Просмотр содержимого документа
«Литературная гостинная по произведениям Корнея Ивановича Чуковского»
Литературная Гостиная по произведениям
К.И.Чуковского
Цель: Формировать у детей интерес к личности и творчеству К. И.
Чуковского.
Задачи :
Обобщить знания детей о писателе, его произведениях. Способствовать литературному и творческому развитию детей. Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям.
Развивать творческую инициативу, воображение, эмоциональную отзывчивость и выразительность . совершенствовать грамматический строй речи .
Воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия, активность и самостоятельность.
Воспитывать интерес к литературе, любовь к книге и чтению.
Материально-техническоеоснащение:
Книжная выставка Чуковского
ИКТ презентация Великий сказочник-К.И. Чуковский.
Мультимедийный проектор, компьютер, выставка рисунков по произведениям К. И. Чуковского
разрезные картинки с изображением персонажейсказок К. И.Чуковского.
Собрание коллекции книг К. И. Чуковского для выставки
Рассматривание иллюстраций в книгах
Просмотр мультфильмов по сказкам К. И. Чуковского
Ход:
Воспитатель: Здравствуйте ребята, я вас приветствую в нашей литературной гостиной.
Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа,
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
Дорогие, ребята, сегодня я приглашаю вас в сказочную страну одного писателя, который очень любил детей и сказки.
Воспитатель: Наш праздник хочу начать с загадки:
Тараканище придумал,
Бармалея сочинил.
Мойдодыра, Айболита
В своих сказках не забыл.
И про горюшко Федоры
Малым детям рассказал.
И про солнце, что украли,
Каждый с детства тоже знал.
Это не Чайковский.
Он – Корней … Чуковский!
Ответы детей: Это Корней Иванович Чуковский.(слайд)
Воспитатель: Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить замечательного детского писателя Корнея Ивановича Чуковского. Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя – Николай Васильевич Корнейчуков (слайд)
Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны (слайд)
Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра.
Писать детские стихи и сказки Чуковский стал совершенно случайно. А случилось это так. Он вёз своего больного сынишку в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. И чтобы как-то его развлечь Корней Иванович стал рассказывать: «Жил да был крокодил. Он по улицам ходил…». Ребенок неожиданно затих и стал слушать. А на следующее утро, едва проснувшись, потребовал у отца продолжения.
Так родилась сказка «Крокодил». Интересна и история создания «Мойдодыра».
Работая в своём кабинете, писатель услышал громкий плач младшей дочери, не желавшей мыться. Корней Иванович вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал ей:
«Надо, надо умываться По утрам и вечерам, А нечистым трубочистам - Стыд и срам! Стыд и срам!»
Так появился «Мойдодыр».
Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К. Чуковский написал для детей много стихов и сказок. С ранних лет стихи К. И. Чуковского приносят всем нам радость.
Мы совершим с вами необычное путешествие и встретимся с героями сказок Корнея Чуковского, которые так нам полюбились.В пути вам пригодятся смекалка, юмор, эрудиция и взаимовыручка.
А сейчас мы поиграем в игру «Весёлые словечки (слайд) .Закончите начатую мной фразу и назовите произведение Корнея Чуковского.
У тебя на шее Вакса, У тебя под носом … клякса. ( «Мойдодыр»)
Пошла муха на базар И купила … самовар. ( «Муха – Цокотуха»)
И снова медведь: - О, спасите моржа! Вчера проглотил он морского … ежа. ( «Телефон»)
Загляни-ка ты в кадушку И увидишь там — … лягушку. («Федорино горе»)
Со слонами на ходу Поиграли в … чехарду. ( «Бармалей»)
Море пламенем горит, Выбежал из моря … кит. ( «Путаница»)
Стыдно старому реветь Ты не заяц, а … медведь. ( «Краденое солнце»)
Но как черная железная нога Побежала, поскакала …кочерга. ( «Федорино горе»)
Тут и мыло подскочило, И вцепилось в волоса, И юлило, и мылило, И кусало, как … оса. ( «Мойдодыр»)
И пришла к Айболиту лиса: - Ой, меня укусила …оса. ( «Айболит»)
Итог. Молодцы!
Игра«Знакомые странички»(слайд)
Воспитатель: Едва ли найдется хотя бы один ребёнок, не знакомый с добродушным и смелым доктором из сказки «Айболит» или с грязнулей Федорой из сказки «Федорино горе». Итак, игра «Знакомые странички», нужно собрать из частей картинки и назвать сказки Корнея Чуковского.
Сказки для 1-й команды: «Мойдодыр», «Бармалей».
Сказки для 2-й команды: «Путаница», «Телефон».
Итог. Класс! Вы быстро справились с предложенным заданием. Молодцы!
Игра«Сказочный персонаж»(слайд)
Воспитатель : Персонажи, придуманные Корнеем Чуковским — яркие, самобытные и запоминающиеся. Они учат малышей добру, находчивости и справедливости. Назовите героя сказки.
-Человек, оказывающий зверям и птицам медицинскую помощь – это... Айболит.
-Безжалостный пират и людоед, промышлявший на территории Африки, обожающий есть маленьких детей — это... Бармалей.
