Вид НОД: познавательное развитие (формирование основ безопасности жизнедеятельности)
Форма НОД: занятие-игра
Виды деятельности: игровая, познавательная, трудовая, коммуникативная
Формы организации: индивидуальная, коллективная
Планируемый результат:
Дети проявляют желание слушать друг друга.
Дети проявляют желание участвовать в совместной образовательной деятельности.
Дети участвуют в диалоге с воспитателем на определенную тему
Дети знают названия предметов быта, встречающихся в повседневной жизни.
Дети регулируют свои действия в соответствии с правилами игры.
Дети соотносят действия со словами «можно» и «нельзя».
Дети проявляют произвольность внимания в процессе совместной образовательной деятельности.
Дети знают правила безопасного поведения с разными предметами быта.
Дети знают и называют правила безопасности в быту.
Дети отвечают по поднятой руке, не выкрикивая.
Дети аргументируют свой ответ
Дети выполняют задание, следуя словесной инструкции воспитателя.
Цель: обогащение представлений детей о правилах безопасности в быту, при пользовании опасными предметами в процессе непосредственно-образовательной деятельности.
Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности
Задачи с учётом особенностей воспитанников группы
Воспитательные:
Воспитывать у детей желание слушать друг друга;
Способствовать проявлению детьми желания участвовать в совместной образовательной деятельности.
Развивающие:
Развивать у детей диалогическую форму речи;
Закреплять знание названий предметов быта, встречающихся в повседневной жизни.
Развивать умение детей пользоваться орудиями письма в процессе образовательной деятельности;
Развивать произвольность внимания в процессе совместной образовательной деятельности с детьми
Закрепить у детей знание правил безопасного поведения с разными предметами быта
Обучающие:
Обогащать знания детей правил безопасности в быту
Учить детей аргументировать свой выбор
Учить следовать словесной инструкции педагога.
Список использованной литературы:
1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования / Министерства просвещения Российской Федерации приказ от 25 ноября 2022г. №1028;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации
приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Принципы воспитания:
1) формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом;
2) создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения:
принцип доступности;
принцип систематичности и последовательности;
принцип активности.
Методы воспитания: беседа, поощрение.
Методы обучения: беседа, упражнение, инструкция, игра, объяснение, ситуация свободного выбора.
Оборудование: коробка с опасными предметами (ножницы, игла, нож, молоток), иллюстрации для игры «Правила безопасности», картинки-пазл с изображением предметов (ножницы, игла, нож, молоток), картинки для дидактической игры «Найди и обведи».
Предварительная работа
Правила безопасности с предметами быта.
Цель: актуализация знаний правил безопасности с разными бытовыми предметами.
Ход работы
Ребята, посмотрите, у меня есть несколько икартин, давайте вместе их посмотрим. Воспитатель достает из конверта набор картин с изображением бытовых опасных предметов.
Ребята, посмотрите, что здесь изображено? Дети перечисляют. Да. А где мы обычно используем эти предметы? Дома.
Верно. Ребята, как вы думаете, это опасные или безопасные предметы. Опасные. А почему вы так считаете? При неправильном использовании, они могут нанести вред, покалечить.
Да, вы говорите все правильно. А как тогда быть с ними? Ими разве нельзя пользоваться? Можно, но осторожно.
А какие тогда правила безопасности вы знаете? Давайте вы по очереди мне их назовете. Например, как правильно нужно обращаться с ножом? Дети рассказывают правила безопасного обращения с каждым предметом на картине.
Молодцы! Очень здорово, что вы знаете эти правила. Я уверена, если их соблюдать, то все будут счастливы и никто не пострадает
Индивидуальная работа
Тема «Опасные и безопасные предметы»
Цель: закрепление знаний об опасных и безопасных предметах в доме
Ход работы
Никита, подойди ко мне, пожалуйста. Смотри, какая у меня интересная игра сегодня получилась. Давай вместе попробуем в нее поиграть, а потом научим остальных ребят. Ты согласен?
Смотри, правила такие. У нас есть таблица, в каждой ячейке которой изображен какой-то бытовой предмет. А еще смайлики грустные и веселые. Давай подумаем, на какие предметы мы будем класть веселые смайлики? На безопасные. А грустные? На опасные. Давай по очереди. Можно я начну первая?
В первой клетке утюг. Это опасный бытовой прибор, поэтому на него я положу грустный смайлик.
Машинка это игрушка, которой можно играть. Я положу на нее веселый смайлик.
Скрепка это опасная вещь, ей играть нельзя, поэтому я положу на нее грустный смайлик. Газовая плита опасный предмет быта, поэтому я положу на нее грустный смайлик. И так далее.
Молодец, Никита. Тебе понравилась такая игра? Тогда в следующий раз мы сможем вместе с тобой научить в нее играть всех ребят. Согласен? Да.
Ход работы
Этапы деятельности
Методы обучения
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
Планируемый результат
1.Мотивационный этап
Задачи:
Смотивировать детей на предстоящую деятельность
Беседа
Чтение художественного слова
Дети с воспитателем находятся на ковре.
Собрались все дети в круг,
Я - твой друг
И ты – мой друг
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
У воспитателя в руках коробка с опасными предметами.
Ребята, посмотрите, что сегодня я вам принесла. В этой коробке лежат предметы, которые люди используют каждый день. Они есть у каждого в доме. Но при этом эти предметы очень опасные. Как вы думаете, что это за предметы? Ответы детей.
Я предлагаю вам сесть на свои места по удобнее и посмотреть, какие полезные и в то же время опасные предметы я вам принесла.
Дети слушают воспитателя, проявляют интерес к предстоящей деятельности
Дети смотивированы на предстоящую деятельность
2 Основной этап
2.1 Познавательная беседа на тему «Опасные предметы»
Задачи:
Развивать у детей диалогическую форму речи;
Знакомить детей с некоторыми колющими и режущими предметами, их назначением, частями, правилами их безопасного использования
Беседа
Наблюдение
Объяснение
Демонстрация
Рассказ
Дети садятся на свои места перед мольбертом и демонстрационным столом в полукруг.
Воспитатель ставит коробку на стол, не доставая предметы из нее.
Ребята, все предметы, которые лежат в этой коробке, точно есть в каждом доме. Они нужные и полезные, но в то же время очень опасные.
Давайте я вам загадаю загадку про первый предмет.
Два конца, два кольца,
А посередине гвоздик. Ножницы.
Да, ребята, посмотрите, какие у меня в коробке лежат ножницы.
Это ножницы большие.
У ножниц есть несколько частей, это кольца и лезвия.
Зачем нужны ножницы? Ответы детей. Значит ножницы – это очень полезный предмет в доме. А какая часть у ножниц тогда самая важная? Лезвия. Да, ребята, все верно, но лезвия – это еще и самая опасная часть. Если неправильно обращаться с ножницами или хранить, то можно получить травмы, например, порезы. Да. Если лезвие не будет острым, ножницы будут бесполезным и не нужным предметом, поэтому ножницы должны быть острыми и использоваться ножницы должны только по назначению. А как правильно нужно обращаться с ножницами? Ответы детей. А такими большими ножницами как у меня, кто может пользоваться? Только взрослый. Молодцы!
Давайте посмотрим на следующий предмет. Слушайте загадку.
Конь стальной, хвост льняной
Подружись-ка ты со мной. Иголка.
Посмотрите, какая у меня игла есть в коробке. Зачем она нужна? Что бы шить одежду. Смотрите, у иглы есть ушко и острие. Ушко нужно, чтобы держать нитку, а острие - чтобы протыкать любую ткань или материал. Представьте, что игла перестала быть острой, что будет? Она не сможет протыкать одежду. Да, будет невозможно что-либо сшить, так как нитка не сможет сама проходить через ткань. Поэтому игла должна быть острой. А вы знаете, как правильно хранить иглу? В игольнице, в футляре, органайзере. Да, все верно!
Давайте я вам еще одну загадку загадаю.
Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень:
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло. Нож. Воспитатель достает нож из коробки.
Ребята, у кого есть дома нож, поднимите руку. Дети подняли руки. Ребята, а зачем он нам нужен? Ответы детей.
Ребята, посмотрите, у ножа есть две части: лезвие и рукоять.
