Развитие речи, артикуляционная гимнастика……………… 17
Конспекты занятий (младшая, средняя и старшая группы)... 21
Основы актёрского мастерства (игры, этюды)……………… 55
Презентация «Влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие детей»…………….(папка презентация)
Предисловие
“Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…” (Б. М. Теплов)
Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества.
Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к подражанию позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Именно театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Она близка и понятна ребёнку глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому что связана с игрой.
Театрализованные игры развивают способности, помогают общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действия, развивают мышление, формируют настойчивость. Кроме этого, эти игры развивают творческие способности и духовные потребности, раскрепощают и повышают самооценку.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, в умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связана и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль , произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
Понимая значение театрализованных игр в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, я использую это в своей работе. Задачи, которые я ставила перед собой, состояли в том, что создать условия для развития творческой активности; приобщить к театральной культуре; обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
Л. С. Выготский считал: чтобы создать достаточно прочные основы творческой деятельности, необходимо расширять опыт ребёнка. С помощью настольного, пальчикового театра, фланелеграфа, игр-драматизаций я пробуждала в детях желание быть артистами.
В младшем возрасте наиболее простой и самый интересный вид театра- пальчиковый. Игра с пальчиками- первый шаг, знакомство с первой игрой условностью. Это театр без атрибутов, но с самым главным – героем и его жизнью.
Удивительно, но эту непростую условность без труда воспринимает ребёнок. Параллельно с этим успешно драматизирует знакомые стихотворения и потешки. Занимаясь с малышами, я стремилась помочь им самостоятельно найти выразительные особенности для своих героев, используя мимику, игровые импровизации. Такая же работа продолжалась и в средней группе.
В старшем дошкольном возрасте необходимо развивать самостоятельность детей в организации театрализованных игр, учить понимать эмоциональное состояние другого человека и переживать своё. Этому помогают этюды на выражение внимания, страха, радости, удовольствия, огорчения: «Угадай, что я ем», «Отгадай где я», «Лисичка подслушивает» и др. В играх-драматизациях дети более выразительно передают образы героев, сами ставят сказки-спектакли, договариваются, распределяют роли. С большим желанием показывают спектакли малышам и родителям, среди которых: «Гуси-Лебеди», «Три поросёнка», «Красная шапочка».
При слове «театр» у детей глаза загораются радостными искорками, а лица светятся улыбкой. Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданию положительного настроения, решением конфликтных ситуаций через игру.
Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети, а педагоги всего мира широко используют её в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием ребёнка.
В связи с этим, при работе с детьми дошкольного возраста нельзя недооценивать силу театрализованной деятельности. Данная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения, воспитания и всестороннего развития детей.
Детство – это радость, игра, слияние с природой. Театр – волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Если в дошкольном образовательном учреждении есть театр – значит, там сосредоточен феномен детства: радость, удивление, восторг, фантазия, творчество. Театр выступает своего рода маркером, критерием творческой деятельности с позиции педагогического коллектива и устойчивого развития детского сада.
Театр является традиционным видом искусства: объясняет мир, создает эмоциональные импульсы к различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества.
Выступления перед аудиторией формируют уверенность в себе, опыт социальных навыков поведения, способствуют развитию у дошкольников всех компонентов речи. Ведь участие в спектакле предполагает освоение не только содержательной, но и образовательной, эмоциональной стороны речи. Это говорит о том, что в театрализованной деятельности решаются задачи всех образовательных областей и не только через воздействие на ребенка, но и через игру, в которой ребенок получает знания непроизвольно через практику действий. А также происходит и развитие интегративных качеств дошкольников. Анализ отечественной и зарубежной литературы позволил установить, что театрализованная деятельность способствует эмоциональному раскрепощению ребёнка, а самовыражение посредством искусства – существенный компонент творчества, способ эмоциональной разрядки.
Так же театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
В современном обществе, в век информатики, резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Все педагогические установки направлены в первую очередь, на развитие мышления. Актуальной проблемой в наше время стало то, что эмоционально-духовная сущность ребёнка переходит во вторичную ценность. Информатика принесла множество инновационных решений для развития и воспитания ребёнка. Дети быстрее решают логические задачи, но, к сожалению значительно реже восхищаются, удивляются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость.
Перед педагогами возникают проблемы:
- Как же разбудить в детях интерес к миру и к самим себе?
- Как заставить их душу трудиться?
-Как сделать творческую деятельность потребностью, необходимой частью жизни?
- Как научить детей сопереживать, понимать чувства другого, фантазировать, выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром?
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, творчество. Всё это может дать ребёнку театр, именно в театральной деятельности ребёнок связывает художественное творчество и личные переживания. Мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр – благодатная почва для творчества. Всем желающим принять участие в этом действе найдется занятие по вкусу. Мастера по костюмам, по свету, художники и декораторы, режиссеры – вот они чародеи сказочной страны, именуемой театр.
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства, а это может дать театр.
А ещё, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение «рисовать» собственные образы, развивается интуиция, смекалка и изобретательность, вырабатывается способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и выступление перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных ценностей ребенка, раскрепощение и повышение личной самооценки. При чередование функций исполнитель-зритель, помогает ребенку демонстрировать собственную позицию, умения, знания и фантазию.
О театре как средстве воспитания говорили многие великие люди. Театрализованная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения и воспитания, всестороннего развития детей. В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников.
Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. При подготовке спектакля дети учатся выделять, средства её достижения, планировать и координировать свои действия. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития.
Велика роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребёнка. Исследование, проведённое Г.А. Волковой (И. №4) по логопедической ритмике, убедительно показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи.
Кроме того, благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции.
По мнению детского психолога А.В. Запорожца, непосредственное эмоциональное сопереживание и содействие героям в процессе театрализованной деятельности являются первой ступенью в развитии эстетического восприятия дошкольника.
Живописец, график, скульптор, литератор, музыкант, педагог Е.В. Честняков считал, что именно театр является основным средством приобщения маленького человека к искусству.
Театрализованную деятельность сопровождает атмосфера праздника, которая своей торжественностью и красотой делает жизнь ребенка ярче и вносит в неё разнообразие и радость.
Известный детский психолог Н. Н. Поддьяков написал так: «Следует выделить еще одну чрезвычайно важную особенность процесса творчества – он всегда насыщен яркими положительными эмоциями. И благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой для детей, познавших радость первых своих пусть маленьких, но открытий, удовольствие от своих новых рисунков, построений.
Яркие, положительные эмоции — основа формирования острой потребности детей в том, или ином виде творчества. Иначе говоря, именно на основе творчества мы имеем возможность управлять формированием духовных потребностей, обогащать и развивать личность ребенка». Очевидно, что в будущем не каждый ребенок станет художником или актером. Но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а как бы вызревают в его художественной деятельности.
Действия ребенка – актёра на сцене происходят не в реальной, а в вымышленной ситуации. Кроме того средства выразительности (жесты, мимика, движения) не могут быть случайными, а должны соответствовать тому или иному сценическому образу.
Учёные считают, что, приобретая активный характер, воссоздающее воображение шестилетнего ребёнка в состоянии достаточно полно и точно воспроизводить окружающую его действительность. А благодаря яркости, лёгкости и быстроте, присущей детскому воображению – добиваться в своём творчестве оригинальных решений.
Возникновение и развитие внеситуативно-личностной формы общения побуждает детей стремиться к доброжелательному вниманию со стороны взрослых, добиваться взаимопонимания, сотрудничества с ними.
Особая роль отводится работе с родителями. Ребенок и родители – единое целое. А совместная творческая деятельность детей и взрослых всегда эффективна. Поэтому родителей воспитанников следует привлекать к участию в театрализованных занятиях, праздниках, причем в качестве не только зрителей, но и исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. Это поможет им лучше узнать своего ребенка, особенности его характера, темперамента. О значении театра в воспитании детей следует рассказывать родителям на консультациях и круглых столах. Педагог может посоветовать посетить с ребенком тот или иной спектакль, потом обсудить с ним увиденное и сделать иллюстрации.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений. Кроме того, театральные игры с успехом используются на занятиях по чтению художественной литературы (инсценировка художественных произведений, знакомство с литературными произведениями, заучивание стихотворений).
Работа воспитателя в ДОУ строится в тесном сотрудничестве с музыкальным руководителем. Успешность и результативность театральных занятий зависят, прежде всего, от музыкальных занятий. Поскольку без развития музыкальных способностей, без умения ритмично и выразительно двигаться, без определенных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно. Совместно с инструктором по физической культуре разрабатываются сценарии физкультурных праздников и досугов. На совместных с психологом занятиях проводятся различные игры и упражнения, направленные на сплочение детского коллектива, раскрепощение стеснительных и замкнутых детей.
Особую актуальность, театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребёнка в школу. Так, например, с появлением произвольности психических процессов дети должны целенаправленно управлять не только своим поведением, но и психическими процессами (вниманием, восприятием, памятью и др.).
В заключении отметим, что театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры в разных видов искусства, которые находят свой воплощение в театрально-игровой деятельности.
Театр учит нас видеть прекрасное в жизни и людях, заставляет сердце биться сильнее, стремиться к прекрасному и доброму. Детский спектакль – кульминация проделанной детьми, педагогами и родителями работы, это, вероятно, одна из самых замечательных возможностей остановить прекрасные мгновения жизни. Причем уловить счастливые моменты радости могут все: родители, наблюдающие за игрой своих детей на сцене, педагоги, знающие цену труда и сценического успеха, и воспитанники, игра которых помогает созидать большие личности маленьких исполнителей. А это того стоит!
«Преодоление трудного начинается с легкого, осуществление великого начинается с малого, ибо в мире трудное образуется из легкого, а великое – из малого». Лао-Цзы
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СРЕДШЯЯ ГРУППА
Дата
№
Занятия
Тема
Содержание
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
Вводное
«Изменю себя, друзья, догадайтесь, кто же я!»
«Пойми меня»
«Язык жестов»
«Игры с бабушкой Забавой»
«Колобок наш удалой»
«Колобок не тот, а другой»
«Вот это Колобок - хитрый маленький зверек»
«Колобок - наш Колобок,
Колобок – колючий бок»
«Очень жить на свете туго без подруги или друга»
«Косой хвастался, смеялся, чуть лисе он не попался»
«Зайца съела бы лиса, если б не его друзья»
«Лучшие друзья»
«Вот как я умею»
«Как лисица не старалась, все ж ей утка не попалась»
«Хитрая уточка»
«Как утка лису вылечила»
Игровой уголок
«Щенок спал около дивана, вдруг он услышал рядом «мяу!»
«Только «мяу» где сыскать?»
«Не вы ли «Мяу-мяу» говорили?»
«Кто сказал «мяу»?»
Невоспитанный мышонок один остался, без друзей»
«Что мышонку делать и как быть, как друзей обратно возвратить»
«Чтоб друзей возвратить, решил мышонок вежливым быть»
«Сказка о невоспитанном мышонке»
«Упрямые ежата»
«Вот так яблоко!»
«Поссорились зверушки, не знают, как им быть, как же это яблоко на всех им разделить»
«Михайло Иванович, рассуди, нас зверушек, помири!»
«Мишка всех помирил, уму-разуму научил»
«Сильный дождик припустил, муравьишку измочил»
«Каждый хочет спрятаться под маленьким грибком»
«Дождик льет, льет, а грибочек все растет!»
«Вот так гриб-великан, всем хватило места там!»
Итоговое
Ряжение в костюмы
Имитационные этюды
Игра «Измени голос»
Загадки о животных
Игровые упражнения
Имитационные этюды
Игра «Где мы были, мы не скажем»
Игра «Смелее мышки»
Создание игровой мотивации
Игры и упражнения «Диктор», «Изобрази героя»
Слушание сказки В.Бианки «Колобок – колючий бок» с показом настольного театра
Вопросы по содержанию
Рассматривание картинок к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей
Отгадывание загадок с изображением их героев
Показ и рассказывание сказки педагогом (с помощью детей)
Ведение диалога детьми в процессе показа и рассказывания сказки «Колобок – колючий бок»
Рассматривание костюмов и ряжение.
Драматизации сказки «Колобок – колючий бок»
Чтение стихотворения, беседа о друзьях
Рассказывание сказки «Лучшие друзья», беседа по содержанию
Игра «Скажи о друге ласковое слово»
Отгадывание загадок по содержанию сказки
Этюды на выразительность передачи образа.
Рассказывание детьми сказки «Лучшие друзья»
Общий танец
Подготовка к драматизации сказки
Драматизации сказки «Лучшие друзья»
Игра «Что я умею»
Чтение стихотворения Б.Заходера «Вот как я умею»
Передача голоса персонажа
Инсценировка
Упражнение на выразительность движений и мимики.
Чтение сказки «Как утка лису вылечили»
Упражнение на интонационную выразительность
Повторное чтение сказки «Как утка лису вылечила»
Упражнение на выразительность движений
Мимические этюды у зеркала
Распределение ролей
Определение игрового пространства
Драматизации сказки «Как утка лису вылечила»
Этюды на выразительность движений
Этюды на выразительность основных эмоций
Рассказывание сказки «Кто сказал «мяу»?»
Пантомимические этюды
Рассказывание сказки «Кто сказал «мяу»?» детьми с помощью воспитателя
Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу»
Упражнения в интонировании диалогов
Пантомимическая игра «Угадай, кого встретил щенок?»
Подготовка к драматизации
Драматизации сказки «Кто сказал «мяу»?»
Чтение стихотворения «Добрые слова»
Игра «Назови вежливое слово»
Рассказывание «Сказки о невоспитанном мышонке», беседа по содержанию
Проблемная ситуация
Загадки о сказке
Беседа по содержанию
Игра на интонирование вежливых слов
Рассказывание сказки детьми
Чтение стихотворения
Беседа по содержанию
Работа над выразительностью исполнения (выражение эмоций)
Подготовка к драматизации
Драматизация «Сказки о невоспитанном мышонке»
История про двух мышей
Беседа
Придумывание окончания истории детьми и показ на ширме
Игра на выразительность мимики
Рассказывание сказки В.Сутеева «Яблоко»
Беседа по содержанию
Слушание музыкальных фрагментов
Имитационные упражнения
Музыкальная загадка
Рассматривание отличительных особенностей героев сказки В.Сутеева «Яблоко»
Разыгрывание этюдов и диалогов из сказки
Рассказывание и разыгрывание сказки В.Сутеева «Яблоко» с помощью перчаточных кукол
Пантомимическая игра «Пойми меня»
Подготовка к драматизации
Драматизация сказки В.Сутеева «Яблоко»
Подвижная игра «Дождь»
Рассказывание сказки В.Сутеева «Под грибом»
Беседа по содержанию
Загадка
Рассказывание сказки В.Сутеева «Под грибом»
Игра-конкурс «Попросись под грибом»
Отгадывание загадок
Рассматривание картинок к сказке В.Сутеева «Под грибом», беседа по ним
Игра–имитация «Угадай, кто попросился под грибок»
Игра –имитация «Пойми меня»
Драматизация сказки В.Сутеева «Под грибом»
Заключительная пляска
Отгадывание загадок
Драматизация сказок детьми и родителями (по желанию)
Веселая пляска
КРУЖОК «РАЗЫГРЫВАЕМ СКАЗКИ»
СТАРШАЯ ГРУППА
Месяц
№
Тема занятия
Сентябрь
1
2
3
4
5
6
7
8
Театр – это диво
Знакомство с разными видами театра
Развитие дикции и риторики. Разучивание фольклорных стихотворений и скороговорок
Слушание сказки «Колобок» в грамзаписи
Показ настольного театра по сказке «Колобок»
Чтение сказки и распределение ролей
Особенности показа настольного театра «Колобок»
Репетиция по показу настольного театра «Колобок»
Октябрь
1
2
3
4
5
6
7
8
Показ зрителям настольного театра сказки «Колобок»
Знакомство с пальчиковым театром.
Показ пальчикового театра воспитателем по сказке «Кот и петушок»
Слушание сказки «Кот и петушок» в грамзаписи
Чтение сказки и распределение ролей
Обсуждение ролей. Репетиция
Репетиция с детьми пальчикового театра по сказке «Кот и петушок»
Показ зрителям пальчикового театра
Ноябрь
1
2
3
4
5
6
7
8
Знакомство с драматизациями или игровым театром
Слушание сказки «Соломенный бычок» в грамзаписи
Чтение сказки воспитателем и распределение ролей
Обсуждение текста персонажей драматизации.
Репетиция по каждой авансцене.
Подбор музыкального оформления, репетиция
Подготовка костюмов, атрибутов, декораций к сказке
Репетиция с детьми с музыкальным оформлением, в костюмах
Декабрь
1
2
3
4
5
6
7
8
Показ зрителям драматизации по сказке «Соломенный бычок»
Знакомство с теневым театром.
Атрибуты и оборудование теневого театра.
Овладение навыками показа театра теней детьми.
Чтение сказки «Маша и медведь» воспитателем. Распределение ролей. Репетиция.
Репетиция теневого театра детьми
Показ зрителям теневого театра «Маша и медведь»
Январь
1
2
3
4
5
6
7
Разучивание фольклорных стихотворений и скороговорок
Занятие по самостоятельной театральной деятельности (показ или рассказывание по желанию)
Знакомство с иллюстративным театром
Показ воспитателем иллюстративного театра
Овладение навыками показа иллюстраций к сказке детьми
Последовательность показа иллюстраций в показываемой сказке. Репетиция
Показ иллюстративного театра по сказке «Дедова дочка и бабина дочка» детям средней группы
Февраль
1
2
3
4
5
6
7
8
Знакомство с кукольным театром «би-ба-бо»
Показ воспитателем кукольного спектакля «Друзья познаются в беде»
Овладение навыками показа кукольного театра детьми.
Чтение текста спектакля «Друзья познаются в беде» воспитателем. Распределение ролей.
Обсуждение ролей спектакля, их движений на ширме
Подготовка атрибутов к спектаклю
Репетиция с детьми
Подбор музыкального оформления. Репетиция
Март
1
2
3
4
5
6
7
8
Показ зрителям кукольного спектакля «Друзья познаются в беде»
Знакомство с театром образных игрушек
Показ воспитателем театра образных игрушек по сказке «Лисичка-сестричка и серый волк»
Овладение навыками показа театра образных игрушек детьми.
Чтение сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» воспитателем. Распределение ролей.
Разучивание текста персонажей сказки и движений игрушек
Репетиция с детьми
Показ сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» зрителям
Апрель
1
2
3
4
5
6
7
8
Занятие по развитию творчества детей (показ и разыгрывание самостоятельно выбранной сказки, стихотворения)
Разучивание фольклорных стихотворений, забавлянок и скороговорок Чтение сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» воспитателем. Распределение ролей.
Слушание сказки «Бременские музыканты» в грамзаписи
Подготовка костюмов, атрибутов, декораций к сказке
«Бременские музыканты»
Генеральная репетиция с детьми Обсуждение текста персонажей драматизации.
Показ зрителям сказки «Бременские музыканты»
Чтение воспитателем сказки по выбору детей
Показ выбранной детьми сказки одним из видов тетра.
Итоговое занятие по театрализованной деятельности.
Викторина «С какой это сказки»
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
1. Покусайте кончик языка — «так мама шинкует капусту».
2. Сделайте языком кольцо, заведя его под верхние зубы.
3. Язык - жало змеи.
4. Язык — тоненькая иголочка «Ставим укольчики» поочередно в каждую щеку.
5. Почистите зубки языком; и верхние, и нижние.
6. Закройте глаза, представьте ночь. Сели на лошадку и поехали. Цокаем. 7. Достаньте кончиком языка нос
(Погладьте того у кого получилось)
8. Надуйте губы. «Улыбнитесь» не открывая зубы.
9. Погладьте зубками губы
10. Натяните губы да зубы, широко открыв рот.
11. Нарисуйте надутыми губами солнце
12. Представьте, что заводим мотоцикл поехали.
На пути — гора. Взбираемся (усиливается звук).
Теперь спускаемся. Остановились
13. Язык кверху:
Ша-ша-ша
Наша шубка хороша
14.
— Здравствуйте, котята!
— Мяу, мяу.
— Здравствуйте, телята!
— Му, му, му.
— Здравствуйте, мышата!
— Пи, пи» ни.
— Здравствуйте, лягушки!
— Ква, ква, ква.
15.
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка.
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.
А сейчас я — дудочка,
Дудочка-погудочка.
Мне понравилось играть,
Повторю-ка все опять.
16. Возьмитесь за меня глазами.
СКОРОГОВОРКИ НА РАЗВИТИЕ ДИКЦИИ
1. Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
2. Везет Сенька Саньку
С Сонькой на санках.
(Вопрос: кто где находится?)
Санки — скок! —
Сеньку с ног!
(Почему? — Потому что он шел впереди.}
Саньку — в бок,
Соньку — в лоб,
Все — в сугроб.
3. Курочка но зернышкам
Кудах-тах-тах,
Уточка — кря-кря-кря,
Индюшонок —фалды-балды
Кисонька —мяу-мяу
Собачка — гав-гав,
Поросенок — хрюки-хрюки,
Коровенка — муки-муки,
Лошаденка — ноки-ноки.
4. Маша шла, шла, шла
И игрушки нашла:
Кошку, матрешку, шишку, мартышку,
Мышку, машинку, пушку, зайчишку,
Шар, неваляшку, катушку, лягушек,
-Кто потерял столько игрушек?.
5. Утром, присев на зеленом пригорке,
Учат сороки скороговорки:
Картошка, картонка, карета, картуз,
Карниз, карандаш, карамель, карапуз
6. Жук, над лужею жужжа,
Ждал до ужина ужа.
7. В перелеске перепел
Перепелку перепел.
8. Лыжи, ужонок, кружок, утюжок.
Рожица, жук, моржонок, флажок.
УПРАЖНЕНИЯ
НАИНТОНАЦИОННУЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
1. Исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят» то от лица Козы, то от лица Волка:
Козлятушки, ребятушки,
Отомкнитеся, отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молочка принесла...
2. Произнести следующие стихи то удивительно, то насмешливо, то недоумевая:
Кумушка, послушан!
Вправду, кроме шуток,
Открывают школу
Для утят малюток
(Л.Фурмина)
3. Предложить двум детям исполнить сценку, где они от лица любого из персонажей (зайца, лисы, медведя и т.д.) задают друг другу вопросы и отвечают на них с соответствующим отношение» друг к другу:
1-й ребенок.
— Ты кто?
— Нет, не заяц ты.
— Нет, не заяц.
— Нет, не заяц.
— Нет, не заяц.
— Ты? Ты мышонок.
— Да, ты мышонок.
— Я лягушонок?
— Не лягушонок я.
— Ну, ладно, и ты заяц, и я заяц.
Не будем ссориться. Я ведь пошутил.
2-й ребенок.
— Я заяц.
— Нет, не заяц!
— Нет, заяц!
— Нет, не заяц.
— А кто же тогда я?
— Я мышонок?
— Ладно, пусть я буду мышонок.
— Зато ты — лягушонок.
— Дау ты лягушонок.
— Нет,
4. Произнести фразы так, чтобы каждый раз, благодаря изменению ударного слова, менялась по смыслу и вся фраза:
«Оторвали мишке лапу»,
«Побежал еж по комнате»
«Это моя бабушка»
5. Предложить ребенку попросить у друга игрушку так, чтобы всякий раз можно было определить, с каким отношением или в каком состоянии он ее попросил:
вежливо,
нетерпеливо,
с обидой,
умоляя и т.п.
6. Предложить ребенку задавать вопросы от лица Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя» Л.Н. Толстого так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает и как они относятся к тому, о чем спрашивают.
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ № 405
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
по театрализованной деятельности
(младшая группа)
Воспитатель:
Шадурская А. В.
Донецк
Цель:
Продолжать учить детей управлять настольными куклами.
Учить согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Побуждать оценивать и изображать отдельные черты характера.
Поощрять желание самостоятельно искать выразительные жесты в соответствии с текстом стихотворения.
Познакомить с главой из книги С.Образцова «Как это началось?»
Вовлекать в танцевальные импровизации с куклами «бибабо»
Воспитатель: Дети, а вы умеете самостоятельно одеваться и обуваться? - Разбрасываете ли свои вещи?
Упражнение на развитие выразительности «Неряха»
Дети изображают неряху.
Выразительные средства: растрепанные волосы, небрежный вид. Пуговицы расстегнуты, рубашка не заправлена в брюки, руки в карманах.
Мимика: сердитый взгляд, нахмуренные брови.
Воспитатель вносит шапочки петушка и кота
Чтение стихотворения «Петушок».
Петушок кота учил,
Очень важно говорил:
- Ты всегда перед едой
Лапки чисто мой водой.
(Г. Сапгир)
Воспитатель: Кто хочет быть петушком и котом. Надевайте шапочки петушка и кота и расскажите руками, о чем говорится в стихотворении.
Воспитатель и один ребенок в шапочке петуха читают.
Дети инсценируют стихотворение «Петушок»
Выразительные движения:у петушка тело отклонено назад, подбородок приподнят, гордый взгляд, смотрит на кота свысока. Текст произносит властным голосом, энергично жестикулируя.
У ребенка, изображающего кота, опущенные плечи, поникшая голова, испуганный взгляд, торопливые движения (моет лапки).
Воспитатель предлагает детям послушать главу «Как это началось?» из книги С. Образцова
Чтение с показом рисунков автора к данной главе
Затем знакомит с несколькими куклами бибабо.
Раздает их малышам, предварительно научив управлять ими.
В грамзаписи звучит песня «Качели» (муз. Протасова )
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ № 405
Конспект театрализованное занятия
(младшая группа)
Воспитатель: Шадурская А. В.
Донецк
Тема: “Колобок на новый лад.”
Цель:
Закрепить знания о временах года, животных.
Закрепить умения определять положительные и отрицательные качества персонажей, оценивать поступки героев.
Развивать выразительность речи.
Закрепить навыки слушания.
Воспитывать любовь к искусству.
Оборудование:следы,игрушка Колобок,рисунки с персонажами сказок, конфеты.
Ход занятия
Рассказ воспитателя “День рождения Колобка” (воспитатель предлагает детям пойти в лес и поздравить колобка с Днём рождения).
Игра “Когда это бывает” :
- Когда снег идёт, холодно на улице?
- Появляются на деревьях почки?
- Фрукты поспевают?
- Листья падают с деревьев?
Пока дети играют, сзади них появляются следы.
Игра “Дикие животные” (дети идут по следам и называют диких животных).
Игра “Пантомима” (дети показываю животных которые будут в гостях у Колобка).
Соревнование (детям нужно разделится на две команды и с одного стола на другой перенести только рисунки сказок, среди рисунков со сказками лежат рисунки посторонних предметов).
Появляется Колобок и приглашает детей в театр. Беседа Колобка с детьми “Поведение в театре” (не разговаривать, нарядно одеваться, нельзя кушать, благодарить артистов аплодисментами).
“Колобок на новый лад”
Автор:
Жили-были старик со старухой. Вот как-то раз просит старик.
Старик:
«Испеки, старуха, колобок».
Автор:
А старухаотвечает:
Старуха:
«Из чего печь-то? Муки у нас нет».-
Старик:
«Э-эх, старуха! Ты по коробу поскреби, по сусеку помети, авось мука и наберётся».
Автор:
Старуха по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни две. Замесила на сметане, испекла колобок и положила на окошко студить. Колобок полежал-полежал да и покатился: с окна на лавочку, с лавочки на пол, по полу к двери, через порог на крыльцо, с крыльца за ворота! Катится колобок по тропинке и песенку поёт:
Колобок:
«Я колобок-колобок, я по коробу скребён, по сусеку метён, на окошке стужен! Я от бабушки ушёл и от дедушки ушёл!»
