Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока на тему: "Спасём наш дом родной" (направление - весёлый счёт) для детей 6 лет»
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества №2»
Республика Мордовия, г. Саранск
Конспект открытого занятия
«Спасём наш дом родной»
(направление весёлый счёт)
(возраст - 6 лет)
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Наумова Наталья Ивановна
г. Саранск
2021
Конспект открытого занятия: «Спасём наш дом родной!»
Направление: Весёлый счёт
Группа: 21. Возраст: 6 лет.
Автор занятия: Наумова Н.И., педагог дополнительного образования МУ ДО «ЦДТ № 2», РМ, г. Саранск.
Цель: Воспитание экологической культуры личности через математические представления и задания.
Задачи:
Образовательные:
1.Закрепить пройденные знания детей о количественном счёте от 1 до 10, числах и цифрах от 1 до 10, о временных понятиях – раньше-позже, дальше-ближе, выше-ниже, длиннее-короче, больше-меньше, уже-шире), о геометрических фигурах, о делении фигур на части и целое, о сравнении чисел (больше, меньше, равно).
2. Продолжать учить детей решать задачи, отгадывать математические загадки, отвечать на поставленные вопросы.
Развивающие:
1.Расширение общего кругозора детей об экологии как науки о защите и охране окружающей среды не только нашей планеты, но и всей Солнечной системе и Вселенной.
2. Закрепить на практике умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно у доски.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, гуманности, доброжелательное отношение к окружающим, желание им помочь.
2.Воспитывать у детей чувство ответственности за чистоту окружающего мира, нашей планеты и всей Вселенной.
3. Воспитывать усидчивость, умение слушать и слышать не только себя, но и других, прививать любовь к весёлому счёту, астрономии и экологии.
Оборудование: картинки о Солнечной системе, ракета, звёзды, набор геометрических фигур, 4 круга и 4 квадрата, маркеры, листы, доска, мел, числа и цифры на магнитах, знаки сравнения, лист для решения задач, тетради.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Приветствие.
Педагог: здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, девочки и мальчики! Я рада приветствовать вас на нашем занятие по весёлому счёту.
За окном 2021 год. А на нашей планете происходят глобальные климатические изменения, которые могут стать угрозой для всего живого на Земле. А чтобы остановить надвигающуюся беду, нужно бороться за сохранение и восстановление земной экологии, сделать среду обитания более чистой и пригодной для будущей жизни людей и всего живого на Земле. Сегодня каждый из вас для себя откроет неизведанные уголки нашей планеты и Вселенной, научится заботиться об её обитателях, освоит экологические правила жизни!
У каждого человека есть свои корни, своя Родина, своя планета! У нас с вами есть прекрасная Земля, единственная и неповторимая планета во всей Вселенной, на которой есть леса и поля, горы и моря, степи и луга, её населяют разнообразные виды растительной флоры и животной фауны. Земля – это сердце человечества, песчинка среди миллиардов звёзд и планет Галактики, и мы должны оберегать, защищать и хранить её как самое дорогое, близкое, родное. И необходимо помочь, защитить и сохранить не только этот маленький мир, но и нашу Вселенную! Вы готовы помочь, ребята? (дети отвечают).
2. Закрепление обратного количественного счёта от 10 до 1
Задание: «Ракета готова в полёт, ей нужен обратный отсчёт!»
- А на чём же мы отправимся в космический полёт? Ребята, как вы думаете? (на ракете). Конечно, на ракете. Каждая отправка космического транспорта начинается с обратного отсчёта. Все приготовились к полёту. Начинается обратный отсчёт от 10 до 0. Все дружно и весело считаем: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1!
Пуск, ракета полетела и с собой нас унесла,
Через звёзды и кометы мигом в космос довезла!
3. Закрепление порядкового и количественного счёта от 1 до 10
Задание: «Порядковый и количественный счёт планет»» (задание в тетрадях).
Известно каждому, что во Вселенной
Бывают очень разные системы.
Но есть одна, в которой светит Солнце.
Система эта Солнечной зовётся.
