1.Этап. Введение в игровую ситуацию. Цель: Мотивировать воспитанников на включение в игровую деятельность, воспитывать отзывчивость. | - Кто-то бросил нам в оконце, Посмотрите, письмецо. Может, это лучик солнца, Что щекочет мне лицо? Может, это воробьишко, Пролетая, обронил? Может, кот письмо, как мышку, На окошко заманил?
От кого пришло письмо, Вам ведь хочется узнать? Тогда надо постараться, И загадку отгадать. Загадка Дружу я с дубом, с вербой, с кленом, Зверей понятен мне язык. Зовусь я дедом Спиридоном. Я не волшебник, я — … ^ Дети: Лесник.
| 1.Собирает воспитанников вокруг себя. 2.Получает письмо. 4.Объясняет проблемную ситуацию. 5. Загадывает загадку. | 1.Сосредотачивают внимание на педагоге. 2.Высказывают свои мысли. 3.Вступают в диалог. 4. Отгадывают загадку. | Проявляют эмоциональную отзывчивость, желание порадовать сказочного персонажа. |
Цель: закрепить знания воспитанников о деревьях. Овладеть навыками действовать по установленному правилу. | Игра «Дремучий лес» - Впереди цветочная поляна, но нам нужно преодолеть дремучий лес. -Как мы преодолеем это препятствие? - Нужно отгадать как называются деревья, которые растут в этом лесу. - Тот, кто перейдёт через дремучий лес попадёт на полянку. - Будто снежный шар бела, По весне она цвела, Нежный запах источала. А когда пора настала, Разом сделалась она Вся от ягоды черна. (Черёмуха) - Русская красавица Стоит на поляне, В зелёной кофточке, В белом сарафане. (Берёза) - Вроде сосен, вроде ёлок, Но зимою без иголок. (Лиственница) - У меня длинней иголки, Чем у ёлки. Очень прямо я расту В высоту. (Сосна) - Весною зеленела, Летом загорала, Осенью надела Красные кораллы. (Рябина) - Белые овечки Бегают по свечке. (Верба) - Никто её не пугает, А она вся дрожит. (Осина) - Кудри в речку опустила И о чём-то загрустила, А о чём она грустит, Никому не говорит. (Ива) - Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год. (Ёлка) -Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок Ничего, что плод мой мелок. (Дуб) - С моего цветка берёт Пчёлка самый вкусный мёд. А меня все ж обижают, Шкурку тонкую сдирают. (Липа) | 1.Задаёт проблемный вопрос. 2.Выслушивает ответы воспитанников. 3.Необходимо «поймать» нужный вариант ответа. 4.Даёт инструкцию выполнения задания. 5.Загадывает загадки. | 1.Вступают в диалог с воспитателем. 2.Делают выводы. 3.Выполняют инструкцию воспитателя. 4.Отгадывают загадки. | Умение слушать взрослого. Умение действовать по установленному правилу. Умение планировать свою деятельность. Проявляет волевое начало (произвольность). |
Цель: закрепить знания воспитанников . Овладеть навыками действовать по установленному правилу. | Составление картины «Удивительный Лес» на фланелеграфе.
Ребята, вам понравилось гулять в лесу? (ответы детей)
- А давайте создадим картину в подарок лесу! - Скажите, что растёт в лесу? (деревья, кусты, трава, цветы, грибы, ягоды, орехи и т.д.)
Ребята, лес – это всё равно, что многоэтажный дом, в котором живут много жильцов. Они хорошо приспособлены к жизни в лесу, все они нужны друг другу.
- Как вы думаете, сколько этажей в лесу и как они называются? (ответы детей)
- Ребята, значит, куда мы поселим травянистые растения? (на первый этаж)
(дети выбирают и прикрепляют на фланелеграф траву).
- Дети, получился ли у нас лес? (нет) - Почему? (потому что в лесу растёт не только трава)
- А что же растёт в траве? (ягоды, грибы) (дети прикрепляют изображение грибов и ягод)
- А что же ещё растёт в лесу? (цветы) (дети прикрепляют изображение цветов)
- Дети, получился ли у нас лес? (нет) - Почему? (потому что в лесу ещё растут деревья (дети прикрепляют изображение деревьев)
- А куда поселим мы кусты? (рядом с деревьями) – Почему? (потому что кустарники рядом растут, под деревьями и не дают дождям размывать почву, так как вода, скатываясь по листьям и веткам медленно всасывается в землю) (дети прикрепляют изображение кустарников)
- Ребята, посмотрите, а какие же растения у нас остались? (морковь, капуста, лук) – Почему?(потому что это садовые растения, они в лесу не растут)
- Дети, а сейчас у нас получился лес? (нет) - Почему? (потому что в нашем лесу нет животных, птиц, насекомых)
- Давайте же поселим в наш лес животных, птиц и насекомых. Кто хочет поселить их в наш лес? (дети прикрепляют изображения животных, птиц и насекомых)
- Ребята, а теперь получился у нас лес? (да)
- А что бы было всем тепло, светло на нашей картине, пусть светит солнышко, плывут облака. Хорошо теперь в лесу! Птички поют, бабочки летают!
| 1.Собирает воспитанников вокруг себя на ковре. 2.Обращает внимание на картинки с цветами. 3.Задаёт актуализирующие знания вопросы. 4.Выслушивает ответы воспитанников. 5.Необходимо «поймать» нужный вариант ответа. 6.Читает стихотворение. | 1.Сосредотачивают внимание на педагоге. 2.Сосредотачивают внимание на картинки с цветами. 3.Вступают в диалог. 4.Отвечают на вопросы. 5.Делают вывод. 6.Слушают стихотворение. | Умение слушать взрослого. Умение действовать по установленному правилу. Умение планировать свою деятельность. Проявляет волевое начало (произвольность). |
Цель: закрепить знания воспитанников о насекомых. Овладеть навыками действовать по установленному правилу. Психологическая разгрузка. Цель: снять эмоциональную нагрузку. Цель: Актуализировать знания воспитанников . Цель: снизить интеллектуальную нагрузку. Цель: Мотивировать воспитанников на включение в игровую деятельность, воспитывать отзывчивость Рефлексия. Открытость Цель. Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы. | Ребята, давайте закроем глаза и послушаем музыку леса, а потом расскажем Сороке, что мы услышали?
(Включается диск №1 «Волшебство природы» мелодия №8, дети, слушают лесные звуки, закрыв глаза).
Психологическая разгрузка.
Воспитатель: Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем аромат свежей листвы деревьев, чудесных трав. Мы защитники этих растений. Мы будем внимательны ко всему живому на нашей планете и будем с друзьями оберегать все живое.
Воспитатель: Дети, что вы услышали в лесу? (пение птиц, журчание ручья, жужжание пчелы, стрекотание кузнечика, кукование кукушки, полёт стрекозы, кваканье лягушки…).
- Да, в лесу приятно бывать, общаться с животными и растениями, наблюдать за ними. Ведь Лес – это общий дом для растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнёзд и нор. Лес – это не только украшение земли, её великолепный и удивительный наряд, но и источник здоровья. Это огромная земная лаборатория, которая вырабатывает кислород и поглощает Дети, а пословицы о лесе вы знаете?
Чтение пословиц о лесе. Как много разных деревьев растёт в лесу.
- Дети, а как называется лес, в котором растут березы? (березняк, березовая роща). Молодцы!
- А как называется лес, где растут ели и сосны? (хвойный лес, ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес). Правильно!
- А как же называется лес, где много дубов? (дубовая роща, дубрава, дубравушка). Молодцы!
- Дети, как вы думаете, что такое лиственный лес? (лес, где растут лиственные деревья: береза, дуб, клен, осина, рябина, липа, ясень, лещина…).
- Скажите, а что такое хвойный лес? (лес, в котором растут хвойные деревья: сосны, ели, пихта, лиственница). Молодцы!
- Тогда, что же такое смешанный лес? (лес, в котором растут и лиственные и хвойные деревья).
Где труднее зайцу спрятаться от лисы в смешанном лесу или в сосновом бору? Почему? (в сосновом бору, так как там нет густой травы). Молодцы!
- А где построит гнездо сова в березняке или в дубраве? Почему? (в дубраве, так как там есть желуди, а где желуди, там мыши. Ведь сова питается мышами). Физкультминутка «В удивительном лесу».
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти стряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем – крылья сложили назад.
(Внезапно появляется плачущий муравей). Что случилось, муравьишка?
Муравей: Меня обидел злой мальчишка. Он мне лапки отдавил, Муравейник разорил.
(Появляется плачущая и хромающая бабочка).
Воспитатель: Бабочка-красавица, что в лесу случилось? И какое горюшко с тобою приключилось?
Бабочка: Мальчик злой меня поймал, Крылышко он мне сломал. Не могу теперь летать, Как же мне не горевать?
Воспитатель: Не печальтесь так, друзья! Помогу сейчас вам я. (Дети с помощью воспитателя лечат бабочку и муравья, приклеивая пластырь на лапку и на крылышко).
Воспитатель: Как часто в лес приходят недобрые люди и обижают насекомых, зверей и птиц! Ребята, я думаю, что вы никогда не обидите лесных жителей, и всегда будете защищать природу! Дети, а вы знаете лесные правила?
Дети рассказывают «Правила поведения в лесу». Как красив зеленый лес, Полон сказок и чудес! Будто в сказке побывали мы, ребята! Как природа и красива, и богата!
Днем и ночью слышны в лесу шорохи. Это шепчутся деревья, кусты, цветы, переговариваются птицы, звери. Только надо суметь услышать. Любознательным и терпеливым детям они расскажут все о себе. Слышите?
Давайте, ребята, беречь красоту леса «Сказки русского леса» О. Трушкиной. Все мы знаем: русский лес
Полон чудных сказок весь
Про медведя и лису,
Про ежа и стрекозу,
Про оленя и бобра…
Много в сказках тех добра!
Если лес нам не беречь,
Рвать, пилить, ломать и жечь,
То случится с ним беда:
Высохнет в ручьях вода,
И кукушка на суку
Не споет своё «Ку-ку».
Ежик, белочки и зайки
Заскучают без лужайки,
А медведь, лиса и волки
Загрустят зимой без ёлки.
Колокольчик и ромашка
Лишь в лесу живут, поют,
Вырастают и цветут.
Знать должны наши детишки
Из рассказов и из книжки:
Мы леса своей страны
Охранять всегда должны!
Чтобы ели зеленели,
На цветах шмели звенели,
В чаще ландыши цвели,
А в борах грибы росли!
И, поверьте мне, тогда
Сказки будут жить всегда!
Смогут долго малыши
Слушать их в лесной тиши.
Лес – не только для забавы,
Он – богатство всей страны.
Все деревья в нём и травы
Нам на пользу взращены.
Ребята, на этом наше занятие заканчивается. Но мы с вами обязательно будем продолжать пополнять наши знания о деревьях, о животных, о птицах, о насекомых. Кому понравилось занятие, кто считает, что он взял для себя что-то новое, полезное, пусть возьмет – красный листочек. А кто считает, что занятие было неинтересное, и что эти знания ему не пригодятся в жизни, пусть возьмет – зеленый листочек.
У детей, которые выбрали красный листочек, спрашиваю, что полезного нового они узнали на занятии, что им понравилось?
У детей, которые выбрали зеленый листочек, спрашиваю, почему они выбрали именно этот листочек?
- Я очень рада, ребята, что вам всем занятие понравилось. | 1.Задаёт проблемный вопрос. 2.Выслушивает ответы воспитанников. 3.Необходимо «поймать» нужный вариант ответа. 4.Даёт инструкцию выполнения задания. 5.Загадывает загадки. 1. Включает музыку. 2. Задаёт вопросы. Задаёт вопросы. 1.Собирает детей вокруг себя. 2.Читает стихотворение. 3.Показывает движения. 1. Собирает детей вокруг себя 2. Задает вопрос 3.Объясняет проблемную ситуацию Читает стихотворение. 1. Собирает детей вокруг себя 2. Предлагает детям описать деятельность, которой они занимались 3. Побуждает детей к анализу деятельности 4. Задаёт вопрос детям, как помогали. | 1.Вступают в диалог с воспитателем. 2.Делают выводы. 3.Выполняют инструкцию воспитателя. 4.Отгадывают загадки. Слушают музыку. Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы. 1.Сосредатачивают внимание на педагоге. 2.Слушают стихотворение. 3.Повторяют движения за педагогом. 1.Сосредотачивают внимание на педагоге 2. Высказывают свои мысли 3. Вступают в диалог Обобщают правила поведения в лесу. Слушают стихотворение. 1. Участвует в диалоге, описывая деятельность, которой они занимались. 2. Передают свои ощущения от проделанной работы | Умение слушать взрослого. Умение действовать по установленному правилу. Умение планировать свою деятельность. Проявляет волевое начало (произвольность). Расслабление. Проявляет эмоциональную отзывчивость, желание порадовать сказочного персонажа Умение оценивать процесс и результат коллективной деятельности Умение планировать предстоящую самостоятельную деятельность |