Введение в проблему | М.Р. В соответствии с ФГОС в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появился такой раздел как «Поддержка детской инициативы». Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной детской деятельности детей по выбору и интересам. Самостоятельная деятельность в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду. Музыкальная деятельность ребёнка в детском саду может осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности – музыкальных игр и творческих импровизаций на музыкальных инструментах, в движении, пении, театрально-исполнительской деятельности. Если мы хотим, чтобы наши дети верили в себя, развивались и экспериментировали, мы должны подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками. Развитие - это всегда что-то новое, а новое всегда сопровождается и ошибками в том числе. Особенно у маленьких детей не проходит дня без приключений и новых открытий. Для педагогов это замечательная возможность показать: «Я тебе доверяю, ты сможешь это. Я рада за тебя!» К сожалению, часто мы упускаем эти возможности. И даже частенько лишаемся уверенности в себе. Предлагаю педагогам разделиться на три подгруппы и придумать самостоятельно продолжение условно возникшей ситуации. (муз. инструмент) и пытается на нём играть. (или барабан с палочками, металлофон с молоточком) Пример (его приведут педагоги из опыта работы): Лишить мужества | Вселить уверенность | Педагог забирает инструмент и говорит: «Ты ещё слишком маленькая, тебе ещё рано играть на таких инструментах, там палочки, молоточек, это опасно, можешь наткнуться» | Педагог находится рядом, контролирует процесс игры и не мешает. После говорит: «Молодчина! Ты очень уверенно играла, была аккуратна, не размахивала палочками. Теперь я уверенна, что из тебя вырастет настоящий музыкант» | Лишить мужества | Вселить уверенность | | | Лишить мужества | Вселить уверенность | | | М.Р. Развитие детской инициативы - одно из направлений развития личности. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе - умения, практические навыки. Чтобы дети чаще проявляли инициативу, нужно вначале их обучать практическим навыкам. Коллеги, возьмите по одному предложению, зачитайте вслух и заполнить нашу таблицу. (таблица на магнитной доске – вверху заголовок, ниже после прочтения прикрепляются фразы.) «В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований:» - развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений; - создавать разнообразные условия, проблемные ситуации, побуждающие детей к применению знаний, умений, способов в личном опыте; - постоянно расширять области задач, которые дети решают самостоятельно; - тренировать волю детей, доводить начатое дело до конца; - ориентировать дошкольников на получение хорошего результата; - поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий; - подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка; - побуждать к проявлению инициативы и творчества. |
Авторский подход к решению проблемы | М.Р. Дети проявляют инициативу в разыгрывании продолжения ситуации, исполнении знакомого музыкального репертуара. Очень важно для поддержки детской инициативы в музыкальной деятельности, чтобы у ребёнка была возможность выбора музыкальной игры, а для этого набор игр, пособий, детских музыкальных инструментов, должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняющимся (смена части игр примерно 1 раз в 2 месяца). Около 15 % музыкальных игр должны быть предназначены для детей следующей возрастной группы, чтобы обеспечить зону ближайшего развития. (прове6сти музыкально-дидактические игры – одну для младшего, другу для старшего возраста) М.Р. Для того чтобы дети проявили инициативу в самостоятельной музыкальной деятельности, педагогу бывает необходимо ставить проблему (нам поручили приготовить концерт для малышей, какие номера можем показать?), а порой достаточно включить музыку и приготовить атрибуты для движений – ленточки, флажки, султанчики, платочки и другое. Детский микрофон и элементы костюмов также инициируют возникновение игры в «Концерт» и использование своего музыкального опыта для танцевальных и певческих импровизаций. (предложить педагогам в подгруппах на основе знакомого им самим репертуара составить план концертной программы для детей другой группы или для вечернего концерта имениннику и т.д. Зачитать.) М.Р. Таким образом, педагог должен не только продумать пособия, игры и другие материал, но и игровые, проблемные или практические ситуации, условия, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном музыкальном опыте, поощряющие детскую инициативу. Пример 1: (предложить педагогам примерить на себя роль детей и разыграть ситуацию с ними) Перед старшими дошкольниками ставится проблемная ситуация: диск с записью марша, под который дети должны были учиться маршировать «как солдаты» при подготовке ко Дню защитника Отечества, испорчен. У меня есть диск, на котором перемешаны музыкальные произведения различных жанров. «Хотите помочь? Что будем делать?» «Дети» приходят к выводу, что надо прослушать и выбрать марш. Слушаем, выбираем. Вывод: в ходе слушания отрывков музыкальных произведений дети проявляют активность, применяют свой музыкальный опыт. Пример 2: Для младших дошкольников можно создать игровую ситуацию: в кроватке лежит кукла с градусником – болеет. Как развеселить куклу, чтобы ей стало лучше? Вспоминаем стихотворение В.