Конспект занятия по речевому развитию на основе деятельностного подхода "В каждой крошке хлеба - труд!" (средняя группа)
Конспект занятия по речевому развитию на основе деятельностного подхода "В каждой крошке хлеба - труд!" (средняя группа)
Конспект занятия по развитию речи через деятельностный подход "В каждой крошке хлеба - труд!" в средней группе. Итоговое занятие в рамках проекта "Хлеб всему голова!"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по речевому развитию на основе деятельностного подхода "В каждой крошке хлеба - труд!" (средняя группа)»
11
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополёк» с. Октябрьское
Усманского муниципального района
Липецкой области
материал для участия в областном педагогическом конкурсе
«Разработка образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста на основе деятельностного подхода»
Тема: «В каждой крошке хлеба – труд»
(средняя группа)
Разработала: воспитатель первой категории А. Г. Рашитова.
2016 год
Разработка образовательной деятельности по речевому развитию детей, в средней группе
«В каждой крошке хлеба — труд!»
(2 часа)
Интеграция образовательных областей:
- речевое развитие,
- социально–коммуникативное развитие,
- познавательное развитие,
- физическое развитие,
- художественно–эстетическое.
Цель: Создание условий для формирования у детей представлений о процессе выращивания хлеба, развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, мелкой моторики пальцев рук, артикуляционного аппарата, диалогической речи.
Образовательные цели: Формирование представлений о труде хлеборобов, о важности их труда. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Хлеб» (хлеб, пшеница, рожь, колос, элеватор, хлебороб, комбайн, комбайнер, мельник, мука, пекарь, тесто, булка, бублик, сушка, пряник, печенье; золотой, белый, свежий, вкусный, ароматный, растить, убирать, молотить, месить, пористое, печь). Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыка звукового анализа слов.
Развивающие цели: Развитие фонематического слуха, памяти, мышления, общих речевых навыков, диалогической речи, зрительного внимания, координации речи с движением.
Воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к хлебу. Расширение круга нравственных понятий; избавление детей от вредных действий, которые могли бы запечатлеться как отрицательные привычки.
Задачи:
Уточнить и систематизировать знания детей о том, как на наших столах появляется хлеб.
Обобщить представления детей о полевом растении – пшеница.
Закрепить знания о профессиях, связанных с производством хлеба.
Обогащать и активизировать словарь детей (песня и потешка).
Поддерживать стремление и желание детей высказывать собственное мнение, активно вступать в деловое общение со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности; Развивать связную речь.
Прививать детям бережное отношение к хлебу.
Развивать коммуникативные навыки и толерантность при объединении детей в творческие группы, совершенствовать стиль партнерских отношений
Воспитывать инициативность, самостоятельность, творческое отношение к делу.
Оборудование: 4 стола,буханка хлеба, солёное и дрожжевое тесто, упаковка муки, трактор, машинка «Камаз» и мешочки с песком, салфетка, манка, мука, мельница, элеватор (сделан из большой коробки, с отверстием сбоку для загрузки зерна), рассадные ящики: № 1 земля, № 2 проросшая пшеница, № 3 пшеница на стадии кущения, ящик №4 с засохшими ростками пшеницы, ваза с колосьями пшеницы, грабли, лейки с водой, массажные коврики, ИКТ (ноутбук, проектор, экран), видео «Пшеничное поле», презентация «Как хлеб к нам на стол пришёл», иллюстрации «Хлеб всему голова», костюмы пекаря, фартуки мельникам, кепка для шофёра, минусовка «песня шофёра» Л. Агутина, аудиозапись классической музыки Э. Морриконе, минусовка «Песенка про лето» муз. Е. Крылатова (из м/ф «Дед Мороз и лето»).