Среди планет системы – родной дом,
Мы с вами в этом доме все живём.
Он существует, кружится пока.
Названье дому нашему – Земля.
(показывается изображение Солнечной системы на плакате).
- Ребята, откройте тетради на странице 47. Перед вами схема Солнечной системы.
- Солнце – это огромная звезда, она несёт свет и тепло всем планетам Солнечной системы. Наша Земля расположена на самой удобной траектории орбиты Солнечной системы, она не сгорает от лучей Солнца и не замерзает. Меркурий ближе всех находится к Солнцу, которое его сжигает своими лучами. На Венере происходят большие перепады температуры: то ледяной холод, то жара. На Марсе раньше была жизнь и вода, а сейчас – высохшие русла рек. Юпитер и Сатурн славятся своими газовыми оболочками, ураганами и отсутствием воздуха. Поэтому жизнь есть только на Земле!
- Вокруг Солнца вращается много планет.
А сколько всего, дайте точный ответ?(9).
4. Закрепление знаний о геометрических фигурах
Задание: «На астероид посмотри и фигуру назови» (геометрические фигуры).
- Когда-то в нашей Солнечной системе была ещё одна планета - Харон. Её орбита находилась между Марсом и Юпитером. Учёные считают, что на ней существовала жизнь, был воздух и вода. Произошла экологическая катастрофа: планета взорвалась и погибла. На её месте образовался пояс астероидов. Сейчас мы как раз пролетаем мимо него (показывается поясастероидов).
Дети, посмотрите, какие они необычные, они похожи на какие-то геометрические фигуры. Давайте отгадаем их названия. Для этого сейчас я каждому из вас назову признаки определённой геометрической фигуры, а вы с места должны будете её отгадать и назвать (детиотвечают по одному,фигуры расположены на доске). Приготовились, ребята, внимание, начинается заданье.
- Назовите фигуру плоскую, округлую, без углов (круг).
- Назовите фигуру плоскую, вытянутую, без углов (овал).
- Назовите фигуру с тремя сторонами и тремя углами (треугольник).
- Назовите фигуру с 4 углами и 4 равными сторонами (квадрат).
- Назовите фигуру, у которой 4 угла и 4 стороны. Она похожа на воздушного змея (ромб).
- Назовите фигуру, у которой 4 угла и 4 стороны, стороны не равны, две- длинные, две – короткие. Она похожа на дверь, шкаф, холодильник (прямоугольник).
- Назовите фигуру, у которой 4 угла и 4 стороны. Она похожа на юбочку или лодку (трапеция).
- Как будет называться круг, если его поделить пополам? (полукруг).
5.Деление фигур на части и целое
Задание: «Астероиды на части раздели и от гибели планеты сохрани» (часть и целое).
- Молодцы, справились с заданием! А впереди новое, внимание!
Небесное тело по воздуху мчится,
Быстрее ракеты, машин, колесницы,
Небесное тело кометой зовётся,
Бывает, кусочек её оторвётся,
Летит во вселенной, по небу блуждает,
И многим планетам он вред причиняет!
Метеориты пролетают, всем планетам угрожают,
Чтобы с ними не столкнуться, от ударов увернуться,
И планеты сохранить, нужно очень смелым быть,
Метеориты возьмите и на части разделите!
(Дети выходят по одному к доске, делят на части квадрат, круг).
6. Количественный счёт от 1 до 10 и сравнение чисел
Задание: «Млечный путь».
Облетаем мы комету,
Направляем вниз ракету,
Перед нами Млечный путь,
Как бы с курса не свернуть
Звёзды яркие сияют, звёзды путь нам освещают.
Посчитайте, сколько их ярко-жёлтых, золотых?
(Дети считают все вместе количество звёзд – ровно 9).
А на звёздах длинным рядом числа разные стоят,
Ждут, когда поставим знаки: больше, меньше иль равно.
Приготовились, вперёд!
(дети по одному у доски сравнивают числа и вставляют знаки между ними).
7. Решение примеров. Состав числа 9
Задание: «Реши примеры».
Метеоры разделили и планеты сохранили,
Числа меж собой сравнили, звёзды в небе сосчитали!