Берестова «Кукла болеет»: Тише, тише, тишина! Кукла бедная больна. Кукла бедная больна, Просит музыки она. Спойте, что ей нравится, И она поправится. «Дети» проявляют инициативу в разыгрывании продолжения ситуации, исполнении знакомого музыкального репертуара. М.Р. Систематическая и планомерная работа по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах дает возможность не только закреплять полученные в процессе музыкальных занятий знания, совершенствовать музыкальный слух, но и развивать самостоятельность детей, их творческую деятельность. Оборудование музыкальных зон — одно из необходимых условий. Предложить педагогам заполнить паспорт музыкальной зоны в группе (что есть на данный момент). М.Р. В группе всегда есть дети с музыкальными способностями, быстро запоминающие музыкальные произведения, играющие на нескольких детских инструментах. Они отличаются активностью, способны заинтересовать остальных. Поэтому можно поручать им организовывать в группе музыкально-дидактические игры, с которыми дети познакомились на музыкальном занятии. Такие ребята являются как бы примером для остальных, вызывают у них стремление тоже быть активными. Ситуация: встречаются дети, которые быстро справляются с поставленными задачами при игре на музыкальном инструменте, но слишком самоуверенны: часто хвалятся, смеются над теми, кому с трудом дается игра на различных инструментах. Ваше решение: ответы педагогов с места. Решение: предложить этому ребенку исполнить что-нибудь более сложное, требующее от него дополнительных усилий. Выполняя такие задания, ребенок перестает чувствовать свое превосходство над другими детьми, так как ему самому приходится много работать над произведением и преодолевать трудности. Надо стараться, чтобы музыка заняла в жизни детей важное место, пробудила в них добрые чувства. Для этого необходимы практические навыки, умения в пении, движениях, игре на детских музыкальных инструментах. Эти умения они приобретают не только на занятиях, но и во время индивидуальных занятий с педагогом в музыкальных уголках. Только разрешив все эти задачи, можно добиться определенных успехов в развитии детского творчества. Научившись играть, ребенок применяет свои умения в быту. Например, игра «в семью» становится намного интересней, если хозяйка, принимая гостей, играет на пианино или металлофоне. В процессе самостоятельной деятельности у детей развивается чувство товарищества, взаимопомощи. От праздников, всевозможных развлечений, концертов у детей остается много впечатлений. В повседневной жизни у них возникает желание повторить номера из праздничных программ. Что по вашему мнению, может поддержать в этом случае детскую инициативу и самостоятельность? Предполагаемые ответы: внести атрибуты, украшения, элементы костюмов, картинки по теме песен, аудио-записи, фотоальбом с праздника и т.д. М.Р. Музыкальные игры и танцы дают большие возможности для самостоятельности детей. Часто они включаются в сюжетно-ролевые игры, и порой танец, пение занимают ведущее место. Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия» и «концерты», основанные на опыте, приобретенном детьми, главным образом на занятиях. Играя в «музыкальное занятие», ребята распределяют роли музыкального руководителя и воспитателя. В процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации взрослых. Например, две девочки, изображая «музыкального работника» и воспитателя, сажают перед собой кукол и разучивают песню «Осенние листья». Одна из девочек строго говорит: «А это пойте тише, тоненьким голосочком». Музыкальное занятие в детской игре может иметь более сложную, развернутую форму: объединяются несколько видов деятельности (исполнение на бубне, металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии). Посещение нашими детьми музыкальных детских спектаклей также оставляет у детей сильное впечатление. В семье дети часто смотрят телепередачи, что также обогащает их музыкальными впечатлениями, которые они пытаются отразить в самостоятельной деятельности. Дети с удовольствием смотрят выступления воспитанников из других групп детского сада, узнают знакомые песни, тут же их исполняют. Просмотр мультфильмов с музыкальным сопровождением, доставляет ребятам огромное наслаждение эмоциональное. А знаете ли вы, какие мультфильмы наиболее популярны среди ваших дошкольников? (перечислить м/ф, где звучат знакомые детям песенки - Умка, Чебурашка, Крошка енот, Бременские музыканты, Львёнок и Черепаха и т.д. Продемонстрировать видеоклип с песней, пусть воспитатели подпевают. Можно предложить инсценировать, надев на них некоторые атрибуты, маски, или парики.) |