Автор:
Навстречу ему заяц:
Заяц:
«Колобок-колобок, я тебя съем!» -
Колобок:
«Не ешь меня, заинька, я тебе песенку спою! Я колобок-колобок, я по коробу скребён, по сусеку метён! Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, а от тебя, заяц, и подавно уйду!»
Автор:
И покатился дальше, только заяц его и видел. Навстречу колобку волк.
Волк:
«Колобок-колобок, я тебя съем!» -
Колобок:
«Не ешь меня, серый волк, я тебе песенку спою! Я колобок-колобок, я по коробу скребён, по сусеку метён! Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, я от зайца ушёл, а от тебя, волк, и подавно уйду!».
Автор:
Катится колобок по тропинке, песенку поёт. Смотрит - медведь сидит. Увидал колобка и говорит:
Медведь:
«Колобок-колобок, я тебя съем!».
Колобок:
«Где тебе, косолапому, съесть меня! Я колобок-колобок, я по коробу скребён, по сусеку метён! Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, я от зайца ушёл и от волка ушёл, а от тебя, медведь, и подавно уйду!».
Автор:
Навстречу колобку лиса
Лиса:
«Какой колобок кругленький, румяный! Вот я тебя съем!»
Автор:
А колобок ей отвечает.
Колобок:
«Не ешь меня, лиса, я тебе песенку спою. Я колобок-колобок, я по коробу скребён, по сусеку метён! Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, я от зайца ушёл, я от волка ушёл и от медведя ушёл, а от тебя, лиса, и подавно уйду!».
Автор:
И побежал колобок дальше, долго ходил он по лесу, много кого встречал на своём пути и все они хотели его съесть. И он понял, что нужно идти домой ему безопаснее всего. Идёт он задумчиво, а на встречу ему белочки – сосед очки.
Белочки:
Ты кто такой? Куда катишся?
Колобок:
«Я колобок-колобок, я по коробу скребён, по сусеку метён! Ищу свой дом. Помогите мне, пожалуйста».
Белочки:
«Извини колобок, но мы не знаем, где ты живешь. Обратись к красавице Луне.
Автор:
Наступила ночь, в лесу стало темно и страшно. Катится колобок по тропинке, вдруг стало светлее, и появилась Луна.
Луна:
Не грусти колобок, я сейчас позову подружку Фею, которая найдёт твой дом. Дорогая фея появись! Что случилось, нет её. Дети, а вы мне поможете позвать её, давайте все вместе скажем.
Дети:
Дорогая фея появись!
Фея:
Вот и я, что случилось?
Луна:
Дорогая фея помоги колобку найти свой дом.
Фея:
А пусть он мне песенку споёт, а я его домой доведу.
Колобок:
«Я колобок-колобок, я по коробу скребён, по сусеку метён!
Фея и Луна:
Вот ты и дома дорогой колобок.
Колобок:
Спасибо Вам, дорогие мои.
Старик:
Старуха иди, посмотри, наш колобок вернулся.
Старуха:
Ой спасибо Вам большое дорогая Фея и Луна. А давайте чай пить, только у нас ничего к чаю нет.
Фея:
Это не беда. Раз – два – три. Вот и конфеты смотри. Только сначала нужно угостить наших гостей.
Все вместе:
Вот и сказки конец, а кто слушал молодец.
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ № 405
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
по театрализованной деятельности
(средняя группа)
Воспитатель:
Шадурская А. В.
г. Донецк
Цель:
Развивать исполнительские умения детей в создании художественного образа.
Закреплять знания о правилах манипуляции куклами.
Формировать интонацию и выразительность речи.
Развивать диалогическую речь детей в процессе театрально-игровой деятельности.
Поддерживать желание выступать перед детьми.
Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
Материал:мышки и кошки — мягкие игрушки,
куклы (из театра бибабо, марионетки, из настольного конусного театра).
Декорации и элементы костюмов к «Сказке о глупом мышонке!»
Ход занятия.
Педагог. Посмотрите, какие игрушки сегодня пришли к нам в гости. Из какого они театра?
Дети. Из кукольного.
Педагог. Да, вот эта мышка с кошкой из театра мягкой игрушки. Это марионетки, это зверюшки из настольного театра, а это?
Дети. Это куклы бибабо!
Педагог. А вам бы хотелось поиграть в эти игрушки? Для того чтобы управлять куклами бибабо, нужно потренировать руки и пальцы, вспомнить, какой пальчик как называется. (Называть пальцы по порядку.)
Ну а теперь давайте представим, что левая рука — это мышка, а правая — кошка...
Упражнение «Кошки-мышки»
Эта ручка — мышка. И крадется к мыши.
Эта ручка — кошка. Мышка, цапнув кошку,
В кошки-мышки поиграть Убегает в норку.
Можем мы немножко. Кошка все сидит и ждет:
Мышка лапками скребет. Что же мышка не идет?
Мышка корочку грызет.
Кошка это слышит
(И. Лопухина)
(Упражнение разыгрывается 2 раза:
первый раз —- на движение, второй — на интонацию.
Педагог. Так и не дождалась кошка мышки. А маленькая мышка забралась со своими подружками в кладовку... Давайте присядем, а колени будут у нас понарошку кладовками для мышек.
Игра с пальчиками
Пять маленьких мышек
Забрались в кладовку.
В бочонках и банках
Орудуют ловко. Шевелят пятью пальчиками.
На сыр забирается первая мышка, Большой пальчик
В сметану ныряет вторая малышка. Указательный.
А третья с тарелки все масло слизала. Средний.
Четвертая — в миску с крупою попала. Безымянный.
А пятая мышка медком угощается... Мизинец.
Все сыты, довольны, вдруг —
Кот просыпается. Выпускают «коготки».
«Бежим», — пропищала подружкам малышка.
И спрятались в норку Прячут руки за спину
(Пер. с англ. И. Лопухиной)
Педагог. Вот проказницы, что натворили в кладовке... Наверно, кошка в это время спала и ничего не видела. Дети, а какие повадки у кошки, какая она?
Дети. Хитрая, мягкая, быстрая, пушистая, добрая, ленивая, царапучая и т. д.
Педагог. Давайте попробуем изобразить кошку.
(Знакомит детей со стихотворением, обсуждают движения по тексту.)
Осторожно, словно кошка, Дети идут мягким, пружинящим шагом.
До дивана от окошка
На носочках я пройдусь,
Лягу и в кольцо свернусь. Ложатся на коврике.
А теперь пора проснуться, Каждый по-своему импровизирует
Распрямиться, потянуться. движения.
Я легко с дивана спрыгну,
Спинку я дугою выгну.
А теперь крадусь, как кошка,
Спинку я прогну немножко.
Я из блюдца молочко
Полакаю язычком.
Лапкой грудку и животик
Я помою, словно котик.
И опять свернусь колечком,
Словно кот у теплой печки. Укладываются и мурлыкают.
Вот так кошка и проспала мышек...
А вот совсем другой образ кота — хвастунишки и воришки. Помните, как он хвастался, что и пряжу прял, и ткань ткал, и куртку шил?
(Повторение знакомого стихотворения.)
Педагог. Кто нитку прядет?
Дети. Кто, кто— кот!
Педагог. А кто ткань ткет?
Дети. Кто, кто — кот!
Педагог. А кто куртку шьет?
Дети. Кто, кто — кот!
Педагог. А кто из кладовки сметану крадет?
Дети. Молчит кот, только облизывает рот! (Стыдливо отворачиваются.)
(И. Лопухина)
Педагог. А вот появился пес по имени Барбос. Из какого он театра? Правильно, бибабо. Сейчас мы с ним поиграем. Вы все будете котятки, а Барбоса я одену на руку... Андрею, он быстрее всех приготовил пальчики.
Игра «Котята»
На ковре котята спят.
Мур-мур, мур-мур! Дети сворачиваются клубочком на ковре.
Просыпаться не хотят.
Тихо спят спина к спине
И мурлыкают во сне! Дети мурлыкают.
Вот на спинку все легли,
Расшалились все они.
Лапки вверх и все подряд
Все мурлыкают, шалят! Перевернулисьи начали шалить, кто
Вот идет лохматый пес, как хочет
А зовут его Барбос.
Ребенок.
Тут котята все шалят? Дети прислушиваются, затем
Напугаю всех котят! разбегаютсяи прячутся.
Педагог.
Эй, котята, не шалите, все ко мне подойдите.
Мышка с кошкой засиделись, песни петь им захотелось.
Кто споет здесь за зверят, позабавит всех ребят?
Чтобы одеть на руку куклу бибабо, приготовьте пальчики: указательный — головка, большой и средний — лапки.
«Мур-мур-мур, мур-мур-мур», — кошка распевает.
Другой песенки она не знает.
Наверное, не ходила в детский сад она, потому и песенка у нее одна!
Упражнение с куклами бибабо
(Дети по очереди надевают кукол на руки.)
Импровизация пения животных
Вот как хорошо мы сегодня поиграли в кошки-мышки. Ну-ка скажите мне, в каких сказках встречается образ этих животных?
Педагог. Молодцы! А теперь поиграем в сказку о глупом мышонке... Мы уже много говорили об этой сказке и даже придумали, с помощью каких музыкальных инструментов можно изобразить ее героев.
- Однажды маленький медвежонок, которому надоело быть одиноким и нелюбимым, попросил его:
Медведь:
- Солнышко, я очень хочу, чтобы у меня были друзья. Друзья, которые уважали меня. Но как мне их найти. Помоги мне, пожалуйста!
Солнышко:
- Хорошо, я дам тебе солнечный клубочек. Он подскажет тебе, как поступать. Если ты будешь вести себя правильно, как нужно клубочек будет тебя нежно греть, а если ты будешь делать, что - то не так он будет тебя обжигать.
Медведь:
- Спасибо тебе солнышко! Кажется кто – то приближается сюда.
- Ага, это зайчонок! Я сейчас его напугаю, чтоб знал кто в лесу хозяин! Ой что – то клубочек стал очень горячим.
Тогда не буду пугать зайчика!
- Привет зайчик!
Зайчик:
- Здравствуй медведь! Ты меня не обидишь?
Медведь:
- Я хоть и большой, но ем только мёд и лесные ягоды. А зайцы мне не нравятся.
Зайчик:
Спасибо, медвежонок!
Медведь:
- За что он меня поблагодарил? Не знаю, но кажется солнечный клубочек действует.
- Стоп, а кто тут в траве? Да это же маленький птенчик из гнезда выпал. Ну и ладно пусть лежит. Ой, ой опять клубочек обжигает.
Птенчик:
- Ну, я же погибну! Жестокий медведь не поможет мне маленькому.
Медведь:
- А вот и нет. Я сейчас тебя подниму и посажу обратно в твоё гнездо. Как приятно меня греет клубочек.
Птенчик:
Спасибо тебе медвежонок, когда, ни будь и я тебе помогу. Ты хороший!
Медведь:
- Да не нужно! Хотя очень приятно. Даже поднялось настроение.
Воспитатель:
- На своём пути домой медвежонок встретил ещё лисичку, мышку, ёжика и всем чем – то помог.
- Вскоре медвежонок простудился и заболел. Ему было одиноко и скучно.
И вдруг к нему начали приходить гости все те, кому он помог: зайчик, птенчик с мамой, лисичка, мышка, ёжик. Они принесли варенье, мёд и быстро вылечили медвежонка.
Они все вмести стали пить чай. И медвежонок понял, что он нашел то, что искал. Друзей и уважение.
Беседа по содержанию сказки.
Каким был медвежонок в начале сказки?
Какая мечта была у медведя, что он хотел?
Расскажите, как солнечный клубочек помог мишке?
Какие хорошие поступки сделал медвежонок?
Кому помог мишка?
Как звери отблагодарили медвежонка?
Понравился ли вам конец сказки?
Воспитатель: Ребята мы с вами говорили о дружбе, это так хорошо быть дружными, как здорово когда есть друзья правда?
11. Фея хвалит детей и угощает конфетами.
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ № 405
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
по театрализованной деятельности
(Старшая группа)
Воспитатель:
Шадурская А.В.
г. Донецк
Цель:
Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа.
Формировать интонацию и выразительность речи. Развивать диалогическую речь детей в процессе театрально-игровой деятельности.
Продолжать обогащать и активизировать словарь детей. Учить четко и правильно произносить все слова в скороговорках.
Поддерживать желание выступать перед детьми, участвовать в разыгрывании знакомых сказок.
Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
Материал:Вдоль центральной стены расставлены деревья; мягкие игрушки — медведь, заяц, белка, лиса, сова; костюмы зверей для детей, костюм Снеговика для воспитателя.
Ход занятия.
Упражнения на внимание
(хлопни, отстучи ритм, повтори движение).
Педагог.
Все вы знаете, ребята,
Что в лесу живут зверята.
Дружно, весело живут,
Свои песенки поют ...
Вот они расселись в ряд
И глядят все на ребят...
(Е. Макшанцева)
Хочу вам загадать загадки, а вы попробуйте их отгадать!
Косолапые ноги,
Зиму спит в берлоге,
Догадайся, ответь,
Кто же это?
Дети. Медведь!
Педагог. Да, вот он мишенька-медведь...
(Педагог сначала читает, а потом предлагает мальчикам превратиться в медведей,
а девочкам — в пчелок.)
Разыгрывание стихотворения по ролям
Медведь по лесу бродит,
От дуба к дубу ходит...
Находит в дуплах мед
И в рот к себе кладет.
Облизывает лапу
Сластена косолапый.
А пчелы налетают.
Медведя прогоняют.
А пчелы жалят мишку:
Не ешь наш мед, воришка!
Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу.
Ложится, засыпает
И пчелок вспоминает...
(И. Лопухина)
Педагог. А вот вторая загадка:
На веточке не птичка —
Зверек-невеличка.
Мех теплый, как грелка.
Кто это?
Дети. Белка!
Инсценирование стихотворения
(Педагог обращает внимание на самые удачные образы.)
На еловой веточке
Расшалились белочки.
И смеются: мишки
Собирают шишки!
Вместо ягод — ха-ха-ха! —
Собирают шишки.
Ха! Ха! Ха!
Вот смешные мишки!
(Е. Макшанцева)
Педагог. И еще одна загадка:
Хитрая плутовка.
Рыжая головка.
Дети. Лиса!
Педагог. Сейчас я вам расскажу об одной лисе, вы послушайте и скажите, какой у нее характер, какие повадки...
У лисицы острый нос,
У нее пушистый хвост,
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
Лиса павою похаживает,
Шубу пышную поглаживает.
Я охотница до птицы!
Кур ловить я мастерица,
Как увижу — подкрадусь.
После прыгну и схвачу,
Деткам в норку отнесу.
Пантомимический этюд
Игра-упражнение со словом
А вот и совушка-сова — большая голова.
На дубу сидела, головой вертела: так, так, так!
Сова большая птица, ночью ей не спится.
Педагог. Попробуем и ее изобразить...
(Дети под музыку А. Попова «Сова» из сказки «Снеговик» двигаются
и поют песню совы.)
Молодцы! Сегодня я предлагаю вам выучить о совушке смешную скороговорку.
Дети, а что такое скороговорка?
Да, это небольшое стихотворение, которое говорится быстро для тренировки речи. Помните, «У елки иголки колки». Скажем эту скороговорку в разном темпе.
(Дети произносят по очереди скороговорки.)
Ну, а теперь новая:
Сова советует сове: Спи, соседка, на софе.
На софе так сладко спится,
О совятах сон приснится.
(Педагог объясняет смысл слова «софа» — диван.)
Дети разучивают слова.
Педагог следит за правильностью, выразительностью произношения, предлагает каждому говорить по строчке по очереди.
Педагог. Очень хорошо вы сегодня изображали характер и повадки разных зверей. Но ведь у них есть и свои голоса... Поговорим на языке зверей?
Имитационные упражнения
Передача голоса персонажа
(Подходит к каждому из детей и начинает с ним «говорить» по-кошачьи, по-петушиному, по-собачьи.
Дети придумывают ответы голосом другого животного,таким образом проявляя свою фантазию.)
Дети, а мы ведь знаем сказку, где все эти звери (показывает на игрушки под деревьями) встречаются, вы даже сами придумали ей название. Какое?
Дети. «День рождения Снеговика».
Педагог. Хотите поиграть в эту сказку? Тогда надевайте костюмы.
(Дети одеваются в костюмы зверей, воспитатель — в костюм Снеговика)
Разыгрывание музыкальной сказки А. Попова «Снеговик»
Педагог.Ой, ой, ой, бедный Снеговик, как ему у нас жарко! Придется его на улицу проводить... Проводим?
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ № 405
КОНСПЕКТ
по театрализованной деятельности
Театрализованные игры с элементами кукольного театра
(старшая группа)
Воспитатель:
Шадурская А. В.
г. Донецк
Цель:
Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа. Закрепить умение кукловождения.
Воспитатель: Ребята, я хочу вас пригласить в сказку
Все мы знаем, все мы верим:
Есть на свете чудный терем.
Терем, терем покажись,
Покружись, остановись.
К лесу задом, к нам лицом,
И окошком и крыльцом
А вот и теремок. Давайте сядем на травку да посмотрим, что будут дальше. Слышите, кто-то бежит к теремку!
Мышка: Я маленькая мышка,
Я по лесу брожу,
Ищу себе домишко.
Ищу не нахожу.
Тук-тук! Пустите меня!
Воспитатель: Никто мышке не ответил. Решила она войти в теремок.
(Ребенок входит в теремок, берет мышку-куклу, управляет ею в окошке)
Мышка: А теперь надо убраться в теремке.
Воспитатель: Слышите, дети, кто-то еще бежит к теремку.
Лягушка: Речка, мошка и трава!
Теплый дождик Ква-ква-ква!
Я лягушка, я квакушка,
Поглядите какова!
Воспитатель: Увидела лягушка теремок и давай стучаться в дверь.
Лягушка: Тук-тук-тук! Открывайте дверь!
Мышка (кукла в теремке): Кто там?
Лягушка: Это я лягушка-квакушка. Пустите меня в теремок!
Мышка (кукла): А что ты умеешь делать?
Лягушка: Я умею стихи читать, слушай!
Для внучонка-лягушонка
Сшила бабушка пеленку
Стала мама и пеленать,
А малыш давай скакать,
Из пеленки прыг да скок –
И от мамы наутек.
(В.Шумилин)
Мышка: Заходи!
Воспитатель: Стали они вдвоем в теремке жить. Мышка ватрушки печет. Лягушка по воду ходит. Вдруг слышат, что на полянку выбежали зайцы, играют, резвятся.
Игра «Зайцы и волк»
Воспитатель: Испугались зайцы волка и разбежались кто куда. А один зайчик подбежал к теремку и постучался в дверь.
Заяц: Тук-тук-тук!
Мышка (кукла): Кто там?
Заяц: Я заяц – чуткое ушко,
Имя мое - Прыг-скок!
Пустите меня в теремок!
Лягушка (кукла): А что ты умеешь делать?
Заяц: А вот что! (Поет и играет на барабане)
На лесной лужайке
Разбежались зайки,
Вот такие зайки,
Зайки-побегайки.
(В.Антонова)
Лягушка (кукла): Заходи!
Воспитатель: Вот их в теремке трое стало. Мышка ватрушки печет. Лягушка по воду ходит. А зайка им песенки поет. Вдруг слышат, кто-то бежит к теремку.
Лиса: Я лисичка, я сестричка.
Я хожу не слышно.
Рано утром по привычке
На охоту вышла.
Тук-тук-тук! Пустите меня в теремок.
Воспитатель: Выглянула мышка в окошко и спрашивает…
Мышка (кукла): А что ты умеешь делать?
Лиса: Загадки загадываю! Вот слушайте.
В лесу выросло, из лесу вынесли,
В руках плачет, а слушает – скачет.
Звери: Дудочка!
Лиса: Он хоть мал, да удал,
Только дождика ждал.
Он сквозь землю прошел,
Красную шапочку нашел.
Звери: Гриб!
Лягушка (кукла): Заходи!
Воспитатель: Стали они вчетвером жить. Вдруг слышат сучья трещат, медведь идет.
Медведь: Тук-тук-тук! Пустите меня в теремок.
Мышка (кукла): Кто там?
Медведь: Мишка-медведь!
Лягушка (кукла): А что ты умеешь делать?
Медведь: Могу песни петь!
Я медведь, я медведь,
Я умею песни петь!
Звери:
Мишка, мишенька, медведь
Не умеет песни петь!
Медведь: (поет и танцует)
Я медведь, с давних пор
Замечательный танцор!
Топ-топ-топ-топ!
Звери:
Перепутал он опять,
Не умеет танцевать!
Воспитатель: Расстроился Мишка, чуть не плачет. Пожалели его звери.
Лягушка (кукла): Ладно. Заходи!
Воспитатель: Дети, мы тоже петь и плясать умеем, пойдем и мы в теремок.
Воспитатель и дети: Тук-тук-тук!
Мышка (кукла): Кто там?
Воспитатель и дети: Это мы, ребята-дошколята! Пустите нас в теремок.
Лягушка (кукла): А что вы умеешь делать?
Воспитатель и дети: Петь и плясать!
Дети (поют):
Уж мы будем, мы будем дружить,
Будем в тереме весело жить,
И работать, и петь, и плясать
И друг другу во всем помогать.
Уж ты, Мишенька, топни ногой!
Уж ты, Зайка, сыграй, дорогой!
Мы бы с ежиком вышли бы в круг,
Да уж больно колючий наш друг!
Воспитатель: Мы и плясать умеем! А вы, звери, хотите с нами поплясать?
Звери: Да!
Воспитатель: Выходите и попляшите с нами.
Танецсо зверями
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в сказку «Теремок»
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ № 405
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
по театрализованной деятельности
(старшая группа)
Воспитатель:
Шадурская А. В.
г. Донецк
Цель:
Развивать творческую самостоятельность детей, побуждая их передавать эмоциональное состояние персонажа с помощью мимики, жестов, песенной и танцевальной импровизации.
Обучать приемам манипуляции тростевыми куклами.
Формировать умение оценивать черты характера литературного персонажа, выражать свое отношение к его поступкам с помощью мимики, жестов, выразительной интонации.
Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука «д».
Воспитатель предлагает детям высказать свое отношение к поведению пса. Дети надевают шапочки и разыгрывают стихотворение, изображая животных мимикой, жестами, движениями.
Воспитатель:
Пес
Шагал
По переулку.
Он
Жевал
Большую
Булку.
Подошел щеночек,
Попросил кусочек.
Сел
Пес,
Стал гадать...
Пес.Дать
Или не дать?
Воспитатель:
Погадал-погадал,
Пожевал-пожевал...
Не дал!
Подошла Кошка-мяушка,
Попросила кошка...
Кошка.Мякушка.
Воспитатель:
Встал Пес,
Стал гадать: Дать
Или не дать?
Погадал-погадал,
Пожевал-пожевал...
Не дал!
Прискакала
Лягушка,
Пошептала
На ушко,
Попросила
Лягушка...
Лягушка. Горбушку.
Воспитатель:
Сел Пес, Стал гадать....
Пес.Дать
Или не дать?
Воспитатель:
Погадал-погадал,
Пожевал-пожевал...
Не дал!
Подошла уточка,
Постояла
минуточку,
Попросила уточка...
Утка.
Чуточку-чуточку!
Только
попробовать!
Воспитатель:
Встал Пес, Стал гадать...
Пес. Дать
Или не дать?
Воспитатель:
Погадал-погадал.
Пожевал-пожевал
Не дал!
Воспитатель:
Подошла курочка
Попросила курочка…
Курица.
Корочку!
Воспитатель: Сел Пес, Стал гадать...
Пес. Дать
Или не дать?
Воспитатель:
Погадал-погадал,
Пожевал-пожевал...
И сказал...
Пес.
Я бы дал!
У меня у самого
Больше нету ничего!
(Э. Мошковская)
Разучивание с детьми скороговорки
в медленном темпе
Воспитатель следит за четкой и правильной артикуляцией звука «д».
Дед Данила
Русская народная скороговорка
Дед Данила
Делил дыню
Дольку Диме.
Дольку Дине.
Постепенно темп ускоряется
( Игры, этюды, упражнения)ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЭТЮДЫ
1. Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить ее с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это же мама — простили, улыбнулись (зубы сомкнуты).
2. Представьте себя собачкой в будке. Серьезная собачка. Ага, кто-то идет, надо предупредить (рычим).
3. Берем снежинку в руку и говорим ей хорошее слово. Говорим быстро, пока не растаяла.
4. «Яработник сладкий»
Целый день на грядке:
Ем клубнику, ем малину,
Чтоб на всю наесться зиму...
Впереди арбузы — вот!
Где мне взять второй живот?
5. На носочках я иду —
Маму я не разбужу.
6. Ах, какой искристый лед,
А по льду пингвин идет.
7. Мальчик гладит котенка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руки мальчика.
8. У ребенка в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Он угощает товарищей, которые берут и благодарят. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно!
9. Жадный пес Дров принес,
Воды наносил,
Тесто замесил,
Пирогов напек,
Спрятал в уголок
И съел сам.
Гам, гам, гам!
10. Мама сердито отчитывает своего сына, промочившего ноги в луже.
11. Дворник ворчит, выметая из подтаявшего снега прошлогодний мусор.
12. Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову: испуганный, ощущает слабость и недомогание.
13. Корова, тщательно пережевывающая первую весеннюю травку. Спокойно, с наслаждением.
14. Был у зайца дом как дом
Под развесистым кустом,
И доволен был косой:
— Крыша есть над головой! —
А настала осень,
Куст листовки сбросил,
Дождь как из ведра полил,
Заяц шубу промочил.
Мерзнет заяц под кустом:
— Никудышный этот дом!
15. Шерсть чесать — рука болит,
Письмо писать — рука болит,
Воду носить — рука болит,
Кашу варить — рука болит,
А каша готова — рука здорова.
16. У забора сиротливо
Пригорюнилась крапива.
Может, кем обижена?
Подошел поближе я,
А она-то, злюка,
Обожгла мне руку.
Шар надутый две подружки
Отнимали друг у дружки.
Весь перецарапали! Лопнул шар,
А две подружки посмотрели—
Нет игрушки, сели и заплакали...
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
— Как же быть без хруста,
Если я — капуста.
(Руки отведены в стороны ладонями вверх, плечи приподняты, рот раскрыт, брови и веки приподняты.)
Полюбуемся немножко,
Как ступает мягко кошка.
Еле слышно: топ-топ-топ,
Хвостик книзу: оп-оп-оп.
Но подняв свой хвостпушистый,
Кошка может быть и быстрой.
Ввысь бросается отважно,
А потом вновь ходит важно.
Этюды на веру, наивность, фантазию
(Этюды М. Чехова)
Предложить детям походить по полу, как по луже,
по грязи,
по горячему,
раскаленному песку.
Игры с детьми: в лошадки, в машину, в пожарных
Этюды на выразительность жеста
(М. Чистяковой)
«Тише»
Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»
Выразительные движения. Шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови идут вверх.
«Иди ко мне».
Мальчик манит к себе малыша, который учится ходить самостоятельно.
Выразительные движения. Присесть, обе руки вытянуть навстречу малышу.
«Уходи!»
Ребенок отталкивает обидчика.
Выразительные движения. Кисти рук держать вертикально, ладонями наружу.
«До свидания»
От пристани отходит огромный белый теплоход. Провожающие, глядя на стоящих на палубе моряков и пассажиров, машут им высоко поднятой рукой: «До свидания! До встречи!»
Этюды на выражение основных эмоций
«Лисичка подслушивает»
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.
Выразительные движения. Голова наклонена в одну сторону (слушает, подставляя ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт. Поза: нога выставлена вперед, корпус слегка наклонен вперед.
«Вкусные конфеты».
У девочки в руках воображаемая коробка с конфетами. Она протягивает ее по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и кладут конфеты в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.
Мимика. Жевательные движения, улыбка.
«Новая кукла»
Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скажет, кружится, играет с куклой. Звучит музыка П. Чайковского «Новая кукла».
«Лисенок боится».
Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут.
Выразительные движения. Поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ее на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.