дошкольного возраста. Учащиеся знакомятся с основными правилами дорожного движения, через игровые проблемные ситуации и приходят к выводу, что знание правил необходимо в жизни каждого человека. Работа организована таким образом, чтобы каждый ребёнок хотел участвовать в заданиях, проявляя инициативу.
Данный материал может быть полезен для воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками, а также родителям, для ознакомления детей с правилами дорожного движения и профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия по правилам дорожного движения «Путешествие в «Страна светофория» для дошкольников»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ГОРОДСКОЙ»
ИМ.С.А.ШМАКОВА г. ЛИПЕЦКА
Методическая разработка занятия
«Страна Светофория»
для обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста
Продолжительность – 25 минут
Возраст обучающихся – 4 – 6 лет
Автор – составитель:
педагог дополнительного образования
Диогенова Инна Николаевна
г. Липецк, 2019 год.
Аннотация
Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Знание и соблюдение правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах.
Данное занятие ориентировано на детей дошкольного возраста. Учащиеся знакомятся с основными правилами дорожного движения, через игровые проблемные ситуации и приходят к выводу, что знание правил необходимо в жизни каждого человека. Работа организована таким образом, чтобы каждый ребёнок хотел участвовать в заданиях, проявляя инициативу.
Данный материал может быть полезен для воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками, а также родителям, для ознакомления детей с правилами дорожного движения и профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма.
Пояснительная записка
«Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагоги должны дать направление этим случайностям».
В.Д.Одоевский.
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Приводят к этому элементарное незнание правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. У детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Они еще не умеют в должной степени управлять своим поведением. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями в быстро меняющейся дорожной обстановке. Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать готовить их к встрече с улицей, движением, приучать обращаться к старшим за помощью, а также и самим правильно и своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию. Чем раньше удастся познакомить ребенка с правилами дорожного движения, сформировать у него навыки культуры поведения в транспорте, на улице, тем меньше вероятности нежелательных происшествий с ним на дороге. Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать родитель, но, как правило, родители имеют смутное представление о том, как научить ребенка безопасному поведению на дорогах. Поэтому важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детским дошкольным учреждениям и учреждениям дополнительного образования. Именно педагоги должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его, как дисциплинированного пешехода. Главная задача – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Методическая разработка занятия «Страна Светофория»
для детей дошкольного возраста.
Продолжительность: 25 минут.
Участники: учащиеся дошкольного возраста 4 – 6 лет.
Используемые материалы и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,аудиозаписи, картинки с изображением автобуса, автомобиля, колеса, велосипеда, остановки, регулировщика, дорожных знаков, детей, пешеходного перехода; макет светофора, 3 круга – красный, желтый, зеленый; мяч.
Актуальность:детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Знание и соблюдение Правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах.
Методические рекомендации по использованию мультимедийного материала: групповое занятие. Использование мультимедийной презентации позволяет задействовать весь наглядный информационный канал, способствование лучшему усвоению информации и экономии времени на внедрении знании дошкольникам. Презентация является дополнением к конспекту. Ее эффективность характеризуется уровнем усвоения знаний по теме.
Цель: Формирование первичных знаний о правилах дорожного поведения у детей дошкольного возраста посредством игровых ситуаций.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить дошкольников с правилами поведения на дороге, улице, с сигналами светофора и пешеходным переходом;
Создать условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения;
Формировать здоровый образ жизни, профилактику дорожно-транспортного травматизма.
Развивающие:
Развивать способность практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде;
Вырабатывать у учащихся привычку правильно вести себя на дорогах;
Воспитывать грамотных пешеходов.
Предполагаемый результат: - осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих; - проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
- умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее; - знание правил безопасного поведения на дорогах и улицах города.
Рекомендации по организации и проведению занятия:
1. Подготовка к любому занятию обязательно должна начинаться с продумывания конспекта. Интересный и содержательный конспект сделает занятие незабываемым. Содержание должно включать элементы новизны, занимательности, необычности.
2. Необходимо тщательно продумать оснащение и оформление кабинета, музыкальное сопровождение. Игровые атрибуты следует расположить вне поля зрения учащихся: это создаст элемент неожиданности и праздничного настроения.
3. Занятие необходимо проводить в просторном кабинете, где найдется достаточно места для подвижных игр детей.
4. Задания и игры должны отвечать интересам учащихся, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности.
5. Эффективность педагогической работы во многом зависит от анализа качества проведенного занятия. Необходимо выяснить причины негативных моментов и отметить удачные игровые находки.
План занятия:
Организационный момент – 3 мин.
Практическая часть – 19 мин.
Игра «Светофор» - 3 мин.
Игра с мячом - 3 мин.
Игра «Автомульти» – 3 мин.
Подведение итогов занятия – 2 мин.
Рефлексия – 1 мин.
Ход занятия:
( В кабинете стоят в два ряда стульчики, имитирующие автобус. На каждом стульчике наклеены кружки, треугольники, квадратики, овалы, прямоугольники разных цветов).
