Просмотр содержимого документа
«Конспектпо теме «Наша Родина - Россия»»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности в старшей группе
по теме «Наша Родина - Россия»
(направление «Познавательное развитие»)
Цель: формировать патриотические и гражданские чувства дошкольников Задачи:
Образовательные задачи:
Обобщить и систематизировать знание детей о России, как о государстве, в котором мы живем.
Закрепить знания о флаге, гербе, гимне.
Развивающие:
Развивать диалогическую речь, память, мышление.
Развивать мелкую моторику рук, воображение при оформлении дерева.
Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихов, пословиц.
Обобщать речь детей выразительными средствами.
Воспитательные:
Воспитывать у детей патриотические чувства к Родине, любовь, гордость, уважение к родной стране, бережное отношение к ней.
Формировать уважительное отношение к государственным символам.
Предварительная работа: выкладывание из полосок Государственного флага России. Чтение сказок, былин о победе воинов над чудовищами. Дидактическая игра "Белый - синий - красный" с цветовыми сигналами. Аппликация "Если скажут слово Родина", "Моя страна". Рассматривание репродукции картин о нашей необъятной стране и её прекрасной природе. Чтение стихов о Родине и пословиц и выборочное заучивание. Прослушивание записей песен о Родине, гимна. Оборудование:
Проектор, ноутбук, слайд-шоу «Государственные символы России», конверт с карточками, карта России, Гимн России, песня о Родине, спокойная классическая музыка во время выполнения задания, дерево «Береза», подносы, клей, закрученные полоски (для веток), ствол дерева.
Содержание деятельности:
Дети входят в зал под песню «Россия», и встают, образуя круг.
Воспитатель: (обращаясь к детям) - Дети, а вы любите путешествовать? (где - то бывать, узнавать что - то новое, интересное). Я вам предлагаю сегодня отправиться в путешествие. А вот куда? Мы сейчас с вами узнаем. Вот у меня волшебный конверт, давайте посмотрим, что в нем. (дети читают слоги на карточках, находящихся в конвертах) НА, ДИ, РО, СИ, Я, РОС. Воспитатель: Кто из вас соединит карточки так, чтобы из слогов получились слова: РОДИНА, РОССИЯ? (дети выполняют) Воспитатель: Так куда же мы с вами отправимся? (дети читают слово Родина - Россия) Правильно мы будем путешествовать по нашей Родине. Как она называется? (Россия) Тогда, берите с собой свои знания и вперед! Отправляемся в путешествие! Ребята, а давайте найдем ее на карте. Россия большая, красивая и богатая страна. Через всю страну протекает много рек, много лесов, в которых много разных зверей, растет много грибов и ягод.
Слайд 1
А почему у нашей страны такое название? Ребенок читает стихотворение: За ясные зори, умытые росами. За русское поле с колосьями рослыми, За реки разливные в пламени синем Тебя, по- славянски назвали – РОССИЯ.
Воспитатель: Как называемся мы, люди, живущие в России? (россияне). Воспитатель: Мы – граждане России, россияне любим и гордимся своей страной. Россия – это государство. Как все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы. Какие? (Герб, флаг, гимн - символы нашей Родины – России).
Послушайте, я расскажу вам сказку о Егории, царевне и змее. «В некотором царстве, в некотором государстве случилось великое несчастье – напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в тёмной пещере на берегу моря. Огнём жёг он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого, ни овец, ни коров, ни коз – всё съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели её на берег морской и оставили там. В это время проезжал мимо Егорий Храбрый на добром коне, не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его». Воспитатель: Ребята, о каком символе былина? (о гербе).
Слайд 2
Правильно. А кто расскажет, что изображено на гербе. (Герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел. Правой рукой он сжимает скипетр, а в левой у него держава). А что такое скипетр? (Скипетр - это жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. Над головами орлов короны, его крылья похожи на лучи солнца, а сама птица на солнце). На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это – Святой Георгий Победоносец. В правой руке у него серебряное копьё, которое помогло победить дракона. Чёрный дракон – символ зла. Верный конь воина топчет дракона копытами. Воспитатель: Правильно. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. А где мы часто встречаем герб? (Он изображён на всех важных документах, а отдельные его элементы – на монетах.) Давайте поиграем с вами в игру « Собери герб России». (Дети на магнитной доске прикрепляют элементы герба по порядку, сопровождая художественным словом).
Игра « Собери герб России»
У России величавой, На гербе орел двуглавый, Чтоб на запад, на восток Он смотреть бы сразу мог.
На груди орла – щит красный, Дорог всем: тебе и мне.
Скачет юноша прекрасный На серебряном коне.
Развевается плащ синий, И копьё в руке блестит. Побеждает всадник сильный, Злой дракон у ног лежит. Воспитатель: Давайте с вами повторим. Какого цвета конь? Дети: Белого Воспитатель: Какого цвета плащ у всадника? Дети: Синего Воспитатель: Какого цвета щит? Дети: Красного Воспитатель: Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный Дети: Цвета государственного флага . Правильно.
Слайд 3
Флаг – это тоже государственный символ. Ребята, а вы хотели бы узнать, как появился флаг? Воспитатель: В давние – давние времена, когда на свете не было ваших бабушек и прабабушек, жизнь наших предков была очень не спокойна. Часто приходилось жителям городов и деревень объединятся и защищаться от врагов. В случаи опасности воин брал палку, на её конец привязывал пучок сухой травы или конский хвост и высоко поднимал вверх. Далеко был виден этот знак, со всех сторон к воину стягивался народ. Палку с пучком травы так и назвали стяг. Собирались под стягом войско и отправлялись защищать свою землю. Нужно было быть очень внимательным, чтобы отличить свой стяг от чужого. Потом придумали вместо пучка, привязывать ткань, кусок материи развивался на ветру, и его лучше стало видно. Так появился Флаг. Ребята, а подскажите где же можно увидеть наш флаг? Дети: Флаг можно увидеть на улицах города. Еще он развивается над зданием Кремля. Слайд 4
Воспитатель: Сколько цветов имеет флаг? Флаг имеет 3 цвета (белый, синий, красный) А что означает на флаге полоска белого цвета?
Дети: Белая полоска напоминает о белоствольных березах, о русской зиме с бескрайними снежными просторами. О легких летних облачках, о белых ромашках на лугу.
Воспитатель: Белый свет говорит о том, что наша страна миролюбивая и ни на кого не нападет. А синяя полоса, на что она похожа цветом? Дети: Синяя полоска похожа на синее небо. Синие реки и моря.
Воспитатель: Обозначает синяя полоса на флаге верность, народ любит свою страну, защищает её и предан ей. А красный цвет на флаге, что обозначает?
Дети: Красный цвет на Руси всегда считался самым красивым. Это цвет цветущих цветов, тепла и радости. Это цвет силы, цвет крови людей пролитой за Родину. А кто расскажет стихотворение о флаге? Белый цвет - берёзка, Синий - неба цвет, Красная полоска Солнечный рассвет. Воспитатель: Очень важно не перепутать порядок полос флага. Вверху какая? Дети: Полоса белого цвета Воспитатель: В середине? Дети: Полоса синего цвета Воспитатель: Внизу? Дети: Полоса красного цвета. Сейчас мы поиграем в игру «Российский флаг» Внимательно слушайте, двигайтесь так, как подскажет вам музыка. И с окончанием музыки постройтесь в три шеренги по порядку цветов Российского флага. Возьмите по одной ленточке.
Игра «Российский флаг».
Дети двигаются по залу в соответствии с музыкой: марш: – шагают, вальс: – кружатся. По окончании музыки выстраиваются в три шеренги по порядку цветов Российского флага – белый, синий, красный, машут ленточками над головой. Воспитатель: Молодцы, не перепутали порядок цветов. Положите ленточки и подойдите ко мне. Воспитатель: Ребята, а какой музыкальный символ вы знаете? (гимн). А что такое гимн? (гимн – это торжественная песня , символ государства). А как слушают гимн? (гимн исполняют и слушают стоя) Правильно. Во время исполнения гимна все встают, этим они выражают свое уважение к стране. А когда звучит гимн? (государственный гимн звучит в особо торжественных случаях, во время спортивных состязаний, в честь победителей). Давайте и мы с вами послушаем гимн России. ( Слушаем гимн). Не правда ли красивая музыка, красивые слова? Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость.
Воспитатель: Ребята, а что такое Родина? Как вы думаете? ( Родиной называют то место, где живут папа, мама и я). Ребенок читает стихотворение. Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой живем, И березки, вдоль которых, Рядом с мамой мы идем. Воспитатель: Правильно, слово Родина знает каждый. Родина - это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. . Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомните их. Пословицы и поговорки о Родине: - Родина любимая, что мать родная. - Человек без Родины, что соловей без песни. - Жить - Родине служить. - Родина - мать, умей за нее постоять. Воспитатель: Чему же учат эти пословицы?
Дети: Пословицы учат нас доброте, любви к Родине, умению ее защищать от врагов. А кто прочтет стихи о Родине? «Моя Родина» Великую землю, Любимую землю, Где мы родились и живем, Мы Родиной светлой, Мы Родиной милой, Мы Родиной нашей зовем. *** Это ты, моя Русь державная, Моя Родина православная! Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, назвать матерью.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру.
Игра «Передай сердечко и сложи словечко»
Мы будем передавать по кругу сердечко и называть, какая наша Родина. (Дети называют: милая, любимая, красивая, чудесная, дорогая, единственная, сильная, могучая). Вот сколько красивых слов можно сказать о нашей Родине. Воспитатель: Как вы думаете, какое дерево можно считать символом России? (берёзу). Верно, берёзу.
Слайд 5
А за что русские люди любят это дерево? (За красоту, берёзовый сок, дающий бодрость и силу, бересту, давшую письменность, берёзовые почки и веники, сохраняющие здоровье.) Воспитатель: Береза – это краса, гордость и символ России. Деревьев разных не сочтешь — Одно другого краше, Но где ты дерево найдешь Родней березки нашей? Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю сконструировать из бумаги березку, выполнив на основе конуса - ствол, а веточки - способом витой спирали. (Дети склеивают конус. Закрученные зеленые полоски приклеивают к стволу. Способом обрывания наклеивают черные пятна на ствол). Вот какая красивая получилась у нас березка. Нет на свете Родины дороже. Надо все нам делать для нее, Чтобы день, который нами прожит, Каждым часом радовал ее.
Воспитатель: Дети, что нам нужно делать для того, чтобы наша Родина стала еще краше? Дети: Любить её, беречь каждый кустик, дерево, травку. Защищать, сохранять её богатства, работать, трудиться, не давать загрязнять, не допускать пожаров. Жить в мире и дружбе. Не сорить на улице, не ломать кусты и деревья, не рвать цветы на клумбе. А самое главное любить своих близких, дружить с ребятами в детском саду
Воспитатель: Запомните, ребята: люди должны быть добрыми, жить в мире и дружбе. И тогда на Земле не будет зла, насилия, войны. Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся, и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый. Давайте все дружно скажем: «Если дружба велика – будет Родина крепка!»