- просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонационную выразительность);
- речевое дыхание.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно. - Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
- Воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.
Методические приёмы: Музыкальное сопровождение. Словесный (вопросы, объяснение). Наглядный (картинки, показ артикуляции). Игровой (Д/и «Собери картинку», «Твердый-мягкий», «Покажи, где живет звук». Практический (упражнения). Наблюдение за работой детей, советы.
Оборудование:
Демонстрационный материал: музыка из м/ф «Маша и медведь»: «Про следы»; игрушки- герои мультсериала Маша и Миша; символы звуков М –Мь; предметные картинки в названии которых есть звуки [М], [ М’]; демонстрационная буква М; картинки «на что похожа буква М»; таблица «Характеристика звуков»
Раздаточный материал: фишки для звукового анализа; разрезные картинки на звук М; «домики»-схемы для определения позиции звука в слове; счетные палочки, простые карандаши, тетради; альбомы упражнений О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно»; фишки-смайлики для рефлексии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонационную выразительность);
- речевое дыхание.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно. - Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
- Воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.
Методические приёмы: Музыкальное сопровождение. Словесный (вопросы, объяснение). Наглядный (картинки, показ артикуляции). Игровой (Д/и «Собери картинку», «Твердый-мягкий», «Покажи, где живет звук». Практический (упражнения). Наблюдение за работой детей, советы.
Оборудование:
Демонстрационный материал: музыка из м/ф «Маша и медведь»: «Про следы»; игрушки- герои мультсериала Маша и Миша; символы звуков М –Мь; предметные картинки в названии которых есть звуки [М], [ М’]; демонстрационная буква М; картинки «на что похожа буква М»; таблица «Характеристика звуков»
Раздаточный материал: фишки для звукового анализа; разрезные картинки на звук М; «домики»-схемы для определения позиции звука в слове; счетные палочки, простые карандаши, тетради; альбомы упражнений О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно»; фишки-смайлики для рефлексии.
Ход деятельности:
Организационный момент. - Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (дети здороваются) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (улыбаются гостям) - Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте. - Посмотрите на меня, давайте настроимся на занятие.
Психологический настрой. Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо идти с друзьями? (шагают) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо там, где наш дом? (изображают дом) Хорошо! (хлопают в ладоши)
II. Сообщение цели занятия
- Ребята сегодня на занятии нам будут помогать два сказочных персонажа из вашего любимого мультфильма. Послушайте песенку и попробуйте догадаться кто это.
-Кто же наши помощники? (Маша и Миша из м\ф «Маша и медведь»)
-Скажите, какой первый звук в имени Маша? (М). Миша? (Мь)
-Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками М-Мь. Проходите за столы.
III.Характеристика звуков «М», «Мь» по артикуляционным и акустическим признакам.
- Посмотрите в зеркало, и произнесите звук М. Губы сжаты вместе, они не пускают воздух. Но он нашел путь: воздух идет через нос. Когда говорим звук М, нос сердится, “гудит”, и губы “гудят”. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами. Дети дают характеристику звуков «М», «Мь» опираясь на вопросы логопеда и таблицу «Характеристика звуков»: - Звук «М» - согласный или гласный? Почему? (Согласный есть преграда – губы) - Звук «М» - звонкий или глухой? Почему? (Звонкий – есть голос) - Звук «М» - твердый или мягкий? (Твердый) - Какого цвета «рубашка» звука «М»? (Синяя) - Звук «Мь» - согласный или гласный? Почему? (Согласный) - Звук «Мь» - звонкий или глухой? Почему? (Звонкий) - Звук «Мь» - твердый или мягкий? (Мягкий) - Какого цвета «рубашка» звука «Мь»? (Зеленая)
Логопед на доску выставляет символы звуков М-Мь ( звуковые человечки)
IV. Работа по развитию фонематического слуха. Игра «Поймай звук М»
- Поиграем со звуком «М».Я буду называть слоги и слова, если в слове есть звук «М» вы должны его поймать в ладошки. МА – МЫ- НО- ЛО- МУ- АМ-УМ-ОН-УН Мак – дом- сон—майка- стол- мох- пар- …
V. Дифференциация звуков М-Мь на слух (с использованием сигнальных карточек). Игра «Твердый – мягкий»
-Ребята, напомните, какого цвета рабашку носит твердый звук М (синюю), а мягкий Мь? (зеленую). У вас на столах лежат «рубашки « звуков М и Мь, возьмите их. Сейчас мы поиграем в игру «Твердый –мягкий».
Задание: Я буду называть слова, а вы внимательно слушаете, какой звук в слове М или Мь и показываете соответствующую «рубашку» - карточку. Месяц, мыло, миска, мир, мак, сом, ком, мюсли..
VI. Определение места звука в слове. Игра «Где живет звук»
-Мы с вами знаем, что звук может стоять в начале, середине или конце слова. Предлагаю вам поиграть в игру «Где живет звук М?».
-Положите перед собой домики для определения места звука в слове. Покажите, где начало слова, конец, середина.
- Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте, где находится звук М или Мь .
Мост, дом, гном, сумка, матрешка, миска, семь. (Логопед называет слова. Дети работают со схемами и фишками).
VII. Самостоятельная дифференциация звуков М-Мь. Игра «Паровозики»
-Ребята, Маша и Миша картинки к занятию везли на паровозиках. Как вы думаете, чей синий паровозик? (Машин) , а зеленый (Мишин). Но по дороге некоторые вагончики отцепились. Давайте поможем Маше и Мише правильно составить паровозики .
Задание: Внимательно посмотрите на свою картинку, определите – какой звук слышится в слове «М» или «Мь». Вагончики со словами с твердым звуком «М» прикрепите к паровозику Маши, с мягким «Мь» – Мише.
(Дети выходят из-за столов, находят вагончики и прикрепляют к паровозикам.)
- Давайте проверим, все ли правильно мы сделали. Машин паровозик везет вагончики со словами –мак, моряк, мышь, майка, муравей, муха, малина. А Мишин паровозик везет картинки – миска, медуза, мяч, мясо, мешок, мед, мельница.
Все верно. Молодцы!
VIII. Физ. минутка. Игра «Раз, два, три, домик свой найди»
- Ребята, Маша еще маленькая и пока не ходит в школу. Они с Мишей готовятся к школе, также как вы изучают звуки и буквы. И сегодня они предлагают вам поиграть в одну интересную игру «Раз, два, три, домик свой найди». Посмотрите, на полу лежат обручи синего и красного цвета. В синем обруче живут согласные звуки, в красном – гласные.
Задание: Под музыку вы бегаете вокруг «домиков». Как только музыка закончилась, нужно остановиться и внимательно послушать, какой звук я назову. Если гласный, все занимают красные домики, согласный – синие.
IX. «Сюрприз от Маши и Миши». Деление слов на слоги. Составление предложений по картинке.
- Посмотрите, ребята, у Маши в руках корзинка с конвертами. Пока мы играли, Маша с Мишей приготовили для вас небольшие сюрпризики. В конвертах находятся разрезные картинки. Берите конверты, проходите за столы и попробуйте собрать картинки.
(Дети собирают разрезные картинки)
- Назовите, что изображено на ваших картинках. (матрешка, мост, мышка, мяч, мед, машина, миска, морковь)
- Слушаем задание: На картинку посмотри и слово на слоги раздели. (Дети делят слова на слоги. Логопед по очереди опрашивает всех детей).
- А теперь каждый по своей картинке составьте предложения. Но прежде давайте вспомним, что мы знаем о предложении:
-предложение нам о чем-то или о ком-то сообщает; - предложение состоит из слов; - каждое слово пишется отдельно; -первое слово в предложении пишем с большой буквы; - в конце предложения ставим точку.
- Зарина, какое предложение ты составила? Сколько слов в твоем предложении? ( Логопед опрашивает всех детей)
- Запишем схему предложения. Дима сделает запись на доске, а остальные ребята в тетрадях.
X. Звуковой анализ слов «Маша», «Миша»
- Ребята, вам понравились сюрпризы от Маши и Миши? (Да)
- Давайте и мы сделаем им сюрприз. Только вот какой? (Выслушиваются предложения детей: нарисовать картинку, сделать подарок). Интересные предложения, все это мы сможем сделать после занятия. А сейчас давайте выложим имена Маши и Миши из звуков, сделаем звуковой анализ этих слов. Думаю, что Маша и Миша очень удивятся.
-Радмир, назови 1-й звук в слове Маша. (М). Расскажи о нем, дай его характеристику. (Звук «М»- согласный, звонкий, твердый, носит синюю «рубашку».
-Иветта, какой второй звук мы слышим в этом слове? (Звук «А»- гласный, носит красную «рубашку»). - Максим, назови следующий звук в слове Маша. (Звук «Ш» - согласный, глухой, твердый, обозначаем синим цветом) - И последний звук выделит Айна. (Звук «А» -гласный, обозначаем красным цветом). (Один ребенок работает у доски с демонстрационным материалом, остальные за столами с раздаточным) - Сколько всего звуков в слове «МАША»? (4) - Сколько гласных звуков? (2) -Назовите 1-й звук в слове (М), последний (А). (Аналогично проводится анализ слова «МИША») -Ребята, посмотрите, чем отличаются звуковые схемы слов «МАША» и «МИША»? (Первый звук в слове «МАША» твердый согласный, а в слове «МИША» -мягкий согласный). - Молодцы, Маше и Мише очень понравилась ваша работа.
XI. Знакомство с буквой М.
- Ребята, у каждого звука есть своя буква. Скажите, а чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим, а буквы видим, читаем, пишем).
- Правильно, звуки мы слышим, а увидеть их нам помогают буквы. Звуки «М» и «Мь» мы будем обозначать буквой М. (На доске демонстрационная буква М).
- Посмотрите на нее. На что она похожа? (Рассматривание демонстрационных картинок «На что похожа буква М» - на горы, на горбы верблюда, на молнию, на качели).
Взявшись за руки, мы встали. И на «М» похожи стали.
Вот качели – буква «М», Здесь качаться можно всем.
Палочка и палочка, Межу ними галочка. И понятно сразу всем, Получилась буква «М»!
- Из каких элементов состоит буква М? (из 4-х палочек).
- Напишите букву М в воздухе.
- Выложите букву М из счетных палочек.
- Откройте тетради и напишите одну строчку букву М .
XII. Итог занятия. - О каких звуках мы сегодня говорили? («М» и «Мь») - Какие это звуки? (согласные, звонкие) - Какие задания были интересными, и понравились вам больше? - Что вызвало трудности? - Маша и Миша, очень рады, что присутствовали на нашем занятии. Они узнали от вас много нового и интересного. Вам от них в подарок раскраски!
Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Молодцы!
XIII. Рефлексия. - Ребята, в корзине у Медведя лежат смайлики, но они разные. - Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть) - Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.