Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах.
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера; воспитывать интерес к природе; желание глубже познавать её тайны.
Активизировать словарь по теме: орнитология, символ; развивать речевую активность; развивать логическое мышление, внимание и память.
Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им. Закрепить сведения о зимующих птицах, владение умением различать птиц по их внешним признакам, формирование умения наблюдать и исследовать. Правила подкормки птиц.
Знакомство с устройством кормушек и видами корма.
Воспитывать личностные качества: формирование чувства ответственности за сохранение природы, чувство сострадания братьям нашим меньшим.
Предварительная работа: подбор познавательного материала, стихов, работа с родителями: конструирование кормушек, заготовка кормов для птиц, подборка книг для выставки, конструирование с детьми птиц с помощью техники оригами, рисунки детей на тему зимующие птицы, конструирование кормушки из коробки из-под сока вместе с детьми в группе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект ННОД "Подкормите птиц зимой"»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад №102 города Томска
ПРОЕКТ
экологической направленности
Конспект ННОД «Подкормите птиц зимой»
Составила: Хачатрян Лилит Суреновна,
воспитатель
ТОМСК 2015
Программные задачи:
Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах.
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера; воспитывать интерес к природе; желание глубже познавать её тайны.
Активизировать словарь по теме: орнитология, символ; развивать речевую активность; развивать логическое мышление, внимание и память.
Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им. Закрепить сведения о зимующих птицах, владение умением различать птиц по их внешним признакам, формирование умения наблюдать и исследовать. Правила подкормки птиц.
Знакомство с устройством кормушек и видами корма.
Воспитывать личностные качества: формирование чувства ответственности за сохранение природы, чувство сострадания братьям нашим меньшим.
Предварительная работа: подбор познавательного материала, стихов, работа с родителями: конструирование кормушек, заготовка кормов для птиц, подборка книг для выставки, конструирование с детьми птиц с помощью техники оригами, рисунки детей на тему зимующие птицы, конструирование кормушки из коробки из-под сока вместе с детьми в группе.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель:
-Ребята, сегодня мы отправимся с вами в гости. А куда? Попробуйте угадать. (Звучит аудиозапись «голоса птиц»). Правильно, мы отправимся в мир птиц!
2. Введение в тему
-Посмотрите внимательно на эту картинку. (картинка №1)
-Как называются птицы, изображённые на картинке? (домашние птицы и дикие птицы).
-А дикие птицы бывают какие? (перелётные и зимующие). (картинка №2)
А каких птиц больше на картинке? (Зимующих).
-Каких птиц, изображённых на картинке вы встречали на улице и где?
(н-р в лесу, на прогулке около дома и т.д.)
3. Беседа о зимующих птицах
- Наука, которая изучает жизнь птиц, называется ОРНИТОЛОГИЕЙ.
- А как мы назовём учёного, который занимается этой наукой? (ОРНИТОЛОГ)
- Чтобы узнать, какие птицы остались зимовать с нами в городе постараемся разгадать загадки:
как лиса среди зверей
эта птица всех хитрей,
прячется в зеленых кронах,
а зовут ее………ворона (крупная, хитрая, всеядная, любит дразниться, умеет лаять, птицы дружные, вместе защищаются от врага филина, умеют ухаживать за больными птицами)
угадайте, что за птица
скачет по дорожке,
словно кошки не боится –
собирает крошки,
а потом на ветку прыг
и чирикнет: "чик-чирик"………
воробей (ходить не умеют, прыгают на двух ногах, дружат стайками, делятся едой: найдут корм и громко чирикают, созывают своих братьев.
непоседа, невеличка,
желтая грудка у этой птички,
любит сало и пшеницу,
а зовут ее……..синица
(поют песню синь-синь-синь, нарядная птица, носит желтую блузку с черным галстуком, шустрая, на месте не сидит, легко прыгает по веткам, цепляется за ствол и ползает вверх-вниз, ищет насекомых, которые спрятались под корой дерева.)
верещунья, белобока,
трещала с самого утра
и такая с ней морока,
а зовут ее ……………сорока
(белые бока, любит все блестящее в гнездо утащить, любит ягоды рябины, семена растений, зимой ждут корм от человека.
-Ребята, расскажите, что вы знаете о зимующих птицах: (Примерные вопросы:
Чем похожи все птицы? (У птиц есть клюв, крылья, перья).
Чем они отличаются? (Величиной, формой хвоста, размером крыльев).
Чем питаются птицы?
Где живут?
Чем их подкармливать?
Как сделать кормушку?)
Физкультминутка
Птички прыгают, летают. (Взмахи руками, имитируя полёт птиц) Птички прыгают, поют. Чик-чирик, чик-чирик. Птички крошки собирают, (Наклоны вперёд, пальцы рук собраны) Зернышки клюют Перышки почистили, ( Повороты туловища вправо-влево) Перышки почистили, Клювики почистили, ( Повороты головы вправо-влево) Клювики почистили. Дальше полетели, (Повороты туловища вправо-влево) На заборчик сели. (Сели на свои места)
-Да, ребята, зимой птицам не только холодно, но и голодно. И учёные доказали, что большинство птиц зимой погибает не от холода, а именно от голода.
-Как мы можем помочь птицам зимой? (Подкармливать птиц, делать кормушки).
-Есть у птиц и природные столовые. Например, ягоды рябины, семена репейника и др. Но этого очень мало. И нам, людям, надо подкармливать птиц.
-А чтобы узнать, чем подкармливать птиц зимой нам необходимо выяснить, чем же можно, а чем нельзя кормить птиц. Вы будете называть, что можно кушать птицам, а я буду заполнять табличку и ставить «+» если этот корм можно давать птичкам и «-» если нельзя. Эту табличку мы повесим в наш уголок природы, чтобы всегда помнить, что за корм нужно давать птицам.
Вид корма
Можно
Нельзя
Семена подсолнечника, арбуза, тыквы, дыни
+
Крошки чёрного хлеба
-
Крошки белого хлеба
+
Сало свежее
+
Сало солёное
-
-Ребятки, запомните, что крошки чёрного хлеба зимой птицам давать нельзя, т.к. на улице хлеб размокает, становится кислым и застревает в горле у птицы, и птица может даже погибнуть.
-Молодцы, ребята! Вы научились определять корм и знаете, кто из зимующих птиц, какой корм любит. Сейчас мы вместе составим правила друзей природы:
1 правило: Укрепляя кормушку, не обламывай ветки, не повреждай стволы деревьев.
2 правило: Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными.
3 правило: Следи, чтобы в кормушке не было снега.
4 правило: Следи, чтоб в кормушке корм был постоянно.
Выполняйте эти правила! Познакомьте с правилами подкормки птиц своих друзей.
- Ребята, послушайте стихотворение А. Яшина.
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их —
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми…
Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
Сколько птиц к кормушке (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)
Нашей прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, (На каждое название птицы загибают по одному пальчику.)
Шесть щеглов и голубей
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают кулачки.)
- А теперь мы с вами вместе оформим выставку книг. Эти книжки вы принесли из дома. Мы позже обязательно прочитаем все рассказы и выучим понравившиеся стихотворения из этих книг. А ещё на нашей выставке будут представлены ваши рисунки зимующих птиц, которые мы с вами выполнили на занятиях по рисованию и воробушки - оригами, которые мы делали на занятии по конструированию. Посмотрите, все наши воробьишки слетелись к кормушке на дереве и задорно клюют корм, который мы им насыпали.
-Ребятки, вам понравилось наше занятие? Что нового вы узнали сегодня? Вы сегодня такие молодцы. Все потрудились на славу!
- Надо и на нашем участке развесить кормушки и подкармливать птиц. Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках. Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны и …
По небу весело скользя,
Летят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
«Спасибо вам великое!»
(К. Мухаммали)
Дети и воспитатель идут на прогулку и развешивают кормушки, которые они сделали дома вместе с родителями, насыпают корм и проводят наблюдение за поведением птиц.
Список литературы
Акимушкин И.И. Мир животных. Птицы. Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. М., 1995
Нуждина Т.Д. Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду. – Ярославль: “Академия развития”, 1997.
ШорыгинаТ.А. Птицы. Какие они? М., 2005.
Интернет источники.
Приложения расположены на электронном носителе.
Список приложений:
Приложение 1. Плакат «дикие и домашние птицы»;
Приложение 2. Плакат «перелётные и зимующие птицы»;
Приложение 3. Схема изготовления поделки-оригами «Воробей»;
Приложение 4. Схема изготовления кормушки из коробки из-под сока;
Приложение 5. Фотографии выставки книг по теме, рисунков, поделок;
Приложение 6. Фотографии детей на прогулке, уход за кормушками, подсыпка корма и т.д.
ВОРОБЕЙ
Приложение 3. Схема изготовления поделки-оригами «Воробей»
Приложение 2. Плакат «перелётные и зимующие птицы»
Приложение 1. Плакат «дикие и домашние птицы»
Кормушка из пустого пакета из-под сока или молока. В нижней части пакета прорезаются два-три отверстия. Они могут быть как круглой, так и прямоугольной формы.
Приложение 4. Схема изготовления кормушки из коробки из-под сока