Просмотр содержимого документа
«ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ НА ТЕМУ: «ЛЯГУШКА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА» для детей старшего дошкольного возраста, подгрупповая форма работы»
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ
НА ТЕМУ: «ЛЯГУШКА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА»
для детей старшего дошкольного возраста, подгрупповая форма работы
Авторы: Верижникова Т.В., старший воспитатель МДОУ – детский сад № 9 «Семицветик» г.о. Серпухов, Московской области
Цель:Анализ литературной сказки В.М. Гаршина «Лягушка – путешественница». Образ лягушки в разных произведениях и сказках.
Интеграция видов детской деятельности: коммуникативная, продуктивная, игровая, восприятие художественной литературы.
Программные задачи:
- обсудить с детьми идейно-смысловое и художественное содержание произведения;
- развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей, устную речь, умение анализировать, обобщать, сопоставлять;
- формировать у детей понимание того, что книга источник знаний;
- формирование у детей интереса к книге и потребности в чтении;
- расширять и уточнять представления о значении библиотеки;
- воспитывать интерес к книге и бережное отношение к ним;
- воспитывать коммуникативные навыки в ходе групповой работы;
Современные образовательные технологии, используемые на занятии:
информационно-коммуникативная, технология сотрудничества, здоровьесберегающая.
Предварительная работа:знакомство с творчеством Гаршина, чтение сказки «Лягушка-путешественница»; создание совместно с родителями иллюстраций к сказке.
Воспитатель: (обращается к гостям)Добрый день, дорогие гости! Мы рады видеть Вас у нас в библиотеке. Проходите, располагайтесь поудобнее.
Воспитатель: Гости, дорогие, а любите ли вы путешествовать? (Ответы гостей: Да)
- А на чём можно путешествовать? (Ответы гостей: Поезд, самолет, машина и т.д.)
- А на чём можно путешествовать в сказках? (Ответы гостей: Ковер-самолет, ступа, сапоги-скороходы, летучий корабль и т.д…)
Ребёнок 1
Однажды в чудесную пору
Утки летели на юг.
Устали, решили всей стаей
На озере отдохнуть.
Жила-была в нём лягушка.
Ловила мошек квакушка.
Любила прыгать, скакать.
Под мелким дождиком отдыхать.
Утки летели на юг.
С ними летел новый друг.
Им была наша лягушка
Хвастливая квакушка.
Воспитатель: Героиня какой сказки наша лягушка? (Ответы детей: «Лягушка-путешественница»)
Утка:Подождите, подождите, а я как раз к вам прилетел. Всё верно сказали вы про лягушку, да только упала она не в то место, куда летела, а попала в царство Снежной Королевы. Обещала Королева превратить её в ледяную фигурку. Так что не выбраться ей никак.
Воспитатель: Вот так дела!! Снежная Королева считает, что дети сказок не читают и не знают.Все сказки путают и пока это так, оставаться нашей лягушке у неё. Давайте на примере сказки «Лягушка-путешественница» покажем и докажем, что это не так. Мы сказки любим, знаем и читаем и тем самым поможем нашей лягушке.
Утка:Единственное, что может её спасти – это выполнить задания Снежной Королевы. А вот и они самые, я принес их для вас.
Воспитатель: Ребята, выручим лягушку из беды? (Ответы детей: Да)
Задание дает говорящая ручка «Знаток» голосом Снежной Королевы (Запись на стикере)
Задание 1 «По первым буквам в названии животных или птиц назовите фамилию автора сказки»
Г
А
Р
Ш
И
Н
Воспитатель: Да, ребята, верно!(Ответы детей: Эту сказку написал писатель В.М.Гаршин)
Воспитатель: Вы правы. Сказку «Лягушка-путешественница» можно назвать литературной, авторской. Автором этой сказки является Всеволод Михайлович Гаршин. Её он написал в 1878 году. Приглашаю вас, ребята, и наших гостей в маленькое путешествие по страницам сказки.
II часть. Задание 2
Воспитатель:
- Посмотрите на экран и назовите главных действующих лиц. Видимо, когда лягушка падала все слоги перепутались (Ответы детей: Утки и лягушка)
Дети устно в правильном порядке расставляют слоги, появляется картинка.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Узнали героев сказки. Выполнили задание правильно.
Голос Снежной Королевы на стикере: Вы правильно угадали героев этой истории. Но этого недостаточно. Вот пустые кувшинки, я хочу, чтобы вы сами напечатали слова.
Это сделать куда сложнее. Думаю, Вам не справится с этим заданием. И лягушка останется со мной. Ха-ха-ха
Далее, у ребят будет точно такой же листок, но без слогов, ребята на кувшинках пропечатывают с помощью типографских штампов сами буквы, или отдельно, или собирают в слоги.
Воспитатель: Здорово! У нас всё получилось! Давайте расскажем Снежной Королеве о лягушке, поговорим о ней. Покажем свои знания.
- Как автор относится к героине? (Ответы детей: Он ее любит, она ему нравится, он ею восхищается)
- Как относится наша героиня к мнению окружающих ее лягушек. (Ответы детей: Лягушка боится, что про нее плохо подумают.)
