Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием ИКТ (информционно – коммуникативных технологий). Тема «Остров» Подготовительная группа
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием ИКТ (информционно – коммуникативных технологий). Тема «Остров» Подготовительная группа
Формировать систему знаний об острове по системному оператору
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием ИКТ (информционно – коммуникативных технологий). Тема «Остров» Подготовительная группа»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием ИКТ (информционно – коммуникативных технологий).
Тема «Остров»
Подготовительная группа
Цель: формировать систему знаний об острове по системному оператору, учить генерировать оригинальные идеи; развивать функциональное мышление, умение применять функции предметов в нестандартных ситуациях, закреплять умение оперировать эмоциями.
Материал: демонстрационный: флипчарт «Остров», песня «Чунга - чанга» (композитор В.Шаинский автор слов Ю.Энтин), фрагмент фильма «Черепахи – гиды в Тихом океане» (http://chaplevideo.net/video/164768794-77806338/)
Раздаточный: бытовые предметы, игрушки, рюкзаки.
Ход занятия.
Дети в центре группы – рядом воспитатель.
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я прошу меня извинить, но прежде чем начать занятие, мне необходимо посекретничать с ребятами.
Воспитатель обращается к детям, дает шепотом указания, кто как будет приветствовать гостей. Обращается к гостям.
Мы с ребятами решили, что они поприветствуют вас от лица литературных героев.
Дети: Герои отправляются на тропический необитаемый остров на корабле, находят себе еду, строят жилища, соревнуются, борются за жизнь.
Воспитатель: Да, необитаемый остров, это хорошо. Почему ребята?
Дети: Можно отдохнуть, нет машин, заводов, фабрик. Нет выхлопных газов, воздух всегда чистый, подышать чистым воздухом, полюбоваться красотой, природы. Можно поесть экзотических фруктов, не нужно спешить на работу, в д/сад.
Воспитатель: Необитаемый остров это плохо. Почему?
Дети: Нет магазинов, автобусов, машин, ходить пешком, нет света, телевизора, магнитофона. Много мошек, комаров. Нет телефонной связи. Хищные звери могут причинить вред человеку.
(Звенит сотовый телефон.)
Воспитатель: Странно, кто это может быть? Ребята к нам поступил сигнал SOS с необитаемого острова. Что означает этот сигнал?
Дети: Это значит, что-то произошло, случилась беда, кто-то просит помощи!
Воспитатель: На острове может произойти все, что угодно. Кому-то нужна помощь. Я готова помочь! А вы?
Дети: Да.
Воспитатель: Но прежде мы должны кое-что узнать. Проходите, садитесь, побеседуем.
Дети садятся на стулья перед интерактивной доской. Начинается разбор по системному оператору. (рис. 1)
Что такое остров и как он образуется? (выставляю картинку в 1 окошко)
Дети: Остров – это участок суши, окруженный со всех сторон, водами океана, морей. Глубоко под землей прячутся вулканы, когда они извергаются, вершины поднимаются высоко над океаном. Это и есть острова.
Воспитатель: Откуда вы узнали эту информацию?
Дети: Эта информация есть в любой энциклопедии.
Воспитатель: Вы абсолютно правы, во время извержения вулканов и получается много островов. Такое скопление островов называется архипелаг. (выставляю картинку в окошко под №2). Как вы узнаете, что остров, на котором проводится проект, находится в тропиках. Что есть на острове?
(Ребенок выставляет картинку №3)
Дети: Много экзотических растений, кустарники, папоротники, водоемы, животный мир. (рис.2)
Воспитатель: Какие растения тропического острова могут обеспечить пищу людям?
Воспитатель: В тропических лесах растет дерево Баобаб – пригодное на все случаи жизни. Его плоды очень вкусные и богаты витаминами. Оболочка плода заменяет сосуд, из листьев и корней готовят суп. Настойка из листьев и зерен спасает от зубной боли. Цветочная пыльца идет для приготовления клея. Плодами этого дерева питаются обезьяны, корой питаются слоны. Поэтому это дерево называют король – баобаб.
Каких тропических животных не стоит опасаться?
Дети: Травоядных животных.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что питаются растительностью, не причиняют вред человеку.
Воспитатель: Кто опасен?
Дети: Опасаться нужно хищников, которые питаются мясом.
Воспитатель: Как вы думаете, что было с островом несколько миллионов лет назад. Был ли он вообще?
Дети: Может, был, а может, нет. (рис.3)
Воспитатель: Какие острова вы знаете?
Дети: (называют и выставляют картинки. Экран №4)
Гавайские острова, Курильские в тихом океане, Гаити, Канарские острова, Мадагаскар, Гренландия, Куба, Сахалин, Исландия, Тайвань, Огненная Земля.
Воспитатель: Я знаю остров Цейлон, который знаменит выращиванием цейлонского чая.
(выставляю карту древнего мира Экран № 5). 60 млн. лет назад наша земля выглядела вот так. Это карта единого материка. Какие особенные животные обитали на материке миллионы лет назад.
Дети: На островах обитали динозавры, бронтозавры, ихтиозавры, клозавры, диплодок. (выкладывают картинки Экран №6)
Воспитатель: Как размножались эти животные?
Дети: Откладывали яйца на суше в песке, их детеныши быстро появлялись, потому что на острове было очень тепло.
Воспитатель: И сейчас всех волнует вопрос, что же будет островами при глобальном потеплении? (картинка Экран №7).
Дети: Изменится климат, ледники растают, в океане станет больше воды, может затопить остров. При глобальном потеплении может извергаться вулкан, остров может уйти под воду. Либо стать больше, меньше.
Воспитатель: Ребята, в Интернете я нашла информацию о том, как ученые представляют изменение облика земли при глобальном потеплении (ставлю картинку. Экран №8). Какие изменения произойдут на острове? (ребенок ставит картинку Экран №9)
Дети: Много лет на острове может не существовать жизни?
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что вулкан был очень сильным, все расплавилось от огненной лавы, почва превратилась в пепел, ветер разнес пепел. Может пройти много сотен лет, пока ветер не нанесет слой почвы. Только потом может, возродится жизнь на острове.
Воспитатель: Я читала в энциклопедии, что в результате извержения вулкана на острове Илья-де Мозалебик в индийском океане появились коралловые образования.
На этом острове португальцы построили первое каменное сооружение – церковь Девы Марии. (рис.4)
Много интересного вы рассказали об острове, теперь можно отдохнуть
Физминутка для глаз : «Прогулка в лесу» (автор неизвестный)
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крылышками махали,
На нос села пчела,
Посмотрите вниз друзья.
Мы листочки приподняли,
В ладошку ягоды собрали.
Хорошо мы погуляли!
И немножечко устали!
Нам представилась возможность отправиться на необитаемый, тропический остров. У каждого из вас есть рюкзаки, в него вы можете положить один ресурс, который, по вашему мнению, необходим на острове.
Дети по очереди подходят, и выбирают любой предмет, убирают в рюкзак, Воспитатель ведет опрос . (Дети отвечают разнообразными высказываниями)
почему ты взял расческу?
чем заинтересовала тебя книга?
как ты считаешь, термос это правильный выбор?
ты думаешь, зеркало тебе необходимо?
почему ты выбрала ложку?
какая главная цель твоего ресурса?
ты хорошо подумал, взяв этот ресурс?
для чего сеть?
этот ресурс тебе необходим, ты как считаешь?
как ты думаешь, витамины на острове нужны?
обязательно на остров брать будильник?
почему ты выбрала фонарик?
В свой рюкзак я положу вот этот клубок, думаю, он пригодится на острове.
Мы уже готовы? Отправляемся.
Физминутка (Музыкально - игровая гимнастика для детей.) Автор слов Н.Ветлугина. музыка Т.Ломовой.
Ты дружней, дружней шагай
Ноги выше поднимай
Все преграды на дороге,
Не боясь, переступай.
Нам пройти все нужно
Дружно, не спеша
Впереди нас горы, реки и моря
Мы шагаем друг за другом
Вместе к острову идем
Мы шагаем друг за другом
И ничуть не устаем.
После физминутки
Воспитатель:
Дорога была трудная, можно отдохнуть, садитесь на песок. (дети садятся на ковер)
Воспитатель подходит к «пальме» и говорит: «Посмотрите на пальме конверт.»
«Морские черепахи отложили в песок яйца. Черепашата скоро появятся на свет. Но их жизни угрожают птицы. Помогите спасти черепашат»
Вспомним, что мы знаем о морских черепахах? Я как чувствовала, что мне пригодится этот ресурс. Клубок нам поможет, будем передавать его по кругу, и говорить о черепахах. (становитесь в круг)
Проводится игра «Клубок по кругу»
Дети по очереди рассказывают :
1. Морские черепахи проводят почти всю жизнь в воде.
2.Они медленно передвигаются на суше, но отличные пловцы.
3.Морские черепахи относятся к отряду пресмыкающих.
4.Их тело защищено прочным панцирем.
5.Вместо зубов у них роговые челюсти.
6.Живут они очень долго, более ста лет.
7.Морские черепахи откладывают яйца на суше, в песке, зарывают и возвращаются в море.
8.Главные враги черепах – это птицы.
9.Они охотятся не только за родившимися черепашатами, но и уничтожают яйца.
Воспитатель: (берет клубок)
Вот сегодня и предстоит решить проблему черепах, спасти отложенные яйца в песок. Вы можете воспользоваться ресурсами, которые взяли, вытащите их из рюкзаков (садятся на ковер). Какие варианты вы предлагаете?
Дети: Я предлагаю поставить расческу, как заборчик, зубьями вверх, чтобы загородить яйца от птиц. (рис.5)
Воспитатель: Принимается твоя идея.
Ребенок: Я положу яйца в термос.
Воспитатель: Они там задохнуться!
Ребенок: Можно налить воды в термос, ведь они морские черепахи. Буду прислушиваться, когда застучат, я их выпущу.
Воспитатель: Термос маленький, не все войдут яйца, а остальные?
Дети: Можно поставить рядом термос, он яркого цвета – яркий цвет отпугивает птиц.
Воспитатель: Какие еще будут идеи?
Дети: Можно покрыть одеялом гнезда от птиц.
Воспитатель: Одеяло не сможет всю площадь накрыть, что произойдет с остальными гнездами?
Дети: Ложкой вырыть поглубже ямки и засыпать песком, птицы не доберутся до яиц.
Воспитатель: Мы принимаем твое решение. Что еще предлагаете?
Дети: Я разбросаю витамины, птицы склюют, насытятся и не будут охотится за яйцами.
Воспитатель: Интересное решение. Что ты предлагаешь?
Дети: Тарелкой накрыть яйца.
Воспитатель: Еще есть идеи?
Дети: Направить зеркало на лучи солнца, зеркало будет сверкать, птицы не смогут прилететь к звездам!
Воспитатель: Слушаем тебя!
Дети: Я положу книгу, ветер будет качать листья в разные стороны, можно этим отпугнуть птиц.
Воспитатель: Может быть безветренная, тихая погода. Как тогда быть?
Дети: Побрызгать духами. Птицы почувствуют неприятный запах и улетят.
Воспитатель: Неплохо придумали. Есть еще предложения?
Дети: Завести будильник – птицы испугаются громких звуков и улетят.
Воспитатель: Яйца мы сохранили, но как, же нам спасти вылупившихся черепашат, пока они не добрались до воды?
Дети: сетью накрыть то место, где они ползут к воде, через сеть птицы их не достанут.
Воспитатель: Вы все хорошо придумали, но есть еще способ напугать птиц. Чего птицы боятся?
Дети: Крики, музыку, скопление людей.
Воспитатель: Я предлагаю опробовать этот способ отпугивания птиц, приглашаю вас на танец «Чунга - чанга»
Дети танцуют танец «Чунга-чанга» (композитор В.Шаинский автор слов Ю.Энтин).
Пока мы танцевали, распугали птиц, а черепашата вылупились из яиц. Пойдемте, посмотрим маленьких черепашат (подходят к интерактивной доске смотрят фрагмент фильма « Черепахи – гиды в Тихом океане»). (рис.6)
Сегодня нам удалось помочь черепашатам, вы представили очень много интересных решений данной проблемы. Когда мы вернемся в детский сад, все решения поместим в Интернет, и они помогут защитникам природы во всем мире.
Ведь природа и человек одно целое. Важно, чтобы вы научились любить и ценить природу. (воспитатель читает отрывок из стихотворения «Природа – наш дом» автор А.Каклин.
«Природа – это дом, украшенный трудом.
В любой мороз и зной устроен и приветлив.
Храните этот дом, в котором мы живем
Другого дома нет на целом свете.»
Воспитатель: Пора возвращаться в детский сад.
Физминутка (Музыкально - игровая гимнастика для детей.) Автор слов Н.Ветлугина. музыка Т.Ломовой.