Конспект занятия по развитию речи для детей с интеллектуальной недостаточностью третий год обучения «Наши защитники»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Образовательные задачи. Закрепление представления о значимости военных профессий. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением профессии. Уточнение и расширение словаря по теме (армия, защитник, воин, солдат, боец, танкист, пограничник, летчик, пилот, моряк, воевать, защищать, охранять, служить, сильный, храбрый смелый, отважный, ловкий, внимательный). Обогащение словарного запаса (умение правильно определять семантические отношения слов). Совершенствование грамматического строя речи (умение правильно согласовывать прилагательные и существительные в числе и падеже). Закрепление навыков дифференциации цветов.
Развивающие задачи. Развитие диалогической речи, фонематических представлений, общей моторики, зрительного и слухового внимания.
Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности. Воспитание патриотических чувств, уважения к защитникам отечества.
Оборудование. Игрушка Незнайка, предметные картинки по теме, флажки красного, синего, желтого и зеленого цветов.
Предварительная работа. Беседы об Армии; Рассматривание иллюстраций на тему: «Наши защитники».
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I. Организационный момент. (Мотивация детей на получение новых знаний)
В гости приходит Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Я очень люблю праздники, особенно когда дарят подарки. Вчера девочки из Цветочного города подарили мне открытку и сувенир, а я даже не знаю, что за праздник.
Дефектолог: Ребята, чем мы сможем помочь Незнайке? Вы знаете, какой праздник мы отмечаем?
Дети: День защитников Отечества.
Дефектолог: Правильно. Мы с вами живем в огромной стране, у которой есть имя. Как называют нашу страну, где мы живем?
Дети: Мы живем в Казахстане.
Дефектолог: У нашей страны есть армия. Для чего нужна Казахстану армия? Дети: Армия нужна, чтобы защищатьКазахстан от врагов.
Незнайка: Ребята, расскажите мне, кто служит в армии.
II. Основная часть.
1. Рассматривание предметных картинок. Беседа по ним. (Развитие диалогической речи. Уточнение и расширение словаря по теме «Военные профессии»).
Детям предлагаются картинки и организуется беседа по ним.
Дефектолог: Посмотрите на картинки и расскажите Незнайке, кого вы видите?
Дети: Моряка, пилота, пограничника, солдата, танкиста.
Дефектолог: Кто из них служит в морских войсках?
Дети: Моряк.
Дефектолог: А в воздушных?
Дети: Пилот, летчик.
Дефектолог: А кто охраняет границы нашей Родины?
Дети: Пограничник.
Дефектолог Правильно. Он служит в сухопутных войсках. А кто еще несет службу на земле?
Дети: Танкист.
Дефектолог: Верно. А еще артиллеристы, пехотинцы. Все это люди военной профессии. Это солдаты. А как еще их можно назвать?
Дети: Защитники, воины, бойцы.
Дефектолог: А какими они должны быть?
Дети: Смелыми, храбрыми, умными, сильными и т. д.
2. Игра «Четвертый лишний» (Развитие слухового внимания, мышления, связной речи).
Детям предлагаются на слух определить лишнее понятие и обосновать свой выбор.
Незнайка: Я все понял моряк, летчик, продавец, танкист охраняют нашу Родину. Правильно?
Дети: Нет.
Дефектолог: Давайте поможем Незнайке разобраться. Моряк, летчик, продавец, танкист. Кто из них лишний и почему?
Дети: Лишний продавец – это не военная профессия.
Дефектолог: Верно – все остальные защищают Родину.
3. Подвижная игра «Флажки» (Развитие зрительного и слухового внимания, общей моторики, закрепление навыков дифференциации цветов).
Дефектолог приглашает детей и Незнайку в круг поиграть.
Вот флажки 4 цвета
Вам игра знаком эта
Флаг я желтый подниму
Всех похлопать попрошу
Флаг зеленый подниму
Всех потопать попрошу
Синий - будем мы молчать
Красный - будем все ура кричать
4. Игровое упражнение «Продолжи цепочку слов» (Обогащение словарного запаса, умение правильно определять семантические отношения слов).
Дефектолог предлагает детям продолжить цепочку слов.
Дефектолог: Танкист, летчик ….
Дети: пилот, пограничник, моряк, капитан.
Дефектолог: Смелый, отважный,
Дети: Храбрый, находчивый.
Дефектолог: Беречь, охранять
Дети: Защищать.
5. Игровое упражнение «Эхо» (Совершенствование слоговой структуры слова (слова из двух и трех открытых слогов).
Дефектолог предлагает детям встать лицом к нему и быть «эхом»: тихо и четко повторять слова, которые Незнайка скажет громко.
Незнайка (громко): Мо-ре!
Дети (тихо): Мо-ре
Незнайка (громко) :Ро-ди-на!
Дети (тихо) :Ро-ди-на.
Незнайка (громко) :Пе-хо-та!
Дети (тихо) :Пе-хо-та.
Незнайка (громко) :Стра-на!
Дети (тихо) :Стра-на.
Незнайка (громко) : За-щи-та!
Дети (тихо) : За-щи-та.
6. Игровое упражнение “Один-много”. (Совершенствование грамматического строя речи (умение правильно согласовывать существительное с прилагательным во множественном числе родительном падеже).
Дефектолог называет предмет с его признаком в единственном числе, а дети называют во множественном числе родительном падеже.
Дефектолог: У меня в отряде один храбрый моряк.
Дети: А у нас много храбрых моряков.
Дефектолог: У меня в отряде один отважный пограничник.
Дети: А у нас много отважных пограничников.
Дефектолог: У меня в отряде один сильный боец.
Дети: А у нас много сильных бойцов.
Дефектолог: У меня в отряде один смелый летчик.
Дети: А у нас много смелых летчиков.
III. Рефлексия (Оценка работы детей).
Дефектолог: Вспомните, чем мы с вами занимались на занятии? О чем хотел узнать Незнайка? Как вы думаете, знает ли теперь Незнайка, кто служит в армии?