Впереди опять заданье, приготовились, вниманье!
8 примеров нам нужно решить, чтобы на Землю вновь путь проложить.
8 + 1 = 9 7 + 2 = 9
6 + 3 = 9 5 + 4 = 9
1 + 8 = 9 2 + 7 = 9
3 + 6 = 9 4 + 5 = 9
(все ребята по одному выходят к доске и решают по одному примеру, а затем записывают их в тетради).
8. Подготовка к игре – физкультминутке
Задание: «Возвращение на Землю».
Наша ракета всё ниже и ниже,
Ну а планета родная всё ближе!
Мы засиделись в кабине, ребята,
Чтобы вернуться на Землю обратно,
Сделать полезно команде зарядку,
Дружно за мной повторим по порядку!
9. Проведение игры – физкультминутки
Игра – физкультминутка «Раз-два – стоит ракета».
Раз, два – стоит ракета (Руки вытянуты вверх).
Три, четыре – самолёт (руки в стороны).
Раз, два – хлопок в ладоши (хлопки в ладоши).
А потом на каждый счёт (шаг на месте).
Раз, два, три, четыре (хлопки),
Руки выше, плечи шире (руки вверх-вниз).
Раз, два, три, четыре (хлопки),
И на месте походили (шаг на месте).
10. Решение задач на вычитание и сложение
Задание: «Экологические задачи» (задание в тетрадях по картинкам).
- Девочки и мальчики, вот мы и вернулись на нашу планету.
Дома снова оказались, но беда и тут подкралась.
Пока в космосе летали, на Земле проблемы ждали:
Браконьерство процветает, голод птицам угрожает!
Чтоб в проблемах разобраться надо нам решить задачи!
Задача 1.
Белые утки к реке подошли.
Все 6 милых уточек в воду вошли.
Двух подстрелил из ружья браконьер.
Сколько же уток плывёт по реке?
(1 ребёнок решает задачу у доски, другие в тетрадях – 6- 2=4).
Чтобы птицы не боялись и в воде всегда купались,
Браконьеров всех поймайте, правосудию отдайте.
Задача 2.
На ветке сидело голодных пять птичек:
3 свиристеля и пара синичек.
4 воробушка к ним прилетело.
Так сколько же птичек голодных сидело?
(1 ребёнок решает задачу у доски, другие в тетрадях – 5+4=9).
Чутким и гуманным будьте, чтобы пташек не вспугнуть,
Птиц почаще вы кормите, от погибели спасите!
11. Закрепление математических временных понятий
Задание: «Вопросы детям от Земли».
Что о планете вам, дети, известно?
Наша планета прекрасна, чудесна!
Только без знаний её не спасти,
Просит планета ответы найти.
И от земли вам пожелание:
Пусть вам помогут мудрость и знание!
- Ведь знание делает любого человека воспитанным, умным, справедливым и мудрым. А ведь только у мудрецовзоркое сердце, ибо без него ничего не увидишь глазами.
- Что будет раньше: ромашка зацветёт иль семечко её взойдёт?
- Что будет позже: день или вечер?
- Что будет дальше:Солнце иль Луна, если последняя здесь не видна?
- Кто будет ближе: ваша семья или ваши друзья?
- Что будет выше: птичий полёт или космический перелёт?
- Что будет ниже: трава под ногами или берёзка, стоящая рядом?
-Что длиннее: тропинка или Млечный путь?
- Что короче: целый день иль тень?
- Что больше: Вселенная или Солнечная система?
- Что меньше: Земля или Солнце?
- Что уже: родник или океан?
- Что шире: наше сердечко или серебряное колечко?
- Дорогие гости и ребята, вот и подошло к концу наше занятие – «Спасём наш дом родной!». Давайте вспомним, о чём мы с вами сегодня говорили, что мы сегодня делали на занятии? Какой науке было посвящено наше занятие? (дети отвечают). Сегодня вы все работали дружно на занятии, активно отвечали на вопросы. Всем спасибо за внимание и работу! (педагог раздаёт детям «сюрпризы»).