kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс "Использование технологии моделирования и мнемотехники в музыкальной деятельности дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование технологии моделирования и мнемотехники в музыкальной деятельности дошкольников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Использование технологии моделирования и мнемотехники в музыкальной деятельности дошкольников"»



МАСТЕР-КЛАСС


«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ И МНЕМОТЕХНИКИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»







Музыкальный руководитель

МБДОУ «Ясли-сад № 279 г. Донецка»

Целых Ольга Васильевна





























Донецк 2024

Цель: повышение уровня профессиональной компетенции музыкальных руководителей при использовании технологии моделирования и мнемотехники в музыкальной деятельности дошкольников.

Задачи:

— дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;

— дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития памяти дошкольников (при разучивании песен, потешек, танцев, пальчиковых игр, знакомстве с музыкальными образами);

— повысить эффективность образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы;

— активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в музыкальном, речевом и умственном развитии;

— создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.

Раздаточный материал: мнемотаблицы, тексты песен, картинки, мнемодорожки, фломастеры.

Структура мастер-класса:

  • Мотивационный этап

  • Изложение нового материала

  • Закрепление нового материала

  • Дискуссия по результатам совместной деятельности, рефлексия.

Ход мастер – класса

Педагог: — Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Едва не замерзли в дороге, в пути,

Но все равно на мастер – класс вы пришли? (да)

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Кошмар этот помним со студенческих лет

Мы скучные лекции слушаем? (нет)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Тема нашего мастер – класса: «Использование технологии моделирования и мнемотехники в музыкальной деятельности дошкольников».



Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер – класс.

Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в работе с детьми.

Федор Иванович Шаляпин говорил: «Песня может изменить мир, поскольку она способна изменить людей».

Согласитесь, коллеги, что песня сопровождает нас с первых дней жизни, она украшает наши трудовые будни, вдохновляет для новых открытий…

Именно поэтому я захотела привить любовь к песне детям. Но я столкнулась с проблемой: то, что кажется легко нам, взрослым, порой детям дается сложно. Дошколята с трудом запоминают слова новых песен.

В решении этой проблемы мне помогла технология «Мнемотехника». И я задумалась, а могу ли я мнемотаблицы использовать в своей работе с детьми?

Сегодня мы вместе с вами на практике узнаем, как можно использовать мнемотехнику в музыкальной деятельности с дошкольниками.


Мир музыки волшебный, интересный и очень разнообразный.

Предлагаю Вам, уважаемые коллеги, попробовать использовать мнемотехнику в музыкальной деятельности, а затем мы вместе проанализируем, где и как нам помогает данная технология.

А сейчас, уважаемые коллеги я приглашаю пройти за столы желающих, за каждый стол по 3 человека.

Я приглашаю к первому столу, и предлагаю вам составить мнемотаблицу для разучивания песни «Где был Иванушка?» русская народная песня.

— Я приглашаю пройти ко второму столу, вам предлагаю составить мнемотаблицу к хороводу «Во поле берёзка стояла» русская народная песня.

— Я приглашаю к третьему столу и предлагаю вам составить мнемотаблицу к оркестровке русской народной мелодии «Как у наших у ворот» (воспроизведение ритма ладошками, притопами, выбранными музыкальными инструментами).

О своей готовности вы сообщите, подняв картинку.

Работа с залом:

1.Уважаемые коллеги, я предлагаю вам составить музыкальную загадку по мнемодорожке . Загадки-мнемодорожки с опорой на общие схемы ( о ком или о чём идёт речь в музыкальном произведении?) Д.Б.Кабалевский «Плакса», «Резвушка», «Злюка». Музыка по характеру какая?

«Плакса» - грустная, печальная, капризная, тихая, жалобная.

«Резвушка» - подвижная, живая, весёлая, шаловливая, озорная.

«Злюка» - резкая, громкая, сердитая, звуки колючие, неприятные.

2. Составление мнемотаблицы по теме «Музыкальные и шумовые звуки».

3. Пальчиковый игротренинг с использованием мнемодорожки.