Какая часть ножа опасная, а какая нет? Лезвие – опасная часть, а рукоять – безопасная.
Да. Вы правильно сказали, нож нужен для того, чтобы что-то резать. Нож мы берем за рукоять, а лезвием режем. А представьте, что нож станет тупым. Что случится тогда? Мы ничего не сможет нарезать или разрезать. Нож будет полезной вещью или бесполезной? Бесполезной. Да. Значит самая важная часть ножа какая? Лезвие. Молодцы! Как правильно пользоваться ножом? Держать за рукоять, резать все на доске. Кто может пользоваться таким ножом? Только взрослый. Молодцы!
Давайте я вам загадаю еще одну загадку.
Не хочу я молчать,
Дайте волю постучать.
И стучит день-деньской
Он железной головой. Молоток.
Смотрите, какой молоток лежал у меня в коробке. Посмотрите, молоток состоит из двух частей, железная голова и деревянная рукоять. А у головы есть место, которой забивают гвозди и она называется боек. Ребята, молоток какой? Тяжелый. Молоток нужная вещь? Да. А представьте, что он стал легким. Будет он полезным? Нет. Почему? Молоток не сможет забивать гвозди. Да, все верно! Благодаря своей тяжелой железной голове, молоток может забивать гвозди почти в любую поверхность и, если мы уберем эту тяжесть, молоток будет бесполезен. Ребята, а где хранится молоток вы знаете? В ящике с инструментами. А кто им может пользоваться? Папа. Да, или еще кто-то взрослый с очень сильными руками. Молодцы!
В моей коробке пусто! Какие предметы мы с вами рассмотрели? Дети перечисляют. Какие это предметы? Опасные, но полезные. У кого из вас нет этих предметов дома? Как нужно обращаться с этими предметами? Осторожно. Может обращаться только взрослый. Под присмотром взрослых.
Молодцы!
Дети вступают в диалог с воспитателем, актуализируя свои знания о правилах безопасности в быту.
Дети проявляют желание слушать друг друга.
Дети выстраивают диалог с воспитателем на определенную тему.
Дети знают о правилах безопасности в быту.
2.2 Игра «Правила безопасности»
Задачи:
Способствовать проявлению детьми желания участвовать в совместной образовательной деятельности.
Учить отвечать по поднятой руке, не выкрикивая
Закреплять знание названий предметов быта, встречающихся в повседневной жизни, их опасности.
Закрепить у детей знание правил безопасного поведения с разными предметами быта
Беседа
Поощрение
Демонстрация
Ребята, посмотрите, у меня есть несколько картин, на которых дети решили поиграть. Давайте посмотрим, во что же они решили поиграть.
Первая картинка.
Что здесь изображено? Мальчик решил почистить яблоко и порезался.
Что мальчик сделал неверно? Взял нож. Не попросил взрослого помочь. А как надо было ему поступить? Попросить взрослого помочь. А если никого не было дома? Дождаться маму или папу и попросить о помощи. Молодцы! давайте смотреть дальше.
Что изображено на второй картинке? Ребенок играет с игрушечным молотком. Правильно ли поступает малыш? Можно ли ему играть с этим молотком? Да, потому что он игрушечный.
Что изображено на следующей картинке? Девочка рисует. Безопасное ли занятие выбрала девочка? Да.
Правильно! Всегда выбирайте интересные и безопасные занятия. А этими предметами вас научат правильно и безопасно пользоваться дома и потом в школе. А когда вы подрастете, сможете их использовать самостоятельно и учить других малышей безопасному использованию этих предметов.
Дети участвуют в игровой деятельности с педагогом.
Рассматривают картинки, отвечают на вопросы по изображению на них.
Дети проявляют желание участвовать в совместной образовательной деятельности.
Дети отвечают по поднятой руке, не выкрикивая.
Дети знают названия предметов быта, встречающихся в повседневной жизни, их опасности.
Дети знают правила безопасного поведения с разными предметами быта.
Физминутка
Задачи:
способствовать снятию мышечного напряжения у детей, переключению их внимания
Показ,
чтение художественного слова
Давайте немного поиграем! Я буду говорить слова и показывать движения, а вы повторяйте за мной.
Вверх рука и вниз рука. Потянули их слегка. Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки. Приседание с хлопками: Вниз — хлопок и вверх — хлопок. Ноги, руки разминаем, Точно знаем — будет прок. Крутим-вертим головой, Разминаем шею. Стой!
Дети повторяют движения за педагогом
Дети отдохнули, расслабились, приготовились к продолжению совместной образовательной деятельности
2.3. Игра «Опасные предметы в доме»
Задачи:
Воспитывать уважительное отношение к сверстникам
Учить работать в командах сообща, договариваться друг с другом.
Закреплять умение собирать картинку из частей
Учить отвечать на вопросы полными предложениями
Беседа Объяснение Поощрение
Упражнение
А сейчас я предлагаю немного поиграть по командам. Подходите к своим столам. Первый стол – первая команда. Второй стол – вторая команда. И третий стол – третья команда. У меня есть три картинки предметов, которые нужно собрать по частям и рассказать, что на них изображено. Работайте в командах дружно, договаривайтесь друг с другом. Кому не понятно задание? Приступайте.
Дети собирают пазл «опасные предметы дома». Первая команда – изображение какого предмета вы собрали? Нож. Какой это предмет? Опасный.
Вторая команда? Молоток. Какой это предмет? Опасный.
Третья команда? Ножницы. Какой это предмет? Опасный.
Молодцы! Все три команды справились отлично
Дети играют в игру. Работают по командам. Складывают картинку из частей. Называют название предмета, изображенного на картинке. Относят его к опасным или безопасным предметам быта.
Дети проявляют доброжелательное отношение друг к другу.
Дети работают в командах сообща, договариваются друг с другом
Дети собирают картинку из частей
Дети отвечают на вопросы полными предложениями.
2.4 Дидактическая игра «Найди и обведи»
Задачи:
Развивать умение группировать предметы по принципу «опасный» или «безопасный»;
Развивать произвольность внимания в процессе совместной образовательной деятельности с детьми.
Учить следовать словесной инструкции педагога.
Инструкция
Поручение
Поощрение
Дети сидят за своими столами
Ребята, посмотрите, что лежит перед вами на столе.
Карандаши и картинки.
Ребята, а что изображено на ваших картинках? Дети перечисляют картинки.
Да, ребята, на ваших столах лежат картинки с изображением опасных и безопасных предметов.
Сейчас я предлагаю взять красный карандаш и обвести опасные предметы.
А теперь возьмите зеленый карандаш и обведите безопасные предметы.
Молодцы! вы отлично справились с заданием!
Дети садятся на свои места. У каждого свой набор раздаточного материала (карандаши красный и зеленый, лист с картинками). Дети выполняют задание по словесной инструкции воспитателя.
Дети умеют группировать предметы по принципу «опасный» или «безопасный».
Дети проявляют произвольность внимания в процессе совместной образовательной деятельности.
Дети выполняют задание, следуя словесной инструкции воспитателя.
3. Подведение итогов
Задачи:
Формировать у детей умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, подводить итоги.
Беседа
Поощрение
Воспитатель приглашает детей на ковер в полукруг перед собой. Воспитатель задает вопросы, побуждая детей к анализу, самоанализу.
Ребята, какие предметы сегодня лежали в коробке? Ножницы, ножик, игла, молоток. Какие это предметы? Полезные и опасные. Что вам сегодня больше всего понравилось? Какие задания были для вас сложными? Что вам запомнилось? Молодцы!
Дети вступают в диалог с воспитателем, отвечают на вопросы
Дети имеют анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, подводить итоги.
4. Открытость
Задача:
Сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах
Поручение
Воспитатель и дети стоят на ковре.
Ребята, сегодня мы с вами разговаривали о нужных, но опасных предметах, которые мы используем каждый день дома. Я предлагаю взять картинки, на которых вы обводили опасные и безопасные предметы, раскрасить их цветными карандашами или фломастерами, и рассказать об опасных и безопасных предметах. Кому вы хотите рассказать? Маме, папе бабушке … Я уверена, что у вас все получится!
Дети слушают, соглашаются раскрасить картинки
Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах