Конспект занятия по основа экологии в средней группе "Друзья леса"
Конспект занятия по основа экологии в средней группе "Друзья леса"
Конспект занятия по основам экологии в средней группе.
Тема занятия: «Друзья леса».
Цель и задачи: формировать интерес к жизни леса, умению вести себя в лесу; развивать у детей желание вносить посильный вклад в охрану природы, развивать кругозор; способствовать воспитанию у детей бережного отношения к природе, вызвать радость и удовлетворение от того, что сумели помочь лесу.
Оборудование и материалы: костюм зайца, письмо; берёзки, ёлки, травка, грибы, мусор (пластиковые пакеты и бутылки, бумага и др.); игрушечные лесные звери (белка); аудиозапись звуков леса, песни «Кручу педали», музыка для сказки, муз разминка; запрещающие знаки; презентация.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по основа экологии в средней группе "Друзья леса"»
Конспект открытого занятия по основам экологии в средней группе.
Тема занятия: «Друзья леса».
Цель и задачи: формировать интерес к жизни леса, умению вести себя в лесу; развивать у детей желание вносить посильный вклад в охрану природы, развивать кругозор; способствовать воспитанию у детей бережного отношения к природе, вызвать радость и удовлетворение от того, что сумели помочь лесу.
Оборудование и материалы: костюм зайца, письмо; берёзки, ёлки, травка, грибы, мусор (пластиковые пакеты и бутылки, бумага и др.); игрушечные лесные звери (белка); аудиозапись звуков леса, песни «Кручу педали», музыка для сказки, муз разминка; запрещающие знаки; презентация.
Ход занятия:
Дети входят в зал.
- Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня. Давайте поздороваемся с ними. Дети: Сәлеметсіздерме! -А теперь, ребята, встанем в круг и поприветствуем все нас окружающее. Шеңберге түрайық. Армысың қайырымды, Аспан ата! (руки поднимают к небу)
Армысың қайырымды, Жер ана! (разводят руки в стороны) Армысың шұғалалы, Алтын күн! Бәріміз күндей жарқырайық. (улыбаются друг другу) Бәріміз тату дос балайық (обнимают всех в круг)
Дети садятся на стульчики
- Ой, ребята, смотрите-ка, к нам кто-то торопится.
Звучит музыка. Вбегает зайчик. Здоровается
Зайчик: Сәлеметсіздерме!
Вам принёс сюда письмо,
От зверяток всех оно. (разворачивает письмо, читает)
Что-то с лесом приключилось,
Очень грустный он стоит.
Не поют в нём даже птицы
И печальный он на вид.
Вы зверюшкам помогите,
Лес наш милый полечите! (убегает)
- Что же нам делать, ребята?
-Надо скорее лес из беды выручать! (выслушиваются ответы и предложения детей).
-Я тоже, ребята, думаю, что лес надо из беды выручать. -А как же нам до леса добраться? Может быть на велосипедах? Садимся на велосипеды. Ставим ножки на педали, крутим их, отправляемся в путь.
Звучит песня «Кручу педали, кручу». Дети приезжают в другой конец зала, оформленный как лес.
- Вот мы и приехали в лес. Қазақша калай лес? (орман). Он и правда печальный какой-то стоит. Птички не поют, листочки на деревьях не шелестят, кузнечики не стрекочут. Что же с ним случилось, ребята, как вы думаете?
-А я кажется, поняла, что случилось с лесом. Посмотрите, ребята, что в лесу не так?
Дети: Веточка у берёзки сломана.
-Верно, ребята, это береза. Қазақша калай береза? (қайың). А как мы можем помочь березке?
Дети: Полечить берёзку.
Воспитатель с помощью детей завязывает берёзке веточку. Сразу включается запись звуков леса.
-Ребята, кажется, мы смогли помочь лесу! Что вы слышите? (ответы детей).
-Как вы думаете, можно ли ломать веточки у деревьев? Почему? (Выслушиваются ответы детей). Қазақша калай дерево? (ағаш)
Дети: Ветки у деревьев ломать нельзя, они живые им больно, и они могут погибнуть.
-Дурыс балалар! А еще деревья приносят огромную пользу человеку, украшают наши улицы и дворы, очищают воздух, выделяя кислород и усваивая углекислый газ, дают тень и прохладу в жаркий день.
-Ребята у меня есть специальный знак, который предупреждает о том, что нельзя ломать веточки на деревьях. Давайте поставим этот знак. Другие люди придут в лес, увидят его, и не будут ломать веточки деревьев. (Дети ставят знак).
-Ой, а под елочкой кто-то спрятался. Кто же это? Ребята, это белочка. Не бойся нас белка, мы друзья леса и не сделаем ничего тебе плохого. Қазақша калай белка? (шырша, тиін)
Воспитатель из-под елочки берет игрушку и ведет диалог, или выходит ребенок в костюме белочки)
Вы скажите только слово, Если вы помочь готовы, Вам «добро пожаловать» С радостью скажу, Все тропинки тайные Покажу в лесу.
-Белочка, а почему ты такая грустная? Что случилось?
Белочка: А я хочу, чтобы вы об этом узнали из сказки, которую для вас приготовил наш лес.
Жил на свете цветок колокольчик. Он был всегда весёлый, радовался, когда солнышко пригревало его голубые колокольчики, когда дождь поливал его и купал в чистых капельках, когда лёгкий ветерок сдувал с него пылинки, когда прилетали бабочки и играли с ним. Однажды, на полянку, где рос колокольчик, приехали отдыхать люди. Цветок подумал, как весело я проведу сегодняшний день, дети будут любоваться мной. Колокольчик был так горд, что он выглядит прекрасно, взглянув в капельку росы, оставшуюся на соседней травинке, как в зеркало. Он был готов к общению с людьми, как вдруг, что-то тяжелое полетело в его сторону, едва не сломав тоненький стебелёк колокольчика. Что случилось, сказал он сам себе и увидел коробку от сока, лежащую около его стебля. Цветок не мог подумать, что люди могут так плохо вести себя на природе. Прежние посетители луга никогда не сорили, убирали за собой мусор в пакет и куда-то увозили, правда куда, он не знал. Колокольчику было не понятно поведение этих людей. Загрустивший цветок подумал, неужели эти люди не видят моей красоты? Подул ветерок, колокольчик покачался, надеясь, что всё-таки его заметят и полюбуются его красотой. Но в этот момент в его сторону опять полетели пачки от чипсов и фантики от конфет. У колокольчика не оставалось никакой надежды, он загрустил и опустил свою голубую головку низко-низко, ему было тяжело дышать. Как, вдруг, самая маленькая девочка заметила голубой цветочек посреди горы мусора, подошла к нему, убрала весь мусор и позвала всех посмотреть на чудо цветок. "Как же мы его раньше не заметили?"- говорили все. На что девочка ответила: " потому что вы его мусором завалили". Колокольчик, услышав такие слова, выпрямился поднял головку и увидел, что полянка снова стала прежней, где не было никакого мусора. Он был благодарен маленькой девочке и в знак уважения кивнул ей своим колокольчиком. Все радовались, а колокольчик больше всех, ведь он даже не мог представить, чтобы могло случиться с ним не окажись той самой девочки рядом. А на следующий день в лес пришли опять туристы и забросали поляну мусором.
1. Правильно ли вели себя люди, бросая мусор на траву и цветы? Почему? 2. Правильно ли повела себя маленькая девочка? Почему? 3. Что бы могло произойти с колокольчиком, если бы его не спасла маленькая девочка
- Действительно, ребята, здесь очень много мусора. Давайте-ка с вами его уберём. (дети собирают мусор в пластиковый мешок, чтобы потом отнести его в мусорный бак. Опять звучит музыка)
-Ребята, слышите лес опять запел. -Давайте здесь тоже поставим специальный знак. Как вы думаете, о чем он предупреждает.
Дети: Он предупреждает о том, что в лесу нельзя оставлять мусор. (Дети ставят знак в лесу).
-Ребята, мы с вами собрали мусор, а теперь пришло время отдохнуть. Давайте поиграем в игру.
Звучит муз. разминка дети выполняют движения по тексту, громко звучит музыка. Пропадает музыка леса.
-Ребята, а лес опять загрустил, и птички не поют. Как вы думаете, почему так произошло?
Дать возможность детям самим догадаться, что в лесу нельзя громко кричать и громко слушать музыку. Если дети затрудняются, то помочь им наводящими вопросами. Сделать вывод о том, что в лесу нельзя шуметь. -Давайте с вами поставим ещё один знак. А о чем предупреждает этот знак?
Дети: Этот знак предупреждает о том, что в лесу нельзя шуметь. (Дети ставят знак).
Я думаю, ребята, что мы должны попросить прощения у леса за то, что мы не очень хорошо себя вели.
(Дети просят прощение. Лес молчит). -Наверное, лес сильно обиделся. Я думаю, что нам надо вспомнить все правила поведения в лесу, которые мы знаем. И тогда может опять зазвучит музыка леса. (Просмотр презентации)
(Дети читают правила поведения в лесу. Начинает звучать музыка леса)
-Ребята, как я рада лес простил нас. В лесу стало тихо, чисто и красиво. Воздух леса прозрачный и чистый. Давайте подышим свежим воздухом.
Дыхательная гимнастика.
Дети стоят скрестив руки на груди. Разводят руки в стороны, поднимают голову – вдох. Скрещивают руки на груди, опускают голову – выдох: жу-у-у – сказал крылатый жук, посижу и пожужжу.
-Лес - это многоэтажный дом для самых разных жильцов, в котором все, нужны друг другу и все друг от друга зависят, а человек приходит к ним в гости и не должен нарушать распорядок их жизни.
Белка: Спасибо вам, ребята, сегодня вы помогли нашему лесу и его жителям. Теперь вы знаете, как надо вести себя в природе, чтобы не навредить ей. За это наш лес и лесные обитатели благодарны вам. Я приготовила для вас гостинцы. Это грибочки, нашего леса.
А теперь, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Садимся на велосипеды и отправляемся в обратный путь. Вот мы и приехали. А теперь нам пора в группу.
Пришло время попрощаться
Дети прощаются с гостями. Уходят в группу.
«Этого не следует делать в лесу».
"Необычный день цветка колокольчика"
Автор: Моисеева Н. В. Обсуждение ведётся на основе вопросов: 1. Понравилась ли сказка? 2. Что в сказке понравилось больше всего? 3. Правильно ли вели себя люди, бросая мусор на траву и цветы? Почему? 4. Правильно ли повела себя маленькая девочка? Почему? 5. Кто знает, куда люди уносят мусор в пакете? 6. Как вы ведёте себя на природе? 7. Что бы могло произойти с колокольчиком, если бы его не спасла маленькая девочка? Воспитатель::" Ребята, наша сказка со счастливым концом. спасибо, что находятся люди, которые любят природу и учат любить природу других людей. Я думаю, что вы все запомнили сказку и расскажете её своим друзьям и родителям." Детям предлагается нарисовать цветок колокольчик. Художественная деятельность детей. Подведение итогов беседы проводится по вопросам: 1. Любим ли мы природу? 2. Охраняем ли природу? Как мы это делаем? 3. Как мы будем вести себя, если увидим плохое отношение к природе у других людей? Воспитатель:" Ребята, я уверена, что вы любите природу и всегда будете её охранять." Заучивание стихотворения
Не надо мусорить в лесу
Не надо мусорить в лесу, Природы портя всю красу, Должны мы срочно прекращать Леса в помойку превращать! В лесу играйте и гуляйте, Но мусор там не оставляйте- Когда лес чист, красив, опрятен, То отдых в нём вдвойне приятен! Автор: М. Крюков
Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе Тема: «Мы друзья природы»
Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.
Программные задачи:
Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе.
Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связанную речь.
Воспитательные: воспитывать радостное, заботливое отношение к пробуждающейся природе.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, загадывание загадок, наблюдения, беседы.
Материалы и оборудование: оформление зала – атрибуты весеннего леса, карточки со знаками «правила поведения в природе», СD – диск «Голоса леса».
Воспитатель:
Если деньги накопить,
Можно многое купить
Дом, одежду и завод,
Самолёт и пароход.
Ребята, есть ли что-нибудь такое, чего нельзя купить?
Дети: Солнце нельзя купить, траву... и т.д.
Воспитатель:
Но нельзя купить росу
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелёк
Родничок и тополёк.
Нельзя купить красоту, - которую дарит нам природа, она бесценна. Ни за какие деньги не купить большое красивое зелёное дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло в первый же год, прижилось и выросло. Как редко мы задумываемся над этим! На огромные букеты ломают черёмуху, а иногда ребята используют деревья вместо спортивных снарядов, лазают по ним, подтягиваются на ветках, забывая о том, что они живые.
Воспитатель: Ребята, кто знает, какую пользу приносят деревья?
Дети: Очищают воздух, украшают улицы, под деревом можно спрятаться от жары.
Воспитатель: Правильно, дети, деревья приносят огромную пользу: украшают наши улицы и дворы, очищают воздух, выделяя кислород и усваивая углекислый газ, уменьшают скорости ветров, увеличивают влажность воздуха, дают тень и прохладу, смягчая тем самым жару. Ребята, а хотите отправиться вместе со мной в весенний лес?
Дети: Да.
Воспитатель: Лес - это многоэтажный дом для самых разных жильцов, в котором все, нужны друг другу и все друг от друга зависят, а человек приходит к ним в гости и не должен нарушать распорядок их жизни.
Я приготовила знаки - это правила поведения в природе. Давайте возьмем их с собой, вдруг они нам пригодятся. В лес поедем на поезде. И нужно получить билеты, а для этого вы должны отгадать загадки о весне, ведь в лес поедем весенний.
Воспитатель загадывает каждому ребенку загадку и дает «билет».
Воспитатель: Вот теперь у вас есть билеты. Занимайте места в вагончиках. Посчитаем, кто в каком вагоне оказался (количественный счёт: первый...)
Воспитатель: Ребята, почему так тихо? Что случилось в лесу?
Воспитатель показывает макет сухого дерева берёзы.
Воспитатель: Как вы думаете, что случилось с этим деревом?
Дети: Оно заболело и может погибнуть.
Воспитатель: Ранней весной многие люди собирают берёзовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество сока и уходят. А сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса. В народе говорят: «берёза плачет кровавыми слезами». Ребята, кто знает, как нам помочь берёзе?
Дети: надо замазать ранку на стволе глиной или землёй.
Дети вместе с воспитателем замазывают ранку на стволе.
Воспитатель: Вот теперь берёзка обязательно выздоровеет. А сейчас, ребятки, давайте поставим знак, чтобы другие люди, когда придут в лес не совершали таких поступков.
Знак «Не повреждай кору деревьев!».
Воспитатель: А теперь вокруг берёзки давайте заведём хоровод «Земелюшка чернозём».
Воспитатель: Ребята, смотрите, кто это прячется за кустиками? Да это же белка! Не бойся нас, белка, мы друзья природы и не сделаем тебе плохо.
Белка:
Вы скажите только слово,
Если вы помочь готовы,
Вам «Добро пожаловать!»
С радостью скажу,
Все тропинки тайные
Покажу в лесу.
Воспитатель: Вы согласны помочь, ребята?
Дети: Да, согласны.
Белка: Я спряталась, потому что не могу бежать, лапку я поранила. А аптеки в лесу у нас нет.
Воспитатель: Белка!
Лес - это сказочное царство!
Где кругом растут лекарства!
В каждой травке, в каждой ветке,
И микстура, и таблетки,
Ну, а чем, как что лечить,
Можем тебя мы научить.
Ребята, кто из вас знает, какое растение может помочь белке вылечить лапку?
Дети: Подорожник. Надо на ранку положить чистый лист подорожника, и боль пройдёт, и скоро это место заживёт. Воспитатель: Лапку вылечить несложно, вот совет наш от души: К свежей ране осторожно Подорожник приложи.
Воспитатель вместе с детьми прикладывают лист подорожника. Белочка танцует.
Белка: Спасибо вам, ребята! Вы и правда, друзья природы - наши друзья!
Воспитатель: А теперь, давайте поиграем. Проводится игра «Слово на ладошке».
Белка: Послушайте мою историю, может вы сможете помочь лесным жителям. В нашем лесу было одно очень живописное место - родник, куда ходили на водопой звери. Он располагается в лесной глуши, и казалось, что люди сюда никогда не придут. Но вот однажды пришли туристы: развели костёр, полянка у родника сильно вытоптана, трава вырезана, они рубили деревья, не щадя лесной красоты. После обеда оставили мусор.
Все вместе подходят к роднику.
Воспитатель: Больно и обидно смотреть, что испорчено такое красивое место. Лесные родники часто бывают единственным источником воды для питья животных. Давайте все вместе наведём порядок.
Воспитатель: Дети, кто знает, как нам поступить с мусором? А какой вред наносят костры?
Дети: Земля получает ожог и на этом месте не растёт трава. Костёр надо как следует затушить.
Воспитатель: Костры без необходимости не разводят, но если без него не обойтись, используют старые кострища, чтобы не делать новый ожог земле. Место для костра не должно быть рядом с сухими деревьями.
Воспитатель: Ребята, а почему в лесу нельзя громко шуметь?
Дети: Шум и музыка сильно пугают животных. Птицы боятся подлетать к своим гнёздам, чтобы накормить птенцов. А без родителей птенцы могут погибнуть.
Воспитатель: Правильно, ребята! В лесу надо слушать дыхание леса, звуки леса и тишину.
Включается грамзапись «Голоса леса».
Воспитатель: Ребята, нет таких денег, которые могут заменить свежее дыхание леса, прозрачность голубого неба, чистые реки и озёра с зелёными берегами. Нужно не только самому бережно относиться к природе и её богатствам, но и останавливать взрослых, когда они относятся к природе потребительски, оскверняют своим бескультурьем.
Давайте и здесь оставим знаки, которые мы с собой взяли: «Не руби деревья!», «Не шуми!», «Старайся ходить по тропам тихо и осторожно!», «Не жги костры!», «Не оставляй мусор!».
Все становятся в круг и поют песню «Шире круг».
Белка: Спасибо вам, ребята, сегодня вы очень помогли нашему лесу и его жителям. Вы знаете, как вести себя в природе, чтобы не навредить ей. А теперь и знаки - правила поведения в лесу у нас появились. Я хочу угостить вас своими запасами.
Белка раздаёт детям грибы (выпечка).
Воспитатель: Ребята, пора возвращаться в детский сад. Давайте все вместе белке скажем «До свидания!».