развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.
воспитательные:
воспитывать интерес к чтению;
привитие навыков культурного общения;
воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.
Методы обучения:
Словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.
Формы обучения:
фронтальная работа;
парная;
индивидуальная
Оборудование: презентация к занятию,цветовые схемы гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков; плакат с изображением букв «Ж, ж»; учебник «Букварь», пропись № 1, смайлики, шаблоны звездочек.
Ход занятия:
I. Организационный момент.Проверка готовности учащихся к занятию.
Психологический настрой.
Долгожданный дан звонок,
Начинаем наш урок.
Всё ль у вас, друзья, в порядке?
Есть учебники, тетрадки?
Настроенье, каково?
Во!!!
Значит, будем начинать
Мир чудесный открывать
Для себя и для друзей.
К новым знаниям скорей!
II.Мозговой штурм.
-Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Знаний и посетим город Буквоград. Но чтобы попасть в этот город, надо быть очень внимательным, активным на протяжении всего занятия.
Те дети, которые в течение занятия будут хорошо работать, получат похвалушки.
Чтобы снова посетить город Буквоград нужно вспомнить, какие известные нам буквы «проживают» в этом городе.
- Сколько букв в русском языке?
- Чем отличается звук от буквы?
- Посмотрите на ленту букв, и скажите: а на какие две большие группы делятся все звуки и буквы русского алфавита?
- Как отличить гласные звуки от согласных?
(Гласные поются, а согласные не поются).
-Молодцы ребята.
III. Выделение звука [ж].
Сообщение темы, целей урока.
- По дороге в Буквоград нас встречает мудрая сова. Она давно живёт в этом городе, много читает и поэтому много знает. Мудрая сова хочет познакомить вас с новым звуком, а вот с каким, вы узнаете, отгадав загадки.
Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын….
Тёплым днем, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский …
- Назовите первые звуки слов – отгадок. (звук Ж)
- Произнесите, как жужжит жук.
- А теперь догадайтесь и попытайтесь сформулировать тему нашего занятия.
- С каким звуком познакомимся сегодня на занятии? Какой буквой обозначается этот звук?
– Сегодня на занятии мы познакомимся с новой жительницей страны букв и звуков, с буквой «жэ» и звуком, который она обозначает. Будем учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
IV. Работа над новым материалом
1. Создание проблемной ситуации.
- Ребята, у нас появилась проблема.Жители города Буквоград прислали нам телеграмму, в которой сообщают, что звук, с которым мы сегодня познакомимся - особенный. Вам предстоит выяснить, в чем его особенность.
2.Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).
- Еще раз произнесите звук [ж].
- Ребята как мы произносим звук Ж? Выдыхаемый воздух встречает преграду. - Что нам мешает? (Звук Ж встречает преграду в виде языка, который располагается за верхними зубами.)
- Какой это звук гласный или согласный?
- Давайте подберем слова с новым звуком, и послушаем, как он звучит.
Ответы учащихся.
- Удалось ли кому-то подобрать слова, где звук [ж] звучит мягко?
- Какой вывод можем сделать?Звук [ж] всегда твердый.
- Дайте полную характеристику звука [ж].
3. Игра «Гости».
К Мудрой сове часто приходят гости с подарками.
Давайте поиграем в игру «Гости». Выделение звука [ж] в словах.
Давайте попробуем выделить звук [ж] в словах.
Если в слове услышите новый звук, значит гость долгожданный – похлопаем ему, а если нет – потопаем.
-Молодцы! Вы все были очень внимательны и помогли Сове встретить гостей.
V. Физминутка «СОВА».
-Сова очень довольна вашей работой, самое время отдохнуть.
В лесу темно,
Все спят давно.
(Дети изображают спящих)
Все птицы спят...
Одна сова не спит,
Летит, кричит.
(Дети делают взмахи руками)
Совушка - сова,
Большая голова.
На суку сидит,
Головой вертит.
(Изобразить большой круг руками. Присесть, сделать повороты головой вправо, влево)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит.
(Встать, сделать взмахи руками, бег на месте)
VI. Первичное закрепление.
1.Знакомство с новой буквой.
- Ребята! Посмотрите на экран. Из каких элементов состоит строчная буква Жж?
- На что похожа буква Ж?
(Читаем стихотворение)
Посмотри-ка: буква Ж
На жука похожа,
Потому что у нее
Шесть жучиных ножек.
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!
Стала снежинка
Буквою Ж,
Солнце ее
Не растопит уже!
- В букву можно превратиться, буквой можно притвориться! Вокруг себя повернись и в букву Ж превратись!
Дети двигаются, изображая букву Ж.
Небольшое творческое задание.
Выложите модель буквы Ж из цветных карандашей.
-Молодцы ребята¸ спасибо за Ваш маленький проект.
-Обратите внимание на экран и скажите, какие буквы вы видите? 4 буквы Ж
- Мы видим 2 большие буквы и две маленькие.
- Зачем нужны большие буквы?
(Большие буквы нужны для того, чтобы писать имена, фамилии, названия рек, городов, сел, улиц).
- Где мы встречаемся с печатными буквами?
Печатные буквы у нас в книжках, газетах, журналах. Ими мы пишем в тетрадях.
- А вы хотели бы научиться писать букву «Ж»?
Показ буквы учителем на доске с объяснением последовательности написания:
– Начинаем писать букву с левого полуовала, как и букву Х, затем вверх ведём соединительный штрих и сверху вниз пишем наклонную черту, снизу вверх соединительный штрих и, наконец, правый полуовал, как букву С.
-Понаблюдайте глазками на написание буквы ж карандашом. Письмо в воздухе.
«Написание» буквы на левой ладони (леворукие дети – на правой).
- Откройте прописи и найдите, на какой страничке живет буква «ж» - кто тише и быстрее найдет букву?
- Напишите букву Жж, сохранив параллельность трёх элементов.
-Письмо элементов на строке.
-Итак, что же узнали про эту букву?
2. Чтение слогов с буквой «Ж, ж».
Букву новую узнали
Образ мы её создали,
А теперь вперёд, друзья,
Сможем мы прочесть слова.
-Сова просит васоткрыть Буквари на с.58
а) в Букваре прочитать слоги с буквой «ж».
- Какие слоги записаны на желудях? (чтение слогов)
На какой слог надо обратить внимание? Почему? (Жи пиши с гласной и)
б) Чтение слов «по цепочке» в учебнике.
VII.Итог урока.
Рефлексия:
- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего занятия.
- С каким звуком мы познакомились?
- Какие задания вы сегодня выполнили?
- Возникали у вас затруднения?
- Вы очень хорошо работали на занятии. И сейчас вас ждёт сюрприз.
-Буква Ж в вашу честь, в честь своего дня рождения устраивает праздничный салют. У вас на партах лежат залпы нашего салюта (звёздочки). Они пока не имеют цвета. Каждый из вас должен оценить свою работу на занятии, придав звездочке цвет. Если вам легко было выполнять все задания, раскрасьте звездочку зеленым цветом, если возникали затруднения желтым цветом, Если было совсем трудно – синим цветом.
-Поднимите руки и покажите звёздочки. Как много детей, которым легко было выполнять задания урока.
Похвалушки. Словесное оценивание учащихся.
- Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались,
Спасибо вам за занятие!
Список использованной литературы:
1. Н.В. Нечаева Методические рекомендации к курсу «Обучение грамоте»
4. Волина В. Веселая грамматика. – М.: «Знание», 1995