Организационный момент – 3 мин.
Педагог: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. Каждый берет билет, проходит в автобус и находит свое место. (Учащиеся рассаживаются по своим местам).
Педагог: Я, буду шофером, а вы пассажиры. А чтобы наш автобус поехал надо произнести волшебные слова:
Автобус, автобус идет, гудит,
В автобусе, в автобусе шофер сидит.
В автобусе, в автобусе детей полно,
Поехали дети, глядите в окно!
(Учащиеся повторяют слова за педагогом, звучит запись звука работающей машины).
Педагог: Вот поле, вот речка, вот лес густой.
Приехали дети, машина стой!
Практическая часть – 19 мин.
Педагог: Страна Светофория (читает на вывеске). Ребята, что это за страна? Вы, когда - нибудь бывали в этой стране? (Ответы учащихся).
Педагог: В стране Светофория живет разный народ
И автомобили, и шофер и пешеход.
Делаю вам предостережение –
Выучить срочно правила движения!
Чтоб не волновались каждый день родители,
Чтоб спокойны были за рулем водители!
Хотите побывать в этой стране? (Ответы учащихся).
Педагог: Это страна, где все люди, даже дети знают правила дорожного движения и постоянно ими пользуются, поэтому в этой стране никогда не происходит дорожных происшествий. А почему в Светофории никогда не бывает дорожных происшествий? (Ответы учащихся). Потому что, в этой стране все соблюдают правила дорожного движения.
Педагог: Какие правила дорожного движения вы знаете? (Ответы учащихся.) Ребята, так просто в страну Светофория не войдешь. Посмотрите, на воротах висят зашифрованные знаки и их надо отгадать и открыть. Если у вас получится, тогда ворота откроются. (На дверцах шкафа висят перевернутые картинки.При правильных ответах учащихся картинки переворачиваются).
Педагог: Давайте попробуем открыть дорожные знаки. Если вы правильно ответите, то знаки откроются. Готовы? (Ответы учащихся).
Педагог: Первое задание.
(приложение №1)
Отгадайте загадки:
Что за чудо этот дом,
Окна светятся кругом.
Носит обувь из резины,
А питается бензином.
Он по улице идет
На работу всех везет.
Учащиеся: Автобус.
Педагог: Чтобы я тебя повез,
Не давай ты мне овес.
Напои меня бензином
И проверь мотор и шины.
Вот тогда вздымая пыль,
Нас помчит…
Учащиеся:Автомобиль.
Педагог: По наезженной дороге
Они бегут быстрей, чем ноги.
Учащиеся:Колеса.
Педагог: Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
Крутят ноги вдоль дороги
Два веселых колеса,
У загадки есть ответ
Это мой…
Учащиеся:Велосипед.
Педагог: В этом месте, как не странно.
Ждут чего-то постоянно.
Кто-то сидя, кто-то стоя…
Что за место здесь такое?
Учащиеся:Остановка.
Педагог: Кто стоит на переходе?
Почему он нужен тут?
Знаешь, как его зовут?
Учащиеся:Регулировщик.
Педагог: Сами не видят, а другим указывают.
Учащиеся:Дорожные знаки.
Педагог: Затихают все моторы!
И внимательней шоферы,
Если знаки говорят:
«Близко школа! Детский сад!»
Учащиеся:Дети.
Педагог: Чтоб приучить пешехода к порядку,
Разлиновали асфальт, как тетрадку.
Через дорогу полоски идут,
За собой пешехода ведут.
Учащиеся:Пешеходный переход.
Педагог: Молодцы, ребята, с заданием справились и все картинки открыли. Мы в стране Светофория! Посмотрите, кто нас встречает? Отгадайте загадку!
Педагог: Мчался транспорт, торопился,
А потом остановился,
Приглушил слегка мотор.
Кто помог нам?
Учащиеся:Светофор. (Педагог показывает макет светофора).
Педагог: Ребята, вы знаете, для чего нужен светофор? Где вы видели светофор? Заметили ли вы, как слушаются светофора и машины и люди? (Ответы учащихся). Светофор нужен для безопасного движения машин и людей. Давайте вспомним правила перехода по светофору.
Педагог: Красный глаз глядит на нас.
Что гласит его приказ?
Учащиеся: Стоять.
Педагог: Желтый глаз глядит на нас.
Что гласит его приказ?
Учащиеся: Внимание.
Педагог: А зеленый глаз для нас.
Что гласит его приказ?
Учащиеся: Можно идти.
Педагог: Ребята, как расположены знаки светофора?
Учащиеся: Красный вверху, желтый посередине, зеленый внизу.
Педагог: Молодцы! Давайте немного отдохнем и поиграем.
Игра «Светофор» - 3 мин.
Цель игры: обобщение знаний о назначении светофора и его сигналов.
Игровые атрибуты: 3 круга - красный, зеленый, желтый.
Условия игры:
Педагог: Выполняй закон простой:
Красный свет зажегся – стой! (Дети замирают)
Желтый вспыхнул – подожди! (Дети приседают)
А зеленый свет – иди! (Дети бегают).
(Темп игры может увеличиваться. В конце игры педагог называет самых внимательных участников).
Педагог: Все жители страны Светофории очень любят играть. Особенно они любят играть в мяч. Ребята, а вы любите играть с мячом? (Ответы учащихся). Можно играть на проезжей части дороги? (Ответы учащихся). Это опасно, может задавить машина, мяч попадет под машину и лопнет. А где можно играть детям? (Ответы учащихся). Верно, детям нужно играть на детской площадке под присмотром взрослых. Давайте и мы поиграем с мячом.
«Игра в мяч» - 2 мин.
Цель игры: закрепить знания учащихся о правилах дорожного движения, дорожных знаках.
Условия игры: Педагог с мячом встает в центр круга и бросает ребенку мяч,
одновременно задавая вопрос. Тот отвечает и бросает мяч педагогу. Игра
проводится со всеми детьми по очереди.
Педагог: По дороге кто идет?
Учащийся 1: Пешеход.
Педагог: Кто машину ведет?
Учащийся 2: Водитель.
Педагог: Сколько «глаз» у светофора?
Учащийся 3: Три глаза.
Педагог: Если красный «глаз» горит, то о чем он говорит?
Учащийся 4: Стой и жди.
Педагог: Если желтый «глаз» горит, то о чем он говорит?
Учащийся 5: Подожди.
Педагог: Если зеленый «глаз» горит, то о чем он говорит?
Учащийся 6: Можете идти.
Педагог: Идут наши ножки по пешеходной…
Учащийся 7: Дорожке.
Педагог: Где мы автобус ждем?
Учащийся 8: На остановке.
Педагог: Где играем в прятки?
Учащийся 9: На детской площадке.
(В конце игры необходимо похвалить тех участников, кто дал наибольшее количество правильных ответов).
Педагог: А еще в стране Светофории любят смотреть мультфильмы. Вы, любите мультики? А какие? (Ответы учащихся). Во многих мультфильмах герои передвигаются на различных видах транспорта. Давайте проверим, какие виды транспорта вы знаете и как вы помните сюжеты мультфильмов.
Игра «Автомульти» - 3 мин. (приложение №2)
Цель игры: научить соотносить сказочного персонажа и его транспортного средства.
Задачи:
- правильно называть виды транспортного средства;
- развивать память, мышление, сообразительность.
Условия игры: Учащимся предлагается ответить на вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства:
1. На чем ехал Емеля к царю во дворец? (На печке) – слайд №2.
2. Любимый двухколесный вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед) – слайд №3.
3. Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живет на крыше? (Вареньем) – слайд№4.
4. Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? (Велосипед) – слайд №5.
5. Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету) – слайд №6.
6. На чем летал старик Хоттабыч? (На ковре-самолете) – слайд №7.
7. Личный транспорт Бабы-Яги? (Ступа) – слайд №8.
8. На чем поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной? (На поезде) – слайд №9.
9. Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот
Задом наперед,
А за ним комарики...
На чем летали комарики? (На воздушном шарике) – слайд №10.
10. На чем катался Кай? (На санках) – слайд №11.
11. На чем летал Барон Мюнхгаузен? (На ядре) – слайд №12.
12. В чем плыли по морю царица с младенцем в «Сказке о царе Салтане»? (В бочке) - слайд №13.
(В конце игры необходимо похвалить тех участников, кто дал наибольшее количество правильных ответов).
3. Подведение итогов занятия – 2 мин.
Педагог: Вот мы и побывали в стране Светофории! Было трудно, но вы справились и теперь являетесь почетными гостями Светофории. Но, к сожалению, нам пора возвращаться. Запомните ребята: правила движения должны все соблюдать без возражения.
Надо: ходить по тротуарам, переходить улицу по пешеходному переходу; смотреть внимательно на светофор; если оказался в потоке машин, то стоять нужно спокойно, не метаться.
Нельзя: кататься на велосипеде по проезжей части.
Никогда не торопись!
У дороги осмотрись.
За другими не спеши.
Маму за руку держи.
Нужно правила все знать!
Возле трассы не играть
И животных без присмотра
На дорогу не пускать.
Педагог: Молодцы, вы все хорошо потрудились. Ребята, вы все запомнили как вести себя на улице? На какой свет переходить дорогу? (Ответы учащихся). Об этом расскажите своим родителям и друзьям. До свидания!
Список литературы
1. Гарнышева Т.П. Как научить детей пдд? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб.; ООО «Издательство «Детство-пресс», 2010.
2. Извекова Н.А. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. - М.: Творческий центр «Сфера», 2006.
3. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения. - М.; «Просвещение», 1973. 4. Лапшин В.И. Правила дорожного движения РФ. - М.; «Транспорт», 1999.
5. Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. Занимательные материалы. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
6. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. - М.; «Просвещение», 2009.
7. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. - М.; ТЦ Сфера, 2008.- 64 с.