-Говорящий умывальник, умывальников начальник и мочалок командир — это … Мойдодыр.
-Смельчак, одолевший Паука в стихотворении «Муха-Цокотуха» — …Комар.
-Бабушка, от которой сбежала посуда – это… Федора.
Воспитатель: Супер! Здорово!
Вбегает бабушка Федора.
Бабушка Федора: А вот и я – бабушка Федора (слайд)! Ох, я расстроена. Дети мало знают произведений детских писателей. Не умеют выразительно рассказывать стихи. Вот я проверю сейчас.
Игра«Корзинка сказочных находок»(слайд)
Бабушка Федора: У меня в корзинке находятся предметы, которые потеряли сказочные герои К.Чуковского. Отгадайте, что это за предмет?
-Любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон».
Это…? (Калоша)
-Что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр».
Это? (Мочалка)
-Чем угощали бабочку в сказке «Муха-цокотуха».
Это? (Варенье)
Чем лечил бегемотиков доктор в сказке «Доктор Айболит».
Это? (Шоколад)
-На чем ехали комарики в сказке «Тараканище».
Это? (Воздушный шар)
Бабушка Федора: Молодцы! Корней Иванович Чуковский очень любил сочинять для детей загадки. Попробуйте их разгадать (слайд).
Дети загадывают загадки .
Красные двери в пещере моей, Белые звери сидят у дверей. И мясо, и хлеб – всю добычу мою Я с радостью белым зверям отдаю.
(Рот и зубы)
Хожу – брожу не по лесам А по усам, по волосам, И зубы у меня длинней, Чем у волков и медведей.
(Расчёска)
Мудрец в нём видел мудреца, Глупец – глупца, баран – барана, Овцу в нём видела овца, И обезьяну – обезьяна. Но вот подвели к нему Федю Баратова И Федя неряху увидел лохматого.
(Зеркало)
Был белый дом, Чудесный дом, И что-то застучало в нём. И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо — Такое тёплое, такое пушистое и золотое. Отгадка: (Яйцо и цыплёнок.)
Паровоз без колёс, Вот так чудо-паровоз! Не с ума ли он сошёл — Прямо по морю пошёл! Отгадка: (Пароход.)
Ах, не трогайте меня: Обожгу и без огня! Отгадка: (Крапива.)
Маленькие домики по улице бегут, Мальчиков и девочек домики везут. Отгадка: (Автомашина)
Бабушка Федора : Молодцы ! Порадовали меня своей смекалкой!
Воспитатель: Всем гостям на удивление,
Прочтём сейчас стихотворения.
(Дети читают стихотворения К.И.Чуковского.)
Курица .
Курица-красавица у меня жила.
Ах, какая умная курица была!
Шила мне кафтаны, шила сапоги,
Сладкие, румяные пекла мне пироги.
А когда управится, сядет у ворот —
Сказочку расскажет, песенку споёт
Ёжики смеются.
У канавки
Две козявки
Продают ежам булавки.
А ежи-то хохотать!
Всё не могут перестать:
«Эх вы, глупые козявки!
Нам не надобны булавки:
Мы булавками сами утыканы»!
Бутерброд.
Как у наших ворот
За горою
Жил да был бутерброд
С колбасою.
Захотелось ему
Прогуляться,
На траве-мураве
Поваляться.
И сманил он с собой
На прогулку
Краснощёкую сдобную
Булку.
Но чайные чашки в печали,
Стуча и бренча, закричали:
«Бутерброд,
Сумасброд,
Не ходи из ворот,
А пойдёшь —
Пропадёшь,
Муре в рот попадёшь!
Муре в рот,
Муре в рот,
Муре в рот
Попадёшь!»
Воспитатель: Молодцы! У нас инсценировка : «Котауси и Мауси».
Воспитатель: Жила-была мышка Мауси
И вдруг увидала Котауси.
(вбегает мышка)
У Котауси злые глазауси
И злые – презлые зубауси.
(кошка встает и подкрадывается к мышке)
Подбежала Котауси к Мауси
И замахала хвостауси.
Кошка: Ах, Мауси, Мауси, Мауси,
Подойди ко мне, милая Мауси,
Я спою тебе песенку, Мауси,
Чудесную песенку, Мауси.
Воспитатель :Но ответила умная Мауси:
Мышка: «Ты меня не обманешь, Котауси!
Вижу злые твои глазауси
И злые – презлые зубауси!»
Воспитатель: Так ответила умная Мауси
И скорее бегом от Котауси.
Бабушка Федора : Ну и последнее задание! Игра «Лишний предмет»(слайд)
На столах лежат предметы из разных сказок К.И. Чуковского. Нужно отобрать только те вещи, которые подходят к сказке .
Бабушка Федора : Молодцы! Вижу вы очень хорошо знаете сказки дедушки Корнея !
Воспитатель : Вот и подошло к концу наше путешествие по произведениям Корнея Ивановича Чуковского (слайд). Мы очень рады, что вы хорошо знаете сказки этого замечательного автора.
В гости дедушка Корней
Приглашает всех детей!
Но особенно он рад
Пригласить таких ребят,
Кто умеет слушать сказки
Или любит их читать.
Ираклий Андроников писал, что «талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь».