Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию связной речи Тема: Пересказ сказки «Трусливый котенок».»
Конспект занятия по развитию связной речи Тема: Пересказ сказки «Трусливый котенок». Цель: обучение передаче содержания текста полно, последовательно, выразительно. Образовательные задачи. -Учить детей передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно, совершенствовать навык пересказа. -Формировать умение пользоваться косвенной речью. -Формировать возможность перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, ритмической стороны речи. Развивающие задачи. -Развивать связную речь, речевой слух, общие речевые навыки (силу и модуляцию голоса, выразительность речи), общую моторику, координацию речи с движением, эмоции, внимание, память, воображение. Воспитательные задачи. -Воспитывать нравственные представления, навыки сотрудничества, активность и инициативность. Оборудование: Мольберт, сказка «Трусливый котенок». Предварительная работа: разучивание подвижной игры «Киска». Ход занятия 1. Организационный момент. Логопед сообщает детям о начале занятия и приглашает их на стульчики, стоящие полукругом перед мольбертом. - Сегодня мы продолжим разговор о домашних животных, познакомимся с новой сказкой, поиграем, но сначала я хочу загадать вам загадку: Что за зверь со мной играет? Не мычит, не ржет, не лает. Нападает на клубки, Прячет в лапки коготки. Дети: Это котенок. - Как вы догадались? Дети. Котенок прячет коготки в лапки, очень любит играть с клубками. Он не ржет, не лает, а мяукает. - Молодцы. Верно. Это действительно котенок. И сказка, которую мы сейчас послушаем, называется «Трусливый котенок». II. Основная часть. 1. Первичное прослушивание сказки детьми. Логопед читает сказку. Во время прослушивания логопед демонстрирует детям иллюстрации из книжки. 2. Беседа по прочитанному. -Как начинается сказка?(Жил на свете котенок. И был он ужасно трусливым). - Почему автор называет котенка трусливым? Вы помните? (Котенок боялся всех: мальчишек, ворон и даже мышей). - Почему он боялся мальчишек? (Они бросаются камнями). - А почему же его пугали вороны? (У них острые клювы). - Ну, а мышей-то он почему боялся?(Он знал, что их называют грызунами. Значит, у них страшные зубы). - Как жилось котенку?(Ему было тяжело. Все знали, что он трус, и смеялись над ним. А воробьи даже чирикали на него). -Правильно, воробьи осмеливались чирикать на котенка. Как вы понимаете слово осмеливались? (Значит, они были такими смелыми, что чирикали на трусливого котенка). -Верно. Что произошло с котенком однажды?(Он убегал от собаки, потом его прогнал дворник, потом его чуть не клюнула незнакомая ворона. Котенок юркнул в щель и оказался там, где никогда не был). -Где же он оказался? (В зоопарке). - Что он там увидел? (В зоопарке звери сидели в клетках, а люди ходили и смотрели на них). - Каких животных увидел котенок в зоопарке?(Он посмотрел на диковинных птиц, забавных обезьян, косолапых медведей. И, наконец, он увидел льва). - Каким был лев?(Он был необыкновенно красивым. У него были могучие лапы, а грива сверкала рыжими искорками). - Что сказал котенок льву? (Он сказал, что хотел бы быть таким же большим, красивым и смелым). -Что ответил на это лев? (Он сказал, что бояться разумно и естественно, потому что в жизни много опасностей). -В чем признался лев котенку? (Он рассказал, что он сам боится огня и высоты, а раньше, когда жил на воле, боялся еще и капканов). - Что лев посоветовал котенку?(Лев сказал котенку, что его страха никто не должен видеть. Страх нужно преодолеть). - Что значит преодолеть? (Это значит перебороть, пересилить, победить). - Удалось ли котенку победить свой страх?(Да, удалось. Он встретил мальчишек, но не стал убегать от них, а смело зашагал им навстречу, хотя внутри у него все тряслось от страха. И мальчишки его не тронули. Потом он встретил злую ворону. Она хотела его клюнуть, но он выгнул спину колесом и свирепо зашипел). - Какими словами закончилась сказка? (С тех пор никто не называл котенка трусом и никто не решался его обижать). - Каким стал котенок, на ваш взгляд? (Он стал решительным и смелым). - Понравилась ли вам сказка? (Понравилась. Мы узнали, что страх
можно преодолеть). 3. Упражнение «Волшебный круг». Логопед приглашает детей в центр группового помещения. -Давайте попробуем показать, каким трусливым был котенок. Покажите с помощью мимики и жестов, как он боялся ворон, мышей и мальчишек. Дети пытаются передать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств. - А теперь покажите, каким смелым стал котенок. Помните, как он напугал ворону, выгнув спину и зашипев? Покажите это. Дети вновь пытаются передать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств. - Молодцы! У вас неплохо получилось. 4. Подвижная игра «Кошка». Логопед приглашает детей на ковер и организует подвижную игру. Вы со мной знакомы близко. Я приветливая киска. Кверху — кисточки на ушках, Когти спрятаны в подушках, В темноте я зорко вижу, Понапрасну не обижу. Но дразнить меня опасно — Я царапаюсь ужасно. (Идут по кругу на носочках, крадучись, держа согнутые руки перед грудью. Останавливаются, встают лицом в круг, делают ушки из ладошек, а когти из пальчиков. Вновь идут по кругу крадучись. Опять останавливаются, встают лицом в круг и показывают «когти») 5. Повторное рассказывание сказки логопедом с нацеливанием на последующий пересказ.. Педагог вновь предлагает детям сесть на стульчики перед мольбертом. - А теперь я прочитаю вам сказку. Старайтесь хорошо запомнить ее, потому что вы будете ее пересказывать. Логопед выразительно рассказывает сказку. - Немного подумайте и попробуйте пересказать сказку. Не забудьте, она начинается с описания того, чего боялся котенок, какой трудной была его жизнь. Затем вы должны рассказать, куда и почему попал котенок однажды, кого он там увидел. Дальше расскажите о том, в чем признался и что посоветовал котенку лев. И, наконец, закончите пересказ описанием того, как повел себя котенок после беседы со львом, каким он стал. 6. Пересказ сказки несколькими детьми по частям. Логопед вызывает трех-четырех детей и, если есть необходимость, напоминает каждому из них план пересказа его части. 7.Пересказ сказки педагогом или одним из детей. Логопед кратко пересказывает сказку целиком или вызывает для этого наиболее подготовленного ребенка. III. Итог занятия.