Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающее занятие «Новые краски радуги: Я – хороший, я- плохой»»
Коррекционно-развивающее занятие
«Новые краски радуги: Я – хороший, я- плохой»
Цели: научить детей видеть в людях хорошее и доброе, раскрыть свои возможности, способности и умения
Задачи:
развивать умение детей понимать мысль и настроение говорящего по его мимике, жестам и пантомимике;
обращаться друг к другу по имени, при общении смотреть друг другу в глаза, использовать вежливые слова, не перебивать друг друга;
развивать социальную компетентность, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли;
развивать элементы рефлексии,
учить детей критически относиться к своим поступкам, повышать самооценку, упрочить уверенность в себе и самоуважение;
развивать произвольное внимание, быстроту реакции, овладение навыками управления своим телом и выполнение инструкции;
развивать умение детей передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и пантомимики.
Материал: «профессорская шапочка», чистые листы бумаги и листы с изображением голубей по количеству детей, папка-портфель, мусорная корзина
Возраст детей: 5-6 лет
Количество детей на занятии: 10-12 человек.
Ход занятия:
Дети входят в комнату, где их встречает психолог.
Психолог: «Ребята, хотите стать чуточку лучше, чтобы окружающим вас людям хотелось общаться с вами? (Дети отвечают.) Тогда я приглашаю вас в мир общения! Но чтобы туда попасть, необходимо отгадать, что я хочу вам сказать при помощи рук, лица и тела».
Игра «Угадай, что я хочу тебе сказать!».
Цель: развивать умение детей по мимике, жестам и пантомимике понимать мысль и настроение говорящего, Психолог с помощью мимики, жестов и пантомимики демонстрирует детям следующее:
здоровается за руку с ребенком («Здравствуй!»);
подносит к губам палец - знак молчания («Тише!»);
грозит пальцем («Так нельзя!»);
аплодирует («Браво! Молодец!»);
машет рукой на прощание («До свидания!»);
подзывает рукой ребенка к себе («Иди сюда!»);
выставляет руку вперед, сжав в кулак и подняв большой палец вверх («Молодец! Хорошо! Это здорово!»).
Дети по очереди отгадывают, что хочет сказать им взрослый, и рассаживаются на стульчики, расположенные по кругу.
Приветствие по кругу «Я рад(а) тебя видеть!».Дети здороваются друг с другом при помощи обеих рук. Затем психолог вытягивает вперед руку, сжатую в кулак с поднятым вверх большим пальцем. Дети по очереди присоединяются к нему и дружно говорят: «Всем, всем добрый день!».
Психолог: Когда мы приветствовали друг друга, мы с вами выполняли несколько золотых правил общения. Давайте их вспомним. Дети вспоминают основные правила общения.
Психолог:Каждое ваше утро в детском саду начинается с гимнастики. Для хорошего общения тоже необходима зарядка, только психологическая.
Мимическая разминка.
Цель: сосредоточение друг на друге, чередование напряжения и расслабления: (с использованием соответствующих картинок):
улыбнитесь, как солнышко;
нахмурьтесь, как тучка;
рассердитесь, как два барана, столкнувшиеся на мостике;
изобразите испуганного зайчика;
Упражнение на расслабление и напряжение рук «Ладошка-шарик» - дети превращают свои ладошки в шарики (мягкая, округлая ладошка), солнышко (пальчики в стороны, напряжены), дождик (пальцы расслаблены), флажок (пальцы выпрямлены, напряжены, сжаты вместе).
Голосовая разминка«У меня все получится!»: детям предлагается повторить данную фразу вслед за психологом сначала шепотом, затем громко и наконец очень громко.
Беседа по теме занятия:
Ребята, взрослые вам часто говорят, что нужно быть дружными, не ссориться.
А как вы понимаете, что такое дружба?
Поднимите руки те, кто уже нашел себе друга.
Выскажитесь по кругу, какой он - настоящий друг, какими качествами должен обладать.
А с какими детьми не хочется дружить?
Психолог: В дружбе иногда возникают сложные ситуации, некоторые из которых мы сейчас попробуем решить с помощью игры «Профессор». Цель: развивать социальную компетентность, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли.
Каждому ребенку по очереди на голову надевается специальная «профессорская» шапочка. Психолог спрашивает «профессора»: «Как ты поступишь в ситуации, если:
нечаянно обидел своего друга...
с тобой никто не хочет дружить...
твоего друга обидели...
твой друг заплакал или загрустил...
твоего друга воспитатель похвалила на занятии, а тебя нет...
у твоего друга что-то не получается...
твой друг принес в детский сад игрушку, которую ему купили родители, а у тебя такой нет, хотя ты давно мечтаешь о ней...
твой друг знает больше, чем ты...
твой друг нарушил правила поведения в группе...»
Вывод: каждый из нас за свою жизнь совершал как хорошие, так и плохие поступки. Но хорошего в нашем багаже должно быть намного больше.
Игра «Хорошие и плохие поступки». Цель: развивать элементы рефлексии, научить детей критически относиться к своим поступкам, повышать самооценку, развивать уверенность в себе и самоуважение.
Каждый ребенок получает листок бумаги. Необходимо сначала вспомнить какой-нибудь один свой плохой поступок, назвать его, затем представить, что лист бумаги - это он, скомкать его и выбросить в мусорное ведро (процедура проделывается по кругу).
Психолог: «А сейчас мы будем собирать чемодан в дорогу: передавать его по кругу и складывать в него свои хорошие поступки (символами хороших поступков будут бумажные голуби). Но не забывайте, что в данный момент вы – одна дружная, крепкая команда, поэтому, если вашему товарищу будет трудно высказаться о себе, помогите ему. Добрые поступки помогают человеку стать лучше. Не забывайте об этом!»
Игра «Зеваки». Цепь: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, овладение навыками управления своим телом.
Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу психолога (звук колокольчика) дети останавливаются, хлопают четыре раза в ладоши и идут в другую сторону.
Психолог. «А теперь мы перемещаемся в наш небольшой театр. Сейчас мы разыграем с вами маленькие сценки». Дети с помощью психолога инсценируют стихотворение С.Я. Маршака. Цель: развивать умение детей передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и пантомимики.
Два маленьких котенка поссорились в углу,
Сердитая хозяйка взяла свою метлу
И вымела из кухни дерущихся котят,
Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.
А дело было ночью, зимою, в январе,
Два маленьких котенка озябли во дворе.
Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.
«Ну что, - она спросила, - не ссоритесь теперь?».
Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,
Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег
И оба перед печкой заснули сладким сном,
А вьюга до рассвета шумела за окном.
Игра «Гадкий утенок». Цепь: способствовать повышению самооценки детей, улучшению социального статуса «непопулярных» детей.
Ребятам предлагается вспомнить сюжет сказки Г.Х. Андерсена. Психолог выясняет, кто из них хочет побыть в роли гадкого утенка. Желающему надевают на голову шапочку с изображением утенка. Остальные дети - прекрасные лебеди. Они не хотят дружить с гадким утенком и гонят его от себя, произнося фразы: «Кыш-кыш, уходи отсюда!», «Не подходи к нам!», «Мы не хотим с тобой дружить!». Наступает ночь, и лебеди «засыпают» (дети ложатся на ковер и «спят»). В это время педагог меняет маску гадкому утенку на шапочку лебедя. «Утром» лебеди просыпаются и видят, что гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя. Дети подходят к нему, обнимают, гладят и восхищаются: «Какой прекрасный лебедь!».
Мне кажется, что наше занятие помогло вам стать чуточку лучше. Посмотрите на эту лесенку... В роли гадкого утенка могут побыть все желающие. Методика «Лесенка». Цель: изучение самооценки детей.
Дети возвращаются в круг, рассаживаются на стульчики. Психолог: Он показывает детям прикрепленную к мольберту картонную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки красного цвета, и объясняет задание: Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные, - чем выше, тем лучше (показывает: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»), А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети, - чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажите, на какую ступеньку вы поставите себя.
После выполнения задания детям предлагается подарить немного добрых слов. Для этого два соседа по кругу кладут друг другу руки на плечи. Один ребенок говорит другому: «Оля (Миша, Таня), ты мне нравишься, потому что...». Можно обняться. И так по кругу.
Итог занятия - беседа по вопросам: понравилась ли сегодняшняя встреча? что запомнилось больше всего? что вызвало затруднения? со всем ли удалось справиться?
Ритуал прощания, в конце которого все дружно произносят: «Всем, всем до свидания!».