Хочу вас обратить внимание на дидактический материал, изготовленный мною (идет рассказ об изготовленном мною материале).

— Опираясь на мнемотаблицы, спойте песню, исполните хоровод, исполните музыкальное произведение.




Исполняют песню, танец, оркестровку по мнемотаблице.

Вы очень хорошо работаете вместе! Спасибо за работу! Проходите на свои места!

Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».

Сегодня мы вместе с вами увидели один из самых простых вариантов использования мнемотехники в работе музыкального руководителя. Все зависит от полёта вашей фантазии… Только представьте, какими возможностями обладает данная технология в руках творческого педагога.

Вам понравилось? Так можно использовать графическое изображение, картинки в разных видах музыкальной деятельности, начинать от простого к сложному. Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что работа интересная, нарисованное запоминается лучше, закрепляется не только слово, но и образ.

Заключение:

Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания песен, танцевальных композиций более простым, интересным, творческим. Технология моделирования помогает развить у детей ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, повысить уровень умственного развития и систематизировать музыкально-образовательную информацию.

Рефлексия.

В заключение мастер-класса я предлагаю вам продолжить фразы:

— Я возьму в свою методическую копилку…

— Я ухожу с мастер- класса…

Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!



Литература:

1.Шестакова Л.М. Роль мнемо-музыкального воспитания в становлении эмоциональности детей старшего дошкольного возраста. Коррекционно-педагогическое образование.2020. №4(24)

















































Приложение

Русская народная песня «Где ты был, Иванушка?»

Где был,

Иванушка?

На ярмарке!

Что купил,

Иванушка?

Курочку!

Курочка по сенечкам

Зернышки клюет,

Иванушка в горенке

Песенку поет

Где был

Иванушка?


На ярмарке!

Что купил

Иванушка?


Уточку

Курочка по сенечкам

Зернышки клюет

Уточка по лужице

Взад –

вперед плывет,


Иванушка

в горенке


Песенку поет

Где был


Иванушка?


На ярмарке!


Что купил

Иванушка?


Барашенька!

Курочка по сенечкам

Зернышки клюет,


Уточка по лужице

Взад –

вперед плывет,


Барашек в садике

Травушку жует


Иванушка в горенке


Песенку поет


«Как у наших у ворот»

русская нар. песня



1.   Как у наших у ворот

       Муха песенки поёт.

       Ай-люли, вот поёт,

       Ай-люли, вот поёт.


2.   Муха песенки поёт,

      Комар музыку ведёт.

      Ай-люли, вот ведёт,

      Ай-люли, вот ведёт.


3.  Стрекоза плясать пошла,

      Муравья с собой звала,

      Ай-люли,  вот звала,

      Ай-люли,  вот звала.


4.   Муравейка милый мой,

      Попляши-ка ты со мной.

     Ай-люли, ты со мной,

     Ай-люли, ты со мной.


5.   Уж, я рад бы, поплясать,

      Да устал я мне не встать.

      Ай-люли, мне не встать,

      Ай-люли, мне не встать.


6.   Как у наших у ворот

      Муха песенки поёт.

      Ай-люли, вот поёт,

      Ай-люли, вот поёт.




ПРИМЕРЫ МНЕМОКАРТОЧЕК ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ



Вокальная музыка




Марш




Инструментальная музыка




Песня




Медленно






Танец




Быстро






Мелодия волнообразная







Умеренно




Мелодия скачкообразная





Весёлая





Грустная





Спокойная




Тревожная




Громко




Тихо







ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОКАРТОЧЕК


  1. Составь характеристику музыкального произведения «Вечерняя серенада» Ф.Шуберта:

    • Жанр

    • Характер

    • Динамика

    • Характеристика мелодии

    • Темп


  1. Какая мнемотаблица подходит к музыкальному произведению «Скворушка прощается» Т.Попатенко.



  1. Найди ошибку в характеристике музыкального произведения «Колыбельная» В.Моцарта (инструментальное исполнение)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Целых Ольга Васильевна

Дата: 12.02.2024

Номер свидетельства: 645533


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства