Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Поможем Буратино"»
Занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе
Тема: «Поможем Буратино»
Цель: знакомство со звуком [С] и буквой «С». Закрепление зрительного образа буквы «С».
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
продолжать формировать понятие «согласный звук»;
учить давать характеристику звука «С»;
упражнять в звуковом анализе слогов;
упражнять в определении места звука в слове;
познакомить с буквой «С», её графическим изображением.
Коррекционно – развивающие:
развивать мелкую и общую моторику;
развивать фонематический слух и восприятие;
развивать у детей мышление и слуховое внимание;
совершенствовать навык звукового и слогового анализа и синтеза;
укреплять глазные мышцы и снимать с них напряжение.
Коррекционно – воспитательные:
воспитывать доброжелательность, отзывчивость и инициативность;
воспитывать самоконтроль за речью.
Оборудование: магнитная доска, игрушка Буратино, мячики-ёжики на каждого ребёнка, «волшебный» мешочек с мелкими игрушками, предметные картинки, картинка – символ звука «С», схема слова, фишки красного, синего и зеленого цвета, пластилин, фасоль.
Ход занятия:
Орг. момент.
Логопед приглашает детей в кабинет и предлагает начать занятие. Дети встают в круг, берутся за руки.
Тили-бом, тили-бом,
Заниматься мы начнем.
Дружно за руки возьмемся,
Все друг другу улыбнемся.
Друга слева ласково назовем.
Дети поднимают вверх левую руку, находят друга слева и по очереди называют имя, стоящего слева ласково.
Объявление темы занятия.
Логопед: - Сегодня к нам на занятие должен прийти сказочный герой, а кто это будет, догадайтесь сами. Я его имя буду называть по слогам, а вы скажете мне его полностью. Готовы? Бу-ра-ти-но.
Дети: - Буратино.
Появляется игрушка Буратино с подарочной коробочкой в руках.
Буратино: - Здравствуйте, дети.
Дети: - Здравствуй, Буратино.
Логопед: - Буратино, а что же такое у тебя в руках?
Буратино: - В этой коробочке подарки для моей подружки. У нее сегодня день рождения и я спешу к ней в гости. Хотите посмотреть, что у меня в коробочке?
Буратино достает из коробочки картинки и вешает их на магнитную доску.
Мне кажется, что у всех этих слов есть что-то общее.
Дети: - Все они начинаются на звук «С».
Логопед: - Буратино, почему ты подобрал такие подарки?
Буратино: - Все очень просто. Мою подружку зовут Соня и ее любимый звук «С», поэтому и названия подарков, которые я хочу ей подарить, начинаются на звук «С».
Игра «Волшебный мешочек»
Логопед: - Мы бы тоже хотели сделать подарки твоей подружке Соне.
Дети по очереди достают из мешочка игрушки и определяют, можно ли их подарить Соне (начинаются они на звук «С» или нет).
Характеристика звука «С».
Логопед: - Ты очень интересно придумал. Думаю, что твоя подружка будет очень рада. А ты знаешь, какой это звук? Наши дети умеют давать характеристику звука. Дети, посмотрите, где мы можем услышать звук «С»? Логопед показывает картинку – символ звука (папа поливает огород и из шланга льется вода: сссссссс….). Определим, какой это звук. Произнесите его. Посмотрите в зеркало. Что вы увидели? Можно этот звук петь? Может ли песенка свободно тянуться? (Нет, во рту есть преграда: зубки и язычок. Значит, этот звук согласный.) Верно. Фишкой какого цвета мы будем его обозначать? (Синей фишкой.)
Звук «С» твердый или мягкий? (Твёрдый). Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук, какой он? (Горлышко спит, звук глухой). Верно. Еще раз повторим характеристику звука. Звук «С» - согласный, твёрдый, глухой.
Буратино: - Здорово. Я запомню, что звук «С» - гласный, мягкий, звонкий, обозначаем фишкой красного цвета. Правильно?
Логопед:- Нет, глупенький Буратино. Напомните, дети, Буратино какой звук «С».
Дети: - Звук «С» - согласный, твёрдый, глухой.
Буратино: - Какие вы умненькие ребятки. Значит, я не зря к вам попал. Вообще то, я пришел к вам за помощью, мне хотелось Соне подарить букву «С», но не знаю, как она выглядит и как ее сделать. Вы мне поможете?
Игра «Поймай звук С»
Логопед: - Конечно, поможем, но сначала поиграй с нами. Мы с ребятами любим ловить звуки. Сегодня мы будем ловить звук «С». Приготовьте ладошки, слушайте внимательно. Я закрою свои губы экраном, чтобы они вам не подсказывали.
А, у, с, и, ы, о, с, п, м, р, с, д, т, ш, ж, с.
Ам, ас, он, ох, ос, му, лу, су, до, ты, сы.
Дом, оса, мак, рак, сок, коса, лук, кот, мост.
Логопед произносит звуки, слоги, слова, а дети хлопают, когда слышат звук «С».
Игра «Восстанови слово» - с мячом.
Логопед: - Молодцы! Вы так громко хлопали, что звук «С» вылетел из многих слов. Восстановите эти слова.
Грозим пальцем правой руки, затем пальцами левой руки.
Надо на носочки встать.
Встать на цыпочки, тянуться руками вверх.
Игра «Где спрятался звук?»
Логопед: - А ты знаешь, Буратино, что звуки могут играть с нами в прятки. Дети, где могут прятаться звуки?
Дети: - В начале, в середине и в конце слов.
Логопед выдаёт детям схему слова, показывает картинку, а дети определяют место звука «С» в слове и накладывают фишку на схему (начало слова, середина или конец).
Игра «Третий лишний»
Логопед: - Пока мы с вами искали, где же спрятался звук «С», Буратино навёл порядок у себя в шкафу с игрушками. Посмотрим, нет ли чего-то лишнего на полках.
Логопед вывешивает на доску «полочку» с картинками, а дети определяют, какая игрушка лишняя, обращая внимание на место звука «С» в слове и на количество звуков «С».
Гимнастика для глаз.
Логопед: - Какие внимательные глазки у наших ребят! Но, глазки могут уставать. Чтобы они отдохнули, надо сделать гимнастику для глаз. Помогут нам ее сделать ваш пальчик. Приготовьте указательный палец и смотрите глазами на него, а голова, как будто заморожена, не должна двигаться.
Посмотрите далеко.
Дети вытягивают руку вперёд, смотрят на кончик пальца.
Посмотрите близко.
Подносят палец к носу.
Посмотрите высоко.
Поднимают руку вверх.
Посмотрите низко.
Опускают руку вниз.
Руку в сторону веду.
Отводят руку вправо.
А затем в другую.
Отводят руку влево.
А потом огромный круг я глазами нарисую.
Пальчиком рисуют круг, а глазами следят за пальцем.
Затем зажмуривают глаза и часто ими моргают.
Знакомство с буквой «С».
Логопед: - Как весело мы поиграли с Буратино. Но мы совсем забыли, что обещали ему помочь сделать букву «С». Посмотри, Буратино, как выглядит буква, обозначающая звук «С». Подумайте, на что похожа буква «С»? Ответы детей. Про нее написали стишок:
«С» - от бублика кусок,
Кто-то съел в нем правый бок.
Логопед: - Посмотри, Буратино, мы с ребятами можем букву «С» сделать из пальчиков. Указательный и большой пальцы левой руки образуют полуовал.
Логопед:- А теперь я предлагаю вам сделать для Буратино букву «С» из пластилина. Но сначала нам надо подготовить наши пальчики к работе. Возьмите наши мячики-ёжики.
Пальчиковая гимнастика «Я мячом круги катаю…».
Я мячом круги катаю,
Катать мячик-ёжик между ладошками.
Взад, вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
Катать мяч между ладошками вперёд-назад.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Сжимать мячик сначала правой рукой, затем левой.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
Нажимать на мячик сначала пальцами правой руки, затем левой.
А теперь последний трюк,
Мяч летает между рук.
Подкинуть мяч между рук.
13. Лепка буквы «С»
Логопед выдает детям кусочки пластилина красного и синего цвета. Предлагает выбрать, какого цвета будет буква «С». Дети вспоминают, что она обозначает согласный звук, и выбирают синий пластилин.
Дети лепят букву «С» из пластилина и украшают ее фасолью. Затем проводят пальцами по букве, запоминая ее образ и правильное написание.
14. Итог занятия
Логопед: - Дети, Буратино благодарит вас за помощь. Ему пора уходить. Он спешит на день рождения к своей подружке. Да и наше занятие подошло к концу. Дети, с каким звуком мы играли сегодня на занятии? Какой это звук? Почему он согласный? Почему он глухой?