Конспект занятия по ознакомлению с социальным окружением на тему «Библиотека» в подготовительной группе (6-7лет)
Конспект занятия по ознакомлению с социальным окружением на тему «Библиотека» в подготовительной группе (6-7лет)
Цели и задачи: продолжать знакомить детей с правилами поведения в общественных местах; расширять представление детей о библиотеке, обогащать словарный запас детей (библиотекарь, читатели, формуляр, каталог, картотека, стеллаж), развивать интерес к печатному слову; воспитывать бережное отношение к книге, развивать мышление, речь, воображение, творчество в продуктивной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по ознакомлению с социальным окружением на тему «Библиотека» в подготовительной группе (6-7лет)»
Цели и задачи: продолжать знакомить детей с правилами поведения в общественных местах; расширять представление детей о библиотеке, обогащать словарный запас детей (библиотекарь, читатели, формуляр, каталог, картотека, стеллаж), развивать интерес к печатному слову; воспитывать бережное отношение к книге, развивать мышление, речь, воображение, творчество в продуктивной деятельности.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук для показа слайдов, модели библиотечного каталога и картотеки, формуляр, книги с кармашками для библиотечного формуляра, заготовки для изготовления закладки для каждого ребенка.
Ход занятия.
Ребята, доброе утро! У нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся. и улыбнемся друг другу. Прежде, чем начнем нашу беседу, отгадайте загадку:
Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. (Книга.)
Говорит она беззвучно, А понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней - Станешь вчетверо умней. (Книга.)
Склеена, сшита, Без дверей, а закрыта. Кто её открывает – Многое знает. (Книга.)
Вы любите, когда вам читают книги? (Да) Их можно выбрать дома, можно попросить у друга. А куда еще можно пойти за книгами, сейчас вы скажете сами (слайд 1) Правильно, в библиотеку. Помните, как мы ходили туда на экскурсию. Слово «библиотека» происходит от греческого слова «библио»-книга. Библиотека-это дом, в котором хранятся книги, и их можно брать читать, но обязательно нужно возвращать.(слайд 2)
Есть страна чудесная на свете, ее Библиотекою зовут. Сюда приходят взрослые и дети, потому что книги здесь живут. Открою вам один секрет: в книгах можно найти ответ на любой вопрос. (слайд 3)
Мы с вами были в городской библиотеке. Побываем обязательно и в школьной. А кто в библиотеке помогает выбрать книгу, вспомните, отгадав загадку:
Таблетки и микстуру вам продает аптекарь, Учебники и книги найдет..(библиотекарь) (слайд 4)
В книжном море он бескрайнем Настоящий капитан. Отыскать любую книжку Он поможет быстро нам!
Мы словно попали в волшебное царство: (слайд 5) В нем тысячи книг на полках живут. Придут сюда умные, добрые дети И все интересные книги прочтут.
Наполнено царство таинственным светом, Здесь спряталась где-то в тени тишина. И слышно дыхание каждой страницы, И можно услышать книг голоса…
Есть старые книги, а есть молодые, (слайд 6) Их все за всю жизнь невозможно прочесть. Но каждая дарит нам радость познанья, Поэтому нужно их свято беречь.
Как вы думаете, какие книги называют старыми, а какие молодыми?
Если книгу написал, Значит ты писатель, Если книгу прочитал, Значит ты …(читатель).
Молодцы! Ребята, а вы хотите быть читателями? (ответы детей). А зачем нужно читать? (ответы)
В библиотеке есть два больших зала. Помните, как они называются? Сначала мы побывали в читальном зале. (слайд 7)
Подумайте и скажите почему он так называется? (ответы детей)
Читальный зал – такое место, где ребята могут взять интересную книгу и прочитать её, не вынося за пределы библиотеки. Чтобы быстро найти книгу, здесь нужен помощник:
Друг за другом ровно вряд Дружно карточки стоят, Чтоб помочь любому смог, Существует …(Ка-та-лог; читает ребенок) Показать модель каталога. Это список книг в алфавитном порядке на специальных карточках. (слайд 8) Еще в библиотеке необходима …кар-то-те-ка. Показать модель картотеки. Сейчас уже в библиотеках существуют электронные каталоги и картотеки в компьютере.
В читальном зале соблюдают правила тишины, чтобы не мешать другим читателям.
Второй зал называется – абонемент. Это специальное место, где ребята с родителями выбирают, что они хотят почитать, а потом понравившуюся книгу берут домой на время. (слайд 9) Чтобы взять домой книгу, нужно записаться в библиотеку. (слайд 10) Для этого нужно прийти с родителями и принести паспорт. На каждого человека в библиотеке заводят специальный документ - читательскийформуляр. . (слайд 11) ипоказать бумажный. В формуляре записывают: фамилию имя и адрес читателя. В формуляре будут отмечать те книги, которые выберет читатель для домашнего чтения с указанием числа возврата книги. У каждой книги есть свой книжный формуляр, его кладут в специальный кармашек (показать книгу с кармашком). А кто помнит, какой зал есть еще в нашей городской библиотеке? (литературно-музыкальный «У камина») Что мы там делали?
Кто-нибудь уже записался в библиотеку? (ответы детей) Кто хочет?
В библиотеке для ребят На полках книги в ряд стоят. Бери, читай и много знай, Но книгу ты не обижай. Она откроет мир большой, А если «сделаешь» больной Ты книгу- навсегда, Страницы замолчат тогда.
Как вы поняли слова «сделаешь» больной книгу?(ответы)
Что бы вы сделали, если бы книга досталась вам порванной? (ответы)
Какие правила нужно помнить при посещении библиотеки? (ответы)
-поздороваться, когда войдешь;
-не бегать, не шуметь; (а как вы думаете, почему?)
-четко и быстро назови автора и книгу, которую хочешь взять;
-не забудь поблагодарить;
-не мни, не рисуй, не рви книгу;
-возвращай книгу в указанный срок; (а как вы думаете, почему?)
Библиотеки бывают разные: городские, школьные, научные, исторические, детские. В нашей стране очень много библиотек. В Москве находится самая главная- Российская Государственная библиотека. (слайд 12), в которой собраны миллионы книг старинных и современных. Посмотрите, какие огромные стеллажи (полки с книгами) Читальные залы в главной библиотеке тоже очень большие. (слайд 13) Книг так много, что их размещают в специальных книгохранилищах. Чтобы их достать с полок, используют специальные лестницы и подставки. На что они похожи? (на огромные табуретки) (слайд 14) Запомнили, как называется главная библиотека нашей страны? (Российская Государственная библиотека). Молодцы!
Ребята, а у нас с вами тоже есть своя маленькая библиотека.
Догадались, где она? Это наш книжный уголок. Какие книги вы видите на полках? (ответы) (сказки, энциклопедии, книги о животных, стихи). Каких сказочных героев знаете? Один сказочный герой поможет нам отдохнуть:
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.) Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.) В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.) Бабушка одна живет. (Грозят пальцем другой руки.) Нос крючком, (Показывают пальчиком.) Глаза большие, (Показывают.) Словно угольки горят. (Покачивают головой.) Ух, сердитая какая! (Бег на месте.) Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.) Что за сказочный герой? (Баба-Яга)
Я сердитая, потому что у меня нет ни одной книги. Подарим ей? Она сразу стала добрей. Спасибо, ребята.
Давайте вместе вспомним, как нельзя обращаться с книгой:
– нельзя рисовать в книге;
– нельзя перегибать книгу;
– нельзя заворачивать страницы;
– нельзя брать книги грязными руками;
– нельзя мочить книги;
– нельзя вырывать страницы.
А теперь мы проверим, как вы запомнили правила обращения с книгами. Проводится игра «Можно и нельзя»: Я буду читать стихотворные строки. Если так делать можно, то вы хором будете говорить «Да!» и хлопать в ладоши один раз ; если нельзя - то говорите «Нет!» и прыгайте на двух ногах.
Книга – самый лучший друг, Это знают все вокруг! (да) Книгу можно прочитать, (да) Руками грязными листать. (нет) Если нравится картинка — рви ее из серединки. (нет) Книгу бережно держи, в нее закладку положи. (да) С горки прокатись на книжке, (нет) Вырви листик для братишки. (нет) Ручку в руку ты возьми, на страницах попиши. (нет) Книгу в воду не бросай, Береги и уважай! (да)
Молодцы! Больше всего книги любят чистоту и бережное отношение. Скажите, можно ли закладывать в книги карандаши и ручки? А как называется вещь, которая нужна при чтении книг, чтобы не забыть, где ты остановился? (ЗАКЛАДКА) Давайте мы сейчас изготовим закладку для своей любимой книги.
(Даю заготовки, дети подходят к столам, где на подносах лежат вырезанные фигуры из самоклеящейся бумаги и наклеивают узор на закладку)
-Скажите, о чем мы сегодня говорили?
-Какие бывают библиотеки?
-Как можно записаться в библиотеку?
-Для чего нужна закладка?
-Что вам запомнилось?
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