Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Использование технологии моделирования и мнемотехники в музыкальной деятельности дошкольников"»
МАСТЕР-КЛАСС
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ И МНЕМОТЕХНИКИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Музыкальный руководитель
МБДОУ «Ясли-сад № 279 г. Донецка»
Целых Ольга Васильевна
Донецк 2024
Цель: повышение уровня профессиональной компетенции музыкальных руководителей при использовании технологии моделирования и мнемотехники в музыкальной деятельности дошкольников.
Задачи:
— дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;
— дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития памяти дошкольников (при разучивании песен, потешек, танцев, пальчиковых игр, знакомстве с музыкальными образами);
— повысить эффективность образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы;
— активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в музыкальном, речевом и умственном развитии;
— создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
Раздаточный материал: мнемотаблицы, тексты песен, картинки, мнемодорожки, фломастеры.
Структура мастер-класса:
Мотивационный этап
Изложение нового материала
Закрепление нового материала
Дискуссия по результатам совместной деятельности, рефлексия.
Ход мастер – класса
Педагог: — Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада вас видеть сегодня, друзья.
Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Едва не замерзли в дороге, в пути,
Но все равно на мастер – класс вы пришли? (да)
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
Кошмар этот помним со студенческих лет
Мы скучные лекции слушаем? (нет)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.
Тема нашего мастер – класса: «Использование технологии моделирования и мнемотехники в музыкальной деятельности дошкольников».
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер – класс.
Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в работе с детьми.
Федор Иванович Шаляпин говорил: «Песня может изменить мир, поскольку она способна изменить людей».
Согласитесь, коллеги, что песня сопровождает нас с первых дней жизни, она украшает наши трудовые будни, вдохновляет для новых открытий…
Именно поэтому я захотела привить любовь к песне детям. Но я столкнулась с проблемой: то, что кажется легко нам, взрослым, порой детям дается сложно. Дошколята с трудом запоминают слова новых песен.
В решении этой проблемы мне помогла технология «Мнемотехника». И я задумалась, а могу ли я мнемотаблицы использовать в своей работе с детьми?
Сегоднямы вместе с вами на практике узнаем, как можно использовать мнемотехнику в музыкальной деятельности с дошкольниками.
Мир музыки волшебный, интересный и очень разнообразный.
Предлагаю Вам, уважаемые коллеги, попробовать использовать мнемотехнику в музыкальной деятельности, а затем мы вместе проанализируем, где и как нам помогает данная технология.
А сейчас, уважаемые коллеги я приглашаю пройти за столы желающих, за каждый стол по 3 человека.
Я приглашаю к первому столу, и предлагаю вам составить мнемотаблицу для разучивания песни «Где был Иванушка?» русская народная песня.
— Я приглашаю пройти ко второму столу, вам предлагаю составить мнемотаблицу к хороводу «Во поле берёзка стояла» русская народная песня.
— Я приглашаю к третьему столу и предлагаю вам составить мнемотаблицу к оркестровке русской народной мелодии «Как у наших у ворот» (воспроизведение ритма ладошками, притопами, выбранными музыкальными инструментами).
О своей готовности вы сообщите, подняв картинку.
Работа с залом:
1.Уважаемые коллеги, я предлагаю вам составить музыкальную загадку по мнемодорожке . Загадки-мнемодорожки с опорой на общие схемы ( о ком или о чём идёт речь в музыкальном произведении?) Д.Б.Кабалевский «Плакса», «Резвушка», «Злюка». Музыка по характеру какая?
Исполняют песню, танец, оркестровку по мнемотаблице.
Вы очень хорошо работаете вместе! Спасибо за работу! Проходите на свои места!
Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».
Сегодня мы вместе с вами увидели один из самых простых вариантов использования мнемотехники в работе музыкального руководителя. Все зависит от полёта вашей фантазии… Только представьте, какими возможностями обладает данная технология в руках творческого педагога.
Вам понравилось? Так можно использовать графическое изображение, картинки в разных видах музыкальной деятельности, начинать от простого к сложному. Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что работа интересная, нарисованное запоминается лучше, закрепляется не только слово, но и образ.
Заключение:
Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания песен, танцевальных композиций более простым, интересным, творческим. Технология моделирования помогает развить у детей ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, повысить уровень умственного развития и систематизировать музыкально-образовательную информацию.
Рефлексия.
В заключение мастер-класса я предлагаю вам продолжить фразы:
— Я возьму в свою методическую копилку…
— Я ухожу с мастер- класса…
Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!
Литература:
1.Шестакова Л.М. Роль мнемо-музыкального воспитания в становлении эмоциональности детей старшего дошкольного возраста. Коррекционно-педагогическое образование.2020. №4(24)