Просмотр содержимого документа
««Лесной десант» в средней группе»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Аленушка»
Конспект
организованной образовательной деятельности
по экологии
«Лесной десант»
в средней группе
Подготовила: воспитатель
Манапова Зарема Зайналабидовна
Программное содержание:
Цель:Формирование у детей экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Задачи:
Познавательные:
Закрепить знания детей об основных правилах поведения в лесу, правилах безопасности при осуществлении трудовой деятельности в природе.
Пробудить у детей познавательный интерес через знакомство с возможностью использования знакомого детям предмета — магнита в предложенной ситуации (показать возможность использования магнита, как безопасного средства трудовой деятельности - возможность собрать мелкие металлические предметы).
Создать условия для успешного продуктивного взаимодействия ребёнка младшего дошкольного возраста со взрослым и сверстниками.
Развивать умение высказывать свою точку зрения, слушать ответы сверстников, самостоятельно принимать окончательное решение (предмет действительно необходим, либо не является в данной ситуации необходимым).
Вызвать у детей эмоциональный отклик на совместный положительный результат, полученный в ходе коллективной деятельности.
Регулятивные:
Продолжить формировать умение детей воспринимать инструкцию педагога.
Способствовать развитию произвольности поведения.
Воспитывать умение работать сообща.
Материалы: иллюстрации на тему «правила поведения в лесу», магниты, рукавицы, пакеты для сбора «мусора», мелкие металлические детали, элементы «мусора» (коробки от сока, баночки от йогурта, обёрточная бумага, и др., фонограмма «Пение птиц».
Техническое обеспечение: интерактивная доска, электронное письмо от лесных жителей, электронная дидактическая игра «Собери необходимые предметы», магнитофон.
Введение в ситуацию.
Воспитатель: Ребята, на наш электронный адрес пришло письмо SOS – кто-то нуждается в помощи.
«Дорогие ребята, в нашему сказочном лесу беспорядок, на поляне много мусора, даже птицы покинули лес, просим у вас помощи!!!»
Лесные жители.
Воспитатель: Да, ребята, что-то случилось серьезное. Кто-то сильно нарушил правила поведения в лесу. А вы знаете правила поведения в лесу?
Дети: Да, знаем.
Воспитатель: Вспомним их? (на магнитной доске расположены 3-4 опорные иллюстрации, дети проговаривают изученные на предыдущих занятиях базовые правила).
Дети: В лесу нельзя шуметь, нельзя ломать деревья, нельзя разорять муравейники, нельзя забирать из леса домой животных, нельзя разжигать костры, нельзя оставлять мусор и др.
Воспитатель: Здорово! Вы знаете правила поведения в лесу. Акакие деревья растут в Дагестане?
Воспитатель: А вы сможете, ведь в лесу много мусора?
Д: выражают своё мнение
Воспитатель: А как мы будем помогать?
Д: Мы соберём весь мусор и вынесем из леса.
Воспитатель: Хотите, я расскажу одну неприятную историю, которая произошла со мной. Я отдыхала в лесу. На полянке не увидела никакого мусора и решила походить по травке босиком. Вдруг я почувствовала сильную боль, поранила ногу вот таким маленьким железным гвоздиком (показывает маленький металлический винтик). Мусор бывает разный: крупный (бумага, банки, бутылки) и очень мелким, который не заметен, но очень вредит не только людям, но и лесным жителям. Они могут проглотить железный гвоздик, поранить лапку.
— Ой, ребята, я очень волнуюсь за сказочных лесных зверюшек. Мусор представляет для них опасность, его необходимо собрать и вынестииз леса как можно быстрее. Не будем терять ни минуты! Где наш рюкзак. Да вот он, пойдёмте собираться.
Дети и педагог переходят к столу. На нем представлен рюкзак и знакомые детям предметы: пылесос, мяч, пакет, перчатки, полиэтиленовые пакеты, магнит.
Воспитатель: В рюкзак соберем только важные и необходимые предметы.
— Выберите предметы, которые будут нам особеннонеобходимы для помощи лесным жителям, наведения порядка в лесу.
Дети предлагают свои вариант. Принимается каждый вариант. Для каждого названного предмета идёт один алгоритм рассуждений:
— Давайте подумаем, как мы будем использовать предмет?
-Это необходимый предмет для помощи лесным жителям, важный для нас сейчас?
-Принятие окончательного решения (кладём в рюкзак, либо оставим в детском саду).
При выборе детьми магнита, предполагается возникновение затруднения у детей в ответе на вопрос: «Как мы будем его использовать?»
Педагог показывает детям, каким образом они могут применить магнит.
Воспитатель: Перед вами обычный магнит, но много секретов в себе он хранит.
— Хотите узнать секрет магнита?
Педагог предлагает тарелочку с мелкими железными винтиками (зрительно схожими с гвоздиком который показал педагог в рассказе о том, какая неприятная ситуация произошла с ним в лесу), магнит, Подносит магнит к тарелочке с металлическими предметами.
Воспитатель: Ребята, что произошло?
Д: высказывают свою точку зрения
Воспитатель: Правильно, магнит притягивает к себе железные предметы (повторно приближает магнит к винтикам).
Воспитатель: Ребята, с помощью магнита, можно собрать мелкие железные предметы не только дома, но и в лесу. Так магнит – это важный предмет для сбора мелкого мусора?
Д: высказывают свою точку зрения, принимают решение класть или нет магнит в рюкзак.
Воспитатель: Все необходимые предметы мы собрали, отправляемся. Одеваем шапки, куртки, сапоги – Готовы! (педагог показывает образец движений имитирующих процесс одевания. На фразе «Готовы!» — дети хлопают в ладоши).
- Друг за другом мы встаём, в лес на помощь мы идём.
Воспитатель: Рюкзак тяжёлый, наверно его понесёт кто - то из мальчиков — Пахрудин, помогай!
Психогимнастическая разминка, направленная на снятие психомышечного напряжения:
— Идём по полю – топ, топ, топ (дети маршируют, широко размахивая руками, высоко поднимая ноги)
— Идём через болото – чаф, чаф, чаф. (дети, переносят тяжесть тела с
одной ноги на другую, руки приподняты, кисти рук ритмично сжимаются – разжимаются)
Идём по горной тропинке – шур, шур, шур. (дети размашистыми движениями потирают одну ладошку об другую)
Все подходят к полянке, полянка усыпана бутафорским «мусором», на скамейке рассыпаны мелкие металлические предметы (гаечки, винтики, пуговички, колечки).
Воспитатель: Вот она, лесная полянка, лесные жители разбежались, и птицы не поют. Грустно, правда, ребята.
Ребенок: И кто же это все сделал?
Воспитатель: Кто же еще, кроме человека, мог такое натворить.Но мы сейчас всё исправим.
Педагог предлагает достать из рюкзака все необходимыепредметы, подготовиться к сбору мусора (надеть перчатки, взять пакеты для мусора, вооружиться магнитами для сбора мелкого металлического мусора).
Воспитатель: Достаем из рюкзачка, все необходимое, одеваем перчатки и приступаем к работе.
Дети самостоятельно применяют опыт, показанный педагогом на начальном этапе занятия — собирают с помощью магнита мелкие железные предметы, утилизируют их в пакеты для мусора. Собирают крупный мусор.
Воспитатель: Как стало чисто, какие вы молодцы!
Включается фонограмма — пение птиц.
Воспитатель: Послушайте и птички вернулись в лес, обрадовались и запели. Присядем, полюбуемся и немного отдохнём.
Дети садятся на полянку.
Воспитатель: Ребята, получилось у нас помочь лесным жителям?
Д: высказывают свою точку зрения (предполагаемый ответ: Да, получилось)
Воспитатель: А почему, получилось?
Д: высказывают свою точку зрения (ориентировочно: Мы взяли с собой важные предметы, дружно работали, старались, собрали весь мусор)
Входит Шапокляк (муз. из м/ф «Чебурашка и крокодил Гена» «Кто людям помогает»), у нее с собой приемник на всю громкость. Фонограмма — пение птиц замолчала.
Шапокляк: О, сколько здесь детишек. Здравствуйте, ребята, вы меня узнали?
Дети: Да, Шапокляк.
Шапокляк: Вы тоже пришли в лес погулять?
Воспитатель: Нет,Шапокляк, мы пришли по другой причине. Кто ответит Шапокляк?
Дети: Мыпришли помочь лесным жителям.
Шапокляк: Почему все птицы разлетелись, что случилось?
Может, будет ураган?
Разольется океан?
И затопит все леса.
Воспитатель: Нет, птицам нужна тишина.
Шапокляк: Ну, какая тишина?
Ведущий: Какая тишина нужна птицам и почему?
Дети: Птицы боятся шума и сразу перестают петь свои песни.
Шапокляк: Да, оказывается, шуметь в лесу нельзя. А что еще нельзя и что можно? Поможете мне разобраться и запомнить. Я вас буду спрашивать, а вы отвечайте.
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Шапокляк. Да, так сразу все и не запомнишь. Но я постараюсь исправиться.
Прости нас, маленький жучок, И муравей, и пчелки, Простите, стройный тополек И срубленные елки. Прости нас, пойманный зверек, Тебе так тесно в клетке. Прости за то, что не сберег И стали вы так редки.
До свиданья, ребята.
Воспитатель: Лесным жителям мы помогли?
Дети: Да!
Воспитатель: Мусор собрали, не будем беспокоить птиц и зверушек своим присутствием. Пакеты с мусором забираем с собой. Отправляемся в детский сад!
Психогимнастическая разминка, направленная на снятие психомышечного напряжения:
Воспитатель: Вот и наша группа. Понравилось вам помогать лесным жителям?
Д: высказывают свою точку зрения (ориентировочно: Да!)
Воспитатель: Я с вами согласна ребята, помогать — делать добро очень приятно!
1-й ребенок: Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица с небом,
Как поле с лугом,
Как ветер с морем,
Трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!
2-й ребенок: Давайте будем к тому стремиться, Чтоб нас любили И зверь, и птица,