Логопед: А вот и сигнал даёт самый главный пароход ( Л-л-л-л-л).
( Логопед показывает, как держать широкий язык между зубами.)
А ему вторят другие пароходы. Дети по очереди вторят ( Л-л-л-л).
Игра: Выберите картинки со звуком «Л» и определите, где находится звук «Л»?
( В начале слова, в середине слова, в конце слова).
Играем в игру «Отгадай звук».
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы ногами топ-топ,
Кулачками постучим,
Отвернёмся и молчим. (дети отворачиваются).
На звук Л – хлопнуть, на звук Л’ – топнуть.
-в изолированных звуках – а, о, л, л’.
-в слогах – ла, ли, ро, ал, то, уль,ле,ыл.
-в словах – лимон, лапа, колбаса, моль, бутылка.
Играем в игру «Звуковой мячик». Встали полукругом.
Называем слоги наоборот.
ЛА – ЛЯ, ЛЫ – ЛИ, ЛО – ЛЁ, ЛУ – ЛЮ.
ЛЯ – ЛА, ЛИ – ЛЫ, ЛЁ – ЛО, ЛЮ – ЛУ.
Игра «Звуковые песенки». Выкладываем звуковые песенки и дополняем их до слова.
ЛА – лапа, лампочка, лак,
ЛУ – лупа, лук, луна, луч,..
ЛИ – липа, лимон, лицо,…
Логопед: А теперь отгадайте загадки.
Отгадываем загадки и называем 1 звук в слове – отгадке ( развитие памяти и фонематического слуха, интонационной стороны речи)
Этот увалень мохнатый , Злюка тощая такая
Сладкоежка полосатый , Надо мной весь день летает
Опускает хоботок И ужалит ненароком,
В распустившийся цветок. (шмель) Если я измажусь соком. (Оса)
По листочку проползает , Звон весь день в ушах стоит,
Всюду дырки оставляет. Надо мною кто звенит ?
Вот прожорливая штучка, Прилетел он со двора.
А свернулась закорючкой. (Гусеница) Длинный нос у … ( комара)
Маленький вертолет Этот маленький скрипач
Летит назад и вперед . Изумрудный носит плащ.
Большие глаза , Он и в спорте чемпион,
Зовут – ….? ( стрекоза) Ловко прыгать может он. (Кузнечик)
Всех жучков она милей, Она ярка, красива,
Спинка алая у ней. Изящна, легкокрыла.
А на ней кружочки – Сама похожа на цветок
Черненькие точки . (Божья коровка) И любит пить цветочный сок . ( Бабочка)
Он работник настоящий ,
Очень , очень , работящий .
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. ( Муравей)
Логопед: Вы отгадали все загадки, и теперь догадались о ком пойдет речь на сегодняшнем занятии?
Правильно, весна в разгаре и насекомые проснулись.
Логопед: Стрекоза, бабочка - как мы можем назвать одним словом?
Дети: Насекомые.
Логопед: А каких еще вы знаете насекомых?
Дети: Паук, муха, пчела, …..
Лексико-грамматические игры и упражнения
«Подбери подходящее слово» Подбор глаголов к существительному
Бабочка (что делает?) порхает.
Кузнечик (что делает?) прыгает
Жук что делает (что делает?) ползет
Собака (что делает?) лает
Комар (что делает?) жужжит
«Расселим в домики слова» Односложные слова в маленький домик, многосложные в большой.
БАБОЧКА, КУЗНЕЧИК, ЖУК, ГУСЕНИЦА, ШМЕЛЬ, КОМАРЫ.
Физкультминутка. Упражнение на координацию движений с речью.
Речевая подвижная игра «Пчела ».(Н.Нищевой)
Прилетела к нам вчера бегают по кругу на носочках и машут «крыльями»
Полосатая пчела , загибают по одному пальчику на название каждого насекомого
А за нею шмель-шмелек,
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза
Как фонарика-глаза показываем пальцами два круга у глаз
Пожужжали, полетели бегают по кругу на носочках и машут «крыльями»
От усталости упали. Приседают на ковер.
Игра с мячом «Подбери прилагательное»
Логопед. Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, а вы отвечаете и бросаете мяч обратно мне.
По цвету:
Бабочка (какая?) желтая
Кузнечик (какой?) зеленый
По величине:
Божья коровка (какая?) маленькая
Паук (какой?) большой
Гусеница (какая?) длинная
«Ответ на вопрос» Отработка пространственных предлогов в предложениях.
- Кто ползет к паутине? (К паутине ползет паук)
- Кто прыгнул с веточки? (С веточки прыгнул кузнечик)
- Кто спрятался под листочком? (Под листочком спрятался муравей)
- Кто сидит на цветке? (На цветке сидит бабочка)
- Кто ползет по руке? (По руке ползет божья коровка)
«Посчитай-ка» согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже
Логопед: На ромашку сели бабочки. А ну-ка, посчитаем их хором
Дети: Одна бабочка, две бабочки, три бабочки, четыре бабочки, пять бабочек
Логопед: Над ромашкой летают стрекозы. А ну-ка, посчитаем их хором
Дети: Одна стрекоза, две стрекозы, три стрекозы, четыре стрекозы, пять стрекоз
Звуки, которые издают насекомые. «Послушай и угадай»
(муха, пчела, комар, кузнечик) (Аудио запись)
Игра «Выложи из палочек кого хочешь».
(Выкладывание насекомого по желанию ребенка из счетных палочек).
Логопед: Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. А теперь ложитесь на спинку закройте глазки и послушайте меня.
Релаксация (под музыку):
Реснички опускаются, глазки закрываются Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем, Дышится легко, ровно, глубоко. Напряжение улетело и расслаблено всё тело. Будто мы лежим на травке, На зелёной мягкой травке. Греет солнышко сейчас. Руки тёплые у нас, Ноги тёплые у нас. Дышится легко, ровно, глубоко. Наши ручки отдыхают, Ножки тоже отдыхают, Отдыхают, засыпают. Хорошо нам отдыхать, Но пора уже вставать. Голову поднимем выше И легко- легко подышим. Ой, как пахнет здесь весной. Но нам пора уже домой!
Итог занятия
– Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, о ком мы сегодня с вами сегодня говорили? (Мы говорили о насекомых.)
С какими звуками мы познакомились?
– Что вам понравилось больше всего? Что было для вас трудным? (Дети отвечают на вопросы).
Возьмите смайлики и определите настроение после занятия. До свидания.