- Какой мы увидели лягушку в начале сказки? (Ответы детей: Тихой, скромной, незаметной)
- Кого увидела лягушка на болоте? (Ответы детей: Уток)
- Почему лягушка решилась лететь на юг вместе с утками? (Ответы детей: Лягушка хотела побывать на юге)
- Отступила ли лягушка от решения полететь с утками, ведь у неё нет крыльев? Как это её характеризует, какую черту мы увидели в лягушке? (Ответы детей: Не отступила от решения, про неё можно сказать, что она любознательная, настойчивая)
- Как относятся утки в лягушке? (Ответы детей:они восторгаются её умом «Её ум привёл уток в такой восторг, что они единодушно согласились нести её, хвалят её: «удивительно умная голова наша лягушка, даже между утками мало таких найдётся)
- Что испытывала лягушка, услышав удивление и похвалу уток? (Ответы детей: была довольна собой)
- Какие чувства испытывала лягушка во время полета? (Страх, любопытство, благодарность уткам, гордость за себя)
-Наслаждалась лягушка полётом или нет? (Ответ детей: захватило дух от страшной высоты, бедная лягушка болталась в воздухе, однако скоро привыкла к новому положению, даже радовалась и гордилась. Автор жалеет квакушку, одновременно восхищается её мужеством «Нужно было иметь присутствие духа, и она его имела)
- Для чего она тогда попросила уток лететь пониже? (Ответы детей: Ей мало было признательности уток, ей захотелось показать себя, а главное послушать, что о ней говорят люди).
- Как же случилось, что лягушка сорвалась и оказалась на земле? (Ответы детей: Она открыла рот и закричала)
- Какой, по вашему мнению, самый волнительный момент в сказке? (Ответы детей: Падение лягушки)
- Перестала хвастаться лягушка после падения? (Ответы детей: Нет, она тут же нашла выход из создавшейся ситуации, проявив себя необыкновенной выдумщицей, рассказчицей)
- Какая черта ее характера проявляется в дальнейшем или что помешало сбыться ее мечте? (Ответы детей: Хвастовство, зазнайство)
- Вот так бесславно закончилось путешествие главной героини сказки.
Воспитатель: Предлагаю немного отдохнуть.
III часть. ФИЗМИНУТКА – ВИДЕО
Воспитатель: А знаете, ребята, что не только в нашей сегодняшней истории лягушка была хвастлива и зазнавалась. Я хочу вам рассказать коротенькую сказку, которую написала Эмма Мошковская, а называется она «Лягушка и слон»
Лягушка и слон.
Жила-была лягушка. Лягушка как лягушка. Маленькая, а ведь из трёх слогов:.................... И жил - был слон. Большой-большой. И только из одного слога:...................... И маленькая лягушка дразнила большого слона: "Всего один слог, ха-ха!" Но, пришла из болота.................... из двух слогов. И проглотила она.......................... из трёх слогов, всю сразу. Вот ведь как! (В место пропусков выложить нужные слова, разбив их на слоги и сделав звуко-буквенный анализ)
ЛЯ – ГУШ - КА
СЛОН
ЦАП - ЛЯ
Воспитатель: Вот, видите, ребята, к чему приводит хвастовство и зазнайство. И как за это можно поплатиться. Но, автор нашей лягушки очень любил свою героиню, поэтому она осталась жива. А выводы, я думаю, должен сделать каждый для себя.
Викторина – игра для гостей и детей. ВИКТОРИНА ПО сказке «ЛЯГУШКА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА»
Вопросы задает ручка говорящая ручка «Знаток»
1. Какую погоду лягушка считала прекрасной?
Сухую
Мокрую
Ветренную
2. Каким поступком лягушка боялась уронить свое лягушачье достоинство в осенний период?
Заквакав
Уйдя в лес
Съев комара
3. О чем спросила лягушка, прилетевших к ней на болото уток?
Что такое небо
Что такое зима
Что такое юг
4. На чем утки держали лягушку в воздухе?
На веревочке
На прутике
На листике
5. Как часто решили меняться утки, чтобы везти лягушку?
Каждые пол часа
Каждый час
Каждые два часа
6. Как между собой утки называли лягушку?
Лягушка-квакушка
Лягушка-путешественница
Умная голова
7. Каким образом утки менялись между собой, чтобы везти лягушку?
Совершали остановки
Прямо в воздухе
Пересаживали лягушку на спину
8. Что происходило с лягушкой на высоте птичьего полета?
Ее тошнило
Она засыпала
У нее кружилась голова
9. Почему лягушка упала вниз?
Ее уронили утки
Она открыла рот
Она потеряла сознание
10. Когда лягушка ждала возвращения уток?
Тот же час
Летом
Весной
Воспитатель:
Итак, главную мысль произведения В. М. Гаршина Лягушка – путешественница» можно выразить словами русской пословицы:
«Хвастовство само себя наказывает»
Коли хорош, так не хвастай: тебя и так заметят.
Рассказывая о поведении лягушки, Гаршин иносказательно говорит о людях умных, но хвастливых.
Домашнее задание для детей: Письмо Лягушке – путешественнице
Цель. Пишу поделиться своим мнением о прочитанной сказке …
Пожелание. Очень хочется надеяться, что и ты прочитав эту сказку …
Воспитатель: Здорово! Вы все большие молодцы! Справились со всеми заданиями.
Воспитатель:
«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами поразитесь, какие вы УМНЫЕ, как хорошо умеете РАБОТАТЬ, если вы будете постоянно перед собой ставить новые ЦЕЛИ, стремиться к их достижению…» Тогда у вас будет всё хорошо. (Ж.Ж.Руссо)
Список использованных источников
Бондарева Л.Ю. Обучение грамоте дошкольников и младших школьников. Упражнения на каждый день / Т.В. Башаева; худож. С.В. Павлычева. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 288 с.: ил. – (Развивающее обучение).
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Обучение грамоте. Серия «Школа для дошколят» Москва ООО «РОСМЭН», 2017
Гаршин В.М. «Лягушка – путешественница»: сказки /Всеволод Гаршин/ Серия Литературно-художественное издание. – Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 79с. – (Школьная программа по чтению).