Предварительная работа: слушание и разучивание песен о хлебе, чтение и обсуждение рассказов М. Глинской «Хлеб», М. Пришвина «Лисичкин хлеб», развлечение с участием родителей « Хлеб всему голова», изготовление печенья из солёного теста, просмотр презентации – « Как хлеб на стол пришёл», просмотр и обсуждение мультипликационных фильмов «История о девочке, которая наступила на хлеб», «Колосок», посадка зёрен пшеницы и наблюдение за их ростом, беседа по картинкам как наши предки хлеб выращивали, НОД от зёрнышка до булочки,
Методы и приёмы:
Наглядные: рассматривание картин, колосьев, муки, манки, зерен пшеницы и ржи, сравнение солёного и дрожжевого теста, использование ИКТ.
- познакомить детей с особенностями выращивания зерновых растений;
- пополнение и активизация словарного запаса, умение, верно, обосновывать ценность каждого вида трудовой деятельности, связанной с производством зерна и хлеба, названий хлебобулочных изделий;
- сформировать устойчивый интерес к труду взрослых, уважение к труду взрослых;
- воспитание бережного отношения к хлебу;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей;
творческое самовыражение детей;
- развитие диалогической речи;
- развитие партнерских отношений.
Содержание непосредственно-образовательной области:
Занятие 1
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, а вот куда, вы поймёте сами. Итак, мы отправляемся на машине в путь(под музыку ребята заходят в зал, делают круг по залу, садятся на стульчики, рядом находится стол с хлебом, хлеб накрыт, чтобы его не было видно).
Воспитатель: Ребята, я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь её отгадать. Ответ на эту загадку спрятан у меня в корзине.
Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и чёрный, он и белый, А бывает подгорелый. (Хлеб)
Воспитатель: Правильно ребята! Вы угадали.(открываю и показываю хлеб, дети берут в руки хлеб и высказывают свои впечатлении о хлебе. В это время заходит Маша – девочка из другой группы) фото 1
Маша: Здравствуйте ребята! (дети здороваются)
Воспитатель: Здравствуй Маша, проходи! Посмотри, что у нас есть?
Маша: Ой, какой у вас красивый и ароматный хлеб! фото 2 Воспитатель: Маша, а ты знаешь, как к нам на стол попадает хлеб? Откуда мы его берём?
Маша: Растёт на хлебном дереве?
Воспитатель: Ребята, а вы как думаете, как хлеб к нам на стол пришёл? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, наверно надо Маше помочь, рассказать весь путь хлеба – от зёрнышка до хлеба на столе. Хотите помочь Маше? А вы справитесь? Посмотрите, ребята, у нас на столах лежат предметы, необходимые для производства хлеба. И сегодня вы сами будете выращивать хлеб. Скажите, ребята, люди каких профессий нужны, для выращивания и производства хлеба?(ответы детей: трактористы, комбайнёры, мельники, пекари, хлеборобы, шофёры).А сейчас распределим, кто у нас будет комбайнёром, трактористом, хлеборобами, шофёром, мельниками, пекарями.(дети надевают необходимые для каждой профессии атрибуты) Посмотрите на столы и скажите, откуда мы начнем свой рассказ - путешествие? (на первом столе лежит зерно, лейки с водой, рассадный ящик №1 с землёй, рассадный ящик №4 с засохшими ростками, грабли, трактор)фото №2(2)
Дети сами выбирают и подходят к первому столу.
Воспитатель: Ребята, а что сначала нам надо сделать? (распахать)
Воспитатель: Правильно ребята. Рома покажи, как трактор пашет.(1-й ребенок трактором распахивает воображаемое поле)
- Что ребята сделал трактор? (Трактор распахал землю) В это время, на экране слайд №1 трактора, распахивающего поле. Повторите, что сделал трактор?
- Вот распахали, а что потом? (бороновать)У нас нет бороны, возьмите грабли.
(два ребёнка взяли грабли - разрыхлили и разровняли землю в ящике№1) фото № 3
Воспитатель: Ребята, скажите, а для чего мы боронуем землю? (что бы земля стала мягкой) В это время, на экране слайд №2 трактора, боронующего поле.
Воспитатель: Вот пробороновали, дальше что будем делать? (сеять) А чем будем сеять? (сеялками; дети сажают зёрна).фото №4;№4.1
Двое детей сеют пшеницу. В это время, на экране слайд №3 трактора, с сеялкой.
Воспитатель: Вот посадили пшеницу, что дальше с ней будет? (она будет расти)
Воспитатель: А что бы она росла, что для этого нужно? (надо полить)
Давайте польём. фото № 5
Два ребёнка берут лейки и поливают посеянную пшеницу.
Воспитатель: А что нужно для того, чтобы выросла пшеница? (дожди и солнце)
Воспитатель: Посмотрите сюда.(подходят ко 2 столу: рассадный ящик №2 проросшая пшеница, рассадный ящик № 3 пшеница на стадии кущения, ваза с колосьями пшеницы, тарелка с пшеницей. Показываю рассадный ящик № 2)
Что вы видите? (ростки, всходы, пшеница проросла)фото №5(2)
Дети рассматривают рассадный ящик № 3, сравнивают с ящиком №4, высказывают своё мнение. фото № 6
Воспитатель: Ребята, а если вдруг засуха, дождей нет, солнце сильно припекает, что произойдёт с ростками пшеницы? (она высохнет) Дети рассматривают и трогают высохшие ростки пшеницы Ящик № 4. Высказывают своё мнение. фото № 7
Воспитатель: Вот выросла у нас пшеница, заколосилась, созрела, посмотрите на колоски. Дети рассматривают, трогают руками колоски, высказываются. фото № 8
Воспитатель: Ребята, а вы слышали, как шумит пшеничное поле? (Ответы детей) А давайте вместе послушаем, как шумит пшеничное поле, когда налились и созрели колоски. Посмотрите на экран. (включаю видео «Пшеничное поле» – шумит пшеничное поле) Дети смотрят на экран и слушают. фото № 9
Воспитатель: Ну как понравилось? Давайте воспроизведём этот звук. ( ш-ш-ш-ш) Подходят к вазе с колосками.
Воспитатель: Ребята, когда дует ветер, колоски качаются, бьются друг о друга, и мы слышим такой звук: ш-ш-ш. Подойдите, попробуйте сами потрясти колосками. Дети трясут колоски. Слышен шум колосков. фото № 10
Воспитатель:Произнесите еще раз этот звук (ш-ш-ш), скажите, в каком положение находятся наши губки?(открыты) Они открыты или закрыты?(открыты) А в каком положение находятся наши зубки? Они открыты или закрыты?(открыты) Да, они закрыты, язычок находится за верхними зубами. Давайте ещё раз произнесём этот звук (ш-ш-ш)
Демонстрируя произношение звука «Ш», обращаю внимание детей, что при правильном произношении этого звука:
- губы округлены и выдвинуты вперед;
- зубы сомкнуты, либо сближены;
- кончик языка поднят к передней части неба, но не прижат; боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам;
- теплая воздушная струя выдыхается по середине языка;
- звук «Ш» произносится без голоса – глухой. фото № 11
Воспитатель: Молодцы! Хорошо у вас получается.
Воспитатель: Вот заколосилась и созрела пшеница, что дальше надо сделать? (убрать, собрать). Как называются машины для уборки пшеницы? (Комбайны)(Обращаю внимание на экран. Слайд №4)Впереди у комбайна находится мотовило. Повторите ребята – мотовило. (дети повторяют 2-3 раза) При уборке пшеницы, мотовило вращается и подбирает с поля колоски. (Показываю детям имитацию вращения мотовилы руками и предлагаю повторить эти движения за мной).фото № 12
Кто работает на комбайне? (комбайнёры) Соня, покажи мне на плакате, где комбайн? Что ты нам показала? Артём, что Соня показала? Кто работает на комбайне? Аня, повтори. фото № 13
Когда пшеницу собрали, куда ее надо отвезти? (на элеватор)
Воспитатель: Перед тем, как отвезти зерно на элеватор, давайте мы превратимся в зёрнышки.
Игра-релаксация “Зернышки”
Звучит классическая музыка Э. Морриконе.
Представьте себе, что вы маленькие зёрнышки, брошенные в землю (дети садятся на корточки, головы опущены вниз).фото № 14
Лежит зёрнышко в земле – темно, сыро, мягко. Пригрело солнышко, прошёл дождь. Зёрнышко набухло, лопнуло, (дети поднимают голову, расправляют плечи)и показался первый росток(дети поднимают руку). Пробил росток землю и потянулся к солнышку (дети встают, одна рука вытянута вверх).фото №15 Качается по ветру, тянется к солнышку(дети раскачиваются). Прошло время – росток окреп и появился колосок(дети поднимают вторую руку и сцепляют пальцы в замок). Колосок из зёрнышка ржи какой? (Ржаной.) Из зёрнышка пшеницы, какой? (Пшеничный.) Из овса какой? (Овсяный.) Что необходимо для роста и созревания колоска? (Солнце, дождь и руки человека.)
Воспитатель:- Отдохнули? Тогда берём мешочки, загружаем в камаз, и едем куда? (на элеватор)фото №14(2)Нам нужно отвезти пшеницу на хранение. Давайте все вместе ее отвезем. А полевая дорога непростая, неровная. Чтобы прочувствовать всю неровность полевой дороги, предлагаю детям снять обувь. Цепочкой все держат воображаемый руль, едут к элеватору, по массажным дорожкам. Фото №15(2)
Воспитатель: Стоп машина! Приехали к элеватору. Фото№16(2). Что на элеваторе делают с зерном? (Его сушат и хранят.) Ребята, так где хранят зерно? (на элеваторе)
Воспитатель: Правильно, молодцы! Давайте разгрузим нашу машину. Мальчики, возьмите по мешку и отнесите на элеватор. фото №16
Мальчики берут по 1 мешку и по желобку закидывают в элеватор. Ребята, мы с вами зерно вырастили, собрали, доставили на элеватор. Прежде чем его отправить на мельницу, зерно должно отдохнуть. Мы здорово с вами потрудились, устали, отдохнем и мы. Садимся в машину, поедем на перерыв. Маша, мы приглашаем тебя с нами(дети отправляются на второй завтрак и гигиенические процедуры).
Занятие 2
Воспитатель: Ребята, отдохнули? (ответы детей) Поехали дальше трудиться! Берем в руки руль и поехали(дети едут на элеватор). Стоп машина! Ребята, куда мы приехали? (на элеватор). Что мы оставляли здесь на хранение? (пшеницу) Куда теперь ее надо отвезти? (на мельницу)Загружаем мешки в машину и отправляемся на мельницу. Дети подъезжают к 3 столу. На столе лежит зерно, мука, манная крупа, ступка и пестик для помола. На экране слайд №5 – ветряная мельница. фото №17(1)
Воспитатель: Вот и мельница. А где же наши мельники? (Мельники подходят к мельнице) Мельники,принимайте зерно. (Дети выгружают мешки) фото №17(2) Что делают на мельнице с зерном? (ответы детей)
Воспитатель: А вы знаете, как работает мельница? (ответы детей).
Правильно ребята. Ветер дует и раскручивает лопасти у мельницы, а внутри мельницы жернова, перетирающие зерно в муку. Маша, ты поняла, как работает мельница? (ответ Маши)фото № 18. А давайте с вами сильно подуем, подставьте руку и подуйте ещё раз. (Дети дуют) Молодцы! Вы умеете сильно дуть. А теперь представьте, что ваши руки – это лопасти у мельницы, и вот они раскручиваются и вращаются сильней, ещё сильней.(дети вращают руками) Вращаем. Молодцы, хорошо работают ваши мельницы. фото №19.
Современные мельницы - это мукомольные цеха, оборудованные специальными машинами по перемалыванию зерна в муку. Как называют людей, работающих на мельнице? (мельники) Умар, повтори.
Вот перемололи зерно в муку, посмотрите какая она? Ответы детей(белая, мелкая, порошкообразная ) фото № 20. На экране слайд №6.
Воспитатель: Ребята, из пшеницы делают не только муку, но даже крупу. А какую крупу делают из пшеницы, кто из вас знает? (ответы детей) Посмотрите на стол, если затрудняетесь ответить. Что это у нас на столе? (крупа манка)
Воспитатель: Ребята, а что мельче - манная крупа или мука? Пощупайте, сравните. Дети пересыпают в руках манку, муку и говорят свой вывод. фото № 21
Воспитатель: Куда поступает мука с мельницы? (на пекарню) Повторите это слово - пекарня. А теперь отправляемся на наших машинах с мукой на пекарню. Берут со стола пакет с мукой, едут к 4 столу: тесто солёное и дрожжевое, дрожжи, соль, вода, хлеб, солёные печенье, сделанные детьми на предыдущих занятиях. Фото №21(2)
Физкультминутка: Ребята, а кто трудится на пекарне? Как называют этих людей? (пекари) А сейчас, ребята, поработаем пекарями (ответы детей).
- Поиграем с вами в шуточную игру «Замесим тесто»
Ой, ладошки-ладушки.
Мы печем оладушки. (хлопки ладонями)
Замешиваем тесто,
А тесту в миске тесно, (имитируют помешивание по кругу)
Тесто выпало на стол,(наклонились)
Тесто шлепнулось на пол, (присели)
Тесто убежало (легкий бег на месте)
Начинай сначала (повторить ещё раз.) фото № 22, 23
Воспитатель: Посмотрите, что у нас в тарелках? (Ответы детей: солёное и дрожжевое тесто.)фото № 24
Воспитатель: Ну-ка, пекари, расскажите нам, как делают солёное тесто? Кто помнит? Данил, правильно сказала Соня? Повтори, Маша, как делают солёное тесто? (ответы детей: замешивали муку, соль и воду)
Воспитатель: Да, так мы с вами делали солёное тесто, и лепили из него печенье. Маша посмотри, какое красивое печенье, сделали ребята.
Маша: И правда, красивое. Научите меня, ребята, делать такое же печенье?
Дети отвечают.
Воспитатель: А для хлеба, ребята делают другое тесто. А что же кладут в тесто, что бы тесто было более воздушным, пышным? (ответы детей)Я открою вам этот секрет - это дрожжи. Повторите это слово – дрожжи. Когда замешивают тесто на хлеб, обязательно кладут дрожжи, поэтому хлеб у нас получается, мягкий, воздушный. фото №25. Ребята, вот лежит дрожжевое тесто, потрогайте его, какое оно? А теперь потрогай те солёное, какое оно? Сравните. Отличается? Дети трогают тесто, сравнивают, высказывают своё мнение, чем отличается солёное тесто от дрожжевого (мягкое, пышное).
Воспитатель: Я сейчас разрежу солёное и дрожжевое тесто, а вы внимательно рассмотрите и скажите, чем ещё отличается? Воспитатель разрезает оба теста и детям видно, что дрожжевое тесто -пористое. фото № 26
Ребята, какое дрожжевое тесто в разрезе? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте вместе скажем – пористое(дети повторяют).Пористое – значит много пор, мелких дырочек, отверстий. Вот тесто у нас готово, что пекари делают дальше?(ответы детей) На экране слайд №7.
Воспитатель: Раскладываем тесто по формочкам, и ставим его…… (ответы детей). Кто мне скажет, куда же отправляется тесто, что бы превратиться в хлеб? (ответы детей: в духовку, в печку)
Воспитатель: После путешествия, мы попросим поваров, испечь хлеб из нашего теста. А что ещё пекут из муки?(ответы детей) На экране слайд №8
Воспитатель: Испекли хлеб, и куда дальше его отправляют? ( в магазин) Да, а мы с вами покупаем хлеб в магазине и несём домой. Вот Маша, какой огромный путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол. «Хлеб – это наше богатство», его надо беречь. Почему?(ответы детей)
Воспитатель: Правильно ребята, хлеборобы с раннего утра и до поздней ночи трудятся в поле, чтобы убрать всё до единого зёрнышка. А если не уберут хорошо зерно, тогда нам нечего будет кушать. Труд хлебороба очень тяжёлый. В каждой крошке хлеба – труд, труд многих людей, разных профессий. Нельзя выбрасывать хлеб. Остатки хлеба можно скармливать животным, птицам. А лучше всего брать столько хлеба, сколько ты сможешь съесть.
Воспитатель: Ребята, а вы как думаете, как нужно обращаться с хлебом?
Ответы детей: бережно, не выкидывать хлеб; брать столько, сколько можешь съесть; не крошить хлеб за столом.
Воспитатель: Скажи, Маша, теперь ты знаешь, откуда приходит хлеб на наш стол?
Маша: Спасибо, ребята, я теперь знаю, как хлеб к нам на стол приходит. Я обязательно расскажу Мишке сколько много людей работают, что бы мы могли кушать хлеб. Я теперь никогда не буду баловаться с хлебом. А вы ребята, хорошо относитесь к хлебу? Не бросаете его?
Воспитатель: Ребята, а давайте споём Маше песню, которую мы с вами разучили – «Корка хлеба» (Дети становятся вокруг Маши и поют песню-переделку на мотив «Песенка про лето»муз. Е. Крылатова (из м/ф «Дед Мороз и лето»)
1. Вот она какая, хлеба корка,
С хрустом аппетитным, с вкусом тонким.
И поджариста и ароматна,
Нету ничего приятней.
Припев:
Ля-ля-ля-ля-ля-ля,
Нету ничего приятней.
2. В магазине вкусно пахнет хлебом,
Хлеба пекарь нам печет к обеду,
Каждый понедельник, вторник, среду
И во все другие дни.
Припев:
Ля-ля-ля-ля-ля-ля,
И во все другие дни.
Маша: Какая интересная песня. Спасибо вам, ребята, мне очень понравилось у вас. Можно я к вам ещё приду?(дети отвечают: Да, приходи, мы тебя будем ждать.) До свидания! (прощаются)
Воспитатель: А сейчас ребята, мы будем передавать по кругу хлеб, и каждый почувствует, уловит аромат хлеба и скажет – «какой хлеб?» (дети садятся в круг на стульчики, в руках воспитателя хлеб, его передают по кругу и называют определения: хлеб румяный, свежий, мягкий, пышный, ароматный, душистый, пахучий, белый, круглый и т.д.)фото № 27.
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Ребята, вам было интересно? Соня, что тебе больше всего понравилось ? А тебе..? (расспрашиваю других детей)
- Где мы были?
- Чем занимались?
- Вы сегодня устали? (да, очень)
- А почему? (потому что мы работали)
- Кому мы помогли? (Маше)
- Удалось нам помочь Маше? (да)
- Какие знания и умения пригодились вам? (Воспитатель выслушивает ответы детей и т.д.)
Воспитатель: Молодцы!!! Вы смогли помочь Маше потому, что на занятиях узнали как выращивают хлеб, видели как замешивали тесто и лепили из этого теста печенье. И сегодня все работали вместе, дружно, сообща, помогали друг другу и Маше. Молодцы! Я горжусь вами!
Список литературы:
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М., 2014.
Карандашева Ю. В. Как хлеб на стол попадает. / Воспитатель ДОУ. - 2009. - № 4. и др.
Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. / О.С. Ушакова. М., 2001.
Туманова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М., 1991.
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. М., 1978.
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий. М., 2011.
Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. М., 1987.
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.,2008.