kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия по развитию лексико - граммтатических категорий языка в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Зимующие птицы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  по развитию лексико-граммтатических категорий языка в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности.                                                                                                                             «Зимующие птицы»                                                                                                                                              Цель: Формировать у детей обобщённые представления о зимующих птицах

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию лексико - граммтатических категорий языка в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Зимующие птицы»»


Конспект по развитию лексико-граммтатических категорий языка в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

«Зимующие птицы»


Цель: Формировать у детей обобщённые представления о зимующих птицах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закреплять и уточнять название зимующих птиц.

- расширять лексический запас по данной теме.

-закрепить умение образовывать именительный падеж множественного числа существительных, оканчивающихся на –ья, -ьи.

-активизировать в словаре детей сложные прилагательные.

-закреплять умение согласовывать имена числительные с именем существительным .

-совершенствовать умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

-упражнять в подборе прилагательных к имени существительному, согласовывая их в роде, числе.

-продолжать учить пользоваться в речи относительными прилагательными.

- расширять глагольный словарь за счёт глаголов, обозначающих способы передвижения и звукоподражания.

Коррекционно-развивающие:

- развивать логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи. -развивать мелкую моторику и координацию речи с движением. - совершенствовать сенсорные способности детей: учить вслушиваться в голоса птиц, узнавать их по оперению. - развивать воображение, любознательность.

Коррекционно-воспитательные: - воспитывать бережное отношение к птицам, проявлять заботу о них. Демонстрационный материал: аудиозапись птичьих голосов, ПК, иллюстрации с зимующими птицами, плакат с изображением зимующих птиц, семена ясеня, дыни, арбуза, сало, пшено, хлебные крошки, семечки подсолнуха, еловые шишки.

ковролин с изображением зимнего дерева с зимующими птицами на дереве (на липучках);

Мяч;

Текст логической задачи «Кто обедал в зимней столовой?»

Раздаточный : карточки с изображением зимующих птиц (для счёта).

I.Организационный момент:

Психогимнастика:

-Изобразите озябших, голодных птиц. Покажите , как они обрадовались, когда мы им насыпали корма.

-Изобразите воробья, испугавшегося кошки. Покажите, как мы сопереживали и сочувствовали воробью, который попал в лапы кошки.

-Покажите, как он вырвался, когда у него болело крылышко

II. Сообщение цели:

Сегодня мы вспомним зимующих птиц, их повадки, характер, вспомним, чем питаются зимующие птицы.

1. Послушайте загадки и постарайтесь их отгадать:

-Спинкою зеленовата, животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка, да полоска шарфика! (синица)

(выставляется картинка синички)

-Чёрнокрылый, красногрудый и зимой найдёт приют.

Не боится он простуды, с первым снегом тут как тут! ( снегирь)

(выставляется картина снегиря).

-Угадайте , что за птица? Света яркого боится,

Клюв крючком, глаза пятачком, ушастая голова, это? (сова)

(выставляется картинка совы).

-В серой шубке перовой, и в морозы он герой!

Скачет, на лету резвится, не орёл, а всё же птица!

(выставляется картинка воробья).

-Носит серенький жилет, но у крыльев чёрный цвет,

Видишь, кружат двадцать пар. И кричат: -Кар! Кар! Кар!

-Кто это?

-Вороны! (выставляется картинка ворон).

-Кто в беретке ярко-красной, в чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит, всё стучит, стучит, стучит!

А это кто?

-Дятел! (выставляется картинка дятла.)

Логопед: - Как можно назвать всех вместе этих птиц?

Дети: – Зимующие!

Логопед: - Почему мы называем этих птиц зимующими?

Дети: - Они не боятся наших зим и остаются у нас до весны.

Логопед: - Каких зимующих птиц вы ещё знаете?

(Дети называют голубя, галку, клеста, свиристель.)

Логопед: -Что общего между всеми зимующими птицами?

Дети: -У них есть голова, туловище, крылья, клюв, лапы, хвост, их тело покрыто перьями)

Логопед: - А чем отличаются друг от друга зимующие птицы?

Дети: - Размером, окраской, оперением.

Логопед: - Почему эти птицы смогли зимовать вместе с нами, не улетели в тёплые края?

Дети: - У них крепкий толстый клюв, они могут питаться разнообразной пищей, в том числе и твёрдой.

2. Сейчас у нас игра с мячом «Один – много». Я называю одну птицу или один предмет, а вы мне называете много таких же птиц или предметов

Ворона - (вороны) сорока – (сороки)

Голубь - (голуби) сова –(совы)

Снегирь - (снегири) галка - (галки)

Клёст - (клесты) свиристель - (свиристели)

Перо - (перья) крало - (крылья)

Дерево - (деревья) воробей - (воробьи)

3. Игра Какой? Какая? Какие? ( Образование сложных прилагательных.)

-Если у сороки белые бока, то она какая? (белобокая)

-У снегиря красная грудь? Он какой? (красногрудый)

-У вороны длинный клюв? (длинноклювая)

_А у дятла красная голова? Он какой? (красноголовый)

-У синички желтая грудь? (жёлтогрудая)

4. Игра «Сосчитай - ка» (согласование имени числительного с именем существительным)

У каждого ребёнка на столе карточки с разным количеством птиц. Дети пересчитывают птиц, указывая не только на количество, но и на их название. (один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей).

5. Следующая наша игра называется «Назови ласково» птиц, изображённых на ваших карточках. Дети называют:

Галки-галочки, галчата.

Снегири - снегирики , снегирёчки, снегирята.

Воробьи-воробушки, воробышки, воробьята.

Голуби, голубочки, голубята.

Логопед : А что умеют делать эти птицы?

Дети: -летать , прыгать, ходить.

6. Координация речи с движением «Птички»

Птички прыгают, летают. Птички прыгают, поют,

Птички крошки собирают, Птички зёрнышки клюют.

Пёрышки почистили, клювики почистили,

Дальше полетели. И на место сели. ( под стих дети выполняют соответствующие действия)

7. Игра «Кто обедал в птичьей столовой» ?Голодно и холодно птицам зимой. А как люди заботятся зимой о птицах? (делают для птиц кормушки или птичьи столовые)Я предлагаю вам отгадать кто обедал в птичьей столовой?

Положила я в птичью кормушку ветку сушёной рябины. Прилетели маленькие серенькие птички, хлеб склевали, а рябину не трогают. Кто это? (воробьи) На следующий день сели на кормушку другие птицы: грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова тёмно – синие. На крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось. Что это были за птицы? (снегири).

8. У каждой птицы свой характер, как и у человека. Как вы думаете какой характер у снегиря?

-Ленивый, грустный, малоподвижный.

-У какая по характеру синица?

-Тонкая, умная, весёлая, юркая.

-А какой воробей?

-Драчливый, весёлый, удалой, шустрый, боевой.

-А что можно сказать про сороку? Какая она?

-Болтливая, говорливая, вороватая, хлопотливая, проворная, большая.

9. Игра «Накорми птиц»

У нас на зимнее дерево прилетели зимующие птицы, я приготовила для них разнообразный корм.

-Это семена дыни. Какие семена?

Дети: -Дынные! Кто из птиц клюёт дынные семена?

- Синица.

-Иди, Алина, накорми синицу этими семенами. Какими семенами ты будешь угощать синицу?

-Дынными.

-А это семена арбуза. Какие семена? (арбузные) А их из птиц кто любит клевать?

-Снегири.

-Иди Андрей, угости снегирей арбузными семенами. – Чем ты кормишь снегирей? (арбузными семенами)

-А это семена ясеня. Их тоже любят снегири. Какие семена? (ясеневые). Мы тоже их дадим снегирям.

- А каким птицам мы насыпаем семечки подсолнуха? (воробьям, голубям)

А ещё у меня приготовлено сало. Какая птица любит сало? (синичка)

-Здесь у меня еловая шишка. Кто любит семена еловых шишек? (дятел)

10. Пальчиковая гимнастика «Дятел»

Давайте покажем, как дятел добывает семена из шишек.

-Я по дереву стучу, червячка добыть хочу.

Хоть он скрылся под корой, всё равно ты будешь мой.

(Дети под слова имитируют добычу пищи дятлом.)

11. Логопед: - А вы знаете, что птицы могут разговаривать, каждая птица подаёт свой голос.

-Как подаёт голос воробей? (он чирикает)

--А синица и снегирь? ( они свистят, когда сыты, а если им холодно и голодно они - шипят.)

-Как свой голос подаёт ворона?

-Она каркает! Сорока - трещит, голуби воркуют, сова ухает.

III. Релаксация.

Логопед: - Закройте глаза и представьте, что мы в зимнем парке. Там раздаются голоса птиц. Внимательно прислушайтесь и назовите, чьи голоса вы слышали. (Включаю аудиозапись птичьих голосов)

Дети: - Я слышала , как каркает ворона,

-А я слышала, как чирикает воробей.

-Я слышал, как свистят синицы и снегири.

-А я - как трещит сорока.

IV. Итог:

Птицы – полезные. Берегите птиц, заботьтесь о них в зимние дни. Делайте кормушки для птиц, подкармливайте птиц, когда им холодно и голодно!

Кормушки, которые вы сделали своими руками, мы повесим на улице , на деревья и кустарники, и будем наблюдать какие птицы прилетят в нашу столовую.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рыбина Юлия Андреевна

Дата: 09.02.2017

Номер свидетельства: 389793


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства