Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей по теме "Правила поведения на природе"»
Цель исследования: теоретическое обоснование и реализация комплекса психолого-педагогических условий духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии, обучающихся в учреждении дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. Изучить междисциплинарные подходы к исследованию проблемы сказкотерапии как технологии духовно-нравственного развития детей.
2. Определить сущность и специфику духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии.
3. Выявить психолого-педагогические условия реализации технологии сказкотерапии в системе духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста.
4. Подготовить и провести эмпирические исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.
5. Обработать полученные в ходе исследования результаты и сделать выводы. психологический педагогический дошкольный
Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их. Сегодня под термином "сказкотерапия" понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человекаОсобое внимание уделяется исследователями изучению сказкотерапии как одного из двигателей личностного развития ребенка-дошкольника, поскольку, будучи активным, хотя и не директивным внушением, сказкотерапия в своих символах и коллизиях содержит зашифрованными важнейшие психологические характеристики, модели поведения, нравственные ценности, убеждения и этапы становления личности ребенка (В. Беттельгейм, М.Е. Бурно, А.Ф. Лосев, Н.Г. Малахова, К.Г. Юнг и др.).
Существует несколько подходов к использованию сказкотерапии в процессе развития личности ребенка.
Один из самых простых - поведенческий или бихевиоральный - велит относиться к сказкам как к описанию возможных форм поведения.
Трансактный анализ обращает основное внимание на ролевые взаимодействия в сказках. Иными словами, каждый персонаж может описывать реального отдельного человека, вернее - определенную роль, которую человек может играть или даже брать в основу своего жизненного сценария.
Другой очень подход рассматривает героев сказки как субличности, части "я" одного человека. Это в основном является точкой зрения юнгианской аналитической психологии. Те, кто уделяют основное значениеэмоциям, также часто рассматривают сказочных героев как персонифицированные эмоции. Какими бы выдуманными ни были персонажи и их действия, вызываемые ими эмоции совершенно реальны. При этом чаще всего говорят об отыгрывании эмоций, то есть о том, что в сказке ребенок проживает такие эмоциональные состояния, которых ему не хватает во внешней жизни
. Посредством сказкотерапии происходит формирование новых представлений дошкольника о мире, тренинг эмоциональной сферы, проявление собственных поведенческих позиций, необходимых для социализации, приобщение к народной художественной культуре, развития личностных характеристик (самооценка, воля, эмпатия и др.).
Основополагающими вопросами для рефлексии организованной педагогом - психологом проблемной ситуации, на наш взгляд, могут быть:
1. Как себя вести? (доверять, принимать социально-моральные нормы, проявляя ценностное отношение к миру).
2. Как оценивать свои и чужие поступки? Как стать полезным для окружающих (проявлять человеколюбие, учитывать мнение взрослых и других детей).
3. Как прийти к правильному решению? (выбор в жизненных ситуациях на основе нравственных представлений).
"Свободная игра по сказкам" предлагается автором в двух вариантах:
1 вариант - "каждый игрок выбирает себе роль сказочного персонажа, с которым он хотел бы себя идентифицировать. После этого участники игры пытаются сообща объединить перед игрой разные образы в единый ход событий";
Таким образом, психолого-педагогические условия духовно-нравственного развития дошкольника средствами сказкотерапии, направленные на расширение когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов духовно-нравственной сферы ребенка старшего дошкольного возраста позволяют педагогу-психологу достичь максимального эффекта в деле духовно-нравственного развития ребенка - дошкольника и реализовать психолого-педагогические действия в системе.
Сказочный сюжет должен разворачиваться в определённой последовательности:
Жили – были.
Начало сказки, встреча с её героями.
И вдруг однажды….
Герой сталкивается с какой – то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемами детей.
Из –за этого…
Показано в чём состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.
Кульминация.
Герои сказки справляются с трудностями.
Развязка.
Развязка должна быть позитивной.
Мораль сказки.
Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.
Психолог заранее подготавливает вопросы:
О чём сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодиться то, что мы узнали из сказки? Как это знание мы будем использовать в своей жизни?
Далее мы обсуждаем мнение героев сказки, мотивы их поступков. Назначение этого обсуждения – выявление видимой и скрытой мотивации героев. Чтобы выявить скрытую мотивацию, задаются следующие вопросы: Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно?
Чтобы помочь ребёнку увидеть способы разрешения проблемной ситуации посредством сказки задаются специальные вопросы: Как решает герой проблему? Какой он выбирает способ решения - активный или пассивный? Всё решает и преодолевает сам или старается передать ответственность другому? В каких ситуациях нашей жизни эффективен данный способ решения проблем и преодоления трудностей?
Важно выяснить отношение главного героя к окружающим людям и к себе. Необходимо понять общую направленность героя: созидатель он или разрушитель по отношению к окружающему миру и другим героям. Здесь можно задать следующие вопросы: Что приносит поступки героя окружающим людям? В каких ситуациях он разрушитель, в каких – созидатель? Важно, чтобы ребёнок понял нравственные формы поведения.
Особенности методики проведения диагностики заключается в том, что она позволяет обследовать одновременно двоих детей и сделать выводы о динамике отношений и личности каждого. Используемая процедура предельно проста: испытуемым дается стандартная проективная инструкция: «Сочините вместе сказку» без каких-либо наводящих комментариев. Сочиняемый текст и особенности процесса взаимодействия заносятся в протокол. Диагностическую информацию можно получить из двух источников: непосредственно из содержания сказки (сочиненный текст) и характера межличностного взаимодействия испытуемых в процессе сочинения.