Конспект занятия по развитию лексико - граммтатических категорий языка в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Зимующие птицы»
Конспект занятия по развитию лексико - граммтатических категорий языка в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Зимующие птицы»
Конспект по развитию лексико-граммтатических категорий языка в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности. «Зимующие птицы» Цель: Формировать у детей обобщённые представления о зимующих птицах
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию лексико - граммтатических категорий языка в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Зимующие птицы»»
Конспект по развитию лексико-граммтатических категорий языка в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
«Зимующие птицы»
Цель: Формировать у детей обобщённые представления о зимующих птицах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять и уточнять название зимующих птиц.
- расширять лексический запас по данной теме.
-закрепить умение образовывать именительный падеж множественного числа существительных, оканчивающихся на –ья, -ьи.
-активизировать в словаре детей сложные прилагательные.
-закреплять умение согласовывать имена числительные с именем существительным .
-совершенствовать умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
-упражнять в подборе прилагательных к имени существительному, согласовывая их в роде, числе.
-продолжать учить пользоваться в речи относительными прилагательными.
- расширять глагольный словарь за счёт глаголов, обозначающих способы передвижения и звукоподражания.
Коррекционно-развивающие:
- развивать логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи. -развивать мелкую моторику и координацию речи с движением. - совершенствовать сенсорные способности детей: учить вслушиваться в голоса птиц, узнавать их по оперению. - развивать воображение, любознательность.
Коррекционно-воспитательные: - воспитывать бережное отношение к птицам, проявлять заботу о них. Демонстрационный материал: аудиозапись птичьих голосов, ПК, иллюстрации с зимующими птицами, плакат с изображением зимующих птиц, семена ясеня, дыни, арбуза, сало, пшено, хлебные крошки, семечки подсолнуха, еловые шишки.
ковролин с изображением зимнего дерева с зимующими птицами на дереве (на липучках);
Мяч;
Текст логической задачи «Кто обедал в зимней столовой?»
Раздаточный : карточки с изображением зимующих птиц (для счёта).
I.Организационный момент:
Психогимнастика:
-Изобразите озябших, голодных птиц. Покажите , как они обрадовались, когда мы им насыпали корма.
-Изобразите воробья, испугавшегося кошки. Покажите, как мы сопереживали и сочувствовали воробью, который попал в лапы кошки.
-Покажите, как он вырвался, когда у него болело крылышко
II. Сообщение цели:
Сегодня мы вспомним зимующих птиц, их повадки, характер, вспомним, чем питаются зимующие птицы.
1. Послушайте загадки и постарайтесь их отгадать:
-Спинкою зеленовата, животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка, да полоска шарфика! (синица)
(выставляется картинка синички)
-Чёрнокрылый, красногрудый и зимой найдёт приют.
Не боится он простуды, с первым снегом тут как тут! ( снегирь)
(выставляется картина снегиря).
-Угадайте , что за птица? Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком, ушастая голова, это? (сова)
(выставляется картинка совы).
-В серой шубке перовой, и в морозы он герой!
Скачет, на лету резвится, не орёл, а всё же птица!
(выставляется картинка воробья).
-Носит серенький жилет, но у крыльев чёрный цвет,
Видишь, кружат двадцать пар. И кричат: -Кар! Кар! Кар!
-Кто это?
-Вороны! (выставляется картинка ворон).
-Кто в беретке ярко-красной, в чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит, всё стучит, стучит, стучит!
А это кто?
-Дятел! (выставляется картинка дятла.)
Логопед: - Как можно назвать всех вместе этих птиц?
Дети: – Зимующие!
Логопед: - Почему мы называем этих птиц зимующими?
Дети: - Они не боятся наших зим и остаются у нас до весны.
Логопед: - Каких зимующих птиц вы ещё знаете?
(Дети называют голубя, галку, клеста, свиристель.)
Логопед: -Что общего между всеми зимующими птицами?
Дети: -У них есть голова, туловище, крылья, клюв, лапы, хвост, их тело покрыто перьями)
Логопед: - А чем отличаются друг от друга зимующие птицы?
Дети: - Размером, окраской, оперением.
Логопед: - Почему эти птицы смогли зимовать вместе с нами, не улетели в тёплые края?
Дети: - У них крепкий толстый клюв, они могут питаться разнообразной пищей, в том числе и твёрдой.
2. Сейчас у нас игра с мячом «Один – много». Я называю одну птицу или один предмет, а вы мне называете много таких же птиц или предметов
Ворона - (вороны) сорока – (сороки)
Голубь - (голуби) сова –(совы)
Снегирь - (снегири) галка - (галки)
Клёст - (клесты) свиристель - (свиристели)
Перо - (перья) крало - (крылья)
Дерево - (деревья) воробей - (воробьи)
3. Игра Какой? Какая? Какие? ( Образование сложных прилагательных.)
-Если у сороки белые бока, то она какая? (белобокая)
-У снегиря красная грудь? Он какой? (красногрудый)
-У вороны длинный клюв? (длинноклювая)
_А у дятла красная голова? Он какой? (красноголовый)
-У синички желтая грудь? (жёлтогрудая)
4. Игра «Сосчитай - ка» (согласование имени числительного с именем существительным)
У каждого ребёнка на столе карточки с разным количеством птиц. Дети пересчитывают птиц, указывая не только на количество, но и на их название. (один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей).
5. Следующая наша игра называется «Назови ласково» птиц, изображённых на ваших карточках. Дети называют:
Галки-галочки, галчата.
Снегири - снегирики , снегирёчки, снегирята.
Воробьи-воробушки, воробышки, воробьята.
Голуби, голубочки, голубята.
Логопед : А что умеют делать эти птицы?
Дети: -летать , прыгать, ходить.
6. Координация речи с движением «Птички»
Птички прыгают, летают. Птички прыгают, поют,
Птички крошки собирают, Птички зёрнышки клюют.
Пёрышки почистили, клювики почистили,
Дальше полетели. И на место сели. ( под стих дети выполняют соответствующие действия)
7. Игра «Кто обедал в птичьей столовой» ?Голодно и холодно птицам зимой. А как люди заботятся зимой о птицах? (делают для птиц кормушки или птичьи столовые)Я предлагаю вам отгадать кто обедал в птичьей столовой?
Положила я в птичью кормушку ветку сушёной рябины. Прилетели маленькие серенькие птички, хлеб склевали, а рябину не трогают. Кто это? (воробьи) На следующий день сели на кормушку другие птицы: грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова тёмно – синие. На крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось. Что это были за птицы? (снегири).
8. У каждой птицы свой характер, как и у человека. Как вы думаете какой характер у снегиря?
Логопед: - Закройте глаза и представьте, что мы в зимнем парке. Там раздаются голоса птиц. Внимательно прислушайтесь и назовите, чьи голоса вы слышали. (Включаю аудиозапись птичьих голосов)
Дети: - Я слышала , как каркает ворона,
-А я слышала, как чирикает воробей.
-Я слышал, как свистят синицы и снегири.
-А я - как трещит сорока.
IV. Итог:
Птицы – полезные. Берегите птиц, заботьтесь о них в зимние дни. Делайте кормушки для птиц, подкармливайте птиц, когда им холодно и голодно!
Кормушки, которые вы сделали своими руками, мы повесим на улице , на деревья и кустарники, и будем наблюдать какие птицы прилетят в нашу столовую.