kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для родителей. Социально-коммуникативное развитие детей 2-3 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для родителей. Социально-коммуникативное развитие детей 2-3 лет

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей. Социально-коммуникативное развитие детей 2-3 лет»

Консультация для родителей

На тему: «Социально-коммуникативное развитие детей 2-3 лет»

Дошкольники большую часть времени проводят в игровой деятельности. Поэтому, социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра — это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка, родители и воспитатели могут правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки, которые так пригодятся ребенку и в школе, и в дальнейшей жизни!

Эмоции играют важную роль в жизни каждого человека. Этой проблемой занимались многие ученые, которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся: - разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими, - развивают эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Дома с детьми вы можете играть в различные коммуникативные игры. Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей и взрослых, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.

Отрицательные тормозят развитие личности. Если ребенок не научился владеть своими чувствами, то малейшие неприятности или трудности могут вызвать в нем нервозность. Неумение выразить свои чувства, будет постоянно создавать конфликтные ситуации в жизни ребёнка причинять вред и ему и окружающим. Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому необходимо не только изучать разные эмоциональные состояния, но и развивать эмоциональную сферу дошкольника, так как эмоции говорят окружающим о его внутреннем состоянии.

Малыш 2 - 3 лет нуждается в постоянном контакте со сверстниками, он учится адекватному общению, придерживается определенных правил. Малыш повторяет то, что можно делать, что делают родители, он учится здороваться, делиться, меняться, слушать других. Именно поэтому в возрасте двух-трех лет желательно отдавать детей в детский сад для формирования навыков общения со сверстниками. Там ребенок учится навыкам самообслуживания в одевании и раздевании, культуре принятия пищи, уважительному отношению к старшим и пожилым людям.

В три года у детей проходит кризис, отличительной чертой которого является формирование самостоятельности малыша. Часто ребенок просто протестует против правил и норм поведения, делая все наоборот и тем самым утверждая собственное «я». Это первый период взросления и социального самоутверждения малыша как личности. В этом возрасте уже проявляется его характер, интересы, задатки.

Дети 2-3 лет еще рассматривают окружающий мир с эгоцентричной точки зрения, они считают, что этот мир и все что в нем происходит, связано только с ними. Именно поэтому, очень трудно объяснить ребенку, что кто-то его не увидел, поэтому стукнул, а конфета не ему, а другому мальчику. Сталкиваясь с такими ситуациями, ребенок пытается максимально привлечь внимание на себя – громко и бурно плачет, кричит, возмущается. Очень важно в этот период научить ребенка выражать свои эмоции и требования в социально разумных рамках. Терпеливо объясняйте ему, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо, но только не в минуты скандала, а когда он спокоен и слышит вас (используйте сказки - воспиталки, стихи про воспитанных детей, книг сейчас много, но часто нужна сказка для конкретно вашего случая, тогда фантазируйте сами).

Ребенок этого возраста очень часто использует взрослого как опору, чтобы справится с какими-то сложными задачами, но он уже мудр, поэтому может просто манипулировать вами, что бы привлечь внимание или просто-то не делать самому. Ваше задача четко разграничить требования о помощи и в те моменты, когда вы знаете, что он может справиться сам, просто приободрите его, но не выполняйте за него задачу. Это очень важно для развития его самостоятельности и уверенности в себе.

Очень важным моментом психологического развития детей 2-3 лет является появление способности управления своими сверстниками (зарождении лидерского потенциала). Ваша задача поощрять развитие этого важного качества. Позволяйте дома проявлять ребенку инициативу в доступных ему делах и поступках, выражайте одобрение его успехам.

У детей 2-3 лет начинается период активного развития социальных навыков. Они общаются со взрослыми, заводят друзей на площадке и в детском саду. Теперь важно, чтобы коммуникативное развитие шло правильным путем. Для этого взрослые и воспитатели должны немного помочь. Развивающие игры станут отличным примером, как общаться друг с другом.

Сейчас главное - создать детям безопасное и комфортное окружение для развития и тренировки своих навыков. Это просто: почаще приглашайте гостей с детьми, выучите пару веселых игр для общения и совместного решения простых задачек. Дети развиваются быстрее в процессе игры. Если в этом возрасте социально-коммуникативное поведение нарушено, то психолог поможет советом, что делать родителям.

МЫ УЖЕ МОЖЕМ МНОГОЕ

В 2-3 годика дети уже многое умеют:

• вполне уверенно ходят и бегают;

• удерживают в руках различные предметы;

• играют с мячом (бросают, поднимают);

• используют обе руки для игр.

Значит, с ними можно начинать новый вид активности - на развитие социально-коммуникативных навыков. Часто такие занятия проводятся в детсадовских группах, чтобы помочь малышам адаптироваться, познакомиться и подружиться.

Общение со взрослыми

Общение с родителями в этот период носит ситуативно-деловую форму. Малыш открыт для коммуникации, особенно с родными. Незнакомых людей принимает в игру или общение после некоторого периода времени. Нужно присмотреться к новичку. Конечно, родные люди сейчас - самое главное, центр жизни маленького человечка.

Коммуникация усложняется, ведь дети 3 лет идут в детский сад. Все чаще малыш обращается к старшему за советом или разъяснением ситуации «здесь и сейчас»Появляется масса вопросов про окружающий мир: ребенок просит объяснить прочитанную сказку, интересуется составом своего обеда, увидев новый предмет или технику дома, стремится полностью исследовать его.

Родители должны быть готовы все разъяснять, в том числе и то, что делать можно, а что нельзя. Малышу очень важно получить одобрение от взрослых - эта часть общения для него представляет самый большой интерес.

Игры со сверстниками

Для многих детей привычно находиться только со взрослыми. Между собой они еще не очень-то умеют налаживать контакты. Небольшие игры помогут им выработать правила общения и наладить правильную коммуникацию. Детишек учат совместно решать небольшие жизненные ситуации, давать советы.

Здесь важно, насколько эмоционально они реагируют на чужие проблемы, могут ли предлагать варианты решений. Это значит, что хорошо работает ситуационная логика, воображение, они используют некоторый личный опыт. Чтобы все было «как у взрослых», нужно ввести некоторые правила для дискуссии.

Этого делать нельзя во время разговора или обсуждения:

• перебивать;

• кричать;

• обзываться и ругаться на собеседника;

• уходить до окончания дискуссии.

Правила просты, теперь научимся их соблюдать.

Игры на развитие коммуникации и решение проблемы

Обсуждение «Как помирить тех, кто поссорился»

Если у вас в гостях или же в группе детского сада пара ребят поссорилась, нужно разобраться с этим.

Поссорившихся просят рассказать, что же произошло, почему они поругались. Тут важно выслушать оба мнения. Только после того, как ребята рассказали свое объяснение - начинаем обсуждать всей группой детей.

Пусть каждый выскажется и предложит решение для проблемы. Суть игры в том, чтобы разобрать эту простую ситуацию, позволить детям выражать свое отношение к происходящему. Развитие коммуникации идет быстрее, если все участвуют, разговаривают. Выслушать нужно каждого из детей - можно, например, передавать игрушку от одного к другому. Это знак: сейчас пришла чья-то очередь говорить, перебивать нельзя. Взрослый комментирует происходящее, предлагает выбрать самый лучший вариант.

Поиск решения «Помогите котенку»

Воспитатель приносить игрушку-котенка (или любую другую). Дело в том, что его бросила хозяйка. Котенок переживает, плачет и очень плохо себя чувствует.

Детям предлагается помочь ему, пожалеть, придумать, что же делать котенку дальше. Это отличная игра для развития эмоциональной реакции и эмпатии. Дети могут коллективно обсуждать, что нужно сделать, предлагать свою помощь. По окончании игры часто принимается решение оставить котенка жить у них в садике, чтобы всем вместе о нём заботиться. Такая реакция детей считается самой желаемой. Здесь главное, чтобы дети смогли согласиться друг с другом.

Советы родителям по социально-коммуникативному развитию детей 2-3 лет.

Для эффективного социально-коммуникативного развития детей в возрасте 2-3 лет родителям можно посоветовать следующее:

1. Верьте в своего ребенка, помогайте ему в преодолении трудностей, защищайте и уважайте его интересы;

2. Воспитывайте у ребенка уверенность в собственных силах; предоставляйте ему возможность удовлетворять потребности в движении, игре; уважайте право на проявление положительных и отрицательных эмоций;

3. Учите понимать настроение других людей и адекватно реагировать на него (расстроенный человек – нужно успокоить, пожалеть);

4. Расширяйте круг общения ребенка, поощряйте его к знакомству и совместным играм с другими детьми, взрослыми; играйте вместе на игровой площадке, посещайте детские центры развлечений;

5. Старайтесь придерживаться единых требований в воспитании ребенка (со стороны всех членов семьи); будьте последовательными, уравновешенными, не используйте в практике частые запреты. Если не позволяете что-то делать, обязательно объясняйте свое мнение доступным ребенку языком;

6. Помните, что Ваше поведение должно быть образцом для подражания ребенком. Он принимает как правильные, так и неправильные поступки взрослых и отражает их в играх с куклой, а в будущем – переносит на взаимоотношения с близкими и детьми. Примером для подражания является спокойный и ласковый тон взрослых, их вежливое обращение друг к другу, приветливое отношение к окружающим, справедливая оценка поступков и эмоциональное реагирования на них (что хорошо, а что плохо, интерес к детям, доброжелательность в отношениях с людьми;



КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ.

Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с  людьми в разнообразных жизненных ситуациях. В коммуникативные игры можно играть и дома, и во дворе, в детском центре, на празднике или семейной вечеринке, на тренинге или использовать как минутки отдыха после занятий. В статье собраны игры, которые я использую в своем  общении с детьми и которые нами очень любимы. По секрету сообщу, что играла в них и с педагогами, когда проводила с ними  занятия по теме развития общения у детей. И даже «взрослые тети» играли в них с удовольствием!

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА 1. «ЗДРАВСТВУЙТЕ»

Нужно успеть за ограниченное время (1 минута или пока звучит музыка) поздороваться с как можно большим количеством присутствующих людей. Заранее оговаривается способ, с  помощью которого мы будем приветствовать друг друга – например, пожать друг другу руки. В конце игры подводятся итоги – сколько раз успели поздороваться, не остался ли кто-то без приветствия, какое сейчас настроение у игроков.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА 2. «ПУТАНКА»

В этой коммуникативной игре может быть два варианта.

Вариант 1. «Путанка в кругу». Игроки встают в круг и берутся за руки. Руки расцеплять нельзя! Игроки запутывают круг – не расцепляя рук, перешагивая через руки, оборачиваясь и так далее. Когда путанка готова, в комнату приглашается водящий. Ему нужно распутать игроков обратно в круг, не расцепляя их рук.

Это очень веселая и увлекательная игра, в которую с огромным удовольствием играют  и малыши, и подростки, и взрослые. Попробуйте – Вам понравится!

Вариант 2. «Змейка» (автор варианта – Н.Ю.  Хрящева). Игроки встают в линию и берутся за руки. Затем они запутываются  ( первый и последний игроки – то есть «голова» и «хвост» змеи проходят под руками игроков, переступают через руки и так далее). Задача  водящего – распутать змею, не расцепляя рук игроков.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА 3. «ПАРОВОЗИК»

Игроки встают друг за другом. Первый в цепочке – это паровоз. У него глаза открыты. У всех остальных  игроков – «вагончиков» — глаза закрыты. Паровоз везет свой поезд и прямо, и змейкой, и с препятствиями. Задача «вагончиков» – идти за «паровозом» вперед, не расцепляя рук.  Задача «паровоза» — идти так, чтобы не растерять вагончики сзади себя. Если «вагончик» отцепился, то поезд «ремонтируется» и отправляется дальше.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА  4.  «КЕНГУРУ И КЕНГУРЕНОК»

Авторы – Лютова Е.К., Монина Г.Б. В этой игре игроки учатся двигаться в паре, подстраивая свои действия к действиям партнера.

Играют парами. Один игрок – «кенгуру». Он стоит. Другой игрок – «кенгуренок». Он встает к кенгуру спиной и приседает. Кенгуру и кенгуренок берутся за руки. Задача игроков в паре – дойти до окна (до стены). В игру можно играть даже с самыми маленькими детками и дома, и на прогулке.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА 5. «ЗЕРКАЛО».

Игроки делятся на пары. Один игрок в паре – это зеркало. «Зеркало» синхронно повторяет все движения второго игрока в паре. Затем они меняются местами. Это не так просто, как кажется на первый взгляд – попробуйте в роли зеркала не отставать от игрока!

Затем, когда дети освоят вариант игры в парах,  можно будет играть в  эту игру и с группой детей.  Дети стоят в линию, а водящий  находится перед ними лицом к игрокам. Водящий показывает движение, а вся группа синхронно за ним повторяет это движение (обратите внимание – группа повторяет зеркально, то есть если водящий поднял правую руку, то «зеркало» поднимает левую руку).

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА 6. «ДЕРЖИ МЯЧ»

В этой игре мы научимся подстраиваться в своих движениях к движениям партнера по игре.

Игроки встают парами и держат один общий большой мяч. Каждый игрок держит мяч двумя руками. По команде игроки должны присесть, не выронив мяч из рук, пройти с ним по комнате, попрыгать вместе. Главная задача – действовать согласованно и не выронить мяч.

Когда игроки без проблем будут держать мяч двумя руками,  задача усложняется – мяч нужно  будет удержать только одной рукой у каждого игрока в паре.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА 7. «ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА»

Все встают в круг. В руках у  ведущего игры мягкая игрушка. Он говорит о ней несколько слов – комплиментов: «Здравствуй, мышонок! Ты такой веселый. Мы очень любим с тобой играть. Поиграешь с нами?». Далее  ведущий предлагает детям поиграть с игрушкой.

Игрушку передают  в кругу, и каждый игрок, получивший ее, говорит об игрушке ласковые слова: «У тебя такая симпатичная мордочка», «Мне так нравится твой длинный хвостик», « Ты очень забавный», « У тебя такие красивые  и мягкие ушки».

Игру можно проводить даже с маленькими детьми – предлагая им начало фразы, которую закончит малыш: «Ты очень…», « У тебя красивые…».

Заключение

На этапе 2-3 лет общение имеет особенно большое значение для развития личности ребенка. Поведение, деятельность и отношение ребенка к миру и самому себе в значительной степени определяется его общением со взрослыми.

Общение с окружающими людьми формируется в онтогенезе постепенно. Его предпосылкой является реакции сосредоточения, которые возникают у ребенка в первые дни жизни в контакте со взрослыми. Одним из первых признаков этих контактов является улыбка ребенка в ответ на ласку взрослого.

Развитие коммуникативных умений и навыков ребенка формируется в процессах познания окружающего мира и общения со взрослыми и сверстниками.

С развитием речи общение ребенка становится более совершенным. Его эффективность зависит не только от знания грамматических правил и значений, но, в первую очередь, от навыков высказывания определенного мнения в соответствующей ситуации.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Консультация для родителей. Социально-коммуникативное развитие детей 2-3 лет

Автор: Смирнова Любовь Александровна

Дата: 16.11.2021

Номер свидетельства: 591647


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства