kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект сюжетного занятия по подготовке к обучению математике и грамоте " Царевна и Емеля на острове"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект сюжетного занятия

По подготовке к обучению математике и грамоте

Тема: «Царевна и Емеля на острове».

Цель: закрепление пройденного материала;

           приобщение детей и их родителей к базовым духовно-нравственным ценностям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект сюжетного занятия по подготовке к обучению математике и грамоте " Царевна и Емеля на острове"»


Что выделено- прочитать, это перебросила

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст - важный период для становления личности.

Невозможно отвернуться, невозможно уберечь детей от нравственной грязи, которая вылезает из всех информационных щелей. Права детей и семьи на духовную чистоту давно и грубо нарушены. Нормальные люди теряются в антикультурной среде обитания: среде распущенности, эгоизма, потребительства, грубой ругани, унижений и насилия, которыми перенасыщены даже мультфильмы и игрушки, а тут еще боевики и реклама. Происходит заметное «одичание» детей и молодежи.

Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как очерствение личности, бездуховность общества.

Таким образом, сегодня как никогда актуальна системная организация духовно-нравственного воспитания, начиная с первых лет жизни и взаимодействие системы образования и здравоохранения по насущным проблемам молодой семьи: восстановление отечественной культуры пестования малышей, создание приближенной к традиционной предметно-развивающей среды.

Доброта и милосердие… В последнее время мы все чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро, может быть, именно поэтому еще в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами –

«З-земля»; «Л-люди»; «М-мысли»; а буква «Д» обозначалась словом «добро». Азбука как бы призывала: Люди Земли, Мыслите, Думайте и Творите Добро! В каждом из нас есть маленькое солнце. Добрый человек любит природу и охраняет ее. Добрый человек – тот, кто любит людей и помогает им. Доброта, способность чувствовать радость и боль другого человека, как свою личную, чувство милосердия в конечном итоге делают человека – ЧЕЛОВЕКОМ.

ГЛАВНЫЙ Результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла. Посмотреть куда лучше эти слова поставить.

Особенности духовно-нравственного воспитания дошкольника.

«Уклад слагается, формируется и закрепляется прежде всего и дольше всего – в детстве» И. А. Ильин.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше коллектируется с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и восход солнца, и журчание весенних ручейков. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Дошкольный возраст самый сенситивный (чувствительный) из всех возрастных периодов, именно в этом возрасте закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности. Поэтому необходимо в этот период создать вокруг ребенка чистую, духовно-здоровую атмосферу для развития и воспитания в обществе. А в случае необходимости скорректировать негативные проявления в развитии воспитанника. Пятый и шестой год жизни является периодом интенсивного физического и психического развития. Дети активно овладевают связной речью, могут рассказывать небольшие рассказы, вспоминать о событиях личной жизни. У них формируется умение подчинять свои желания требованиям взрослых, развивается чувство ответственности за порученное дело, продолжаются развиваться религиозные чувства.

В дошкольном детстве происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому в работе используется самое действенное средство на дошкольника – игра, кукла, сказка. Герои просят совета у детей, рассуждают о своих поступках, уважительно относятся к старшим, просят прощения, если провинились, или прощают обидчикам, стремятся быть добрыми. Именно такими мы и хотим видеть наших детей.

Как известно, родители – главные воспитатели ребенка. Они оказывают влияние на выбор детьми жизненных целей и ценностей. Именно семья становится колыбелью духовности. Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребенок становиться с первого дня своего существования.

Стиль жизни семьи, включающий в себя внутрисемейный этикет и традиции, взаимосвязан с культурой семьи. Те духовные ценности, которые все мы впитываем с младенчества не зависят от благосостояния семьи, уровня образования ее членов. Правила поведения, заповеди, примеры, предписания, усвоенные в родительском гнезде, остаются с человеком на всю жизнь. Большинство людей бережно хранят историю своей семьи и передают ее из поколения в поколение (семейный лексикон, рецепты блюд, семейный архив) – все это и многое другое входит в понятие «культура семьи».

Разрушение традиционных устоев семьи является одной из причин кризиса в духовно-нравственной и социокультурной сферах современного общества:

  1. Повреждены устои семьи

- утрачен традиционный уклад семейной жизни;

- нарушены родовые и семейные связи между поколениями;

- традиционные отношения послушания, уважения старших вытеснены из современной жизни, заменены активным противостоянием взрослым, игнорированием мнения родителей и педагогов.

2. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства

- культ жизненного успеха, материального благополучия, карьерного роста привел к

падению социального престижа материнства и отцовства.

  1. Частичное отсутствие семейного воспитания

- нарушены процессы формирования нравственной сферы: дети не владеют навыками

согласования своего поведения с определенной системой нравственных правил;

уже у детей дошкольного возраста царит культ жестокой силы, безграничного

господства материальных ценностей над духовными.

Образовательное учреждение обязано способствовать укреплению семьи. Не секрет, что

воспитанием детей в основном занимается старшее поколение – бабушки и дедушки.

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.

.

Цель:

Приобщение детей и их родителей к базовым духовно-нравственным ценностям.

Воспитывать духовно-нравственную личность ребёнка через обретение им духовного опыта, основанного на традициях православия.

формирование у детей гражданственности, трудолюбия, нравственности; уважения к правам и свободам человека; любви к Родине, семье, окружающей природе.


Задачи:

Обучающие:

- знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни;

- знакомство детей с некоторыми доступными их пониманию произведениями художественной литературы, живописи;

- формирование у детей представлений о целесообразном устройстве предметной среды и возможности совместно с взрослыми участвовать в созидании этой среды;

- содействие формированию представлений детей об этапах продуктивной деятельности.

Развивающие:

- содействие общему развитию ребенка;

- помощь в освоении социальных навыков и норм поведения, налаживании коммуникаций со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи;

- содействие развитию речи детей: обогащению словаря, развитию навыков речевого общения в деятельности;

- помощь в становлении творческой личности ребенка как созидателя и преобразователя;

- развитие навыков усидчивости и аккуратности в работе.

Воспитывающие:

- помощь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры, традиционному укладу жизни;

- воспитание уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним;

- содействие формированию навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств;

- воспитание желания подражать благим образцам, жить по совести;

- воспитание любви, заботливого, бережного отношения к растительному и животному миру;

- воспитание у воспитанников честности, трудолюбия, скромности, ответственности;

- воспитание уважения к труду и бережного отношения к результатам труда.





Возрастные особенности духовно-нравственного развития детей 5-7лет.


Ребенок этого возраста стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане).

Несмотря на то, что, как и в 4-5 лет, дети в большинстве случаев используют в речи слова-оценки «хороший» - «плохой», «добрый» - «злой», значительно чаще начинают употреблять и долее точный словарь для обозначения моральных понятий – «вежливый», «честный», «заботливый» и др.

Особенности эмоциональных сторон личности дошкольника.

Раннее детство учеными, специалистами в области духовно-нравственного воспитания охарактеризовано как «золотое время» в эмоциональной жизни ребенка, как имеющее со стороны развития психических функций наивысшую точку своего развития. Особенности раннего детства (до 6,5 лет) характеризуются: спонтанностью выражения чувств, эмоциональной бесконфликтностью, подверженностью быстрым сменам одномоментных впечатлений, свободой выражения чувств.

Моральные чувства.

В раннем возрасте у детей проявляются такие положительные качества, которые уменьшаются с возрастом. Это душевная целостность, моральная чистота, непосредственность, простодушие, искренность. Именно эти качества являются главными сильными сторонами ребенка.

С психологической точки зрения моральное созревание детской души является основой ее духовного развития и носит достаточно медленный характер. Ведущая среди форм – игра, дающая в себе такое же место моральным движениям, как и реальная действительность. Игры содействуют моральному развитию не меньше, чем взаимодействие ребенка с социальной средой, открывая ему сферу возможного в противовес сфере действительного. Это способствует, прежде всего, развитию морального сознания. Так же протекает и процесс эстетического и религиозного развития ребенка.

Важнейшей группой чувств, которая проявляется у детей дошкольного возраста, являются чувства к самому себе. Применительно к теме православной культуры следует выделить чувства любви, стыда, сострадания.

Любовь. У детей данного возраста нет чувств, которые можно охарактеризовать как любовь к самому себе. Интерес к своей личности развивается медленно и проявляется в подростковом и юношеском возрасте.

Стыд. В системе чувств это важнейший стимулирующий поведение фактор. У детей взрослыми преимущественно стимулируется развитие социальной формы стыда (опираясь на чужое мнение: «стыдись»), в то время как развитие индивидуальной замедленно. Важнейшем его этапом является проявление чувства застенчивости – качества, на котором формируется стыдливость, способность самооценки.

Сострадание. Социальные чувства развиваются вместе с социальным опытом. Среди них выделяется чувство сострадания. Оно близко по значению в православной терминологии термину «милосердие», которое, в то же время, более емко по смыслу. Чувство сострадания проявляется у детей уже после 2 лет. Наивысшего развития достигает к 5 годам и начинает снижаться с 6 лет. В то время как чувство милосердия развивается в детях любого возраста. Объектом сострадания являются по значимости:

1 – семья и другие люди; 2 – животные (и их образы в картинках). Задачей является развитие социальных чувств, социального сознания детей. Степень развития чувства сострадания имеет индивидуальные различия.

Религиозное воспитание.

Задачи православного религиозного воспитания не ставятся в образовательном учреждении общего типа. Однако содержание модуля «Духовно-нравственная культура», который вводит в содержание основной программы дошкольного образования духовно-нравственные ценности, требует понимания особенностей их восприятия дошкольниками, что связано с понятием детской религиозности. Детская религиозность выделяется в исследованиях как врожденное качество ребенка.

Особенности духовной жизни ребенка.

Детская религиозность связана с общим качеством его отношения к окружающему миру, весь мир для ребенка полон жизни. В центре его стоит он сам и его близкие. Он видит мир таким, каким видят его близкие ему люди, приписывает всему те чувства, которые испытывает сам. Семья является прообразом простейших этических и религиозных представлений.


Ожидаемые результаты работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.


С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе православия, планируются следующие результаты:

- усвоение воспитанником вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, стремление

его к добру и неприятию зла;

- устойчивость навыков поведения;

- сформированность основ ценностных сфер личности;

- стабильность психического развития;

- целостность восприятия мира;

- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

- формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывает в гармонии друг с

другом;

- развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

- приобщение детей и взрослых к опыту православной культуры, знаниям о формах

традиционного семейного уклада, пониманию своего места в семье и посильноиу

участию в домашних делах.


Для реализации работы по духовно-нравственному воспитанию используются следующие методы:

наглядно-действенный метод используется во время

- чтения педагогом художественной литературы,

- наблюдений,

- показом педагогом сказок совместно с детьми,

- рассматривание книжных иллюстраций,

- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях,

- экскурсий в музей,

- проведения дидактических и музыкально-дидактических игр.

Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе

- чтения и обыгрывания литературных произведений педагогом,

- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов педагога,

- чтение сказок и стихотворений, с последующей драматизацией педагогом и детьми,

- ответов детей на вопросы педагога,

- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических и др)

- загадывание загадок,

- рассматривание наглядного материала,

- рассказов детей по иллюстрациям,

- разбора житейских ситуаций,

- рассказов детей о своих впечатлениях,

- проведения викторин, конкурсов.

Практический метод используется, когда необходимо

- организовать продуктивную деятельность,

- провести игры: дидактические («Хорошие и плохие поступки»), подвижные («Помоги

Емеле»), малоподвижные («Мирилка») и др.

- организовать конкурсы, викторины,

- организация продуктивной деятельности: ИЗО, ручной труд.




Календарно-тематическое планирование по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.






Месяц

Деятельность

сентябрь

Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.

Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Родительское собрание «Давайте познакомимся».

октябрь

Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора.

ноябрь

Беседа о честности, любви, доброте.

декабрь

Участие в районном конкурсе «Игрушка 2014»,

Экскурсия в музей «Глобус».

январь

Развлечение «Зимние забавы на Руси»

февраль


март


апрель


май

Беседа « Хорошие и плохие поступки».

Итоговая диагностика. Анализ диагностики и анкетирования.

в течение года

Оформление выставки « У добра не бывает каникул»;

Оформление фотовыставки « На кого я похож»;

Выставки: « Книги нашего детства»,

« Прошлое и настоящее».





Тема

Деятельность

Ключевые слова

Обсуждаем-размышляем «Какими должны быть дети».

«Хорошо-плохо»

1.Чтение «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Совесть, грех, послушание, трудолюбие, любовь.

Введение нравственных категорий добра и зла.

«Совесть – добрый помощник»

1. Игра «Сражение».

2. Игра «Как поступить, если…?

Совесть,

добрые поступки

Помириться, не лениться.

Не обижать, не ссориться, не осуждать, приносить добро людям.

Тебя толкнут (не толкай обидчика в ответ); услышал грубые слова (не отвечай).

«Быть добрым – хорошо»

1. Игра « Как вести себя в течение дня?»

2. Чтение рассказа «Кто виноват?»

3. Игра « Выбираем тропинку».

4. Обсуждение пословицы « За добрые дела всегда похвала».

5. Игра «Помоги».

Доброта.



Дружба.




Щедрость.



Милосердие.

Пример доброго дела.



Я помогаю несчастным.

Я помогаю близким.

Я помогаю другу.



Милосердный человек - добрый человек, у которого милое (доброе) сердце.

«Правильно-неправильно»

1.Чтение сказки «Кот и петух».

2. Чтение стихотворения

« Жучка».

3.Чтение рассказа

« Резвая коза».

4. Игра «Подарки».

Непослушание


Шалость, зло.



Жадность, зло.




«Добрые качества моей души»

1.Заучивание стихотворения «Добродетели».

2. Игра «Угадай противоположное качество».

3. Заучивание песенки «Если добрый ты».

4. Рисование « Моя семья».

5. Рассказ «Добрая девочка».

Послушание, забота.



Благородство.



Умение прощать.



Почитание родителей

Благородный человек не жалуется, не плачет, не топает ногами, не огорчается.


Умеет прощать.



Ухаживают за младшими, почитают родителей.

«Что есть добро, а что зло?».

1. Обсуждение поговорок:

« Добро не умрет. А зло пропадет»;

«Люди живут в мире (среди людей), да не в мире (в добре).

2. Чтение рассказа

« Отчего зло».

3.Слушание песни

«Доброта».

4.Рассказы « Почему добро не умирает?»;

«Как Ваня хорошее делал»;

«Хорошо, что солнышко светит».


Послушание.




Страх, одиночество, злоба, голод.










Лень.

Человек должен заботиться о своей душе, о своем добром помощнике – совести.

«О милосердных людях и добрых делах ».

1. Чтение рассказа «Как Ваня хорошее делал»

2. Рисование «Дерево добра».

3. Игра « Аптека добрых дел».

4. Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке».

5. Чтение сказки « Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

6. Стихотворения

« В дороге»,

«Посидим в тишине»,

«Сиротка».

7. Слушание песни

« Как положено друзьям, все мы делим пополам».

8. Игровая ситуация

«Как поступить?»

(ситуация из педагогической практики В. А. Сухомлинского).

Лень, зло.



Надежда, чистота, смирение.

Кротость.


Жадность, щедрость.


Послушание.



Любовь к маме, к близким.

Забота.







Забота.

Доброта.

Добрыми делами можно вылечиться.




















Навестить

больную девочку.

«Умеем ли мы дружить?»

1. Чтение стихотворений «Дружба», « Мой друг».

2. Заучивание пословицы « С кем поведешься, от того и наберешься».

3. Чтение рассказов « Две козы» и « Два козлика».

Текст «Божий фонарик».

4. Разучивание танца « Дружба».

5. Игра «Выручалки».

Верность.

Дружба.

Вера.

Забота.

Любовь.

Совесть.

Надежда.






Неуступчивость, зло.






Быть послушным, не ссориться с друзьями.








Божественный свет, который человек открывает в себе, как фонарик, освещает ему дорогу жизни.

Свет этот – совесть.

Человек начинает не только сам светить-то есть, совершать хорошие поступки, но вызывает свет (ответные добрые поступки) в других людях.

«Дорога добра».

1. Поговорка

« Добрый человек не помнит зла».

2.Чтение стихотворения

« Добрый совет».

3.Игры « Добрые привычки»,

«Как сделать мир добрее?»

  1. Рассказы:

« Лесной доктор»;

« «Лисица и мышка»;

« Находка»;

«Растите, колокольчики!»;

«Маленький принц и роза».

4. Рисование «Распустившаяся роза».

Хвастовство, жадность.


Лень, упрямство.







Красота.

Нежность.

Забота.

Доброта.

Любовь.

Радость.

Жалость.

Привязанность.

Дружба.

Материнская любовь.

Бороться против своих плохих привычек.

« Как человек стал послушным?»

  1. Сказка

« Колобок».

  1. Рассказ

« Непослушный сын».

  1. Стихотворение

« Послушанье»

  1. Чтение

« Дерзкая молодая

муха»,

« Непослушный Мишутка».

5. Придумаем рассказ «Слушайся маму».


Непослушание.





Послушание.


« О трудолюбивых и ленивых».

1.Пословицы

« Терпенье и труд все перетрут»,

« Ты труд другого уважай, сам насорил, сам убирай».

2.Рассказ «Настойчивый Муравей».

3. Басня « Стрекоза и муравей».

4. Слушание песни

«Антошка»

Ленивый.



Трудолюбивый.



Прилежный.

Бог любит трудолюбивых людей, награждает их за труды.

« Когда бывает скучно?»

1.Пословицы:

« Не будет скуки, коль (если) заняты руки»,

« Доброе дело два века живет».

2. Игровые ситуации:

«Посадка дерева»,

« «Постройка дома».

3.Чтение рассказов:

«Трудолюбивый и ленивый брат»,

« Утренние лучи»,

«Маленький садовник»,

« Старик»,

«Две тучки»,

« Лентяй и солнце».

4. Игра «Ленты тянутся».



Трудолюбие.






Добро.




Лень.



Уважение.






Терпение.

Добрые дела сделаны для других людей.


Добро и помниться долго.


« О щедрых людях».

1.Стихотворение «Щедрость».

2. Иллюстрация «Мои друзья».

3. Чтение « Сказка о пчеле Мохнатке».

4. Рисование

« Смелая пчела Мохнатка».

5. Песня « Когда мои друзья со мной».

Щедрость.

Доброта.

Забота.

Жалость.

Смелость.

Щедрость – это

доброе качество.



Щедрый человек пожертвует всем для своих друзей.

«О жадности, о плохих друзьях».

1.Рассказы:

«Мое»;

«Мальчик и орехи».

2. Стихотворение «Эгоист».

3. Поговорки:

«За чужим погонишься, свое потеряешь»;

« Жадность - покою лютый враг».

4. Игра « Жадный рот».


Жадность.

Злость.

Гнев.

Добрый совет.

Нельзя быть эгоистом.

Надо всегда приходит людям на помощь.

«Добрые и недобрые творения в мире людей и в мире животных».

1.Рассказы:

«Собака и тень»;

« Три малыша».

2 Стихотворение

« Голодная птичка»;

«Покормите птиц»;

« Веселая прогулка».

Доброта.

Злоба.

Подозрительность.

Радость.

Желание поделиться.

Жадность.

Эгоизм.

У кого злая душа видят вместо хорошего и красивого только плохое.

«Любите всех»

1.Стихотворение

« Любите всех».

2.Романс

А.Алябьева

« Соловей».

3.Рассказы:

« Сострадание птичек»;

« Почему плачет синичка?»; « Чиж»;

« Случай на прогулке»


Милостыня.

Милосердие.

Любовь.

Доброе дело.

Помощь.

Забота.

Взаимопомощь.

Жалость.

Очень хороший поступок – пожалеть и помочь.


Все дети и люди на свете должны быть счастливыми.



































Приложение



Анкета.



  1. Является ли традицией Вашей семьи празднование христианских праздников:

Рождество, Пасха, День Святого Николая и др.? (необходимое подчеркнуть).

а) да, это традиция нашей семьи

б) раньше мы не уделяли внимания этим праздникам, тем не менее, в последнее

время это становиться традицией нашей семьи

в) мы не празднуем этих праздников

г) другой ответ________________________________________________________

2. Согласны ли Вы с утверждением относительно необходимости формирования

духовных качеств ребенка именно в дошкольном возрасте?

а) да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей

б) мы все больше в этом убеждаемся

в) с этим утверждением мы не согласны

г) другой ответ_________________________________________________________

3. Может ли наш Центр включать в воспитательный процесс задачи духовного

возрождения поколения?

а) да, педагоги должны знакомить детей с основными христианскими принципами

и православными традициями нашего народа

б) да, мы с этим согласны

в) нет

г) _____________________________________________________________________

4. Уместно ли участие священнослужителей в мероприятиях православной

направленности, которые проводятся в нашем Центре?

а) да, именно священнослужители могут найти то слово, которое необходимо

не только ребенку, но родителям и педагогам

б) да, дети должны уметь общаться со священнослужителями и адекватно

воспринимать их присутствие

в) мы категорически с этим не согласны

г) другой ответ__________________________________________________________

5. Кто, по Вашему мнению, может знакомить детей с нормами христианской морали

в нашем Центре?

а) это человек, который имеет педагогическое образование и специальные знания

по христианской этике

б) это педагоги нашего объединения

в) мы справимся самостоятельно без помощи педагогов

г) другой ответ___________________________________________________________

6. Желаете ли Вы, чтобы именно в нашем учреждении велась работа по формированию

у дошкольников норм православной морали?

а) да, в целом учреждении

б) да, в пределах нашего объединения

в) да, в виде кружка по православному воспитанию

г) не желаем, так как _______________________________________________________

д) другой ответ____________________________________________________________


Благодарим за искреннее участие!


















Пояснительная записка.

Дошкольный возраст - важный период для становления личности.

Невозможно отвернуться, невозможно уберечь детей от нравственной грязи, которая вылезает из всех информационных щелей. Права детей и семьи на духовную чистоту давно и грубо нарушены. Нормальные люди теряются в антикультурной среде обитания: среде распущенности, эгоизма, потребительства, грубой ругани, унижений и насилия, которыми перенасыщены даже мультфильмы и игрушки, а тут еще боевики и реклама. Происходит заметное «одичание» детей и молодежи.

Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как очерствение личности, бездуховность общества.

Таким образом, сегодня как никогда актуальна системная организация духовно-нравственного воспитания, начиная с первых лет жизни и взаимодействие системы образования и здравоохранения по насущным проблемам молодой семьи: восстановление отечественной культуры пестования малышей, создание приближенной к традиционной предметно-развивающей среды.

Образовательное учреждение обязано способствовать укреплению семьи. Не секрет, что

воспитанием детей в основном занимается старшее поколение – бабушки и дедушки.

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.

Доброта и милосердие… В последнее время мы все чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро, может быть, именно поэтому еще в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами –

«З-земля»; «Л-люди»; «М-мысли»; а буква «Д» обозначалась словом «добро». Азбука как бы призывала: Люди Земли, Мыслите, Думайте и Творите Добро! В каждом из нас есть маленькое солнце. Добрый человек любит природу и охраняет ее. Добрый человек – тот, кто любит людей и помогает им. Доброта, способность чувствовать радость и боль другого человека, как свою личную, чувство милосердия в конечном итоге делают человека – ЧЕЛОВЕКОМ.


Особенности духовно-нравственного воспитания дошкольника.

«Уклад слагается, формируется и закрепляется прежде всего и дольше всего – в детстве» И. А. Ильин.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и восход солнца, и журчание весенних ручейков. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Дошкольный возраст самый сенситивный (чувствительный) из всех возрастных периодов, именно в этом возрасте закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности. Поэтому необходимо в этот период создать вокруг ребенка чистую, духовно-здоровую атмосферу для развития и воспитания в обществе. А в случае необходимости скорректировать негативные проявления в развитии воспитанника. Пятый и шестой год жизни является периодом интенсивного физического и психического развития. Дети активно овладевают связной речью, могут рассказывать небольшие рассказы, вспоминать о событиях личной жизни. У них формируется умение подчинять свои желания требованиям взрослых, развивается чувство ответственности за порученное дело.

В дошкольном детстве происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому в работе используется самое действенное средство на дошкольника – игра, кукла, сказка. Герои просят совета у детей, рассуждают о своих поступках, уважительно относятся к старшим, просят прощения, если провинились, или прощают обидчикам, стремятся быть добрыми. Именно такими мы и хотим видеть наших детей.

Как известно, родители – главные воспитатели ребенка. Они оказывают влияние на выбор детьми жизненных целей и ценностей. Именно семья становится колыбелью духовности. Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребенок становиться с первого дня своего существования.

Стиль жизни семьи, включающий в себя внутрисемейный этикет и традиции, взаимосвязан с культурой семьи. Те духовные ценности, которые все мы впитываем с младенчества не зависят от благосостояния семьи, уровня образования ее членов. Правила поведения, заповеди, примеры, предписания, усвоенные в родительском гнезде, остаются с человеком на всю жизнь. Большинство людей бережно хранят историю своей семьи и передают ее из поколения в поколение (семейный лексикон, рецепты блюд, семейный архив) – все это и многое другое входит в понятие «культура семьи».

Образовательное учреждение обязано способствовать укреплению семьи. Не секрет, что

воспитанием детей в основном занимается старшее поколение – бабушки и дедушки.

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.











Цель:

Приобщение детей и их родителей к базовым духовно-нравственным ценностям.

Усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Задачи:


Обучающие:

- знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни;

- знакомство детей с некоторыми доступными их пониманию произведениями художественной литературы;

- формирование у детей представлений о целесообразном устройстве предметной среды и возможности совместно с взрослыми участвовать в созидании этой среды;

- содействие формированию представлений детей об этапах продуктивной деятельности.


Развивающие:

- содействие общему развитию ребенка;

- помощь в освоении социальных навыков и норм поведения, налаживании коммуникаций со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи;

- содействие развитию речи детей: обогащению словаря, развитию навыков речевого общения в деятельности;

- помощь в становлении творческой личности ребенка как созидателя и преобразователя;

- развитие навыков усидчивости и аккуратности в работе.


Воспитывающие:

- помощь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры, традиционному укладу жизни;

- воспитание уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним;

- содействие формированию навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств;

- воспитание желания подражать благим образцам, жить по совести;

- воспитание любви, заботливого, бережного отношения к растительному и животному миру;

- воспитание у воспитанников честности, трудолюбия, скромности, ответственности;

- воспитание уважения к труду и бережного отношения к результатам труда.





Возрастные особенности духовно-нравственного развития детей 5-7лет.


Ребенок этого возраста стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане).

Несмотря на то, что, как и в 4-5 лет, дети в большинстве случаев используют в речи слова-оценки «хороший» - «плохой», «добрый» - «злой», значительно чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий – «вежливый», «честный», «заботливый» и др.

Особенности эмоциональных сторон личности дошкольника.

Раннее детство учеными, специалистами в области духовно-нравственного воспитания охарактеризовано как «золотое время» в эмоциональной жизни ребенка, как имеющее со стороны развития психических функций наивысшую точку своего развития. Особенности раннего детства (до 6,5 лет) характеризуются: спонтанностью выражения чувств, эмоциональной бесконфликтностью, подверженностью быстрым сменам одномоментных впечатлений, свободой выражения чувств.

Моральные чувства.

В раннем возрасте у детей проявляются такие положительные качества, которые уменьшаются с возрастом. Это душевная целостность, моральная чистота, непосредственность, простодушие, искренность. Именно эти качества являются главными сильными сторонами ребенка.

С психологической точки зрения моральное созревание детской души является основой ее духовного развития и носит достаточно медленный характер. Ведущая среди форм – игра, дающая в себе такое же место моральным движениям, как и реальная действительность. Игры содействуют моральному развитию не меньше, чем взаимодействие ребенка с социальной средой, открывая ему сферу возможного в противовес сфере действительного. Это способствует, прежде всего, развитию морального сознания. Так же протекает и процесс эстетического и религиозного развития ребенка.

Важнейшей группой чувств, которая проявляется у детей дошкольного возраста, являются чувства к самому себе. Применительно к теме православной культуры следует выделить чувства любви, стыда, сострадания.

Любовь. У детей данного возраста нет чувств, которые можно охарактеризовать как любовь к самому себе. Интерес к своей личности развивается медленно и проявляется в подростковом и юношеском возрасте.

Стыд. В системе чувств это важнейший стимулирующий поведение фактор. У детей взрослыми преимущественно стимулируется развитие социальной формы стыда (опираясь на чужое мнение: «стыдись»), в то время как развитие индивидуальной замедленно. Важнейшем его этапом является проявление чувства застенчивости – качества, на котором формируется стыдливость, способность самооценки.

Сострадание. Социальные чувства развиваются вместе с социальным опытом. Среди них выделяется чувство сострадания. Оно близко по значению в православной терминологии термину «милосердие», которое, в то же время, более емко по смыслу. Чувство сострадания проявляется у детей уже после 2 лет. Наивысшего развития достигает к 5 годам и начинает снижаться с 6 лет. В то время как чувство милосердия развивается в детях любого возраста. Объектом сострадания являются по значимости:

1 – семья и другие люди; 2 – животные (и их образы в картинках). Задачей является развитие социальных чувств, социального сознания детей. Степень развития чувства сострадания имеет индивидуальные различия.

Религиозное воспитание.

Задачи православного религиозного воспитания не ставятся в образовательном учреждении общего типа. Однако содержание модуля «Духовно-нравственная культура», который вводит в содержание основной программы дошкольного образования духовно-нравственные ценности, требует понимания особенностей их восприятия дошкольниками, что связано с понятием детской религиозности. Детская религиозность выделяется в исследованиях как врожденное качество ребенка.

Особенности духовной жизни ребенка.

Детская религиозность связана с общим качеством его отношения к окружающему миру, весь мир для ребенка полон жизни. В центре его стоит он сам и его близкие. Он видит мир таким, каким видят его близкие ему люди, приписывает всему те чувства, которые испытывает сам. Семья является прообразом простейших этических и религиозных представлений.


Ожидаемые результаты работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.


С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе православия, планируются следующие результаты:

- усвоение воспитанником вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, стремление

его к добру и неприятию зла;

- устойчивость навыков поведения;

- сформированность основ ценностных сфер личности;

- стабильность психического развития;

- целостность восприятия мира;

- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

- формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывает в гармонии друг с

другом;

- развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

- приобщение детей и взрослых к опыту православной культуры, знаниям о формах

традиционного семейного уклада, пониманию своего места в семье и посильноиу

участию в домашних делах.


Для реализации работы по духовно-нравственному воспитанию используются следующие методы:

наглядно-действенный метод используется во время

- чтения педагогом художественной литературы,

- наблюдений,

- показом педагогом сказок совместно с детьми,

- рассматривание книжных иллюстраций,

- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях,

- экскурсий в музей,

- проведения дидактических и музыкально-дидактических игр.

Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе

- чтения и обыгрывания литературных произведений педагогом,

- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов педагога,

- чтение сказок и стихотворений, с последующей драматизацией педагогом и детьми,

- ответов детей на вопросы педагога,

- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических и др)

- загадывание загадок,

- рассматривание наглядного материала,

- рассказов детей по иллюстрациям,

- разбора житейских ситуаций,

- рассказов детей о своих впечатлениях,

- проведения викторин, конкурсов.

Практический метод используется, когда необходимо

- организовать продуктивную деятельность,

- провести игры: дидактические («Хорошие и плохие поступки»), подвижные («Помоги

Емеле»), малоподвижные («Мирилка») и др.

- организовать конкурсы, викторины,

- организация продуктивной деятельности: ИЗО, ручной труд.








Пояснительная записка.

Дошкольный возраст - важный период для становления личности.

Невозможно отвернуться, невозможно уберечь детей от нравственной грязи, которая вылезает из всех информационных щелей. Права детей и семьи на духовную чистоту давно и грубо нарушены. Нормальные люди теряются в антикультурной среде обитания: среде распущенности, эгоизма, потребительства, грубой ругани, унижений и насилия, которыми перенасыщены даже мультфильмы и игрушки, а тут еще боевики и реклама. Происходит заметное «одичание» детей и молодежи.

Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как очерствение личности, бездуховность общества.

Таким образом, сегодня как никогда актуальна системная организация духовно-нравственного воспитания, начиная с первых лет жизни и взаимодействие системы образования и здравоохранения по насущным проблемам молодой семьи: восстановление отечественной культуры пестования малышей, создание приближенной к традиционной предметно-развивающей среды.

Доброта и милосердие… В последнее время мы все чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро, может быть, именно поэтому еще в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами –

«З-земля»; «Л-люди»; «М-мысли»; а буква «Д» обозначалась словом «добро». Азбука как бы призывала: Люди Земли, Мыслите, Думайте и Творите Добро! В каждом из нас есть маленькое солнце. Добрый человек любит природу и охраняет ее. Добрый человек – тот, кто любит людей и помогает им. Доброта, способность чувствовать радость и боль другого человека, как свою личную, чувство милосердия в конечном итоге делают человека – ЧЕЛОВЕКОМ.











































Конспект сюжетного занятия

По подготовке к обучению математике и грамоте

Тема: «Царевна и Емеля на острове».













Автор: педагог

дополнительного образования

Глазкова В. В.






г. Балахна


2013 г.


Цель: закрепление пройденного материала;

приобщение детей и их родителей к базовым духовно-нравственным ценностям.

Задачи:


Образовательные:

- упражнять детей в чтении слов из одного слога;

- упражнять в решении логических задач;

- совершенствовать умения слышать звуки в словах;

- учить сравнивать предметы по размеру;

- закреплять знания детей о числе и цифре;

- учить складывать целое из частей;

- учить различать и называть знакомые геометрические фигуры.


Развивающие:


- развивать внимание, память, речь, мыслительные операции;

- развивать умение детей думать, размышлять, фантазировать, общаться

со сверстниками;

- развивать пространственные отношения;

- развивать творческое воображение детей;

- развивать мелкую моторику рук.


Воспитательные:

- дать определение добра и зла; усвоить моральные нормы поведения;

выявить качества добродетельного человека;

- повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности

детей в коллективе.

- учить совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно,

повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;

- учить совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно,

повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;

- формирование нравственной позиции по отношению к добру и злу.



Материал и оборудование:

Демонстрационный:

- картины по сказке « По щучьему веленью»,

- изображение гусеницы,

- предметные картинки на слово «море».

Раздаточный:

- предметные картинки медвежат и бочонков,

- распечатки на состав числа 6,

- набор геометрических фигур для кулича и основание кулича.


Предварительная работа:

- чтение русской народной сказки «По щучьему велению»;

- подготовка родителей.



Ход занятия.


Организационная структура.

Методы и приемы.

Деятельность

педагога и родителей.

Деятельность детей

(примерные ответы).

Оргмомент,

(настраивание детей на работу в доброжелательной обстановке).






Игровая мотивация, сюрпризный момент

































































Логические задания.

игровая ситуация – проблемный вопрос.


























Упражнение

«Прочитай слова».









Упражнение в определении слогов, звуков, ударного слога, определение рода слова «море».

Вопросы.






Двигательная пауза – игра малой подвижности.











Индивидуальное упражнение

с математическим содержанием.







Математическое упражнение на состав

числа 6.












Дидактическое упражнение математического содержания с геометрическими фигурами.


Указания.























Итог занятия.












Поощрение.

- Ребята, какая чудесная стоит погода.

- Какое время года сейчас идет?

- Давайте создадим себе хорошее настроение.

Посмотрите друг на друга.

Улыбнитесь!


- На Руси сейчас, ребята, идет великий пост, после которого весь народ будет праздновать Светлое Христово Воскресение.

- Как называется этот праздник?

- Народ будет гулять,

веселиться.

Вот только Емеле и Царевне

не весело.

Рассердился на них Царь,

решил засмолить их в бочку

и бросить в море.

Долго ли плыли Емеля и Царевна, никто не знает, но однажды Царевна взмолилась.

- Что, ребята, попросила сделать Царевна?



Долго Емеля не мог ничего придумать, но тут он вспомнил про щуку и попросил ее выбросить бочку на берег.

- А какими словами Емеля попросил щуку?





И выбросило бочку на Остров.

( появляются Емеля и Царевна).

- Здравствуйте, ребята!

П.- Но посмотрите, ребята, Остров словно замер, все застыло, заколдованной Диканькой его зовут.

Ни как Баба Яга тут поработала!

Давайте, ребята, попросим Емелю расколдовать Остров.

«Спаси, Емелюшка, всех жителей острова».

Е.- А мне неохота».

П.- Ленив парень был, любил на печке полежать.

П.- Жалко бедных зверюшек, может мы с вами, ребята, на что сгодимся?

Добрые дела людей красят.

(появляется Баба Яга)

- Ой, кто это?

- Кто тут сидит?

Б.Я.- А я знаю как можно расколдовать остров!

«Чтобы расколдовать остров надо ответить на эти задания» (написаны логические задания)

Задания:

1. Один медвежонок несет килограмм ваты, а другой килограммовый кирпич.

У кого поклажа тяжелее?

2. Вот у меня тут гусь живет, ножка у него одна больная,

поэтому на одной стоит и весит два килограмма.

Сколько он будет весить, если встанет на две ноги?

3.Одно яйцо варится десять минут, а сколько времени варятся пять яиц?

4. Сколько бревен получится, если дерево распилить в двух местах?

5. Пошли гвоздь и деревянная палочка на речку купаться.

Что с ними произойдет?



П.- Молодцы, ребята!


П.- Ребята, посмотрите, какая гусеница лежит не шевелится и правда заколдованная.

А на ней что-то написано.

- Давайте попробуем прочитать.

(последняя буква первого слова является первой буквой второго слова).

Е.- Посмотрите,

гусеница ожила, вы ее расколдовали.


Б.Я.- Ребята, здесь еще какое-то задание (картинки на слово море).

П.- Скажите, сколько слогов в этом слове?

-Какой слог ударный?

-Какого оно рода?

Вот еще с одним заданием мы справились.


Пора нам с вами отдохнуть.

Физкультминутка.

(дети и герои под музыку выполняют движения)


Ребята, посмотрите какие

печальные медвежата за елками спрятались, как будто от зимней спячки ни как не проснуться.

- Чем же вам, милые, помочь?

Ребята, давайте попробуем их накормить медом и посмотрим, что получиться.

(разложить медвежат и бочонки в убывающем порядке).

- Посмотрите, ребята, медвежат мы тоже расколдовали.


Е.- А на этой полянке кто тут хмурый?

Давайте и зайчиков с …выручать!

( состав числа 6)


Ц.- Баба Яга, ребята все твои задания выполнили, давай расколдовывай остров.

Б.Я.: - Да вот хотела всех жителей острова куличиками угостить, да уронила и они рассыпались.

Помогите их сложить, чтоб и мне доброе дело сделать

(куличи из картона, разрезаны на несколько частей).

-Сколько и каких геометрических фигур вам ребята потребовалось, чтоб собрать куличики?

- А теперь, ребята, проверьте правильность выполнения задания у своего соседа.

- Молодцы, ребята, теперь все жители острова получат куличи к Светлому Христову Воскресенью.


Б.Я.- Ох и хорошие же, Емеля, у тебя друзья, помогли тебе со всеми моими заданиями справиться.

(произносит заклинание)

П.- Ну вот, ребята, как незаметно мы очутились в сказке.

Я думаю, что мы сегодня славно потрудились.

- Какие добрые дела мы сделали?

Так как мы незаметно оказались в сказке, теперь нам пора вернуться в «Малышок»

- Вы закрываете глаза, а я произношу заклинание:

Ветры буйные,

На Север летите,

А деток моих

Из сказки перенесите!

Стих «Спешите делать добрые дела…

- А вот вам благодарность за добрые дела.

( раздаю детям наклейки).

Дети за столами, слушают педагога.

- идет весна, светит солнце, оживает природа, просыпаются животные, прилетают птицы, громко поют свои песни.









- Пасха.












- Скучно и тошно, Емелюшка!

«Сделай что-нибудь, Емелюшка, не могу больше в бочке сидеть!».






- «По щучьему веленью, по моему хотенью - ветры буйные, выкатите бочку на сухой берег,

на желтый песок ».






- Здравствуйте!

















- Мы согласны!



- Баба Яга.











- одинаковая






- два килограмма



- десять минут



- три




- гвоздь утонет, а палочка останется плавать на поверхности воды










дети по очереди читают слова







из букв составляют слово «море»


- два

- первый слог

- среднего рода




дети имитируют движения












- раскладывают медвежат и бочонки в порядке убывания











- поочередно рассказывают состав числа 6















2 – квадрата,

3 – прямоугольника,

4 – треугольника,

1 - овал




















- дети перечисляют чем занимались





















































Конспект занятия "Прошлое и настоящее Балахны"


Программное содержание:


· Закреплять знания детей о родном городе, его достопримечательностях: учреждениях и предприятиях, улицах и площадях, труде людей; об истории Балахны: истории ее возникновения, исторических местах, о старинных ремеслах.


· Развивать пространственную ориентировку при работе с картой-схемой, умение устанавливать связь между окружающими предметами и предприятиями города, их выпускающими, развивать презентационные умения при демонстрации персонажей- экспонатов.


· Воспитывать умение работать в коллективе: умение совместно обсуждать задание, находить его решение.


План:


1. Сообщение цели.


2. Разминка «Улицы города».


3. Конкурс «Путешествие по родному микрорайону».


4. Конкурс «Звуковые загадки».


5. Игра-соревнование «Выставка изделий Балахнинских предприятий»


6. Эстафета «Легенда старого города».


7. Конкурс «Уголки старой Балахны».


8. Рассказывание участников команд на темы «Жители деревеньки Курзы»,

«Обитатели Балахнинской крепости».


9. Конкурс «Картинки-загадки»


10. Анализ.

11. Постановка цели нового проекта.


Оборудование:

- демонстрационные стенды,

- подиум для демонстрации экспонатов,

- карта-схема города, фотографии улиц, предприятий, учреждений города,

- набор предметов: образцы бумаги, картона,

- макеты мебели,

- образцы хлебобулочных изделий,

- макеты деревеньки, крепости,

- картины- коллажи о древних ремеслах Балахны,

- физкультурное оборудование для проведения эстафеты,

- мольберты,

- панно для подсчета баллов,

- магнитофон, аудиокассета с записанными рассказами детей,

- сундук со старинными предметами русского быта.

Ход занятия


Сообщение цели:

Сегодня у нас особенный день. В нашем Центре открывается музей, посвященный городу Балахне. Этот музей необычный: все предметы в нем – экспонаты созданы вашими руками – руками участников команд « Умники» и « Знайки». Сегодня вы будете представлять свои экспонаты и выполнять задания.

Мы увидим, какая команда лучше знает свой город.


Разминка «Улицы города».

Каждая команда сделала для музея карту-схему того района, где живут ее участники. С ее помощью предстоит совершить необычное путешествие.

Чтобы не заблудиться, проведем разминку: «Кто больше знает улиц родного города».

(за каждый ответ выдаются фишки, по окончанию разминки подсчитывается их количество, команде, получившей наибольшее количество фишек, присуждается балл)

(Участники команд по очереди называют улицы города)


Конкурс «Путешествие по родному микрорайону».

К путешествию готовы, отправляемся.

Команды должны найти, назвать и обозначить предприятия и учреждения, которые находятся на улицах нашего города. Чтобы ваша прогулка стала более интересной, предлагаю командам поменяться картами-схемами.


Наше путешествие подходит к концу (подводятся итоги конкурса).

Теперь эти карты мы помещаем в музей (размещение карт на демонстрационном стенде). Посмотрите: из 2-ух половинок получилась карта нашего микрорайона Правдинск, и теперь гости, которые придут в наш музей, сразу могут увидеть улицы, интересные места нашего микрорайона, его предприятия.

(Участники каждой команды рассматривает предложенную ей карту, отыскивают и обозначают фотографиями недостающие учреждения и предприятия.)


Конкурс «Звуковые загадки».

А знаете ли вы, что делают люди на этих предприятиях?


Вот это мы сейчас узнаем. Участники приготовили загадки, где рассказывают о работе своих родных. Соперникам нужно угадать, кто где работает?

(Выслушивают записанный на аудиокассете рассказ ребенка, называют предприятие города, где работает папа или мама участника команды).


Игра-соревнование «Выставка изделий Балахнинских предприятий».

А сейчас пора в нашем музее открыть выставку изделий предприятий города. Участники должны среди приготовленных предметов выбрать те, которые делают на Балахнинских предприятиях, и разместить их в музее. Команда, которая быстро и безошибочно выполнит задание, будет считаться победителем этого конкурса.


Подведение итога конкурса:


Давайте проверим, какое изделие разместили? Почему? На каком предприятии оно изготовлено?

Участники подходят к столу с предметами, выбирают, расставляют экспонаты на подиуме.


Игра-эстафета «Легенда старого города».

Для следующего конкурса нужно вспомнить, что мы знаем о прошлом нашего города.

Как возник наш город?


Нам, как когда-то братьям Плесянычам, у которых поломался корабль, надо будет пробраться через глухие дебри (пролезть под дугой), перебраться через топкое болотце.


( перешагивание с кочки на кочку), перепрыгнуть через соленое озеро, наконец, взять материал (кирпичи) для постройки судна и вернуться назад. Затем в путь отправляются следующие участники. В игре побеждает та команда, которая быстро проберется через препятствия, перенесет строительный материал и первая построит корабль.

Вспоминают легенду об основании Балахны братьями Плесянычами.


Дети по очереди проходят полосу препятствий и участвуют в строительстве

«корабля».


Конкурс «Уголки старой Балахны».

Наша работа по созданию музея продолжается. Я думаю, что гостям, которые придут в наш музей, будет очень интересно узнать, как город Балахна выглядел в прошлые времена. Каждая команда сделала макет одного из уголков старой Балахны. Но прежде чем разместить их в музее, участникам предстоит узнать и назвать, какое место города создала команда соперников.


Вопросы для первой команды:


- Вы узнали этот уголок Балахны?

- Где находилась Балахнинская крепость?

- Для чего она была нужна?

- Кто защищал город от врагов?

- Почему эта крепость не сохранилась до наших дней?


Вопросы для второй команды:


- Как вы думаете, что это за деревенька? (Я вам дам небольшую подсказку: в старину про эту деревеньку ходила присказка «Здесь жил татарин Мурза, а называется деревенька …..» - Существует ли эта деревенька в настоящее время?

- Почему она исчезла?

- Что сейчас находится на месте деревни Курза? (подводятся итоги конкурса)

Команды обмениваются макетами крепости и деревеньки, обсуждают.

Договаривают название деревни.

Рассказывание участников команд «Жители деревеньки Курзы».


«Защитники Балахнинской крепости».

Участники каждой команды со своими родителями придумали и создали жителей этих уголков нашего города и сейчас о них расскажут.

Дети вносят персонажей и рассказывают о них.


Конкурс «Картины-загадки».

Гостям нашего музея будет интересно узнать, каким трудом занимались люди, жившие в старые времена в нашем городе. Вот здесь у нас будет располагаться выставка картин, которые создали обе команды. Но эти картины не простые, а картины-загадки. От соперников требуется угадать, какое старинное ремесло изображено на картине:

- каким трудом заняты люди?


( Рассматривают картины, угадывают, оценка ответов).


Анализ.

Подведем итоги: сколько очков заработала каждая команда?


Какие бы не были результаты, главное то, что обе команды потрудились на славу и создали хоть и маленький, но замечательный музей, в который мы будем приглашать наших родителей, работников нашего Центра, ребят из других объединений для знакомства с нашим родным городом.

(Подсчитывают.)


Постановка цели нового проекта: создание уголка русского быта.

Работа по созданию музея на этом не заканчивается. Я тоже приготовила экспонаты.

Вот они лежат в этом сундуке, давайте откроем и посмотрим, её что здесь есть?


Как вы думаете, должны эти предметы находиться в нашем музее? Почему?


Рассматривая эти вещи, можно узнать об обычной жизни жителей Балахны в старые времена: из какой посуды они ели и пили, какая обстановка была у них дома. Но этих вещей у нас очень мало, поэтому я вас прошу, поговорите дома с родителями, бабушками, дедушками. Может быть у вас дома сохранились старые вещи, которые бы очень пригодились нашему музею.


Помогают достать из сундука старые вещи, рассматривают, называют.
















Конспект сюжетного занятия « Добро и зло».


Цель: формирование нравственной позиции по отношению к добру и злу.

Задачи:

- дать определение добра и зла; усвоить моральные нормы поведения;

выявить качества добродетельного человека;

- учить совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно,

повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;

- приобрести опыт коммуникативной деятельности;

- повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности

детей в коллективе.

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.

Обеспечение: компьютер, мультимедийный просмотр, лучи солнышка, деревья,

домик, цветы, бабочки.


Ход занятия.

  1. Организация деятельности:

Педагог: Человеческая доброта удивительна,

А улыбка от души восхитительна!

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

2. Сообщение темы:

Педагог: Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло твориться без труда,

Добро творить трудней.

- Ребята, сегодня будем говорить об основных понятиях - добре и зле.

Вы узнаете: - Что такое добро и что такое зло.

- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

3. Актуализация знаний.

Педагог:

- Ребята, добро бывает разное. Какое? (рассуждение детей).

Добро можно услышать – это музыка, стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое нельзя потрогать, его нельзя увидеть, услышать, но его должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду. Но есть и противоположное действие, слову добро –

это ЗЛО.

- Как вы думаете, что такое зло? Какого человека можно назвать злым?

(ответы детей).

- Быть легче добрым или злым? Как вы думаете? Почему? (ответы детей).

4. Знакомство с рисунками детей.

В человеке от рождения заложено стремление к прекрасному – Добру, Правде, Красоте.

- А чего больше в жизни: добра или зла? Давайте посмотрим ваши рисунки.

Определите Добро или Зло изображено на рисунках?

(под руководством педагога дети раскладывают рисунки на две группы).

- Ребята, а каких рисунков оказалось больше?

- А какой предмет присутствовал почти во всех рисунках? ( солнце).

- А как вы думаете почему?

Вывод: добрых рисунков больше, чем злых. Посадили дерево.

5. Изготовление солнышка.

- Наша жизнь превращается в борьбу над самим собой.

- И то, какими вы станете, будет зависеть от вас. Добро делать трудно. Давайте представим, что мы с вами лучи солнца. И сейчас мы поучимся с вами находить эти лучики в себе.

- Сейчас вы изготовите солнышко. Вам надо выбрать подходящие лучи со словами и прикрепить к солнышку.

(На столе лежат лучи, на которых написаны слова добро, радость, мир, улыбка, дружба,

ссора, тепло, грусть, обида, любовь).

- Ребята, а кому бы вам хотелось подарить зто солнышко и почему?

6. Игровой момент: соберите пословицу.

Существует множество пословиц и поговорок о добре. Я попрошу вас выполнить задание – собрать пословицу и попытаться объяснить ее значение

( на доске таблички – пословицы прикрепить).

Добро помни, а пожнешь

Что посеешь, то и зло забывай

За добро добра не делает никому

Худо тому, кто добром плати.

- Ребята, а какие пословицы вы приготовили?

(дети называют заученные пословицы и объясняют значение некоторых).

Жизнь дана на добрые дела.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Вывод делает педагог:

Пословицы нас учат:

- хвалить за хорошие поступки и не всегда замечать недостатки людей,

- шутить по-доброму,

- не спешить обвинять в чем-то, пока не разберешься в причинах

- и многому другому полезному в нашей жизни.

Молодцы! Хорошо поработали с пословицами и посадили дерево.


Большинство людей считают себя добрыми. Они сочувствуют обиженным, плачут, когда видят чужое несчастье. Им хочется, чтобы все жили в мире и согласии. Давайте и мы попробуем сделать доброе дело.

7. Поиграем в игру «Сделай доброе дело».

Как бы мы могли им помочь?

- Бездомным собакам и кошкам;

- Пожелтевшим от жары цветам;

- Своей бабушке, которая несет сумки;

- Пожилым, больным людям в общественном транспорте;

- Уставшей маме.

8. «Волшебные слова».

Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Быть вежливым к окружающим – это тоже доброта.


Предлагаю вспомнить вежливые слова.

- Растает даже ледяная глыба от слова теплого…(спасибо).

- Зазеленеет даже пень, когда услышит…(добрый день).

- Если больше есть не в силах, скажем маме мы …(спасибо).

- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь…(здравствуйте).

- Когда нас бранят за шалости, говорим…(простите, пожалуйста).

- И во Франции и в Дании на прощание говорят…(до свидания).

Молодцы, ребята! Посадили следующее дерево.


9. Притча о добре и зле.

Притча – это рассказ с нравоучением. А теперь прослушайте Притчу .

Притча о Добре и Зле.

Как-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.


- Как вы думаете, какой поступок легче совершить?

- Как вы понимаете последнюю фразу?

- Надо ли учиться доброте?

Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и мы в этом убедились на примере притчи. Да, непросто, быть добрым человеком.

Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, педагоги, но и старые, добрые сказки.


Все вы любите сказки. И одной из главных тем народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Ребята, а теперь попробуем определить какой герой добрый или злой, я предлагаю вам игру «Сказка».

10. Игра «Сказка».

Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками.

(Иван-Царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, водяной, Баба Яга, Золушка, Буратино, Лиса Алиса, Морозко, Мальвина.)

- А на какого героя вы хотели бы быть похожими? Почему? (ответы детей).

На нашей планете Земля будет всегда царить мир, если будет много добрых, честных, справедливых людей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Задушевные беседы /приложение к журналу Дошкольник. Младший школьник.– М., Школьная пресса №5,6 – 2005, №1-3, 2006 г.

2. Зацепина Н.Б. Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду – М.; Мозаика-синтез 2008 г.

3. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки – М.; Просвещение 1985 г.

4. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб; Детство – пресс 2009 г.

5. Петракова Т.И. Сердечность воспитания //Сборник научных трудов Ответственный редактор кандидат педагогических наук, доцент Андриенко Н.К. Армавир АГПУ 2009 г.

6. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. – СПб, Каро, 2006.

7. Программа «Истоки»/ центр «Дошкольное детство» имени Запорожец А.В., авторский коллектив Алиева Т.И., Антонова Т.В. – М.; Карапуз 2001 г.

8. Шитякова Н.П. Концепция и система подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьника //Сборник научных трудов Ответственный редактор кандидат педагогических наук, доцент Андриенко Н.К. Армавир АГПУ 2009 г.

 9. Алексеева А. С. Методическое пособие по православному воспитанию детей дошкольного возраста. М.: Отдел религиозного образования и катехизации Московской Патриархии, 2002.

10. Алексеева Н. М. Программа «Православное воспитание в дошкольном учреждении и семье». Оренбургская епархия.

 

 

 

 














График проведения Новогодних елок и балов в СП « Горького, 33».


Дата


Время проведения

Время проведения

Время проведения

21 декабря

(понедельник)


15.00 -Н/елка

о. «Фантазия»,

о. « Клуб

любителей

английского

языка».


17.00 – Н/бал

о. «Фантазия»,

о. «Гитарный

риф»,

о. «Клуб л.а.я.»,

о. «Салют»,

Школа лидера.

22 декабря

(вторник)


16.00

о. «Малышок»

(1 и 3 группы)

о. «Салют»

(2 год обучения

младшая гр.)


18.00

о. «Малышок»

(2 и 4 группы)

о. «Салют»

(2 год обучения

средняя гр.)


23 декабря

(среда)


16.00

о. «АБВГДейка»

(1 и 3 группы)

о. «Салют»

(1 год обучения

младшая гр.)


18.00

о. «АБВГДейка»

(2 и 4 группы)

о. «Салют»

(1 год обучения

средняя гр.)


25 декабря

(пятница)

14.00

«Игрушка

года»





Просьба отключить всем сотовые телефоны.

Сегодня мы пригласили вас на родительское собрание на тему:

« Знамя семьи – любовь».

Перед вами выступит помощник благочинного по общим вопросам иерей Виктор Еремеев церкви

«Рождества Христова».

В нашем Центре занимаются дети разных религиозных конфессий.

На родительском собрании беседа пойдет не о православии, а о православной культуре. Речь пойдет о ценностях семьи, а семья понятие одинаковое для всех и для каждого.


В завершении собрания перед вами выступить хор церкви Рождества Христова, с духовным песнопением регент Антон Вячеславович Жижин.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Глазкова Валентина Владимировна

Дата: 01.06.2016

Номер свидетельства: 331927


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства